Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 07:23, курсовая работа
Слово конфликт происходит от латинского глагола, который в переводе на русский означает противостоять, противоборствовать. Как и у многих понятий, в теории управления, у конфликта имеется множество определений. В психологии под конфликтом понимают "столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия". В связи с этим можно дать определение конфликту как одной из форм человеческого взаимодействия, в основе, которой лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками из разрешения на фоне проявления эмоций.
Введение……………………………………………………………..…………….……….3
1 Конфликт. Понимание конфликта……………………………………………..……..….4
1.1 Подходы в понимании конфликта………………………………………………..4
1.2 Структура конфликта…………………………………………………………...…6
1.3 Динамика конфликта………………………………………………………………9
1.4 Виды конфликтов……………………………………………………...…………10
1.1.1 Внутриличностные конфликты……………………….…………….…….10
1.1.2. Межличностные …………………………………..………………………13
1.1.3 Групповые конфликты…………………………………………………….16
2 Стратегии и тактики поведения личности в конфликте……………………………...18
2.1 Исследование конфликтного поведения………………………………………..18
2.2 Типовые стратегии и тактики поведения личности в конфликте…………….21
2.3 Стратегии конфликтного поведения в профессиональной сфере…………….30
Заключение…………………………………………………………………..……………37
Список использованных источников…………………………………………….……..39
Тактические действия «Акулы»:
а) жестко контролирует действия противника и его источники информации;
б)
постоянно и преднамеренно
в) использует обман, хитрость, пытаясь завладеть положением;
г) провоцирует противника на непродуманные шаги и ошибки;
д) выражает нежелание вступать в диалог, так как уверен в своей правоте, и эта уверенность переходит в самоуверенность.
При столкновении с таким типом поведения в конфликте нужно помнить, что «Акула» боится, когда о ней собирается информация, и старается перекрыть все информационные источники о себе, а также не хочет и боится открытого обсуждения проблемы конфликта, так как она ее не интересует, для нее важна лишь своя позиция. Вступая в конфликтный процесс, она предпочитает, чтобы другие избегали или улаживали конфликты.
Качества личности:
а) властность, авторитарность;
б) нетерпение к разногласиям и инакомыслию;
в) ориентировка на сохранение того, что есть;
г) боязнь нововведений, неоднозначных решений;
д) боязнь критики своего стиля поведения;
е) использование своего положения с цепью достижения власти;
ж) игнорирование коллективных мнений и оценок в принятии решений в критических ситуациях.
Уклонение – «Черепаха». Эту стратегию поведения можно сравнить с поведением черепахи, которая в момент опасности прячется в свои панцирь. Тактический девиз «Черепахи» – «Оставьте мне немножко и не трогайте меня». Это пассивно-страдательная установка жертвы, втянутой в конфликт обстоятельствами. Позиция жертвы привлекательна в силу определенных компенсационных факторов: жертва получает значительную поддержку со стороны; ей обильно сочувствуют; ей не нужно пытаться самой разрешить проблему. За кажущейся беспомощностью может скрываться ощущение того, что проблема становится более желательной и приятной, чем риск и трудности, связанные с ее разрешением. Если жертве грозят насилие или ощутимые потери, она может оценить риск, связанный с изменением ее ситуации, как неприемлемо высокий. Трагедия этой роли и неспособность выйти из нее лежит в глубоко укоренившейся установке на беспомощность и неспособность изменить обстановку. Чем вызваны эти установки? Жертвы учатся, как быть жертвами, у других жертв. Родители учат этому своих детей; авторитарные родители, учителя, руководители и социальные системы запугивают людей, заставляя их принять роль жертв. В некоторых случаях чрезмерно осторожные привычки постепенно приводят людей к роли жертвы, так как люди отказываются идти на изменение ситуации или самих себя, хотя при соответствующем подходе они могли бы вызвать положительные перемены сравнительно легко [ 20 cт. 30].
Стратегия поведения «Черепами» может быть, тем не менее, вполне разумным шагом, если конфликт не затрагивает прямых интересов человека или вовлеченность в него не отражается на его развитии. Такой шаг может быть также полезен, если он привлекает внимание к запущенной проблеме.
