Анализ формирования прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 08:55, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы, изучив теоретические основы формирования и использования финансовых результатов провести их комплексный анализ на материалах конкретного предприятия с целью совершенствования механизмов формирования и распределения прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ ………………............ 6
Сущность понятия прибыли как экономической категории …………... 6
Планирование и распределение прибыли ……………………………... 12
Экономические факторы, определяющие величину прибыли ………. 20
Методика анализа уровня, динамики финансовых результатов и влияния факторов на прибыль …………………………………………. 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ «ТОРГОВЫЙ ДОМ «СОСНЕВСКИЙ» ………………………………………. 27
Общая характеристика «Торговый Дом «Сосневский» ……………… 27
Анализ уровня и динамики показателей прибыли …………………… 29
Анализ себестоимости продукции ……………………………………... 33
Оценка эффективности экономической деятельности предприятия ... 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………... 45
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………48

Работа состоит из  1 файл

анализ формирования прибыли и способы ее увеличения.doc

— 308.00 Кб (Скачать документ)

      То  есть чем выше удельный вес постоянных затрат и соответственно ниже удельный вес переменных затрат при неизменной сумме выручки от реализации, тем сильнее «эффект производственного рычага», - и наоборот.

      Когда же выручка от реализации снижается, сила воздействия «рычага» возрастает как при повышении, так и при понижении удельного веса постоянных затрат в общей их сумме, т. е. каждый процент снижения выручки дает все больший и больший процент снижения прибыли, причем сила «рычага» возрастает быстрее, чем увеличиваются постоянные затраты.

      При возрастании выручки от реализации, если порог рентабельности пройден, сила воздействия рычага убывает: каждый процент прироста прибыли дает все меньший и меньший процент прибыли.

      Сила  воздействия «производственного рычага»  в значительной степени зависит от уровня фондоемкости, т. е. чем больше основной капитал, тем больше постоянные затраты.

      Но  при скачке постоянных затрат, диктуемом интересами дальнейшего наращивания выручки предприятия, приходится проходить новый порог рентабельности.

      Порог рентабельности - это такая выручка  от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю, т.е. 

      Прибыль = Валовая маржа - Постоянные затраты = О,                               (2)

     или, что то же

      Порог рентабельности = Постоянные затраты / Валовая маржа в относительном выражении.

      Разница между достигнутой фактической  выручкой от реализации и порогом  рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое положение предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидности средств, т.е.

      Запас финансовой прочности  = Выручка  от реализации - Порог рентабельности.

      Сила  воздействия операционного «рычага», как уже отмечалась, зависит от относительной величины постоянных издержек.

      Так, для предприятий, отягощенных производственными фондами, высокая сила операционного «рычага» представляет значительную опасность: в условиях экономической нестабильности, падения платежеспособного спроса и инфляции каждый процент снижения выручки оборачивается резким снижением прибыли и вхождением предприятия в зону убытков.

      Рассмотренные выше методы определения прибыли  создают возможность при их применении планировать на перспективу размеры прироста прибыли, определять направления ее максимизации и заблаговременно принимать меры по оптимизации структуры затрат в целях укрепления финансового положения предприятия и его дальнейшего эффективного развития.

      Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей организаций, так и формирование доходов Российского государства. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.

      В зависимости от объективных условий  общественного производства на различных этапах развития российской экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов. С развитием приватизации и акционирования организации имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством [31, с.570].

      Таким образом, возникает необходимость  в четкой системе распределения прибыли, прежде всего, на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятий и организаций.

      Экономически  обоснованная система распределения  прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий и организаций. Отметим, как корректируется валовая прибыль в процессе распределения [34, с.571-572].

      Валовая прибыль уменьшается на сумму: платежей за пользование природными ресурсами (так называемых рентных платежей); доходов от долевого участия в деятельности других организаций, находящихся в пределах Российского государства; дивидендов и процентов, полученных по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим данной организации; доходов от сдачи в аренду и других видов использования имущества.

      Затем валовая прибыль уменьшается  на сумму прибыли: от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий  на открытых площадках, стадионах, вмещающих более 2000 человек; от работы казино, видеосалонов и использования игровых автоматов; от посреднических операций и сделок. Из валовой прибыли производятся отчисления в резервные или другие аналогичные фонды, исключаются суммы прибыли, по которой установлены налоговые льготы.

      С 1994 г. из валовой прибыли исключаются  также доходы юридических лиц по государственным облигациям и другим государственным ценным бумагам, а также от оказания услуг по размещению государственных ценных бумаг и резервов Федерального казначейства РФ, не подлежащие обложению налогом на прибыль [25, с.258].

      Оставшаяся  после этих корректировок валовая  прибыль является объектом налогообложения  и именуется налогооблагаемой прибылью. После уплаты налога остается так называемая чистая прибыль. Эта прибыль находится в полном распоряжении организации и используется ею самостоятельно.

