Анализ эффективности функционирования предприятия в рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:28, курсовая работа

Описание

Рыночная же стихия весьма сложна, и переход к рынку обусловливает важность разработки единых подходов к измерению затрат и результатов для отбора и реализации подлинно эффективных решений на всех уровнях управления производством, которые превращают расчет экономической эффективности из формальной хозяйственной процедуры в жизненную необходимость.
Цель курсовой работы - изучение оценки эффективности деятельности организации (на примере ГУП РМ «Лисма»).
Задачи курсовой работы – изучить факторы, влияющие на эффективное функционирование предприятия в условиях рынка.

Содержание

С.
Введение
4
1. Основы эффективности функционирования предприятий в условиях рынка
6
1.1 Социально-экономические и организационно-правовые аспекты повышения эффективности функционирования предприятий
6
1.2 Критерии и показатели оценки эффективности функционирования предприятия
15
2. Анализ эффективности функционирования предприятия в рыночных условиях на примере ГУП РМ «Лисма»
20
2.1 Краткая характеристика ГУП РМ «Лисма»
20
2.2 Показатели эффективности функционирования ГУП РМ «Лисма»
24
2.3 Анализ эффективности функционирования ГУП РМ «Лисма» в современных рыночных условиях
29
2.4 Проблемы повышения эффективности функционирования ГУП РМ «Лисма» в рыночных условиях и пути их решения
32
Заключение
37
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 360.50 Кб (Скачать документ)

Реферат

 

Курсовая работа содержит  40 страниц, 30 использованных источников, 8 формул, 6 таблиц, 1 рисунок.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ПРЕДПРИЯТИЕ, ПРОДУКЦИЯ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ, ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ, ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ, АНАЛИЗ, ВНЕШНЯЯ  СРЕДА, ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА, ФАКТОРЫ, ПОКАЗАТЕЛИ.

Объект исследования: деятельность ГУП РМ «Лисма» за 2009-2011 гг.

Цель работы: проанализировать деятельность организации, на примере  ГУП РМ «Лисма», рассчитать эффективность функционирования предприятия, рассмотреть проблемы, возникающие при осуществлении деятельности в современных рыночных условиях и предложить пути их решения. 

В процессе работы использовался  опыт отечественной и зарубежной практики определения эффективности функционирования предприятия.

В результате исследования была раскрыта сущность ГУП РМ «Лисма», выявлены слабые и сильные стороны функционирования предприятия, определена эффективность деятельности и внесены предложения по усовершенствованию мер функционирования организации.

Степень внедрения –  частичная.

Область применения – в процессе управления ГУП РМ «Лисма».

Эффективность – повышение  качества знаний учащихся по данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

С.

Введение

4

1. Основы эффективности  функционирования предприятий в  условиях рынка

6

1.1 Социально-экономические  и организационно-правовые аспекты повышения эффективности функционирования предприятий

6

1.2 Критерии и показатели  оценки эффективности функционирования  предприятия

15

2. Анализ эффективности  функционирования предприятия в  рыночных условиях на примере  ГУП РМ «Лисма»

20

2.1 Краткая характеристика  ГУП РМ «Лисма» 

20

2.2 Показатели эффективности  функционирования ГУП РМ «Лисма»

24

2.3 Анализ эффективности  функционирования ГУП РМ «Лисма»  в современных рыночных условиях

29

2.4 Проблемы повышения  эффективности функционирования ГУП РМ «Лисма» в рыночных условиях и пути их решения

32

Заключение

37

Список использованной литературы

39


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Эффективность предприятия относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которая непосредственно связана с достижением конечной цели развития общественного производства в целом и каждого предприятия в отдельности. В наиболее общем виде экономическая эффективность предприятия представляет собой количественное соотношение двух величин - результатов хозяйственной деятельности и производственных затрат. Сущность проблемы повышения экономической эффективности предприятий состоит в увеличении экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования имеющихся ресурсов.

Повышение эффективности производства предприятия может достигаться как за счет экономии текущих затрат (потребляемых ресурсов), так и путем лучшего использования действующего капитала и новых вложений в капитал (применяемых ресурсов).

Важнейшим экономическим результатом  рыночной деятельности предприятия с учетом долговременной перспективы его развития является получение максимальной прибыли на вложенный капитал. Соотношение прибыли и единовременных затрат становится исходной основой для реального повышения эффективности производства. Однако в соответствии с законами рынка нельзя отождествлять эффективность производства с производительностью труда. Производительность труда означает плодотворность производственной деятельности людей и определяется величиной затрат живого и овеществленного труда, приходящихся на единицу продукции. Отсюда рост производительности труда отражает использование лишь потребляемых ресурсов (текущих затрат), тогда как повышение эффективности производства характеризует использование всех ресурсов, включая текущие и единовременные затраты.

В рыночной практике хозяйствования встречаются самые различные  формы проявления экономической  эффективности. Технические и экономические  аспекты эффективности характеризуют  развитие основных факторов производства и результативность их использования. Социальная эффективность отражает решение конкретных социальных задач (например, улучшение условий труда, охрану окружающей среды и т.д.). Обычно социальные результаты тесно связаны с экономическими, поскольку основу всякого прогресса составляет развитие материального производства. В условиях рынка каждое предприятие, будучи экономически самостоятельным товаропроизводителем, вправе использовать любые оценки эффективности развития собственного производства в рамках установленных государством налоговых отчислений и социальных ограничений. Особенности функционирования рынка также отторгают деление эффективности на общую и сравнительную, характерную для отечественной теории и практики, поскольку возможности способа развития производства и выбор наилучшего варианта зависят от рыночной конъюнктуры.

