Анализ формирования прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 08:55, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы, изучив теоретические основы формирования и использования финансовых результатов провести их комплексный анализ на материалах конкретного предприятия с целью совершенствования механизмов формирования и распределения прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ ………………............ 6
Сущность понятия прибыли как экономической категории …………... 6
Планирование и распределение прибыли ……………………………... 12
Экономические факторы, определяющие величину прибыли ………. 20
Методика анализа уровня, динамики финансовых результатов и влияния факторов на прибыль …………………………………………. 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ «ТОРГОВЫЙ ДОМ «СОСНЕВСКИЙ» ………………………………………. 27
Общая характеристика «Торговый Дом «Сосневский» ……………… 27
Анализ уровня и динамики показателей прибыли …………………… 29
Анализ себестоимости продукции ……………………………………... 33
Оценка эффективности экономической деятельности предприятия ... 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………... 45
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………48

Работа состоит из  1 файл

анализ формирования прибыли и способы ее увеличения.doc

— 308.00 Кб (Скачать документ)

      Чистой (остаточной) прибылью является прибыль, которая осталась в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет.

      Использование оборотных средств предприятия, состояние его финансовых расчетов с поставщиками, заказчиками, банками также отражаются на прибыли. Размеры прибыли зависят от качества продукции, наличия потерь от брака, других непроизводительных расходов (штрафов, непредвиденных потерь и др.).

      С помощью прибыли и на ее базе развиваются  рычаги коммерческого расчета и срабатывает его механизм деятельности. От размера полученной прибыли зависят финансовое состояние предприятия, различные виды поощрений коллектива за выполненную работу и эффективность использования ресурсов.

      Прибыль - обобщающий показатель, поэтому одну и ту же сумму прибыли можно получить при различных затратах труда и средств. Ее величина во многом отражает масштабы и темпы роста производства, возможности общества удовлетворять целый ряд производственных и общественных потребностей.

      Превышение  результата производственно-финансовой деятельности предприятия над всеми его затратами как живого, так и овеществленного труда, выраженными в денежной форме, характеризует прибыль. Она призвана суммарно соизмерять соотношение результатов и затрат труда и на этой основе определять эффективность производственно-финансовой деятельности предприятий.

      В хозяйстве прибыль применяется  для обеспечения сбалансированности развития экономики. Важнейшим условием успешного решения этой задачи является полная увязка объема работ с наличием ресурсов. Она достигается путем составления на каждом предприятии баланса доходов и расходов, показатели которого определяются на основе производственного плана.

      Данные  о прибыли необходимы при определении  размера потребности предприятий в кредитах банка. Посредством увязки суммы кредитных ресурсов с собственными средствами предприятий, направляемыми на покрытие расходов, создаются необходимые предпосылки для сбалансированного, более полного и рационального использования в стране временно свободных денежных средств, ускорения оборота ресурсов в хозяйстве.

      Прибыль используется в экономике для  укрепления коммерческого механизма в работе субъектов хозяйствования. Поскольку наличие прибыли - одно из главных условий коммерческой деятельности предприятий, борьба коллективов за рост этого показателя требует улучшения внутреннего содержания коммерческого расчета.

      Материальная  заинтересованность работников предприятия  в росте прибыли побуждает эффективнее использовать основные фонды, повышать производительность труда, снижать материальные затраты на единицу продукции. Так, посредством прибыли можно укрепить коммерческие принципы деятельности предприятий.

      Прибыль используется для определения сроков окупаемости затрат на мероприятия по строительству и модернизации основных фондов, внедрению в производство новых, более совершенных научных разработок. Каждое техническое новшество в производстве должно совершенствовать организацию труда работников, а значит и увеличивать конечный финансовый результат деятельности по сравнению с прежним. Размер увеличения конечного результата зависит от прироста объема производства продукции (работ, услуг) и снижения ее себестоимости, полученных от внедрения проведенных мероприятий.

      Показатель  прибыли учитывается при изменении организационной структуры управления предприятием. Эта работа, как правило, осуществляется на базе обоснованных расчетов, подтверждающих, что от проводимого мероприятия предприятие получит выгоду. Количественный размер такой выгоды в итоге находит свое выражение в массе прибыли. Ее рост свидетельствует о том, что новая структура управления эффективна.

      Показатели  прибыли необходимы для осуществления  повседневного контроля за работой структурных подразделений предприятий и выявления возможностей получения каждым из них в отдельности более высокого конечного суммарного эффекта от выполняемой работы. Контроль за правильным расходованием ресурсов на предприятии проводится на всех стадиях деятельности разными методами. Прежде всего, его осуществляют при составлении плана прибыли. Полный учет в плане факторов роста прибыли побуждает субъектов хозяйствования вести борьбу за экономию и бережливость в расходовании средств, сокращение и недопущение каких-либо потерь в хозяйстве. Работа структурных подразделений предприятия контролируется с помощью анализа выполнения плана по прибыли. Изучение причин изменения прибыли по сравнению с планом дает возможность оценить финансовую деятельность предприятия, вскрывать недостатки, упущения, разработать эффективные меры по их устранению.

