Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:37, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является планирование и выявление резервов роста оптового оборота предприятия на основе его экономического анализа.
Для решения поставленной цели нужно выполнить следующие задачи в курсовой работе:
• изучить теоретические и методические аспекты темы курсовой работы на основе экономической литературы,
• изучить организационно-экономическую характеристику предприятия и проанализировать его основные экономические показатели,
Введение
1. Теоретические и методические основы анализа и планирования оптового оборота предприятия
1.1. Оптовый оборот: понятие, сущность, виды и их классификация
1.2. Методика планирования оптового оборота
1.3. Методы планирования оптового оборота
2. Анализ оптового оборота ИП Хало С.Н.
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ динамики оптового оборота
3. Планирование и определение резервов роста оптового оборота
3.1. Планирование общего объема оптового оборота
3.2. Распределение плана оптового оборота по периодам времени и товарным группам
3.3. Определение резервов роста оптового оборота
Заключение
Библиографический список
Приложения
Проведенные расчеты сезонности продаж показали, что наибольшее увеличение оптового оборота базы «Сладкоежка» характерно для четвертого квартала, а снижение для первого квартала (рис. 6)
Рис. 6 - График сезонности оптового оборота, ед.
Товарные руппы | 2005 год | 2006 год | Отклонение от прошлого года (+; -) | Темп изменения, % | |||
сумма, тыс.руб | удельный вес, % | сумма в дейст- вующих ценах, тыс.руб. | удельный вес, % | по сумме, тыс.руб. | по удель-ному весу, % | ||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Печенье | 7072,45 | 18,37 | 8951,6 | 19,46 | 1879,15 | 1,09 | 126,57 |
Пряники | 3141,6 | 8,16 | 4167,6 | 9,06 | 1026,0 | 0,9 | 132,66 |
Вафли | 2702,7 | 7,02 | 4843,8 | 10,53 | 2141,1 | 3,51 | 179,22 |
Баранки, сушки | 1266,65 | 3,29 | 1987,2 | 4,32 | 720,55 | 1,03 | 156,87 |
Рулеты, пирожные, торты | 5151,3 | 13,38 | 5993,8 | 13,03 | 842,5 | -0,35 | 116,36 |
Конфеты | 9047,5 | 23,5 | 9572,6 | 20,81 | 525,1 | -2,69 | 105,8 |
Зефир, пастила, суфле | 4546,85 | 11,81 | 4687,4 | 10,19 | 140,55 | -1,62 | 103,09 |
Мармелад | 2899,05 | 7,53 | 3183,2 | 6,92 | 284,15 | -0,61 | 109,8 |
Халва, грильяж, шербет | 2671,9 | 6,94 | 2612,8 | 5,68 | -59,1 | -1,26 | 97,79 |
Итого | 38500,0 | 100,0 | 46000,0 | 100,0 | 7500,0 | - | 119,48 |
Анализ оптового оборота базы «Сладкоежка» в ассортиментном разрезе за отчетный период
Анализ таблицы 2.6 показал, что структура оптового оборота базы «Сладкоежка» состоит только из кондитерских изделий. При этом динамика оптового оборота по товарным группам характеризуется положительно, так как по большинству товарных групп произошло увеличение оборота.
Максимальный рост оптового оборота произошел по следующим товарным группам: вафли – на 79,22%,баранки и сушки – 56,87%, пряники – 32,66%, печенье – 26,57%. Сокращение объемов реализации наблюдается только по такой товарной разновидностью кондитерских изделий как халва, грильяж, шербет, реализация который в отчетном году снизилась на 2,21%.
Для анализа товарного обеспечения базы «Сладкоежка» товарными ресурсами и эффективности их использования следует провести и анализ состояния товарных запасов, и расчет их оборачиваемости.
Таблица 2.7
Анализ оборачиваемости товарных запасов базы «Сладкоежка» за анализируемый период
Показатели | 2005 год | 2006 год | Отклонение (+; - ) | Темп изменения, % |
А | 1 | 2 | 3 | 4 |
Оптовый оборот, тыс.руб. | 38500,0 | 46000,0 | 7500,0 | 119,48 |
Товарные запасы на: |
|
|
|
|
1.01 | 2326,0 | 2675,0 | 349,0 | 115,0 |
1.04 | 2647,0 | 2846,0 | 199,0 | 107,52 |
1.07 | 2994,0 | 2571,0 | -523,0 | 85,87 |
1.10 | 3363,0 | 2189,0 | -1174,0 | 65,09 |
31.12 | 3675,0 | 1876,0 | 1799,0 | 51,05 |
Средние товарные запасы, тыс.руб. | 3001,13 | 2470,38 | -530,75 | 82,32 |
Время обращения, дни | 28,06 | 19,33 | -8,73 | 68,89 |
Скорость обращения, обороты | 12,83 | 18,63 | 5,8 | 145,21 |
Сумма высвобожденных (вовлеченных) средств в оборот, тыс.руб. | - | - | -1115,52 | - |
Анализ таблицы 2.7. показал, что за отчетный год по сравнению с прошлым годом произошло снижение средних товарных запасов на 17,68% или 530,75 тыс. руб.
При этом ускорение времени обращения товарных запасов на 31,11% или 8,73 дня, а скорость обращения ускорилась на 45,21% или 5,8 оборота. Поэтому в отчетном году произошло высвобождение дополнительных средств в оборот предприятия в сумме 1115,52 тыс. руб.