С другой стороны, такое поведение может толкнуть противника на завышение требований или ответный уход вместо принятия участия в совместном поиске решений, может также привести к непомерному росту проблемы. Нередко уклонение от конфликта сознательно или бессознательно применяется в качестве наказания, чтобы заставить другую сторону изменить свое отношение к конфликту.
Стратегия поведения «Черепахи» приводит к тому, что загоняются внутрь истинные причины и конфликт остается, он как бы смещается в другую плоскость, становится глубже и сложнее.
Неразрешенный конфликт опасен тем, что воздействует на подсознание и проявляется в нарастании сопротивления в самых различных областях, вплоть до заболеваний.
Тактические действия «Черепахи»:
а) отказывается вступать в диалог, применяя тактику демонстративного ухода;
б)избегает применения силовых приемов;
в) игнорирует всю информацию от противника, не доверяет фактам и не собирает их;
г) отрицает серьезность и остроту конфликта;
д) систематически медлит в принятии решений, всегда опаздывает, так как боится делать ответный ход. Это ситуация упущенных возможностей.
Качества личности:
а) застенчивость в общении с людьми;
б) нетерпение к критике - принятие ее как атаки на себя лично;
в) нерешительность в критических ситуациях, действует по принципу: «Авось обойдется»;
г) неумение предотвратить хаос и беспредметность в беседе [20 cт. 33].
Компромисс – «Лиса». Для этой стратегии характерен тип поведения лисы, в котором сочетаются осторожность и хитрость. «Лиса» действует по принципу: «Я уступлю немного, если вы тоже готовы уступить». Взвешенность, сбалансированность и осторожность – основная установка этого типа поведения. Для данной стратегии одинаково значимы и личные цепи и взаимоотношения. Стремление в любом случае идти на нормализацию отношений является слабым местом этой стратегии в конфликте с «Акулой». Стратегия компромисса не предполагает анализа объема информации, «Лиса» терпит обмен мнениями, но чувствует себя неловко, т.к. у нее нет своей позиции, ее поведение зависит от уступок с другой стороны. Компромисс требует определенных навыков в ведении переговоров, чтобы каждый участник чего-то добился. Такое решение проблемы подразумевает, что делится какая-то конечная величина, и что в процессе ее раздела нужды всех участников не могут быть удовлетворены полностью. Тем не менее, раздел поровну нередко воспринимается как самое справедливое решение и, если стороны не могут увеличить размер делимой вещи, равноправное пользование имеющимися благами – уже достижение. Недостатки стратегии компромисса в том, что одна сторона может, например, увеличить свои претензии, чтобы потом показаться великодушной, или сдать свои позиции намного раньше другой. В таких случаях ни одна из сторон не будет придерживаться решения, которое не удовлетворяет их нужд. Если компромисс был достигнут без тщательного анализа других возможных вариантов решения, он может быть не самым оптимальным способом разрешения конфликта.
Тактические действия «Лисы»:
а) торгуется, любит людей, которые умеют торговаться;
б) использует обман, лесть для подчеркивания не очень выраженных качеств у противника;
в) ориентирована на равенство в дележе, действует по принципу: «Всем сестрам – по серьгам».
Качества личности:
а) предельная осторожность в оценке, критике, обвинениях в сочетании с открытостью. Такие качества являются, несомненно, элементом высокой культуры личности;
б)
настороженное отношение к
в) ожидание мягких формулировок, красивых слов;
г) желание убедить людей не выражать свои мысли слишком резко и открыто [20 cт. 36].
Улаживание
– «Плюшевый мишка». Для наглядности
этой стратегии поведения в
Основной принцип поведения: «Все, что Вы хотите – только давайте жить дружно». Это установка на доброжелательность за счет собственных потерь, так называемая «игра в прятки», но, конечно, до определенного предела, так как инстинкт самосохранения сильно развит у всех людей. Часто такой стратегии придерживаются альтруисты, иногда внешне, а иногда по убеждению. Здесь важно соотношение сип противников. Если соотношение сип не в его пользу и дальнейшая борьба не имеет смысла, то происходит переориентация на установку, девиз которой: «Сдаюсь на милость победителя».
