Анализ и планирование оптового оборота предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:37, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является планирование и выявление резервов роста оптового оборота предприятия на основе его экономического анализа.
Для решения поставленной цели нужно выполнить следующие задачи в курсовой работе:
• изучить теоретические и методические аспекты темы курсовой работы на основе экономической литературы,
• изучить организационно-экономическую характеристику предприятия и проанализировать его основные экономические показатели,

Содержание

Введение
1. Теоретические и методические основы анализа и планирования оптового оборота предприятия
1.1. Оптовый оборот: понятие, сущность, виды и их классификация
1.2. Методика планирования оптового оборота
1.3. Методы планирования оптового оборота
2. Анализ оптового оборота ИП Хало С.Н.
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ динамики оптового оборота
3. Планирование и определение резервов роста оптового оборота
3.1. Планирование общего объема оптового оборота
3.2. Распределение плана оптового оборота по периодам времени и товарным группам
3.3. Определение резервов роста оптового оборота
Заключение
Библиографический список
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Анализ и планирование оптового оборота предприятия.doc

— 666.00 Кб (Скачать документ)

Оптовый оборот – это важнейший показатель деятельности оптового предприятия. Его можно рассматривать как результат деятельности оптового предприятия и от него зависит объем валовой и чистой прибыли, характеризующий эффективность торговой деятельности.

Оптовый оборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия (трудовых, материальных, финансовых) и общей суммы затрат на реализацию товаров. Оптовый оборот также используется для расчета трудоемкости, фондоемкости, затратоемкости, капиталоемкости ресурсов. С помощью этих показателей можно определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста оборота [12. С. 85].

О значимости предприятия на рынке потребительских товаров можно судить по объему оборота, который выражается размером денежной выручки за проданные товары [6. С.63]. При этом анализ оптового оборота способствует определению эффективности деятельности предприятия, выявлению недостатков и определению возможных путей дальнейшего развития предприятия.

 

1.2. Методика планирования оптового оборота

 

Планирование представляет собой процесс формирования планов развития торгового предприятия на основе анализа результатов его деятельности за предшествующие периоды и стратегии работы на будущий период [С. 11].

Планирование продаж является необходимым и обязательным элементом деятельности каждого предприятия в условиях рыночной экономики.             

Планирование оптового оборота является одним из основных этапов в системе планов оптового предприятия, так как от его плановой величины зависят все основные показатели деятельности предприятия - доходы, издержки, чистая прибыль и в конечном итоге развитие предприятия [7. С. 46].

Основой планирования оптового оборота является всесторонний экономический анализ предыдущей деятельности. Результаты анализа, обнаруженные тенденции и выводы служат основой составления прогнозов.

Планирование оптового оборота осуществляется по следующим этапам (рис. 1).

Основной целью планирования оптового оборота предприятия является обоснование объема, состава и структуры объема оптового оборота на планируемый период с целью его оптимизации. При этом основными задачами планирования оптового оборота являются:

            определение потребностей существующих и потенциальных покупателей, оценка их спроса,

            изучение товарного предложения и тенденций его развития,

            изучение экономических предпосылок планирования,

            расчет общего планового объема планового оптового оборота;

            планирование оборота по формам и видам продаж;

            планирование товарных запасов и товарного обеспечения оптового оборота,

            разработка рекомендаций по росту оптового оборота и оптимизации его состава и структуры.

 

 

Рис.1 – Этапы планирования оптового оборота [7. С.47]

Выбор объекта и предмета планирования зависит от поставленной цели. Соответственно, предметом планирования является оптовый оборот, а объектом – какое-либо конкретное предприятие торговли.

Качество результатов анализа и оценки также во многом зависит от полноты и достоверности собранной информации, правильности первичного анализа и синтеза информационных показателей.

Подготовительный этап включает в себя и такое направление, как изучение экономических предпосылок, которое заключается:

                   в изучении законодательных, нормативных документов по вопросам учета и регламентации оптового оборота торговых предприятий, решений правительства и местных органов власти по вопросам социального и экономического развития страны;

                   в изучении социально-экономических показателей развития отдельных регионов страны;

                   степень развития рынка потребительских товаров и оценка его конъюнктуры;

                   анализ основных показателей деятельности торгового предприятия за предшествующий ряд лет, оказывающих влияние на оптовый оборот предприятия;

                   оценка проводимой торговым предприятием стратегии на потребительском рынке;

                   анализ возможностей предприятия торговли (материально-техническая база, состояние трудовых, финансовых материальных и нематериальных ресурсов) и оценка перспектив деятельности предприятий торговли.

На основном этапе планирования оптового оборота, во-первых, необходимо провести планирование общего объема оптового оборота, для чего нужно осуществить планирование оптового оборота по видам и формам продаж.

Планирование оптового оборота по видам продаж включает в себя планирование оптового оборота по реализации, межрегионального, межгосударственного и внутрисистемного оборота.

Планирование оптового оборота по формам продаж включает в себя планирование складского и транзитного оборотов.

Далее проводится распределение оптового оборота во временном и ассортиментом аспектах, а также планируются товарные запасы и рассчитывается товарное обеспечение оптового оборота.

