Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:53, курсовая работа
целями данной работы являются:
1. изучение действующего законодательства, практики его применения и иной литературы, посвящённой данной теме;
2. выявление противоречий в российском законодательстве и конкретных проблем реализации его на практике.
3. сравнительный анализ механизмов правового регулирования горной промышленности в России и за рубежом.
Оглавление
Введение
В данной работе мне хотелось бы осветить наиболее значимые проблемы, возникающие при регулировании предоставления недр в пользование, а также провести сравнительный анализ механизмов правового регулирования горной промышленности в России и за рубежом.
Полезность недр для человека и общества состоит в том, что они являются источником минерального сырья, ископаемого топлива и других материалов. Необходимо отметить, что среди всех природных ресурсов, определяющих развитие человечества, наиболее важная роль отводится минеральным ресурсам, от которых во многом зависит экономическая и политическая независимость государства. Как показывает опыт, надёжное, бесперебойное снабжение минеральным сырьём правительства многих стран рассматривают как одну из приоритетных задач во внутренней и внешней политике. Требование по обеспечению потребности в минеральном сырье служит условием сохранения национальной безопасности, благосостояния и уровня промышленного производства.
Недра удовлетворяют также научные потребности, используются для устройства подземных сооружений и коммуникаций, хотя приоритет в настоящее время отдаётся добыче полезных ископаемых. Кроме этого, следует учитывать, что недра являются невосполнимым ресурсом, так как в силу ограниченности и практической невозобновляемости запасов полезных ископаемых происходит их постепенное истощение и снижение качественных характеристик. В результате этого необходимо обеспечить наиболее полное и эффективное использование недр с учётом в первую очередь экологических требований (рациональное недропользование).
Достичь данного результата возможно только путём создания качественной системы государственного регулирования предоставления недр в пользование. Ведущую роль в этой системе играет правовой механизм лицензирования недропользования. Поскольку правовое регулирование отношений недропользования согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесено к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов, правовая база, регулирующая данные вопросы, включает в себя как законодательство Российской Федерации, так и региональное законодательство. В частности, в законодательстве, регулирующем предоставление недр в пользование, отражены такие аспекты, как:
1. Основания для предоставления недр в пользование.
2. Процедура их предоставления.
3.
Взаимосвязь недропользования
В связи с этим, целями данной работы являются:
1.
изучение действующего
2.
выявление противоречий в
3.
сравнительный анализ
Расчетная
часть содержит расчет основных показателей,
характеризующих деятельность, состояние
и эффективность использования ресурсов
организации, а также эффективность горного
производства в целом.
Глава
I. Система предоставления
недр в пользование
в России
Регулирование отношений недропользовании в России в основном осуществляется на основе Конституции Российской Федерации1, закрепляющей основные принципы использования природных ресурсов, Закона Российской Федерации «О недрах»2 и Положения о порядке регулирования пользования недрами3. В частности в статье 9 Конституции Российской Федерации использование и охрана природных ресурсов провозглашаются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, закрепляется возможность частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, то есть разнообразие, защита и равноправие форм собственности на природные ресурсы и объекты. При этом формулировка «могут находиться» дает основания для дискуссий между сторонниками развития форм собственности либо их сдерживания: первые полагают, что на все природные ресурсы разрешены любые формы собственности; вторые считают, что если в Конституции записано «могут быть», то это значит, что природные ресурсы могут и не быть (по усмотрению законодателя) во всех формах собственности4.
При рассмотрении вопроса о предоставлении права пользования недрами необходимо остановиться на вопросе разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, которые определяются Конституцией Российской Федерации.
К ведению Российской Федерации, согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации, относятся:
а) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе касающихся экологии, использования недр;
б)
федеральная государственная
в) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации;
г) определение статуса и защита территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
д) метеорологическая служба, стандарты, в том числе в области охраны окружающей среды, охраны и использования недр.
