Анализ эффективности функционирования предприятия в рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:28, курсовая работа

Описание

Рыночная же стихия весьма сложна, и переход к рынку обусловливает важность разработки единых подходов к измерению затрат и результатов для отбора и реализации подлинно эффективных решений на всех уровнях управления производством, которые превращают расчет экономической эффективности из формальной хозяйственной процедуры в жизненную необходимость.
Цель курсовой работы - изучение оценки эффективности деятельности организации (на примере ГУП РМ «Лисма»).
Задачи курсовой работы – изучить факторы, влияющие на эффективное функционирование предприятия в условиях рынка.

Содержание

С.
Введение
4
1. Основы эффективности функционирования предприятий в условиях рынка
6
1.1 Социально-экономические и организационно-правовые аспекты повышения эффективности функционирования предприятий
6
1.2 Критерии и показатели оценки эффективности функционирования предприятия
15
2. Анализ эффективности функционирования предприятия в рыночных условиях на примере ГУП РМ «Лисма»
20
2.1 Краткая характеристика ГУП РМ «Лисма»
20
2.2 Показатели эффективности функционирования ГУП РМ «Лисма»
24
2.3 Анализ эффективности функционирования ГУП РМ «Лисма» в современных рыночных условиях
29
2.4 Проблемы повышения эффективности функционирования ГУП РМ «Лисма» в рыночных условиях и пути их решения
32
Заключение
37
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 360.50 Кб (Скачать документ)

R3 - выросла довольно большими темпами в 4,1 раза. АО «Ice Cream» повышает эффективность использования основных средств, на 1 рубль их стоимости приходится 1,39 рублей прибыли.

R4 - выросла рентабельность собственного капитала в 4 раза, это компенсирует отсутствие долгосрочных пассивов при недостаточности собственного капитала, но возникает опасность снижения производственного потенциала фирмы.

R5 - отражает эффективность затрат, которая увеличилась.

В 2011 году по сравнению с 2010 использование материальных ресурсов было уменьшено на 1% за счет ресурсосберегающей политики.

Фондоотдача в 2011 году была большей, чем в 2010 году на 7%, т.е. в 2011 году основные производственные фонды были использованы наиболее эффективно.

Показатель эффективности  деятельности персонала показывает, что в 2011 году был наиболее эффективно использован труд работников, на одного работника приходится больший процент прибыли. И численность персонала уменьшилась по сравнению с 2010 годом.

Обобщающий показатель рентабельности говорит о том, что  в 2011 году компания отработала наиболее качественно, чем в 2010 году, т.к. показатель рентабельности выше. Т.е при увеличении расходов на 1 рубль, прибыль увеличится на 1,45 рублей.

Обобщающие показатели эффективности деятельности ГУП РМ «Лисма» в целом определяются сопоставлением объема всех средств предприятия и совокупного результата его деятельности.

Таким образом получаем, что на основании вышеприведенных расчетов, деятельность ГУП РМ «Лисма» можно считать эффективной..

В настоящее время  показатели, используемые для оценки эффективности производства, объединяются в группу под названием деловой активности.

Таблица 2.3 - Расчет показателей деловой активности

п/п

Показатель

2009

2010

2011

1

Выручка от реализации

153,2

1510,9

2359,2

2

Среднегодовая оста точная стоимость  ОПФ (тыс.руб.)

124,4

124,4

124,4

3

Средняя стоимость МЗ (тыс.руб.)

30,4

40,8

65,1

4

Среднесписочная численность (чел.)

7

7

22

5

Балансовая прибыль (тыс.руб.)

38,9

58,6

172,8

6

Средняя величина активов

100,6

165,2

209,5

7

Фондоотдача

1,23

12,1

18,9

8

Материалоотдача

5,1

27,5

24,9

9

Производительность труда,

тыс.руб. /руб.

21,8

215,7

107,2

10

Фондовооруженность,

тыс. руб./чел

17,8

17,8

5,65

11

Прибыль на 1 рабочего,

тыс. руб./чел

5,56

7,6

7,9


Деловая активность характеризуется  положительной динамикой объема производства и реализации продукции, прибыли повышением конкурентоспособности и других показателей, отражающих результаты работы предприятия.

Из данных таблицы  следует, что значительно выросла  фондоотдача. Это обусловлено значительным увеличением выручки в 2010 и 2011 годах. Темпы роста фондоотдачи почти не превышают темпы роста выручки 15,4 : 15,2 . Положительная динамика отдачи материальных затрат 2011 : 2010 году - в 5 раз. Высоки темпы роста производительности труда в 4,9 раза за 2009-2011 гг. Это связано с ростом выручки от реализации. Отставание темпов роста производительности труда от динамики трудовых показателей обусловлено резким увеличением среднесписочной численности (+15 человек). Снизилась фондовооруженность труда на 12,2 т. руб./чел., в основном за счет увеличения численности и уменьшения стоимости основных фондов. Наблюдается рост прибыли на 1 работника, при существующей динамике прибыли и прежней численности это увеличение могло бы быть более значительным, до 24 тыс. руб. на человека. В целом, при общей положительной динамике всех показателей деловой активности следует отметить их довольно низкий уровень. Деловую активность предприятия характеризует скорость оборачиваемости средств, в виде коэффициентов оборачиваемости. Расчетные данные приведены в таблице 3.3. Из данных таблицы следует, что, в общем, за 2009-2011 гг. по всем показателям динамика положительная. Общая оборачиваемость капитала увеличилась в 2010г. на 7,6; в 2011 году - на 2,16 оборота. Сопоставляя с рентабельностью продаж и рентабельностью основных средств, которые также выросли, заметим, что это свидетельствует об ускорении вне влияния инфляционного роста цен.

