Анализ механизмов правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:53, курсовая работа

Описание

целями данной работы являются:
1. изучение действующего законодательства, практики его применения и иной литературы, посвящённой данной теме;
2. выявление противоречий в российском законодательстве и конкретных проблем реализации его на практике.
3. сравнительный анализ механизмов правового регулирования горной промышленности в России и за рубежом.

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 627.50 Кб (Скачать документ)

    Лицензия  на пользование недрами выдается в форме заполненного государственного бланка установленной формы с Государственным гербом Российской Федерации, который имеет определенные реквизиты (серию, номер, дату выдачи), набор обязательных сведений и который подписывается уполномоченными лицами органов исполнительной власти, предоставивших право пользования недрами, и недропользователем. К лицензии на пользование недрами в качестве составных и неотъемлемых её частей прилагаются текстовые (например, лицензионное соглашение), графические и иные приложения, которые являются неотъемлемой составной частью лицензии и определяют основные условия пользования недрами25, определяющие существенные и дополнительные условия пользования участком недр помимо установленных законодательством Российской Федерации, правилами и стандартами в сфере недропользования.

    Лицензия  на недропользование включает в себя две группы условий. Первая группа –  это законодательные (определяемые в нормах законодательства о недрах) условия. Такие условия закреплены, например, в пункте 8.1. Положения о порядке лицензирования пользования недрами:

    -   данные о пользователе недр, получившем  лицензию;

    - данные о целевом назначении  работ, связанных с геологическим  изучением и иным использованием  недр;

    - указание пространственных границ  участка недр, предоставляемого  в пользование;

    - указание границ земельного участка,  выделенного для ведения работ,  связанных с геологическим изучением  и иным использованием недр;

    - сроки действия лицензии и  начала работ; 

    - условия, связанные с платежами,  взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;

    - согласованный уровень добычи  минерального сырья, а также  соглашение о его долевом распределении;

    - соглашение о правах на геологическую  информацию, получаемую в процессе  пользования недрами;

    - условия выполнения установленных законодательством Российской Федерации, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ;

    - условия продления срока действия  лицензии;

    - объемы и виды сбрасываемых  в недра отходов производства и промышленных сточных вод.

    В ст.12 Закона Российской Федерации «О недрах» содержится несколько иной (более узкий) перечень обязательных условий.

    Лицензия  на право пользования недрами  закрепляет условия и форму договорных отношений недропользования26, в том числе на условиях концессии, договора о разделе продукции, контракта на предоставление услуг, а также может дополняться иными условиями.

    Это необходимо для того, чтобы пользователь недр, получивший лицензию, не нарушал ее существенные условия, то есть осуществлял определенный вид пользования недрами, указанный в лицензии. Кроме того, указание целевого назначения работ влечет за собой определение конкретных сроков пользования недрами, указание пространственных границ участка недр и земельного отвода.

    В лицензии указываются конкретные размеры  платежей за пользование недрами, размеры  акцизов и другие платежи. Указание согласованного уровня добычи минерального сырья необходимо в целях сохранения и рационального использования полезных ископаемых. Превышение или, наоборот, снижение согласованного уровня добычи минерального сырья будет являться нарушением существенных условий лицензии и повлечет за собой наступление конкретных правовых последствий.

    В лицензии должны определяться пространственные границы предоставляемого участка недр, в пределах которого разрешается осуществление работ. В соответствии с п. 3.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами27 они должны иметь подробное описание и координаты, а участки недр должны быть максимально компактными и по возможности ограничены прямыми  линиями.

    Вторая  группа - условия, предусматриваемые  сторонами (порядок урегулирования споров, порядок прекращения пользования, признания лицензий недействительными, сроки выполнения тех или иных работ и т.д.). Их содержание зависит от вида пользования недрами, от стадии разработки месторождения полезных ископаемых, вида добываемых полезных ископаемых и т.д. Данные условия закрепляются в лицензионном соглашении.

    Выданные  конкретным недропользователям лицензии на пользование недрами подлежат государственной регистрации в геологическом фонде. Именно с даты регистрации лицензии ведется отсчет срока действия лицензии.

    Предоставление  недр для пользования преимущественно  осуществляется через аукцион, либо через конкурс.

    При конкурсной системе победителем признается заявитель, отвечающий условиям конкурса и представивший экономически приемлемые и наиболее соответствующие требованиям охраны недр и окружающей природной среды технические решения (Постановление ВС Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1)28.

    При аукционной системе предоставления лицензий победителем признается претендент, предложивший наибольшую плату за получение права на пользование недрами.                                                                                                                                                                                                               

    В статье 17 действующего Закона Российской Федерации «О недрах» прямо закреплено, что запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти, а также любых хозяйствующих субъектов (пользователей недр), направленные на замену конкурсов и аукционов прямыми переговорами, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и федеральными законами.

    Регистрация лицензий на пользование недрами осуществляется федеральным геологическим фондом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (или его территориальным органом – в отношении лицензий на пользование недрами, выданных территориальными органами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации).

    После получения  лицензии ее владелец имеет право  на получение полного объема геологической  информации по предоставленному ему  в соответствии с лицензией участку недр. Тем самым при рассмотрении данного вопроса,  и необходимо закрепить, что лицензия является неотъемлемой частью в пользовании недр, порядок выдачи которой регулируется органами государственной власти. 
 

    Предоставления  права пользования недрами в  Российской Федерации в настоящее  время реализуется путём проведения конкурсов и аукционов. В правовом регулировании процедуры предоставления в пользование недр существует ряд  значительных противоречий и порождаемых ими проблем, среди которых можно выделить следующие группы:

    Первая  группа проблем - не четко сформирована  структура органов управления и  контроля недрами, в результате чего возникает дублирование полномочий органов исполнительной власти Российской Федерации, неопределенность недропользователей в процессе предоставления лицензий , затягивание процедуры выдачи лицензии и др.

