Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:28, курсовая работа
Рыночная же стихия весьма сложна, и переход к рынку обусловливает важность разработки единых подходов к измерению затрат и результатов для отбора и реализации подлинно эффективных решений на всех уровнях управления производством, которые превращают расчет экономической эффективности из формальной хозяйственной процедуры в жизненную необходимость.
Цель курсовой работы - изучение оценки эффективности деятельности организации (на примере ГУП РМ «Лисма»).
Задачи курсовой работы – изучить факторы, влияющие на эффективное функционирование предприятия в условиях рынка.
С.
Введение
4
1. Основы эффективности функционирования предприятий в условиях рынка
6
1.1 Социально-экономические и организационно-правовые аспекты повышения эффективности функционирования предприятий
6
1.2 Критерии и показатели оценки эффективности функционирования предприятия
15
2. Анализ эффективности функционирования предприятия в рыночных условиях на примере ГУП РМ «Лисма»
20
2.1 Краткая характеристика ГУП РМ «Лисма»
20
2.2 Показатели эффективности функционирования ГУП РМ «Лисма»
24
2.3 Анализ эффективности функционирования ГУП РМ «Лисма» в современных рыночных условиях
29
2.4 Проблемы повышения эффективности функционирования ГУП РМ «Лисма» в рыночных условиях и пути их решения
32
Заключение
37
Список использованной литературы
Внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду.
Основные цели, которые ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике – прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам:
- производство,
- маркетинг,
- НИОКР,
- финансовое управление,
- общее управление.
Такое деление на сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационных структурах.
Каждое предприятие – это сложная производственно-экономическая система с многогранной деятельностью. Наиболее четко выделяются направления, которые следует отнести к главным:
1) комплексное изучение
рынка (маркетинговая
2) инновационная деятельность (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, внедрение технологических, организационных, управленческих и других новшеств в производство);
3) производственная деятельность
(изготовление продукции,
4) коммерческая деятельность
предприятия на рынке (
5) материально-техническое обеспечение производства (поставка сырья, материалов, комплектующих изделий, обеспечение всеми видами энергии, техникой, оборудованием, тарой, и т.д.);
6) экономическая деятельность
предприятия (все виды
7) послепродажный сервис
продукции производственно-
8) социальная деятельность (поддержание на надлежащем уровне условий труда и жизни трудового коллектива, создание социальной инфраструктуры предприятия, включающей собственные жилые дома, столовые, лечебно-оздоровительные и детские дошкольные учреждения, ПТУ и т.д.). [7, c.25]
Рынок – это сфера товарного обмена и связанная с ним совокупность отношений, которые складываются между товаропроизводителями и покупателями по поводу купли-продажи.
Условия функционирования рынка: реализация многообразных форм собственности и их равноправие, создание рыночной инфраструктуры и свободная конкуренция, являющаяся регулирующей силой в рыночной экономике.
Рынок выполняет следующие функции:
а) регулирующую (регулирует производство и обращение товаров и услуг);
б) контролирующую (определяет общественную значимость произведенного продукта и затраченного на его производство труда);
в) распределительную (устанавливает
необходимые
г) стимулирующую (побуждает снижать индивидуальные затраты труда, использовать новую технику);
д) информационную (информирует
о состоянии дел в
е) санирующую (очищает
общественное производство от экономически
слабых, неконкурентоспособных
Инфраструктуру рынка составляет совокупность субъектов, имеющих разные направления деятельности и обеспечивающих эффективное взаимодействие всех рыночных контрагентов. К наиболее важным элементам рыночной инфраструктуры относятся: товарные, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи, коммерческие информационные центры, банки, транспортная и складская сеть, системы и средства коммуникации.
Таким образом, внешняя среда предприятия представляет собою единую рыночную систему с частными рынками:
- потребления;
- научно-технической, экономической, политической информации;
- капитала;
- рабочей силы;
- сырья, материалов и комплектации. [17, c.52]
Эти рынки и сама фирма в своей внутренней среде должны подчиняться определенным «правилам игры» - законодательным правилам и ограничениям.
Предприятие, являясь составной частью внешнего окружения, обязано постоянно решать вопросы социального развития не только собственного трудового коллектива, но и местного и общегосударственного значения.