Подводя итог анализу оптового оборота базы «Сладкоежка», можно отметить, что на предприятии складывается положительная динамика развития оптового оборота. В ходе анализа установлено увеличение большинства показателей деятельности базы «Сладкоежка», а, именно, повышение оптового оборота на 19,48%, валовой прибыли – на 62,77%, рост прибыли от продаж – на 69,47% и чистой прибыли – на 71,36%. При этом за анализируемый период произошло увеличение оптового оборота по всем кварталам и большинству товарным группам. Оптовый оборот базы «Сладкоежка» является достаточно равномерным и не имеет резко выраженной сезонности.
Далее для обоснования оптового оборота на будущий год необходимо произвести его планирование, а также определить возможные пути его развития.
3. планирование и Определение резервов роста оптового оборота
3.1. Планирование общего объема оптового оборота
Планирование оптового оборота предприятия является важным моментом в его торговой деятельности, так как с помощью планирования можно экономически обосновать объем оптового оборота предприятия, произвести распределение планируемого объема оптового оборота на будущий год, как по периодам времени, так и по структуре, а также определить резервы роста оптового оборота торгового предприятия.
На основе проведенного анализа оптового оборота базы «Сладкоежка» можно провести планирование общего объема оборота на будущий год.
Так как планирование общего объема оптового оборота осуществляется в разрезе отдельных его видов и форм продаж, то следует произвести планирование оптового оборота базы «Сладкоежка», в первую очередь, по видам продаж. Для планирования оптового оборота по видам продаж следует использовать данные таблицы 3.8.
Таблица 3.8
Данные для планирования оптового оборота по реализации базы «Сладкоежка»
Годы | Оптовый оборот, тыс.руб. | Индекс цен | Оптовый оборот в сопоставимых ценах к базисному году, тыс.руб. | |||||
всего | в том числе оборот по видам продаж | цепной | базисный | всего | в том числе оборот по видам продаж | |||
оборот по реализа-ции | Меж-регио-нальный оборот | оборот по реализа-ции | межрегио-нальный оборот | |||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
2002 | 28450,0 | 15983,0 | 12467,0 | - | - | 28450,0 | 15983,0 | 12467,0 |
2003 | 31680,0 | 18652,0 | 13028,0 | 1,14 | 1,14 | 27789,47 | 16361,4 | 11428,07 |
2004 | 35640,0 | 21215,0 | 14425,0 | 1,121 | 1,278 | 27887,33 | 16600,16 | 11287,17 |
| ||||||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
2005 | 38500,0 | 26330,0 | 12170,0 | 1,158 | 1,48 | 26013,51 | 17790,54 | 8222,97 |
2006 | 46000,0 | 32560,0 | 13440,0 | 1,061 | 1,57 | 29299,36 | 20738,85 | 8560,51 |
Для расчета планируемой суммы оптового оборота по реализации базы «Сладкоежка» используем следующие методы: экономико-статистические методы на основе среднегодовых темпов роста и на основе выравнивания динамического ряда по скользящей средней, экономико-математический метод.
Для планирования оптового оборота по реализации на основе среднегодовых темпов роста рассчитаем среднегодовой темп роста оптового оборота по реализации базы «Сладкоежка»:
(%)
Далее рассчитаем планируемый оборот по реализации с учетом плана индекса цен на 2007 год 1,085:
(тыс.руб.)
Следующим методом планирования оптового оборота по реализации является метод на основе выравнивания динамического ряда по скользящей средней (табл. 3.9).
Таблица 3.9
Расчет среднего темпа роста оптового оборота по реализации базы «Сладкоежка» методом выравнивания динамического ряда по скользящей средней
Годы | Оптовый оборот по реализации в сопоставимых ценах, тыс.руб. | Темпы прироста оптового оборота по реализации в сопоставимых ценах, % | Условное обозначение | Выравнивание по скользящей средней | |
расчет | сумма | ||||
А |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
2002 | 15983,0 | - | - | - | - |
2003 | 16361,4 | 2,37 | К1 |
| - |
2004 | 16600,16 | 1,46 | К2 | К1= (2,37+1,46) / 2 | 1,92 |
2005 | 17790,54 | 7,17 | К3 | К2= (1,46+7,17) / 2 | 4,32 |
2006 | 20738,85 | 16,57 | К4 | К3= (7,17+16,57 ) / 2 | 11,87 |
∆К = (11,87-1,92)/2 =4,975 (%)
К пл. = 7,17, + 2 х 4,975=17,12 (%)
Орпл. = 32560,0 * 1,1712 * 1,085= 41375,69 (тыс.руб.)
Далее необходимо спланировать оптовый оборот по реализации методом экономико-математического моделирования с помощью построения трендовой модели линейного вида, где за фактор, оказывающий влияние на изменение оптового оборота возьмем фактор времени:
у = а + а1t, (21)
где | у | - оптовый оборот по реализации, тыс.руб.; |
| t | - фактор времени; |
| a, а1 | - параметры уравнения. |
Для решения уравнения нужно найти параметры a, а1:
∑ у = an + а1 ∑t, (22)
∑ yt = a∑t + а1∑t2.
Таблица 3.10
Исходные данные для расчета параметров модели
Годы (t) | Оптовый оборот по реализации, тыс.руб. (у) | уt | t2 |
А | 1 | 2 | 3 |
1 | 15983,0 | 15983,0 | 1 |
2 | 16361,4 | 32722,8 | 4 |
3 | 16600,16 | 49800,48 | 9 |
4 | 17790,54 | 71162,16 | 16 |
5 | 20738,85 | 103694,25 | 25 |
∑t = 15
| ∑ у = 87473,95 | ∑ yt = 273362,69 | ∑t2= 55 |
Информация о работе Анализ и планирование оптового оборота предприятия