Условия эффективного разговора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:30, реферат

Описание

Беседы — это способ межличностной коммуникации и основа хороших межличностных отношений. Когда беседа идет хорошо, она информативна, стимулирует мышление и часто доставляет удовольствие. Понимая, как протекает разговор, и извлекая пользу из его динамики, мы можем научиться лучше вести беседы. Рассмотрим навыки эффективного ведения беседы.

Содержание

Введение
1. Поведение собеседников и эмоциональная окраска речи
2. Характеристики культуры речи
3. Содержание речи

Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 54.00 Кб (Скачать документ)


 

 

 

Кафедра: русского языка

 

 

Реферат по русскому языку

 

Тема: Условия эффективного разговора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011 год

 

Оглавление

 

Введение

1. Поведение собеседников и эмоциональная окраска речи

2. Характеристики культуры речи

3. Содержание речи

 

Заключение

Литература

 


Введение

 

Беседы — это способ межличностной коммуникации и основа хороших межличностных отношений. Когда беседа идет хорошо, она информативна, стимулирует мышление и часто доставляет удовольствие. Понимая, как протекает разговор, и извлекая пользу из его динамики, мы можем научиться лучше вести беседы. Рассмотрим навыки эффективного ведения беседы.


Поведение собеседников и эмоциональная окраска речи

 

Требования к поведению собеседников связаны с представлениями о вежливости и уважении. Некоторые из них можно сформулировать в определенных правилах для слушающего и говорящего.

Для слушающего собеседника - рекомендуется принимать любую речь и отдавать ей предпочтение перед любым действием, т.е. всегда быть готовым к приему речи. Если человек занят своим делом, то ему рекомендуется оставить свое занятие, выслушать обращенную к нему речь и постараться понять сказанное. Если в тот момент, когда к нему обращена чья-то речь, человек сам говорит, то правильнее будет замолчать и выслушать, чем продолжать говорить. То есть основные правила:

а) отдавать предпочтение беседе перед неречевым занятием

б) выслушиванию собеседника перед своей речью.

Для говорящего – запрещено наносить ущерб слушающему собеседнику содержанием или формой высказывания. Для этого следует быть осторожным и предвидеть возможность такого ущерба. Для создания позитивной атмосферы общения большую роль играют существующие у собеседников установки: доброжелательность, терпеливость, готовность к сотрудничеству, внимательность и уважение к собеседнику. Таким образом, любая форма проявления вежливости связана с тем, что на какой-то момент времени свои интересы и потребности отходят на второй план, а предпочтение отдается интересам и потребностям собеседника, т.е. вежливое поведение – это всегда поведение в интересах собеседника. В этом плане в деловом поведении для подчиненного совпадают норма субординации и норма вежливости, и невежливое поведение разрушает также и систему отношений подчинения. При построении поведения со старшими по статусу (руководителями, преподавателями) не следует: опровергать критику со стороны начальника, повышать голос, стремиться во что бы то ни стало доказать свою правоту, стремиться – доказать начальнику, что он ошибается, ставить начальника в неловкое положение.

Характеристики культуры речи

Культура речи – совокупность и система ее коммуникативных качеств: богатство (разнообразие) словаря; чистота речи, отсутствие слов- паразитов, слов-сорняков, не несущих смысловой нагрузки, ненормативной лексики, так как это затрудняет восприятие речи, отвлекает внимание от содержания, раздражает собеседника; выразительность ; точность, ясность и понятность; правильность. Следует заботиться о доступности речи, использовать разнообразные речевые средства: сравнения, примеры. Коммуникативный процесс эффективен, когда в речи заложены определенные коммуникативные качества, такие как: правильность, точность, чистота, логичность, богатство и разнообразие средств, выразительность, уместность и др. Они обеспечивают целесообразность функционирования языка в коммуникативном процессе. Целесообразность – это способность речевой культуры высказывания обеспечить достижение коммуникативных целей.

Правильность – соответствие речи актуальным литературным нормам. Правильность как структурное качество речи обеспечивает его функциональные качества: без правильности не может быть логичности, функциональности, точности.

Точность – это адекватность содержания речи планируемой информации. Причиной неточности речи является неправильное соотнесение языковой единицы с обозначаемым ею предметом или понятием, а также  нарушение норм лексической сочетаемости слов, находящихся в системных отношениях. Использование многозначных слов также может привести к неточности, двусмысленности. Еще одна причина неточности речи – трансформация фразеологизмов.

Чистота – коммуникативное качество, связанное с нормами употребления языковых средств, ограниченных в каком-либо отношении: стилистически; территориально; в силу исторического бытования (историзмы, архаизмы, неологизмы); социально-ограниченные (профессионализмы, просторечия, жаргоны). В теории культуры речи выдвигается ряд требований:

                  лексико-семантическая правильность, т.е. соответствие значения ограниченного слова обозначаемому предмету, соответствие норм лексической и семантической сочетаемости;

                  четкое определение слов, если они непонятны широкому кругу людей;

                  умеренность и целесообразность использования.

Чистоту речи можно рассматривать и как ситуативное качество, т.е. в каждой ситуации, в каждом определенном стиле имеются свои средства, которыми мы пользуемся  для достижения чистоты речи.

