Анализ эффективности функционирования предприятия в рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:28, курсовая работа

Описание

Рыночная же стихия весьма сложна, и переход к рынку обусловливает важность разработки единых подходов к измерению затрат и результатов для отбора и реализации подлинно эффективных решений на всех уровнях управления производством, которые превращают расчет экономической эффективности из формальной хозяйственной процедуры в жизненную необходимость.
Цель курсовой работы - изучение оценки эффективности деятельности организации (на примере ГУП РМ «Лисма»).
Задачи курсовой работы – изучить факторы, влияющие на эффективное функционирование предприятия в условиях рынка.

Содержание

С.
Введение
4
1. Основы эффективности функционирования предприятий в условиях рынка
6
1.1 Социально-экономические и организационно-правовые аспекты повышения эффективности функционирования предприятий
6
1.2 Критерии и показатели оценки эффективности функционирования предприятия
15
2. Анализ эффективности функционирования предприятия в рыночных условиях на примере ГУП РМ «Лисма»
20
2.1 Краткая характеристика ГУП РМ «Лисма»
20
2.2 Показатели эффективности функционирования ГУП РМ «Лисма»
24
2.3 Анализ эффективности функционирования ГУП РМ «Лисма» в современных рыночных условиях
29
2.4 Проблемы повышения эффективности функционирования ГУП РМ «Лисма» в рыночных условиях и пути их решения
32
Заключение
37
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 360.50 Кб (Скачать документ)

Повышение производительности труда зависит от ряда факторов: технического уровня производства, квалификации работников, качества и наличия в  необходимом количестве материалов и т.д.

Материалоемкость, фондоотдача, окупаемость капиталовложений – это показатели характеризующие экономическую эффективность использования отдельных ресурсов. Между тем, на каждом предприятии необходимо определить обобщающий показатель, позволяющий оценить эффективность работы предприятия в целом. В условиях рынка таким показателем служит рентабельность, как отношение полученной прибыли к издержкам:

,         (1.6)

где: П – расчетная  прибыль, т.е. прибыль оставшаяся в  распоряжении предприятия; С – издержки, связанные с созданием и пополнением основных и оборотных средств.

Рентабельность качественно  характеризует работу предприятия  и отражает сопоставление прибыли  со всеми затратами. В различных  отраслях на уровне отдельных предприятий  могут иметь место специфические особенности.

Приведенные показатели экономической эффективности предприятияявляются статическими. Достоверность показателей эффективности возрастает, если при анализе форм эффективности менеджмента учитывается ее динамический аспект.

В связи с этим показатели эффективности предприятия целесообразно рассматривать в динамике посредством регистрации и сравнения изменений за два или более периода.

Динамический показатель эффективности предприятия можно представить следующим образом:

Эмд = П/Р *100%,                                                                                    (1.7)

где: Поб – конечные показатели (прибыль) предприятия, соответственно, в данном и базисном годах; Ро, Рб – расходы, соответственно, в данном и базисных годах.

Коэффициент Эмд показывает, на сколько рублей за рассматриваемый период изменяется конечный показатель (прибыль) при изменении управленческих расходов на 1 руб. Он отражает динамику, темпы роста эффективности предприятия.

Динамику экономической эффективности предприятия характеризует также сравнение этих показателей за два или более периода, дающее показатель относительного изменения эффективности предприятия, выраженный в процентах:

,                                                                                     (1.8)

где: Э1 и Э2 – экономическая эффективность предприятия, соответственно, в базисном и данном годах.

Приведенные динамические показатели целесообразно рассчитывать также при осуществлении коренных изменений в деятельности организации, при сравнении различных вариантов существования предприятия, осуществлении коммерческой деятельности в различных направлениях. Оценка реальной взаимосвязи конкретных показателей эффективности предприятия и позволяет выявить потенциальные возможности предприятия, определять пути совершенствования, отладить оптимальный механизм функционирования предприятия в рамках его производственной деятельности. [11, c.35]

 

 

 

 

2. Анализ эффективности  функционирования предприятия в  рыночных условиях на примере ГУП РМ «Лисма»

 

2.1 Краткая  характеристика ГУП РМ «Лисма»

 

Долгое время ОАО  «Лисма» - являлось крупнейшим светотехническим предприятием  в России. По объему производства и номенклатуре источников света объединение занимало одно из ведущих мест в России.