Таблица 2.4 - Анализ коэффициентов оборачиваемости

п/п

Показатель

Порядок

расчета

обозначение

2009

2010

2011

Отклонения,(+,-)

           

2010/

2009

2011/

2010

2011/

2009

1

Коэффициент общей оборачиваемости  капитала

ВР:К

1,52

9,1

11,3

+7,58

+2,16

+9,8

2

Коэффициент оборачиваемости

оборотных активов

ВР:А

3,6

31,6

15,8

+28

-15,8

+12,2

3

Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных активов

ВР:Ам

3,5

14,5

16,6

+11

+2,1

+13,1

4

Коэффициент оборачиваемости дебиторской  задолженности 

ВР:Д

72,95

112,8

76,8

+39,8

-36

+3,9

6

Средний срок оборота дебиторской  задолженности

365:Кч

5,0

3,2

4,7

-1,8

+1,5

-0,3

7

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

ВР:Кр

4,6

17,8

23,8

+13,2

+14,3

+19,2

8.

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

ВР:ЧА

2,11

20,8

32,8

+18,7

+12

+30,7

9.

Средний срок оборачиваемости кредиторской задолженности

315:К6

79,3

20,5

15,3

-58,8

-5,2

-64


Коэффициент оборачиваемости оборотных активов показывает число оборотов мобильных средств предприятия. После резкого роста оборачиваемости в 2010 году (на 28 оборотов), скорость несколько снизилась на 15,8 оборота. В сочетании с ростом оборачиваемости материальных оборотных активов (запасов) на 13,1 оборота - это положительное явление.

Несколько увеличилась  скорость дебиторской задолженности  на 3,9 оборота. Это очень высокий  показатель. Продолжительность 1-го оборота  в днях уменьшилась с 5,0 до 4,7 дней. Ускорилась оборачиваемость, кредиторской задолженности с 4,6 до 23,8 оборота. Средний срок погашения уменьшился с 79,3 до 15,3 дней. Это демонстрирует снижение коммерческого кредита и увеличение скорости оплаты задолженности предприятия. Выросла скорость оборачиваемости собственного капитала с 2,11 до 32,8 оборота, т.е. на 30 оборотов, что отражает повышение уровня продаж и снижение риска акционеров. В целом ГУП РМ «Лисма» достаточно активно в деловом отношении, постоянно наращивает темпы основных показателей. Это компенсирует недостаток оборотных средств.

Фондоотдача основных средств  – один из факторов, влияющих на уровень  рентабельности и финансовое состояние  предприятия. В свою очередь на фондоотдачу  оказывает воздействие структура  и динамика основных средств. Основные средства и долгосрочные инвестиции в основные средства оказывают многоплановое и разностороннее влияние на финансовые результаты деятельности предприятия. Поскольку движения основных средств в ГУП РМ «Лисма» нет, нецелесообразно проводить горизонтальный анализ.

Рассматривая показатели эффективности ГУП РМ «Лисма», можно  сделать вывод, что данное предприятие  уверенно набирает обороты, развивается  и стремится к росту выпускаемой  продукции. Подробнее о финансовом положении ГУП РМ «Лисма» мы сможем сказать, проведя анализ эффективности функционирования данного предприятия в современных рыночных условиях.

 

2.3 Анализ эффективности функционирования ГУП РМ «Лисма» в современных рыночных условиях

 

Миссия ГУП РМ «Лисма»  – это внедрение новых, технологий мирового уровня, создание оригинальных источников света и ликвидной светотехнической аппаратуры.

Основной целью  ГУП РМ «Лисма» является получение  прибыли. Генеральная линия стратегии  развития общества в широком понимании  данного термина, заключается в  достижении мирового уровня качества продукции для завоевания доверия у потребителей, удовлетворения их потребностей и ожиданий.

На предприятии постоянно  проводится работа по повышению энергетической эффективности источников света, максимальному  удовлетворению требований потребителя, достижению оптимального соотношения цены-качества продукции. Продукция предприятия соответствует комплексу международных стандартов МЭК (международная электротехническая комиссия) по условиям эксплуатации и требованиям безопасности. На продукцию ГУП РМ «Лисма» распространяется действие Закона о защите прав потребителя. На предприятии сертифицирована система менеджмента качества (СМК), внедрен международный стандарт ИСО 9001-2001. Для улучшения качества необходимо постоянно совершенствовать уровень технологии производства и улучшением состояния основных средств, а особенно над обновлением оборудования.