Богатство и разнообразие языковых средств – качество, имеющее различную степень проявления в разных стилях. Например, в официально-деловом стиле языковое разнообразие сводится к минимуму, а для художественной литературы, беллетристики – это необходимое, важнейшее качество.Разнообразие средств предполагает оптимальное использование возможностей синонимии и вариантности языка.Выразительность речи предполагает наличие в тексте специальных выразительных средств, таких как тропы, фигуры, стилистически окрашенная лексика. В широком смысле выразительность – это способность текста поддержать внимание и интерес адресата к содержанию и форме данного текста. Выразительным может быть любой текст: научный,  деловой и др.

Уместность – это регулятор степени проявления всех остальных коммуникативных качеств. Качество уместности исследователи рассматривают в разных аспектах:

1) ситуативная уместность – уместность по отношению к предмету речи, к цели высказывания (информация, общение или воздействие), к конкретным целям и намерениям говорящего (склонить к своему мнению, что-либо доказать, выразить солидарность и т.д.);

2) личностно-психологическая уместность – учет подготовленности адресата к восприятию информации. Здесь важную роль могут играть различные характеристики, в том числе такие как пол (большинство женщин более эмоциональны по сравнению с мужчинами) и возраст (к примеру, если вы расскажите  ребенку, что храните деньги в банке,  он, скорее всего, представит себе банку-емкость, а не банк-учреждение).Исследователи русского языка (Д.Э. Розенталь, В.Г. Костомаров, Л.М.Майданова) рассматривают также другие коммуникативные качества речи: краткость (лаконичность), благозвучие, ясность (понятность), популярность, доступность (простота) и другие.

При изучении речевого  взаимодействия принято выделять два вида общения:

а)межличностное общение;

б)социально ориентированное  общение.

Речь в межличностном взаимодействии – это разговорная речь. Для нее характерны неподготовленность и непринужденность. Говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно, времени на обдумывание фразы почти нет. С этим  связаны такие особенности речи, как меньшая лексическая точность, свобода словоупотребления, наличие речевых  ошибок и заполнителей пауз. Непосредственное участие говорящих в речевом акте усиливает эмоциональную окраску   речи, в ней проявляются  личностные особенности собеседников, их отношение  друг к другу и к предмету разговора.

Содержание речи

Речь считается содержательной, если она имеет внутренний смысл. Не случайно

уже в древнерусском языке одно из значений слова смысл было «разум, рассудок, ум». В таком значении оно ос­тавалось известным и в XIX в. Вспомним строчки из «Руслана и Людмилы» А. С. Пушкина: «Руслан томился молчаливо, и смысл и память потерял». Таким образом, содержательность речи зависит от степени умственного развития говорящих, от их интеллекта. Это подтверждает и пословица «Красно поле пшеном, а беседа умом».

Содержательные лекции, выступления, романы, статьи доставля­ют человеку

наслаждение, приносят радость, обогащают новыми зна­ниями, недаром народ

говорит: «Хорошую речь хорошо и слушать», «В чужой беседе всяк ума

наберется». Пословицы имеют в виду не пустословие, а содержательный, умный

разговор. Отсюда предупреждение, определяющее отношение к слову, речи, языку: «Когда говоришь — думай», «Слово не зря молвится», «Не бросай слов на ветер», «Не следует слова тратить попусту», «Коня на вожжах не удержишь, а слова с языка не воротишь». И в этих по­словицах озабоченность о содержательной стороне речи: обдумай то, что хочешь сказать; слова подбирай соответственно смыслу. Сколько юмора, иронии заключает в себе пословица «Из пустого в порожнее переливать». Пустое дело подобно пустому разговору. И от того и от другого никакой пользы. «Наговорили, что наварили, а глянь — ан нет ничего», «Во многословии не без пустословия», «Го­ворит день до вечера, а послушать нечего», «Много наговорено, да мало сказано». Как видим, пословицы порицают бессодержательные речи, разговоры, ничего не дающие ни уму ни сердцу. Чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание, важно, работая над текстом, осмыслить:

1)     какие положения будут развиты;

2)     что нового вносится в решение вопроса;

3)     что остается спорным и требует дальнейших размышлений;

4)     насколько высказываемые мысли аргументированы;

5)     какова авторская позиция.

 

Заключение

Человек существо социальное, а ведущим коммуникативным средством является речь. Главной функцией речи является трансформация внутреннего

образа человека, возникшего в результате подсознательной внутренней или

духовной работы, в сознание слушающего. Для точного воспроизведения образа

необходима выразительная речь, благодаря которой воспроизводимая информация пробивается через призму субъективной оценки человека и становится неотъемлемой частью его внутреннего мира. Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя. Выразительно может говорить человек  соответствующий следующим условиям: самостоятельность мышления; неравнодушие;  хорошее знание языка, его выразительных возможностей;  хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей; систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. Одно умение находить «свои», выразительные и эмоцио­нальные слова еще не сделает вашу речь живой, если вы не владеете секретами экспрессивного синтаксиса. Ведь слова надо уметь выстроить из них такие предложения, которые позволяли бы использовать разнообразные интонации, умело расставить паузы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Васильева А. Н. Основы культуры речи. – М., 1990

2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика. - Ростов-на-Дону:

Издательский центр «МарТ», 2001

3. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Культура и искусство речи. Современная

риторика. -  Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996

4. Зарецкая Е, Н, Логика речи для менеджера. – М., 1996

5. Клюев Е, В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и

вузов. – М., 1998

6. Клюев Е. В. Риторика: Учебное пособие для вузов. – М., 1999

7. Сопер П. – Основы искусства речи. – М., 1992

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Условия эффективного разговора