С 10 сентября 2007 года ОАО  «Лисма» приобрела статус Государственного унитарного предприятия Республики Мордовия и имеет гарантии Правительства  Республики Мордовия.

Продукция Государственного унитарного предприятия Республики Мордовия «Лисма», созданного на базе Открытого Акционерного Общества «Лисма», используется во многих отраслях промышленности: агропромышленный комплекс, железнодорожный и воздушный транспорт, научные и лечебные заведения, оборонный комплекс и космическая промышленность, муниципальные предприятия и поставщики электроэнергии, уличное и бытовое освещение. ГУП РМ «Лисма» – поставщик источников света для особо важных объектов.

В ГУП РМ «Лисма» осуществляется весь процесс производства: от научной  разработки до выпуска готовой продукции. Имея большой научно-технический потенциал, предприятие работает над обновлением ассортимента новыми высокоэффективными видами источников света для различных отраслей промышленности. Большое внимание уделяется качеству продукции.

Основными видами деятельности ГУП РМ «Лисма» являются:

  • производство электротехнической продукции, в том числе: электролампы осветительные; аппараты пускорегулирующие; светильники наружного и внутреннего освещения; специальное технологическое оборудование; другие виды светотехнической и электротехнической продукции;
  • разработка оборудования и инструментальной оснастки;
  • товары народного потребления;
  • строительные, монтажные, пуско-наладочные, отделочные работы;
  • проектные, научно-исследовательские работы;
  • торговля, торгово-посредническая, закупочная, сбытовая деятельность.

Выгодное географическое положение (центральная часть России - Волго-Вятский регион), устойчивое железнодорожное сообщение с  местами концентрации поставщиков  и потребителей, относительная близость к Москве и Санкт-Петербургу предоставляет ГУП РМ «Лисма» широкие возможности в расширении рынков сбыта продукции.

В настоящее время  ГУП РМ «Лисма» выпускает более 700 типонаименований источников света  самого разного назначения: лампы  накаливания общего назначения, люминесцентные лампы низкого давления различного назначения, газоразрядные лампы высокого давления (дуговые ртутные, с иодидами металлов, натриевые и др.), кварцево-галогенные, местного освещения, декоративные, иллюминационные, зеркальные, судовые, прожекторные, для киноаппаратуры, сверхминиатюрные, для транспорта (автомобильные, железнодорожные, судовые, самолетные) и другие, вплоть до уникальных источников света специально разработанных для определённых нужд. (табл. 2.1)

ГУП РМ «Лисма» единственная электроламповая фирма в стране располагающая собственными исследовательскими и образовательными центрами.

Около 60% ассортимента не имеет отечественных аналогов. Постоянно  проводится работа по повышению энергетической эффективности источников света, максимальному  удовлетворению требований потребителя, достижению оптимального соотношения цены-качества продукции. В октябре 2008 года продукция ГУП РМ «Лисма» удостоена звания Лауреата и Дипломанта Всероссийского конкурса программы «100 Лучших товаров России». В 2009 г. предприятие приняло участие в ежегодном конкурсе «Лучшие товары Мордовии», который проводился в рамках 12-го Всероссийского конкурса Программы «100 лучших товаров России».

Таблица 2.1. - Основная номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции

Лампы накаливания:

Лампы газоразрядные:

- самолетные СМ

 - низкого давления люминесцентные:

- сверхминиатюрные СМН

- компактные КЛ, КЛЭ

- кварцевые галогенные

- ультрафиолетовые ЛУФТ, ЛУФЧ

- малогабаритные КГМ

- трубчатые ЛБ, ЛД, ЛБЦТ (d=16 мм)

- малогабаритные сетевые КГМ

- эритемные ЛЭ

- миниатюрные КГМН, МНГ

- бактерицидные ДБ, ДБМ, ДРБ

- самолетные КГСМ

  высокого давления:

- встроенные в отражатель КГИ,  КГФИ

- металлогалогенные ДРИ

- линейные КГ, КГД

- натриевые ДНаТ

- тепловые КГТ, КГТД

- трубчатые ДРТ

- автомобильные АКГ

- ксеноновые трубчатые ДКсТ


Миссия ГУП РМ «Лисма»  – это внедрение новых, технологий мирового уровня, создание оригинальных источников света и ликвидной светотехнической аппаратуры.

Основной целью  ГУП РМ «Лисма» является получение  прибыли. Генеральная линия стратегии  развития общества в широком понимании  данного термина, заключается в  достижении мирового уровня качества продукции для завоевания доверия у потребителей, удовлетворения их потребностей и ожиданий.