На заключительном этапе планирования оптового оборота осуществляется SWOT – анализ деятельности оптового предприятия, выявляются резервы роста оптового оборота и оптимизации его структуры и состава, разработка плана мероприятий по достижению запланированной величины оптового оборота [7. С. 62].

 

1.3. Методы планирования оптового оборота

 

Основной этап планирования оптового оборота предприятия, главным образом, заключается в расчете планируемого объема оптового оборота торгового предприятия на будущий год. Планирование оптового оборота торгового предприятия имеет свою специфику и осуществляется с применением различных методов.

Для планирования оптового оборота по видам продаж используются различные методы, выбор которых зависит как от наличия необходимой информации, требований точности и достоверности плана, так и от наличия квалифицированных специалистов, программного обеспечения и т.д.

Методы планирования оптового оборота по реализации представлены в приложении 1.

Для планирования межрегионального, межгосударственного и внутрисистемного оптового оборота целесообразно применение следующих методов:

                         метод прямого счета, основанного на расчете плановой суммы объема оптового оборота на основе заключенных договоров поставки товаров, государственных программ и заказов;

                         метод экспертных оценок, основанного на плановом расчете объема и структуры отдельных видов оптового оборота на основе суждений высококвалифицированных специалистов [7 C.54].

Для планирования оптового оборота по формам продаж, включающего в себя планирование складского и транзитного оборотов, используются методы, представленные в приложении 2.

При планировании оптового оборота по формам продажи следует учитывать следующие условия:

                           увеличение доли складского оборота, чтобы повысить удельный вес товарных запасов в оптовой торговли;

                           рациональнее распределить их между оптовыми и розничными предприятиями;

                           создать благоприятные условия для маневрирования товарными ресурсами;

                           обеспечение постоянного наличия на складах оптовых предприятий товаров в количестве и ассортименте, достаточном для своевременной подсортировки и снабжения розничной торговли.

Для определения планируемого общего объема оптового оборота является расчет валового оборота:

 

Овалпл=Орпл+Омрпл+Омгпл+Овспл

 

(1)

где

Овалпл

- плановый объем общего (валового) оптового оборота, тыс.руб.

 

Орпл

- плановый объем оборота по реализации, тыс.руб.;

 

Омрпл

- плановый объем межрегионального оптового оборота, тыс.руб.;

 

Омгпл

- плановый объем межгосударственного оптового оборота тыс.руб.;

 

Овспл

- плановый объем внутрисистемного оптового оборота, тыс.руб.

 

Овалпл=Осклпл+Отрпл

 

(2)

где

Осклпл

- плановый объем складского оборота, тыс.руб.;

 

Отрпл

- плановый объем транзитного оборота, тыс.руб.;

 

Планирование оптового оборота по периодам года включает в себя следующие методы:

1. Планирование на основе средних удельных весов квартальных оборотов в годовом объеме оборота. Использование данного метода предполагает расчет средних удельных весов квартальных оборотов в годовом объеме оптового оборота за последние два – три года работы предприятия по формуле средней арифметической:

 

Уд.-в.1 кв. = Уд.в.1 года 1 кв.+ Уд.в.2 года 1 кв.+ Уд.в3 года 1 кв. и т.д.

3

(3)

 

где

Уд.-в.1 кв.

- средний удельный вес оборота первого квартала в общем объеме оптового оборота, %

 

Тогда квартальный оптовый оборот соответствующего квартала на будущий год рассчитывается следующим образом:

 

Опл.1 кв.. = Опл. год х Уд.-в. 1 кв.

100

 

(4)

где

Опл.1 кв.

- планируемый оптовый оборот первого квартала, тыс.руб.

 

2. Планирование квартальных оборотов оптовой торговли с помощью индексов сезонности. Данный метод заключается в расчете среднеквартального оптового оборота на будущий год:

 

О -кв. пл. = О пл. год. / 4

(5)

где

О -кв. пл

- среднеквартальный планируемый оптовый оборот на будущий

год, тыс.руб.

 


Далее рассчитывается планируемые квартальные оптовые обороты путем умножения среднеквартальных оборотов предприятия в будущем году на индексы сезонности соответствующего квартала. При этом индексы сезонности рассчитываются как отклонение фактического уровня соответствующего квартала к уровню, рассчитанному по методу скользящей средней.

 

Опл. 1 кв. = О-кв. пл. х Iсез. 1 кв.

(6)

где

Iсез. 1 кв

– индекс сезонности первого квартала

 

Расчеты структуры планируемого оптового оборота предполагают определение оборота по отдельным товарам и товарным группам или по продовольственным или непродовольственным товарам.

Методы планирования оптового оборота по структуре включают:

1.            Метод выравнивания динамического ряда по скользящей средней.

2. Метод на основе средних удельных весов оборотов товарных групп в годовом объеме оптового оборота, который заключается в расчете средних удельных весов оборотов конкретных товарных групп за последние два-три года, который осуществляется по формуле средней арифметической:

Информация о работе Анализ и планирование оптового оборота предприятия