Анализ прибыли торгового предприятия. Резервы и пути повышения рентабельности деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:02, контрольная работа

Описание

Прибыль выступает непосредственной целью хозяйственной деятельности и всех субъектов рыночной экономики, занятых предпринимательством. Несмотря на то, что эта категория является объектом экономической теории и занимает основополагающую роль в рыночной экономике, вот уже в течение ряда столетий не смолкают споры о ее сущности и формах. В учебниках и научных статьях категория «прибыль» неразрывно связывается с категорией дохода, капитала, процента, воздержания, ожидания и многими другими. В практическом же плане прибыль не представляет никакого секрета и во всех странах с рыночной экономикой ее количественная величина определяется как разница между общей выручкой от реализации товаров и услуг и совокупными издержками. В теоретическом плане необходимо рассмотреть несколько подходов к оценке экономической природы доходов и прибыли.

Работа состоит из  1 файл

Экономика.docx

— 402.13 Кб (Скачать документ)

     Безусловно, доминирующими но значимости являются прибыль от обычных видов деятельности — именно они дают основной вклад  в формирование конечного финансового  результата.

     Основные  направления использования доходов  и прибыли торгового предприятия

     В условиях развития рыночных отношений  роль доходов значительно возросла. Именно система доходов формирует  реальную основу для действия финансовых отношений в условиях рынка. Доходы создают экономическую основу для  финансирования всех видов расходов. Воздействие финансовых отношений на процессы воспроизводства осуществляется посредством механизма формирования и использования доходов и только затем прибыли.

     Полученные  в ходе финансово-хозяйственной  деятельности доходы предприятия независимо от отраслевой принадлежности используются по схеме, представленной на рисунке 2.

     

     Рис. 2. Механизм использования доходов  и прибыли

     Исходным  принципом распределительного процесса должны стать реальные экономические  и организационные условия хозяйствования конкретных предприятий. Это предполагает определенную (на отраслевом уровне) дифференциацию уровней развития субъектов предпринимательства  с позиции величины получаемых доходов  с учетом правовых, экономических, специальных, организационных, региональных и других факторов. Такой подход позволяет  подойти к данной проблеме с учетом обеспечения равных условий финансово-хозяйственной  деятельности и самостоятельного использования  полученного финансового результата в целях развития. Всесторонний учет данного принципа особенно важен  для предприятий тех отраслей экономики, которые призваны выполнять специфические функции, и, как следствие, механизм деятельности которых обладает целым рядом специфических черт.

     Факторы, влияющие на пропорции распределения  прибыли, делятся на внешние и внутренние.

     Внешние факторы:

  • правовые ограничения (ставки налогов на прибыль, процентные отчисления в резервные фонды и др.);
  • система налоговых льгот при реинвестировании прибыли;
  • ыночная норма прибыли на инвестируемый капитал, рост которой сопровождается тенденцией повышения доли капитализированной части прибыли, и наоборот, ее снижение обусловливает увеличение доли потребляемой прибыли;
  • стоимость внешних источников формирования инвестиционных ресурсов (при высоком ее уровне выгоднее использовать прибыль, и наоборот).

     Внутренние  факторы:

  • уровень рентабельности предприятия, при низком значении которого и соответственно небольшой сумме распределяемой прибыли большая ее часть идет на создание обязательных фондов и резервов, на выплату дивидендов по привилегированным акциям, на социальные программы и др.; наличие в портфеле предприятия высокодоходных инвестиционных проектов;
  • необходимость ускоренного завершения начатых инвестиционных проектов;
  • уровень коэффициента финансового левериджа (соотношение заемного и собственного капитала), который является одним из индикаторов финансового риска и одним из факторов, определяющих доходность собственного капитала; наличие альтернативных внутренних источников формирования инвестиционных ресурсов (амортизационного фонда, выручки от реализации основных средств и финансовых активов и др.);
  • текущая платежеспособность предприятия, при низком уровне которой предприятие должно сокращать потребляемую часть прибыли.

     Представляя собой конечный финансовый результат, прибыль является основным показателем  в системе управления доходами предприятия. Вместе с тем прибыль представляет собой весьма сложную экономическую  категорию, и потому возможны различные  ее определения, интерпретации, представления. В литературе описаны несколько  подходов к определению прибыли [9]. Два из них — с условными  названиями: экономический и бухгалтерский  — можно рассматривать как  базовые.