На предприятии постоянно  проводится работа по повышению энергетической эффективности источников света, максимальному  удовлетворению требований потребителя, достижению оптимального соотношения цены-качества продукции. Продукция предприятия соответствует комплексу международных стандартов МЭК (международная электротехническая комиссия) по условиям эксплуатации и требованиям безопасности. На продукцию ГУП РМ «Лисма» распространяется действие Закона о защите прав потребителя. На предприятии сертифицирована система менеджмента качества (СМК), внедрен международный стандарт ИСО 9001-2001. Для улучшения качества необходимо постоянно совершенствовать уровень технологии производства и улучшением состояния основных средств, а особенно над обновлением оборудования.

Российский рынок светотехники достаточно обширен и разнообразен, благодаря чему он сохраняет привлекательность  для большого и среднего бизнеса.

На рынке действует ассоциация производителей светотехнических изделий «Российский свет» (АПСИ «Россвет»), которая является некоммерческой организацией. Целью ассоциации является - расширение возможностей ее членов в производственном, научно-техническом и социальном развитии. Цель реализуется за счет дальнейшей специализации, сохранения и развития кооперированных поставок, концентрации научно-технических разработок новых изделий и технологий.

Среди российских производителей электрических ламп членами ассоциации являются: ГУП РМ «Лисма» (г. Саранск), ОАО «Томский ЭЛЗ» (г. Томск), ОАО «Уфимский ЭЛЗ-Свет» (г. Уфа), ООО «Лисма-Рефлакс» (г. Саранск),, ЗАО «Сердобский ЭЛЗ» (Пензенская обл.), ОАО «Московский ЭЛЗ» (г. Москва), ОАО «Лисма-ВНИИИС» (г. Саранск), ООО «Лисма-Темников», ООО «Свет» (г. Темников). Среди российских производителей электрических ламп членами ассоциации не являются ОАО «Калашниковский ЭЛЗ» (Тверская область, п. Калашников), ООО «Свет» (г. Смоленск).

В настоящее время  лампы в Россию ввозят и продают 62 страны, а мощности отечественных электроламповых заводов используются лишь частично и по ограниченным товарным позициям.

 

 

2.2 Показатели  эффективности функционирования  ГУП РМ «Лисма»

 

Отражая динамику и противоречия происходящих процессов экономические показатели являются микромоделями экономических явлений. Экономическая эффективность пронизывает все сферы практической деятельности человека. Наиболее существенные характеристики хозяйственной деятельности находят свое отражение через категорию эффективности. В ходе анализа эффективности оценивается качество деятельности предприятия, выявляются факторы изменения эффективности, неиспользованные возможности и резервы повышения.

Эти показатели характеризуют  степень деловой активности предприятия. Соотношение между динамикой продукции и динамикой ресурсов (затрат) определяет характер экономического роста.

Проанализируем анализ показателей рентабельности ГУП  РМ «Лисма» (табл. 2.2)

Таблица 2.2 - Расчет коэффициентов рентабельности

п/п

Показатель

Порядок

расчета,

обозначение

2009

2010

2011

1

Выручка от реализации

ВР

153,2

1510,9

2359,2

2

Прибыль от реализации

П

42,5

58,6

172,8

3

Капитал фирмы 

К

100,6

165,2

209,5

4

Среднегодовая стоимость

основных средств и

внеоборотных активов

ВА

124,4

124,4

124,4

5

Собственный капитал

Ск

72,4

72,4

72,4

6

Среднегодовые затраты

З

-

934,4

1557,3

7

Рентабельность продаж

R1 = П:ВР

0,28

0,04

0,07

8

Рентабельность капитала

R2 = П:К

0,42

0,35

0,82

9

Рентабельность основных средств  и прочих

внебюджетных активов

R3 =П:ВА

0,34

0,47

1,39

10

Рентабельность собственного капитала

R4 = П:Кс

0,59

0,81

2,39

11

Рентабельность затрат

R5 =П:З

-

0,06

0,11


Рассчитанные коэффициенты показывают долю прибыли в авансированных средствах.

R1 в динамике уменьшается, что свидетельствует о снижении цен при постоянных затратах или о росте затрат, превышающих темпы роста прибыли за 2010-2011 год заметен их значительный рост.

R2 - свидетельствует о повышении эффективности использования капитала

Информация о работе Анализ эффективности функционирования предприятия в рыночных условиях