      Конечные  результаты деятельности предприятия  характеризуются прибылью, которая поступает лишь в результате реализации продукции. Таким образом, прибыль выражает связь между производством и обращением.

      Прибыль оказывает стимулирующее влияние на общественное развитие. Стремление получать прибыль заставляет субъекты хозяйствования искать различные технические и организационные нововведения. С помощью таких новаций создаются возможности для увеличения прибыли.

      Итак, прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью.

      Для более глубокого изучения социально-экономической сущности прибыли необходимо рассмотреть источники ее формирования, влияние на прибыль различных производственных и внепроизводственных факторов. Это имеет огромное значение для эффективной деятельности субъектов хозяйствования в условиях рыночной экономики. 

    1. Планирование  и распределение прибыли
 

      Определяющая  роль прибыли требует правильного  ее исчисления. От того, насколько обоснованно  определена плановая прибыль, во многом будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

      Расчет  плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществить финансирование инвестиций и инноваций, прирост собственных средств, создание эффективных систем организации и стимулирования труда, своевременную выплату налогов в бюджет. Следовательно, планирование прибыли на предприятиях имеет большое значение не только для предпринимателей, но и для национальной экономики в целом.

      Многообразие  форм и направлений деятельности предприятий и существующая система налогообложения требуют раздельного планирования прибыли по ее видам [17, с.15-16]. Раздельно планируется: прибыль от реализации товарной продукции; прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера; прибыль от реализации имущества; прибыль от внереализационных доходов [29, с.512].

      Соответственно, существуют различные методы планирования прибыли по видам. Наиболее подробно разработаны в теории и успешно применяются на практике методы планирования прибыли от реализации товарной продукции. В отечественной практике чаще применяются метод прямого счета и аналитический метод.

      Метод прямого счета используют, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах с полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов:

      П - (В * Ц) - (В * С),           (1)

     где П - плановая прибыль;

      В - выпуск товарной продукции в плановом периоде в натуральном выражении;

      Ц - цена за единицу продукции (за вычетом  НДС и акцизов);

      С -  полная себестоимость единицы  продукции.

      Расчету прибыли предшествует определение  выпуска сравнимой и несравнимой  продукции в планируемом периоде  по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планируемого периода.

      Расчет  прибыли методом прямого счета  прост и доступен, но он не позволяет  выявить влияние отдельных факторов на ее рост и при большой номенклатуре продукции очень трудоемок.

      Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также в качестве дополнительного к методу прямого счета в целях проверки и контроля последнего.

      Преимущество  метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.

      При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в  планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из следующих этапов:

  • определение базовой рентабельности, как частного от деления прибыли за отчетный период на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
  • исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного периода и определение прибыли, от реализации товарной продукции исходя из базовой рентабельности;
  • учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение (повышение) себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества, изменение ассортимента, цен и т. п.

      При этом методе прибыль по несравнимой  товарной продукции рассчитывается отдельно. Учитывается также прибыль, которая может быть получена от реализации остатков готовой продукции, находящихся на складах предприятия на начало и конец планируемого периода, и прибыль, воплощенная в товарах, отгруженных на начало и конец периода.

      Кроме прибыли от реализации товарной продукции, в составе валовой прибыли рассчитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг, прибыль от реализации имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы. При этом применяются как традиционные, так и специальные методы (экспертные, статистические, экономико-математические и др.).

      В ряде случаев применяется метод  совмещенного расчета прибыли. При его использовании применяются элементы первого и второго методов [22, с.175]. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого периода и себестоимость отчетного года определяются методом прямого счета, а воздействие на прибыль отдельных факторов с помощью аналитического метода.

      Исчисление  оптимальной величины прибыли является важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования.

      Для прогнозирования максимально возможной прибыли целесообразно применять различные методы ее определения.

      Креме вышеназванных, существуют методы финансового  анализа, применяемые с целью  оперативного и стратегического  планирования.

      Ключевыми элементами операционного анализа  служат: производственный (операционный) рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.

      Использование этих ключевых элементов в системе  операционного анализа базируется, в частности, на сопоставлении выручки  от реализации продукции с общей суммой затрат, подразделяемых на постоянные (условно-постоянные), переменные (условно-переменные) и смешанные.

      Известно, смешанные затраты в среднем  составляют небольшой удельный вес  в структуре себестоимости, что  позволяет сосредоточить внимание на постоянных и переменных расходах и выявить их влияние на величину прибыли. Дело в том, что прирост прибыли зависит от относительного изменения переменных или постоянных затрат.

      На  использовании данного тезиса базируются обоснования ряда методик, позволяющих  определить величину прибыли в плановом периоде.

      Часто используются методы, основанные на «эффекте производственного рычага», под которым в предпринимательской терминологии экономически развитых стран, понимают такое явление, когда с изменением выручки от реализации продукции происходит более интенсивное изменение прибыли в ту или иную сторону [28, с.56].

Информация о работе Анализ формирования прибыли