      В процессе дальнейшего распределения  валовая прибыль уменьшается на следующие виды доходов (прибыли): от долевого участия в деятельности других предприятий; дивиденды, проценты, полученные по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим данному предприятию; от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках, стадионах; от работы казино, видеосалонов, игровых автоматов. Эти виды доходов (прибыли) являются объектом самостоятельного обложения налогом, а потому во избежание двойного обложения исключаются из состава валовой прибыли.

      Что касается доходов юридических лиц  по государственным облигациям и другим государственным ценным бумагам, а также от оказания услуг по их размещению, то они исключаются из валовой прибыли, поскольку вообще не подлежат обложению налогом.

      Из  валовой прибыли исключаются  доходы от сдачи в аренду и других видов использования имущества, а также прибыль от посреднических операций и сделок, расчет налога по которым осуществляется в ином порядке. При этом следует учесть, что к посреднической деятельности не относится работа заготовительных, снабженческо-сбытовых, торговых организаций (кроме комиссионной деятельности), а также страховая деятельность, банковские операции и сделки производство и реализация сельскохозяйственной продукции

      В процессе дальнейшего распределения  часть валовой прибыли отчисляется  в резервный или другие аналогичные ему фонды. Эти фонды создаются на предприятиях исходя из действующего законодательства, но не выше 25% уставного капитала. Общий размер отчислений в резервные фонды ограничивается 50% налогооблагаемой прибыли предприятия.

      1.3. Экономические факторы, определяющие величину прибыли

 

      Для того чтобы сознательно и целенаправленно  принимать организационно-технические  и хозяйственно-управленческие решения по наращиванию прибыли, необходимо, прежде всего, классифицировать факторы роста прибыли и параметры, количественная оценка которых позволяет оценить их влияние на этот процесс. Все факторы можно разделить на две группы - внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) [14, с.42-43].

      К внешним относятся:

  • рыночно-конъюнктурные факторы (диверсификация деятельности организации, повышение конкурентоспособности в оказании услуг, организация эффективной рекламы новых видов продукции, уровень развития внешнеэкономических связей, изменение тарифов и цен на поставляемые продукцию и услуги в результате инфляции);
  • хозяйственно-правовые и административные факторы (налогообложение; правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность организации, государственное регулирование тарифов и цен).

      Под внутренними факторами понимают:

  • материально-технические (использование прогрессивных и экономичных предметов труда, применение производительного технологического оборудования, проведение модернизации и реконструкции материально-технической базы производства);
  • организационно-управленческие (освоение новых, более совершенных видов продукции и услуг, разработка стратегии и тактики деятельности и развития организации, информационное обеспечение процессов принятия решения);
  • экономические факторы (финансовое планирование деятельности организации, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, экономическое стимулирование производства, налоговое планирование);
  • социальные факторы (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация оздоровления и отдыха работников).

      Количественную  оценку перечисленных факторов производят с помощью ряда параметров, основными  из которых являются [22, с.201-202]:

  • изменения отпускных цен на реализованную продукцию;
  • изменения в объеме продукции (по базовой себестоимости);
  • изменения в структуре реализации продукции;
  • экономия от снижения себестоимости продукции;
  • изменения себестоимости за счет структурных сдвигов;
  • изменение цен на материалы и тарифов на услуги;
  • изменение цен на 1 руб. продукции.

      На  величину прибыли оказывают влияние  также эффект производственного и финансового рычага.

      Эффект  производственного (операционного) рычага показывает, во сколько раз изменение прибыли больше темпов прироста объема реализации. Увеличение прибыли происходит за счет эффекта масштаба производства. При этом, чем больше доля постоянных расходов в общей сумме издержек, тем больше эффект производственного рычага.

      Эффект  финансового рычага характеризует  изменение прибыли при рациональном использовании заемных средств. Увеличение доли заемного капитала позволяет, при определенных условиях, снизить как налогооблагаемую прибыль, так и налог на прибыль. Однако риск финансовый деятельности организации при этом возрастает.

      1.4. Методика анализа уровня, динамики финансовых результатов и влияния факторов на прибыль

 

      Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности организации из формы №2.

      Общий финансовый результат отчетного  периода отражается в отчетности в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), реализации основных средств, нематериальных активов и иного имущества и результата от финансовой и прочей деятельности; прочих внереализационных операций.

      В ходе анализа рассчитываются следующие  показатели [1, с.250-254; 16, с.156-159]:

      1. Абсолютное отклонение:

                                                                                  (3)

     где П0 - прибыль базисного периода;

      П1 - прибыль отчетного периода;

      ΔП - изменение прибыли.

      2. Темп роста:

                                                                                   (4)

     3. Уровень каждого показателя относительно  выручки от продажи (в %):

                                           (5)

     Показатели  рассчитываются в базисном и отчетном периодах.

Информация о работе Анализ формирования прибыли