Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:37, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является планирование и выявление резервов роста оптового оборота предприятия на основе его экономического анализа.
Для решения поставленной цели нужно выполнить следующие задачи в курсовой работе:
• изучить теоретические и методические аспекты темы курсовой работы на основе экономической литературы,
• изучить организационно-экономическую характеристику предприятия и проанализировать его основные экономические показатели,
Введение
1. Теоретические и методические основы анализа и планирования оптового оборота предприятия
1.1. Оптовый оборот: понятие, сущность, виды и их классификация
1.2. Методика планирования оптового оборота
1.3. Методы планирования оптового оборота
2. Анализ оптового оборота ИП Хало С.Н.
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ динамики оптового оборота
3. Планирование и определение резервов роста оптового оборота
3.1. Планирование общего объема оптового оборота
3.2. Распределение плана оптового оборота по периодам времени и товарным группам
3.3. Определение резервов роста оптового оборота
Заключение
Библиографический список
Приложения
Оптовый оборот – это важнейший показатель деятельности оптового предприятия. Его можно рассматривать как результат деятельности оптового предприятия и от него зависит объем валовой и чистой прибыли, характеризующий эффективность торговой деятельности.
Оптовый оборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия (трудовых, материальных, финансовых) и общей суммы затрат на реализацию товаров. Оптовый оборот также используется для расчета трудоемкости, фондоемкости, затратоемкости, капиталоемкости ресурсов. С помощью этих показателей можно определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста оборота [12. С. 85].
О значимости предприятия на рынке потребительских товаров можно судить по объему оборота, который выражается размером денежной выручки за проданные товары [6. С.63]. При этом анализ оптового оборота способствует определению эффективности деятельности предприятия, выявлению недостатков и определению возможных путей дальнейшего развития предприятия.
1.2. Методика планирования оптового оборота
Планирование представляет собой процесс формирования планов развития торгового предприятия на основе анализа результатов его деятельности за предшествующие периоды и стратегии работы на будущий период [С. 11].
Планирование продаж является необходимым и обязательным элементом деятельности каждого предприятия в условиях рыночной экономики.
Планирование оптового оборота является одним из основных этапов в системе планов оптового предприятия, так как от его плановой величины зависят все основные показатели деятельности предприятия - доходы, издержки, чистая прибыль и в конечном итоге развитие предприятия [7. С. 46].
Основой планирования оптового оборота является всесторонний экономический анализ предыдущей деятельности. Результаты анализа, обнаруженные тенденции и выводы служат основой составления прогнозов.
Планирование оптового оборота осуществляется по следующим этапам (рис. 1).
Основной целью планирования оптового оборота предприятия является обоснование объема, состава и структуры объема оптового оборота на планируемый период с целью его оптимизации. При этом основными задачами планирования оптового оборота являются:
определение потребностей существующих и потенциальных покупателей, оценка их спроса,
изучение товарного предложения и тенденций его развития,
изучение экономических предпосылок планирования,
расчет общего планового объема планового оптового оборота;
планирование оборота по формам и видам продаж;
планирование товарных запасов и товарного обеспечения оптового оборота,
разработка рекомендаций по росту оптового оборота и оптимизации его состава и структуры.
Рис.1 – Этапы планирования оптового оборота [7. С.47]
Выбор объекта и предмета планирования зависит от поставленной цели. Соответственно, предметом планирования является оптовый оборот, а объектом – какое-либо конкретное предприятие торговли.
Качество результатов анализа и оценки также во многом зависит от полноты и достоверности собранной информации, правильности первичного анализа и синтеза информационных показателей.
Подготовительный этап включает в себя и такое направление, как изучение экономических предпосылок, которое заключается:
в изучении законодательных, нормативных документов по вопросам учета и регламентации оптового оборота торговых предприятий, решений правительства и местных органов власти по вопросам социального и экономического развития страны;
в изучении социально-экономических показателей развития отдельных регионов страны;
степень развития рынка потребительских товаров и оценка его конъюнктуры;
анализ основных показателей деятельности торгового предприятия за предшествующий ряд лет, оказывающих влияние на оптовый оборот предприятия;
оценка проводимой торговым предприятием стратегии на потребительском рынке;
анализ возможностей предприятия торговли (материально-техническая база, состояние трудовых, финансовых материальных и нематериальных ресурсов) и оценка перспектив деятельности предприятий торговли.
На основном этапе планирования оптового оборота, во-первых, необходимо провести планирование общего объема оптового оборота, для чего нужно осуществить планирование оптового оборота по видам и формам продаж.
Планирование оптового оборота по видам продаж включает в себя планирование оптового оборота по реализации, межрегионального, межгосударственного и внутрисистемного оборота.
Планирование оптового оборота по формам продаж включает в себя планирование складского и транзитного оборотов.
Далее проводится распределение оптового оборота во временном и ассортиментом аспектах, а также планируются товарные запасы и рассчитывается товарное обеспечение оптового оборота.