Стратегия
улаживания может быть разумным шагом,
если конфронтация по поводу незначительных
разногласий может вносить
Бывают и такие случаи, когда нужно сохранить добрые отношения. Конфликты иногда сами разрешаются только за счет того, что мы продолжаем поддерживать дружеские отношения.
В случае же серьезного конфликта стратегия поведения «Плюшевого мишки» приводит к тому, что не затрагиваются главные спорные вопросы и конфликт остается неразрешенным.
Тактические действия «Плюшевого Мишки»:
а) постоянное соглашательство с требованиями противника, т.е. делает максимальные уступки;
б) постоянная демонстрация непритязания на победу или серьезное сопротивление;
в) потакает противнику, льстит.
Качества личности:
а) бесхребетность – отсутствие собственного мнения в сложных ситуациях;
в) желание всем угодить, никого не обидеть, чтобы не было раздоров и столкновений;
г) идет на поводу у лидеров неформальных групп, его поведением часто манипулируют;
д)
преобладает тенденция
Сотрудничество – «Сова». Этой стратегии поведения в конфликте можно условно дать название птицы, которой люди издавна приписывали такие качества, как мудрость и здравый смысл. «Сова» открыто признает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию и предлагает пути выхода из конфликта. От противника ожидает ответного сотрудничества. Основной принцип данной стратегии: «Давайте оставим взаимные обиды, я предпочитаю… А Вы?». Стратегия сотрудничества направлена на конструктивное разрешение конфликта, то есть на работу с проблемой, а не с конфликтом.
«Сова» не принимает тактики избегания, так как уважает партнера, она не эксплуатирует слабости «Черепахи» и «Плюшевого медвежонка», потому что стремится к диалогу в решении проблемы. По отношению к «Акуле» она тоже ведет себя честно, противопоставляет ей мирные средства и здравый смысл. «Сове» свойственна установка на прекращение конфликта ввиду его эскалации, в случае необходимости она склонна к переговорному процессу, где всегда имеет веер предложений-альтернатив.
При
использовании стратегии
Партнеры признают свой конфликт, подчеркивая общую основу для взаимодействия, которой может стать даже одно желание вместе найти выход из создавшейся ситуации. Они не занимаются взаимной перепалкой и обвинениями – в интересах дела эмоции отбрасываются. В ходе поиска совместных решений партнеры могут интересоваться историей возникновения конфликта, но это не является самоцелью. Они трезво оценивают свои возможности и поэтому склонны к посредничеству, а в случае необходимости – к переговорному процессу.
Тактические действия «Совы»:
а) собирает информацию о конфликте, о сути проблемы, о противнике;
б) ведет подсчет своих ресурсов и ресурсов противника для выработки альтернативных предложений;
в) обсуждает конфликт открыто, не боится разногласий, старается опредметить конфликт;
г) если противник предлагает что-то здравое, разумное, то это принимается.
Качества личности:
а) в любом конфликте направлен на решение проблемы, а не на обвинение личности;
б) положительно относится к новациям, переменам;
в) умеет критиковать, не оскорбляя личности, как говорят, «по делу», опираясь на факты;
г) использует свои способности для достижения влияния на людей [21 cт. 25].
2.3
Стратегии конфликтного
В
любом конфликте каждый участник
оценивает и соотносит свои интересы
и интересы соперника, задавая себе
вопросы: что я выиграю, что я
потеряю, какое значение имеет предмет
спора для соперника. На основе такого
анализа он сознательно выбирает
ту или иную стратегию поведения
(уход, принуждение, компромисс, уступка
или сотрудничество). Часто отражение
этих интересов происходит неосознанно,
и тогда поведение в
Особое
место в оценке моделей и стратегий
поведения личности в конфликте
занимает ценность для нее межличностных
отношений с противоборствующей
стороной. Если для одного из соперников
межличностные отношения с
Принуждение (борьба, соперничество). Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника — как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.
Информация о работе Стратегии и тактики поведения личности в конфликте