    Вторая  группа – законодательно не полно  определено содержание лицензии. Одним из ведущих недостатков, на мой взгляд, является нечеткое закрепление в условиях лицензии количества (объема) разрешенной добычи конкретного вида сырья. Полагаю, что соблюдение в России единообразного подхода к вопросу закрепления в содержании лицензии таких требований, приведет к наиболее экономически выгодному и рациональному использованию недр.

    Третья  группа – отсутствие чекой законодательной  регламентации процедур предоставления недр в пользование.

    Проблема  заключается в том, что порядок  проведения конкурсов и аукционов  закреплён в Законе Российской Федерации «О недрах», а на федеральном уровне регулируется Положением о порядке лицензирования пользования недрами1 (утверждено Верховным Советом в 1992 г.). Во исполнение Положения были приняты Методические рекомендации по подготовке условий и порядку проведения конкурсов и аукционов на право пользования участками недр, утвержденные распоряжением МПР РФ от 14 ноября 2002 г. N 457-р (далее – Методические рекомендации)29.

    Однако  в определенных условиях, становится целесообразным использование и конкурсной системы. Как правило, это характеризует ситуацию представления на конкурс месторождений (участков недр) со сниженной рыночной привлекательностью (низкорентабельных, с низким содержанием, требующих применения нестандартных технологий, требующих комплексной разработки и т.д.).

    Кроме того, проведение конкурсов, может с  большей эффективностью обеспечить задачу рационального недропользования, тогда как аукционы нацелены в  большей степени на получение разовой прибыли. А конкурсы более целесообразны не только в экологическом, но и в экономическом плане, так как с их помощью выявляются субъекты, способные осуществлять недропользование наиболее полным и эффективным образом, что создаёт перспективу появления высоких доходов в будущем. На практике же из-за наличия в законодательстве возможности совмещения данных процедур основным критерием является именно внесение платежа, что существенно сужает круг претендентов на получение права пользования участками недр.  

    Рассмотренные проблемы, по-видимому, могут быть решены только путём внесения в федеральное законодательство норм, устанавливающих:

    1) Статус субъектов, проводящих  конкурсы (аукционы), (организаторы  конкурса), их полномочия. Организаторами  конкурса должны быть государственные  органы, представляющие интересы собственника недр. Со стороны РФ это может быть Минприроды Российской Федерации (его территориальные органы). На них должны возлагаться лишь организационные полномочия, а именно: принятие решения о проведении конкурса (аукциона); подготовка перечня объектов; определение сроков проведения, формы и вида торгов; разработка проекта условий конкурса (аукциона); формирование экспертной комиссии; осуществление опубликования извещений о проведении конкурсов (аукционов) в СМИ; приём и регистрация заявок на участие в торгах; проведение аукциона; принятие решения об утверждении результатов конкурса (аукциона).

    2) Задачи экспертной комиссии. Проведению  экспертизы материалов. Экспертизу  материалов определить как оценку  соответствия представленных материалов  условиям конкурса, на основе, которой определяется победитель конкурса. Результатом является письменное заключение, выводы имеют обязательное значение для организатора конкурса и являются основанием принятия им решения о предоставлении участка недр в пользование.

    3) Требования к экспертам: специалист, имеющий научные и (или) практические знания в области разведки и добычи полезных ископаемых; исключающий личную заинтересованность при определении победителя (родственные связи, трудовые и иные договорные отношения с участниками конкурса).

    4)  Правило, запрещающее изменять  условия конкурса и аукциона  после их опубликования в средствах массовой информации. Для разрешения ситуации, когда объявленным условиям конкурса отвечают материалы, представленные двумя или более претендентами, можно заблаговременно, при определении условий конкурса установить критерий, на основе которого будет производиться окончательный выбор победителя конкурса. Эта информация также должна быть включена в извещение о конкурсе. В том случае, если такой критерий не определён организатором конкурса, выбор победителя может производиться по времени подачи заявки на конкурс, либо по жребию.

    5) Правило, не допускающее возможности  проведения смешанной формы торгов, сочетающей в себе процедуры конкурса и аукциона. Несмотря на внесение изменений в ст. 13.1 прямого запрета на использование подобной формы так и не было установлено.

    К сожалению, ввиду большого количества нормативных актов, регулирующих различные аспекты предоставления недр в пользование, можно выявить ряд проблем и противоречий, на практике приводящий к истощению минерально-сырьевой базы, сокращению прироста запасов, появлению острого дефицита отдельных видов минерального сырья, загрязнению окружающей среды при осуществлении недропользования и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III. Сравнительный анализ законодательства о недрах и недропользовании в России и за рубежом

 
 
 

     В целях совершенствования отечественного законодательства в сфере договорных отношений недропользования важно  учитывать опыт зарубежных стран, в  которых договорные институты имеют устоявшуюся практику применения. В странах с развитыми отношениями недропользования договоры достаточно разнообразны и отражают характерные особенности различных правовых систем. Договор признаётся инструментом, без которого вообще невозможно функционирование системы горных отношений. Исследование вопросов зарубежного опыта актуально также и в той связи, что в настоящий момент министр экономического развития Набиуллина Э.С. не случайно поставила задачу приблизить российское законодательство к мировым стандартам . Кроме того, зарубежное законодательство в большинстве своём также основывается на концепции права государственной собственности на недра. В отечественной юридическое литературе зарубежный опыт законодательного обеспечения отношений недропользования систематизирован, обобщён и детально проанализирован в работах профессора Б.Д.Клюкина.

Информация о работе Анализ механизмов правового регулирования