Российский рынок светотехники достаточно обширен и разнообразен, благодаря чему он сохраняет привлекательность  для большого и среднего бизнеса.

На рынке  действует ассоциация производителей светотехнических изделий «Российский  свет» (АПСИ «Россвет»), которая является некоммерческой организацией. Целью  ассоциации является - расширение возможностей ее членов в производственном, научно-техническом  и социальном развитии. Цель реализуется за счет дальнейшей специализации, сохранения и развития кооперированных поставок, концентрации научно-технических разработок новых изделий и технологий.

Среди российских производителей электрических ламп членами ассоциации являются: ГУП РМ «Лисма» (г. Саранск), ОАО «Томский ЭЛЗ» (г. Томск), ОАО «Уфимский ЭЛЗ-Свет» (г. Уфа), ООО «Лисма-Рефлакс» (г. Саранск),, ЗАО «Сердобский ЭЛЗ» (Пензенская обл.), ОАО «Московский ЭЛЗ» (г. Москва), ОАО «Лисма-ВНИИИС» (г. Саранск), ООО «Лисма-Темников», ООО «Свет» (г. Темников). Среди российских производителей электрических ламп членами ассоциации не являются ОАО «Калашниковский ЭЛЗ» (Тверская область, п. Калашников), ООО «Свет» (г. Смоленск).

В настоящее время  лампы в Россию ввозят и продают 62 страны, а мощности отечественных электроламповых заводов используются лишь частично и по ограниченным товарным позициям. Для определения динамики объемов производства электрических ламп в России за 2007-2011 гг. проанализируем таблицу 2.5.

Анализ таблицы 2.5 показывает, что общий объем производства электрических ламп в России по данным Росстата составляет 592494,1 тыс. шт. За период 2007-2011 годы объем производства источников света в России уменьшился на 177,16 млн. шт. (593,4-770,56=177,16), или на 22,9% (593,4/770,56-1=0,229). В 2009 году спад составил – 24,1%, в 2010 году наблюдался рост – 14,7%, в 2009 году самый большой спад за период 2007-2011 гг. – 27%, в 2011 году спад – 20,5%. Данная тенденция объясняется общим спадом промышленного производства практически у всех российских производителей, что связано в первую очередь с устаревшим оборудованием.

Таблица 2.5 – Динамика объемов производства электрических ламп в России за 2007-2011 гг.

2007

2008

2009

2010

2011

Млн. шт.

Темпы роста, %

Млн. шт.

Темпы роста, %

Млн. шт.

Темпы роста, %

Млн. шт.

Темпы роста, %

Млн. шт.

Темпы роста, %

770,56

100,0

571,96

74,2

562,18

98,3

639,4

113,3

593,4

92,8


В настоящее время, на рынке сложилась ситуация, когда  отечественные предприятия не покрывают  спрос на источники света и рынок электроламп является ненасыщенным. Поэтому повышенный интерес к светотехническому рынку РФ проявляют зарубежные производители электроламп.

Проведенный анализ показал, что, несмотря на то, что ГУП РМ «Лисма»  имеет наибольшую долю рынка по производству электроламп, на данном этапе предприятие находится в глубоком кризисе. Подавляющее большинство производственного оборудования работает более 20 лет и испытывает физический и моральный износ. Низкая производительность оборудования, устаревшая система контроля качества или ее отсутствие на разных этапах обработки и низкая автоматизация производства существенно сказываются на качестве и объеме выпуска продукции, которое уступает многим западным производителям и соответственно негативно отражается на

Производственная программа, определяющая объем производства в  номенклатурно-количественном выражении, является исходным и ведущим разделом план производства.

Разработка производственной программы осуществляется на основе:

  • договоров, заключенных с потребителями, портфеля заказов, проекта плана поставки продукции потребителям, действующих законов спроса и предложения на продукцию и услуги;
  • наличия производственных мощностей по выпуск каждого вида продукции;
  • возможностей приобретения материальных ресурсов;
  • учета состояния технической и технологической базы;
  • наличия кадрового потенциала.

Ассортимент производимой продукции на ГУП РМ «Лисма» широкий: производятся различные типы ламп, внутри каждого типа можно выделить подтипы, отличающиеся друг от друга значением мощности и техническими характеристиками. План производства должен определять значения, которые предприятие должно достигнуть.

Таким образом, мы можем  сказать, что ГУП РМ «Лисма» является конкурентоспособным предприятием, выпускает продукцию, которая пользуется спросом на современном рынке.

 

2.4 Проблемы  повышения эффективности функционирования  ГУП РМ «Лисма» в рыночных  условиях и пути их решения

 

 На предприятии  создается управленческий механизм, который позволяет выдвигать,  оценивать и реализовывать предложения  по совершенствованию деятельности организации. Возможные направления программы: сокращение затрат, повышение надежности поставок, повышение качества (брак и время простоев), утилизация отходов, устранение «узких мест» в производстве.

Информация о работе Анализ эффективности функционирования предприятия в рыночных условиях