Рыночная же стихия весьма сложна, и переход к рынку обусловливает  важность разработки единых подходов к измерению затрат и результатов  для отбора и реализации подлинно эффективных решений на всех уровнях управления производством, которые превращают расчет экономической эффективности из формальной хозяйственной процедуры в жизненную необходимость.

Цель курсовой работы - изучение оценки эффективности деятельности организации (на примере ГУП РМ «Лисма»).

Задачи курсовой работы – изучить факторы, влияющие на эффективное функционирование предприятия в условиях рынка.

 

 

 

1. Основы эффективности  функционирования предприятий в  условиях рынка

 

1.1 Социально-экономические  и организационно-правовые аспекты  повышения эффективности функционирования предприятий

 

Экономическая эффективность  деятельности предприятия – один из видов эффективности деятельно  предприятия, она представляет собой  соотношение полученного результата к затраченным материальным и  финансовым ресурсам. Этот вид эффективности зависит, прежде всего, от рационального использования всех видов ресурсов с их структурой. Эти соотношения обусловлены главным образом спецификой самого производства, технической оснащенности, уровнем развития технологий, организации труда и соотношением интенсивных с экстенсивными факторами производства. На состояние структуры сильное влияние оказывают такие внешние факторы как рынки ресурсов, спрос и предложение на конкретный вид ресурса, цены на ресурсы и т.д.

Предприятие – это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой. Внешняя среда обусловлена внешними факторами, оказывающих внешние влияние, внутренняя среда – внутренними. [12, c.42] (рис. 1)

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Внешнюю среду подразделяют на:

- микросреду  - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории;

Рисунок 1 – Факторная  среда, влияющая на предприятие 

- макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.

Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних  факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.

Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров  или услуг.

Основными клиентами предприятий являются потребители продукции (услуг) на разных клиентурных рынках:

- потребительском (население,  приобретающее товары и услуги  для личного потребления);

- производителей (организации,  приобретающие продукцию производственно-технического назначения);

- промежуточных продавцов,  приобретающих товары и услуги  для последующей их перепродажи  с прибылью для себя;

- государственных учреждений (оптовые покупатели продукции  для государственных нужд);

- международном (зарубежные  покупатели на ранее перечисленных типах клиентурных рынков).

Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие предприятию  в продвижении, сбыте и распространении  его товаров среди клиентов. К  ним относятся торговые посредники, фирмы - специалисты по организации  товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.

Конкуренты - соперники  предприятия в борьбе за более  выгодные условия производства и  сбыта товаров, за получение наивысшей  прибыли.

Предприятиям для производства конкурентоспособной продукции необходимо постоянно изучать своих конкурентов, разрабатывать и соблюдать определенную рыночную стратегию и тактику.

Контактные аудитории - это организации, проявляющие реальный или потенциальный интерес к  предприятию или оказывающие  влияние на его способность достигать поставленных целей. Это финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовая биржа, акционеры), средства информации, различные государственные учреждения представительной и исполнительной власти, население и общественные организации.

В макросреде предприятия  действует значительно большее  количество факторов, чем в микросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость  последствий.

Природные факторы. Для природной среды характерны: дефицит некоторых видов сырья, вздорожание энергии и усиление вмешательства государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Демографические факторы. Для демографической среды характерны: увеличение смертности, снижение рождаемости, старение населения, рост числа служащих.

Снижение рождаемости  уменьшает потребность в товарах  на демографических рынках – детских, подростковых, молодежных, что вынуждает  предприятия приспосабливать свою деятельность для удовлетворения потребностей людей среднего, предпенсионного и пенсионного возраста. Изменение структуры населения по возрастным группам привело к сокращению трудового потенциала, т.к. в трудоспособном возрасте во многих регионах оказалась меньшая часть населения. Это требует от предприятий разработки стратегии экономии живого труда путем технико-технологического перевооружения, повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов.

Научно-технические  факторы. Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленных предприятий, растет производительность труда повышается эффективность производства.

Экономические факторы. К основным факторам этой среды принадлежат: рост и спад промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебания курса рубля относительно валют других государств, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица, др.

Экологические факторы. Для этой среды характерны: рост загрязнения окружающей среды и усиление вмешательства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.

Политические факторы. На производственной и социальной деятельности предприятия определенно сказываются события, происходящие в политической среде. Для нее характерны: законодательное регулирование предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов. Внезапные изменения в политической ситуации в стране могут привести к изменению условий хозяйствования, к повышению ресурсных затрат, потере прибыли.

Международные факторы, к которым можно отнести интернационализацию мировой экономики, изменение стоимости доллара и евро на мировом рынке, рост экономической мощи отдельных государств, становление международной финансовой системы, открытие новых крупных рынков и др., оказывают влияние на предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность. [3, c.10]

Информация о работе Анализ эффективности функционирования предприятия в рыночных условиях