На заключительном этапе планирования оптового оборота осуществляется SWOT – анализ деятельности оптового предприятия, выявляются резервы роста оптового оборота и оптимизации его структуры и состава, разработка плана мероприятий по достижению запланированной величины оптового оборота [7. С. 62].
1.3. Методы планирования оптового оборота
Основной этап планирования оптового оборота предприятия, главным образом, заключается в расчете планируемого объема оптового оборота торгового предприятия на будущий год. Планирование оптового оборота торгового предприятия имеет свою специфику и осуществляется с применением различных методов.
Для планирования оптового оборота по видам продаж используются различные методы, выбор которых зависит как от наличия необходимой информации, требований точности и достоверности плана, так и от наличия квалифицированных специалистов, программного обеспечения и т.д.
Методы планирования оптового оборота по реализации представлены в приложении 1.
Для планирования межрегионального, межгосударственного и внутрисистемного оптового оборота целесообразно применение следующих методов:
метод прямого счета, основанного на расчете плановой суммы объема оптового оборота на основе заключенных договоров поставки товаров, государственных программ и заказов;
метод экспертных оценок, основанного на плановом расчете объема и структуры отдельных видов оптового оборота на основе суждений высококвалифицированных специалистов [7 C.54].
Для планирования оптового оборота по формам продаж, включающего в себя планирование складского и транзитного оборотов, используются методы, представленные в приложении 2.
При планировании оптового оборота по формам продажи следует учитывать следующие условия:
увеличение доли складского оборота, чтобы повысить удельный вес товарных запасов в оптовой торговли;
рациональнее распределить их между оптовыми и розничными предприятиями;
создать благоприятные условия для маневрирования товарными ресурсами;
обеспечение постоянного наличия на складах оптовых предприятий товаров в количестве и ассортименте, достаточном для своевременной подсортировки и снабжения розничной торговли.
Для определения планируемого общего объема оптового оборота является расчет валового оборота:
Овалпл=Орпл+Омрпл+Омгпл+Овспл
| (1) | ||
где | Овалпл | - плановый объем общего (валового) оптового оборота, тыс.руб. | |
| Орпл | - плановый объем оборота по реализации, тыс.руб.; | |
| Омрпл | - плановый объем межрегионального оптового оборота, тыс.руб.; | |
| Омгпл | - плановый объем межгосударственного оптового оборота тыс.руб.; | |
| Овспл | - плановый объем внутрисистемного оптового оборота, тыс.руб. |
Овалпл=Осклпл+Отрпл
| (2) | ||
где | Осклпл | - плановый объем складского оборота, тыс.руб.; | |
| Отрпл | - плановый объем транзитного оборота, тыс.руб.; |
Планирование оптового оборота по периодам года включает в себя следующие методы:
1. Планирование на основе средних удельных весов квартальных оборотов в годовом объеме оборота. Использование данного метода предполагает расчет средних удельных весов квартальных оборотов в годовом объеме оптового оборота за последние два – три года работы предприятия по формуле средней арифметической:
Уд.-в.1 кв. = Уд.в.1 года 1 кв.+ Уд.в.2 года 1 кв.+ Уд.в3 года 1 кв. и т.д. 3 | (3)
| ||
где | Уд.-в.1 кв. | - средний удельный вес оборота первого квартала в общем объеме оптового оборота, % |
Тогда квартальный оптовый оборот соответствующего квартала на будущий год рассчитывается следующим образом:
Опл.1 кв.. = Опл. год х Уд.-в. 1 кв. 100
| (4) | ||
где | Опл.1 кв. | - планируемый оптовый оборот первого квартала, тыс.руб. |
2. Планирование квартальных оборотов оптовой торговли с помощью индексов сезонности. Данный метод заключается в расчете среднеквартального оптового оборота на будущий год:
О -кв. пл. = О пл. год. / 4 | (5) | ||
где | О -кв. пл | - среднеквартальный планируемый оптовый оборот на будущий год, тыс.руб. |
Далее рассчитывается планируемые квартальные оптовые обороты путем умножения среднеквартальных оборотов предприятия в будущем году на индексы сезонности соответствующего квартала. При этом индексы сезонности рассчитываются как отклонение фактического уровня соответствующего квартала к уровню, рассчитанному по методу скользящей средней.
Опл. 1 кв. = О-кв. пл. х Iсез. 1 кв. | (6) | ||
где | Iсез. 1 кв | – индекс сезонности первого квартала |
Расчеты структуры планируемого оптового оборота предполагают определение оборота по отдельным товарам и товарным группам или по продовольственным или непродовольственным товарам.
Методы планирования оптового оборота по структуре включают:
1. Метод выравнивания динамического ряда по скользящей средней.
2. Метод на основе средних удельных весов оборотов товарных групп в годовом объеме оптового оборота, который заключается в расчете средних удельных весов оборотов конкретных товарных групп за последние два-три года, который осуществляется по формуле средней арифметической:
Информация о работе Анализ и планирование оптового оборота предприятия