Поведение хозяйствующих субъектов на рынке регулируется принципами:
- взаимовыгодности
и равноправия деловых
- ответственности перед конечным потребителем;
- достижения экономического и коммерческого преимущества исключительно за счет инноваций;
- экономного ведения хозяйства;
- соблюдения этического кодекса предпринимательства.
Процесс измерения планируемого или уже полученного уровня эффективности предприятия связан с определением критерия и формированием системы соответствующих показателей. Показатели эффективности предприятия делят на несколько групп:
- общие показатели
производственной
- показатели, отражающие эффективность организации и использования труда;
- показатели, характеризующие
степень использования и
- показатели, отражающие эффективность использования всех финансовых средств.
Комплекс действий и
мероприятий по росту эффективности
производственной и экономической
деятельности предприятия называют
пути повышения эффективности
Пути повышения эффективности
деятельности предприятия подразумевают
внедрение на предприятии научно-
Пути повышения эффективности
деятельности предприятия подразумевают
и использование режима экономии.
Ресурсосберегающие факторы должны
стать решающими для
Помимо этого, пути повышения эффективности деятельности предприятия включают и мероприятия по лучшему распределению и использованию основных ресурсов и фондов организации. Очень важно максимально интенсивно использовать производственный потенциал предприятия, следить за ритмичностью производства, за максимальной загрузкой производственного оборудования. Результатом этих мероприятий будет ускоренный темп прироста готовой продукции без лишних капиталовложений и инвестиций.
Немаловажное место
для роста эффективности функци
1.2 Критерии
и показатели оценки
Анализ эффективности функционирования предприятия, факторов, ее определяющих, содержания и результатов управленческого труда позволяет сделать вывод, что адекватными содержанию и формам проявления эффективности являются группы показателей, которые могут выступать в качестве измерителя, критерия эффективности в зависимости от назначения организации и условий ее функционирования. Каждому варианту системы управления соответствует определенное значение критерия эффективности функционирования предприятия, и задача управления состоит в том, чтобы найти такой вариант управления, при котором соответствующий критерий принимает наивыгоднейшее значение.
Показатели прибыли
и рентабельности наиболее полно
характеризуют конечные результаты
деятельности, соответственно и эффективность функционирован
В общем виде эффективность деятельности предприятия (Э) выражают следующей формулой:
,
Где Р - результат функционирования предприятия (результирующая составляющая);
3 - затраты на управленческую деятельность или объем использованных ресурсов (затратная составляющая).
На уровне отдельных предприятий в различных отраслях экономики используются разнообразные группы показателей экономической эффективности. Однако на каждом предприятии оценивается экономическая эффективность использования материальных ресурсов, основных производственных фондов и оборотных средств, капитальных вложений, деятельности персонала, а так же рассчитывается обобщающий показатель, характеризующий экономическую эффективность предприятия в целом.
Показатель
эффективности использования
,
где: МЗ – материальные затраты; ВП – стоимость выпущенной продукции.
Снижение материалоемкости
продукции – одно из главных направлений
повышения эффективности в
Показатель эффективности использования основных производственных фондов (Эф) определяется обычно показателем их фондоотдачи.
,
где: ОФ – стоимость основных производственных фондов; ВП – стоимость выпущенной продукции.
К основным производственным фондам относятся: средства труда (производственные здания и сооружения, машины, станки, оборудование, транспортные средства и тому подобные) которые участвуют в производстве. Важнейшими направлениями повышения эффективности использования основных фондов являются: повышение коэффициента сменности работы предприятия, сокращение потерь рабочего времени оборудования и др.
Показателем
эффективности капитальных
,
где: К – объем капитальных вложений; ∆П – прирост прибыли, вызванный этими капитальными вложениями за год.
Как известно, оптимальный
срок окупаемости капитальных
Показателем, характеризующим эффективность деятельности персонала (Эт), является производительность труда. На уровне предприятия она может быть определена как отношение.
,
где ЧР – среднегодовая численность работников, занятых на предприятии.
Кроме того, производительность труда определяется выработкой продукции в единицу времени.
Информация о работе Анализ эффективности функционирования предприятия в рыночных условиях