В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации находятся:
а) защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, в том числе в сфере экологии и природопользования;
б) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
в) разграничение государственной собственности, прежде всего на недра и другие природные ресурсы;
г)
природопользование, охрана окружающей
среды и обеспечение
д) законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Вне
пределов ведения Российской Федерации
и совместного ведения
Закон Российской Федерации «О недрах» конкретизирует данные положения, закрепляя за органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов, органами местного самоуправления конкретные вопросы в сфере недропользования (ст. 3, 4, 5 Закона Российской Федерации «О недрах»).
Как уже отмечалось, недропользование наряду с землепользованием и другими видами ресурсопользования является одной из важнейших областей человеческой деятельности. Это обусловлено статусом природных ресурсов, определенным в Конституции Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации). Деятельность любого добывающего предприятия неразрывно связана с использованием полезных свойств недр, что делает весьма важным вопрос об их рациональном использовании и охране.
Понятие «недра» достаточно давно используется в российском законодательстве, но единства мнений по поводу того, что входит в его содержание, до сих пор не достигнуто. Ранее чаще всего он использовался как синоним понятия «полезные ископаемые». Однако в таком случае из определения и соответственно правового регулирования выпадают неразведанные запасы, выработанные пустоты и т.д. М.Е.Певзнер5 также отрицает данное сравнение, соотнося понятия «полезные ископаемые» и «недра» как часть и целое.
Определение недр дается в преамбуле Закона Российской Федерации «О недрах»: «Недра – это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии, – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения»6.
Говоря о недрах7, понимают только часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водного объекта, простирающейся до глубин, доступных для ее геологического изучения и освоения (первый десяток километров). Однако надо отметить, что существует и другие точки зрения, согласно которой определение недр не должно ограничиваться таким способом, как это сделано в действующем законе. В частности, А.И. Перчик указывает, что недра - это не вся земная кора, а только та ее часть, которая доступна для разведки и освоения современными техническими средствами. Таким образом, указывает он, с юридической точки зрения понятие "недра" является динамическим. Оценка величины недр как части земной коры во времени будет постоянно увеличиваться по мере совершенствования действующих и создания новых технических средств и технологий8.
Для эффективных поисков, разведки и разработки месторождений полезных ископаемых необходимы исследования земных недр, познание их геологического строения и происходящих процессов, установления закономерностей формирования и размещения месторождений9. Весь этот комплекс работ, от исследований недр до добычи полезных ископаемых относится к сфере недропользования.
Так, в соответствии с действующим законодательством к пользованию недрами относятся различные виды геолого-геофизических и других исследований, направленных на общее геологическое изучение недр. Но всё-таки одним из важнейших и масштабных по объему видов пользования недрами является деятельность, связанная с поисками и разведкой месторождений полезных ископаемых и добычей полезных ископаемых, так как добыча ископаемых – это результат и причина всех предшествующих работ.
Предоставление права недропользования оформляется лицензией, то есть документом, который удостоверяет право владельца на пользование участками недр. В лицензии должны быть указаны границы участка, цель, условия и срок пользования (ст.12 Закона Российской Федерации № 2395-1 "О недрах" подробно регламентирует ее содержание). Тем самым регистрация направлена на упорядочение и гармонизацию отношений между пользователями недр и землей на поверхности10. В ряде случаев право недропользования приобретается путем проведения конкурса или аукциона.
В теории в России выделяют два вида недропользования:
Общее недропользование регулируется статьей 19 Закона Российской Федерации № 2395-1 "О недрах". Под общим недропользованием понимается право владельцев земельных участков в границах своего участка осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, строительство подземных сооружений для своих нужд до пяти метров, а так же устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, который не является источником централизованного водоснабжения, соблюдая законодательство и интересы соседних землепользователей. Для осуществления права общего недропользования не требуется специального разрешения (лицензии).
Специальное недропользование включает в себя следующие виды:
Информация о работе Анализ механизмов правового регулирования