Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:00, курсовая работа
Принципы маркетинга – это основополагающие положения, обстоятельства, требования, которые лежат в основе маркетинга и раскрывают его сущность и назначение. Сущность маркетинга состоит в том, чтобы производство товаров и услуг обязательно ориентировалось на потребителя, на спрос, на постоянное согласование возможностей производства с требованиями рынка.
Введение. 2
1. Задачи и источники анализа материальных ресурсов. 4
2. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами. 5
3. Анализ соблюдения норм расхода материалов в производстве. 10
4. Анализ материалоотдачи и материалоемкости. 12
5. Анализ использования отходов производства. 17
Заключение. 20
Литература: 21
Для того чтобы определить влияние вышеуказанных факторов на изменение объема выпуска, необходимо:
Таблица 3
Анализ использования материальных ресурсов на выпуск изделия
Показатели | План | Отчет | Изменения |
1. Выпуск изделий (шт.) | 34000 | 38000 | +4000 |
2. Поступление листовой стали в производство в расчете на выпуск изделия (кг) | 496000 | 482000 | -14000 |
3. Запас листовой стали на складе на конец года (кг) | 10000 | 9700 | -300 |
4. Норма расхода листовой стали на одно изделие (кг) | 17 | 14 | -3 |
5. Отходы сырья (кг) | 11000 | 11500 | +500 |
Объектом анализа является изменение объема выпуска: 38000 – 34000 = 4000 изделий.
Снижение поступления листовой стали на 14000 кг привело к снижению на 823 изделия (14000 / 17).
Снижение запаса листовой стали на конец года на 300 кг привело к увеличению выпуска на 17 изделий.
Снижение нормы расхода на 3 кг привело к экономии материальных ресурсов (3 кг × 38000 = 114000 кг), а следовательно, к увеличению объема выпуска на 6705 изделия (-114000) / 17 = 6705).
Увеличение сверхплановых отходов на 500 кг привело к снижению объема выпуска.
Влияние факторов можно определить способом цепных подстановок и способом абсолютных разниц.
Факторы, влияющие на объем выпуска, воздействуют по разному. Увеличение поступления (закупки) материальных ресурсов способствует увеличению объема выпуска, и наоборот. Увеличение остатков материальных ресурсов на начало года приводит к увеличению объема выпуска, и наоборот. Увеличение объема остатков материальных ресурсов на конец года снижает объем выпуска продукции, и наоборот. Снижение величины плановых отходов приводит к увеличению объема выпуска, и наоборот.
Основными
резервами увеличения объема выпуска
за счет использования материальных
ресурсов в производстве являются:
использование совершенной
4.
Анализ материалоотдачи
и материалоемкости
При рассмотрении факторов, связанных с использованием предметов труда (материальных ресурсов), особое внимание должно быть уделено анализу эффективности их использования.
Рост объемов продукции и улучшение качества в значительной степени зависят от обеспеченности хозяйствующего субъекта материальными ресурсами и эффективности их использования.
Взаимосвязь между показателями объема продукции, материальными затратами, материалоотдачей (материалоемкостью) можно отразить в формуле:
V = МЗ× Мо или V =МЗ × (1/Ме),
где V – объем продукции,
МЗ – сумма материальных затрат,
Мо – материалоотдача продукции,
Ме – материалоемкость продукции.
В ходе анализа необходимо исчислить влияние на изменение объема продукции изменения сумм материальных затрат и показателя материалоотдачи или материалоемкости, используя способ цепных подстановок или способ абсолютных (относительных) разниц.
Приращение объема продукции (∆V) в результате изменения общей суммы материальных затрат можно рассчитать по следующей формуле:
∆V = (МЗ1 – МЗ0) × Мо0
или
∆V = (МЗ1 – МЗ0) : Ме0
Влияние
эффективности использования
∆V = МЗ1× (Мо1 – Мо0)
или
∆V = МЗ1× (Ме1 – Ме0)
К обобщающим показателям относятся материалоотдача, материалоемкость, удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, коэффициент использования материалов, прибыль на 1 рубль материальных затрат.
Материалоотдача (Мо) характеризует выход продукции на 1 рубль материальных затрат (МЗ), т. е. сколько произведено продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов:
Мо = Vтп / МЗ
Материалоемкость (Ме) – показатель, обратный материалоотдаче. Он характеризует величину материальных затрат, приходящихся на 1 рубль произведенной продукции:
Ме = МЗ /Vтп
Удельный
вес материальных затрат в себестоимости
продукции исчисляется
Коэффициент материальных затрат представляет собой отношение фактической суммы материальных затрат к плановой, пересчитанной на фактический объем выпущенной продукции. Он показывает насколько экономно используются материалы в процессе производства, нет ли их перерасхода по сравнению с установленными нормами. Если коэффициент больше 1, то это свидетельствует о перерасходе материальных ресурсов на производство продукции, и наоборот, если меньше 1, то материальные ресурсы использовались более экономно.
Частные показатели материалоемкости применяются для характеристики эффективности использования отдельных видов материальных ресурсов (сырьеемкость, металлоемкость, топливо-емкость, энергоемкость и др.), а также для характеристики уровня материалоемкости отдельных изделий (отношение стоимости всех потребленных материалов на единицу продукции к ее оптовой цене).
Удельная материалоемкость определяется как отношение стоимости всех потребленных материалов на единицу продукции к ее оптовой цене
В процессе анализа изучаются уровень и динамика показателя материалоемкости продукции. Для этого используются данные формы № 5 – з. Определяют причины изменения показателей материалоемкости и материалоотдачи, а также влияние показателей на объем производства продукции.
Основным аналитическим показателем, характеризующим использование материалов в производстве, является:
Анализ материалоемкости осуществляется следующим образом:
Для
расчета анализируемых
На изменение материалоемкости продукции оказывают влияние факторы, зависящие и не зависящие от усилий работы данного предприятия.
Изменение материалоемкости всей продукции и отдельных изделий может быть вызвано разными факторами. Материалоемкость всей товарной продукции зависит от:
Методика анализа отдельных видов сырья и материалов в различных отраслях экономики обуславливается спецификой организации и технологии производства, видами используемых материалов, имеющихся источников информации.
Анализ
эффективности использования
% МЗ = (МЗф / МЗпл) × 100%
Снижение данного показателя свидетельствует о неэффективном использовании материальных ресурсов.
Абсолютная величина перерасхода или экономии определяется как разность между фактическим расходом материальных ресурсов и плановым, пересчитанным на фактический выпуск продукции.
Для того чтобы определить количественное влияние на изменение материалоемкости, необходимо определить показатель материалоемкости по плану и по факту (т. е. при всех плановых и всех фактических показателях), определить объект анализа (табл.4).
Для
того чтобы определить влияние изменения
структурных сдвигов на уровень
материалоемкости, необходимо исчислить
разницу между
Для
того чтобы определить влияние изменения
себестоимости отдельных
Для того чтобы определить влияние изменения цен на сырье и материалы, тарифов на электроэнергию, на изменение материалоемкости, необходимо определить разницу между фактической материалоемкостью в плановых ценах и материалоемкостью фактически в ценах, принятых в плане.
Для того чтобы определить влияние изменения оптовых цен на изменение материалоемкости, необходимо исчислить разницу между фактической материалоемкостью в ценах, действовавших в отчетном году, и фактической материалоемкостью в плановых оптовых ценах.
Факторный анализ материалоемкости продукции
Информация о работе Анализ использования материальных ресурсов