     Суть  экономического подхода такова: прибыль (убыток) — это прирост (уменьшение) капитала собственников, имевший место  в отчетном периоде. Будем называть прибыль, исчисленную по данному  алгоритму, экономической. Приведенное  определение выглядит весьма привлекательным; сложность лишь в том, как его  наполнить количественно, т. е. как  рассчитать прибыль.

     Несложно  понять, что экономическую прибыль  можно исчислить либо на основе динамики рыночных оценок капитала, либо по данным ликвидационных балансов на начало и  конец отчетного периода.

     Оказывается, что в любом случае значение подобным образом рассчитанной прибыли будет  исключительно условным.

     Именно  поэтому гораздо более обоснованным и реалистичным представляется бухгалтерский  подход к определению прибыли, согласно которому прибыль (убыток) есть положительная (отрицательная) разница между доходами коммерческой организации, понимаемыми  как приращение совокупной стоимостной  оценки ее активов, сопровождающееся увеличением капитала собственников, и расходами, понимаемыми как снижение совокупной стоимостной оценки активов, сопровождающееся уменьшением капитала собственников, за исключением результатов операций, связанных с преднамеренным изменением этого капитала. Поскольку понятия доходов и расходов могут быть определены как по существу (логика сущностного определения была сделана в предыдущем разделе), так и количественно (данные о доходах и расходах аккумулируются в системе учета), приведенное определение гораздо менее схоластично и представляется приемлемым для практического использования. Исчисленную таким образом прибыль и называют бухгалтерской.

     Можно выделить два основных различия между  экономическим и бухгалтерским  подходами. Первое заключается в  том, что в отличие от экономического в бухгалтерском подходе четко  идентифицируются элементы прибыли, т. е. виды доходов и расходов, и ведется  обособленный их учет. Таким образом, всегда имеется верифицируемая и  объективная информационная база для  расчета конечного финансового  результата.

     Второе  отличие заключается в неодинаковой трактовке так называемых реализованных  и нереализованных доходов. Представьте  ситуацию, когда рыночная цена на некоторые  активы предприятия (например, здание) выросла. В рамках экономического подхода  собственники предприятия получили прибыль, что касается бухгалтерского подхода, то он такую прибыль признавать не спешит по многим причинам, в том  числе субъективности оценок, волатильности  подобного эфемерного результата и  т. п. По мнению бухгалтера, прибыль  будет иметь место лишь в том  случае, если здание действительно  будет продано по высокой цене.

     Таким образом, экономический подход не делает различия между реализованным и  нереализованным доходами; напротив, бухгалтерский подход, руководствуясь принципом осторожности, согласно которому «расходы всегда очевидны, а доходы всегда сомнительны» или «лучше раньше признать расходы, чем позже, и лучше позже признать доходы, чем раньше», не спешит признавать нереализованный доход, точнее, этот доход будет признан как прибыль лишь после его реализации .

     Вместе  с тем отметим, что оба рассмотренных  подхода в принципе не противоречат друг другу; более того, экономический  подход полезен для понимания  сущности прибыли, бухгалтерский —  для понимания логики и порядка  ее практического исчисления.

     Прибыль является одним из ключевых индикаторов  успешности финансово-хозяйственной  деятельности. Поскольку факторов ее формирования, а таковыми являются отдельные виды доходов и расходов, много, возможно обособление различных  показателей прибыли. Именно поэтому, характеризуя работу компании в терминах экономической эффективности, нужно  уточнять, о какой прибыли идет речь. Обособление тех или иных видов прибыли осуществляется, прежде всего, исходя из интересов лиц, имеющих  отношение к предприятию. Один из возможных подходов заключается  в следующем.

     В деятельности предприятия как первичной  ячейки любой экономической системы, производящей некоторый вид продукции  и (или) услуг, т. е. вносящей свой вклад  в генерирование общих доходов  страны, заинтересованы различные группы лиц. Наиболее общей их градацией  является обособление четырех групп: (а) собственники предприятия; (б) его  работники, представленные управленческим персоналом; (в) государство, представленное налоговыми органами, и (г) прочие лица (действующие и потенциальные  контрагенты: поставщики материальных и финансовых ресурсов, покупатели, банки).

     Как следует из рисунка 3, укрупнено алгоритм распределения совокупного текущего дохода таков: полученная коммерческой организацией выручка от реализации последовательно «расходуется»  в следующей последовательности: (а) оплата затрат труда и материалов (материальные расходы), (б) оплата процентов за пользование кредитами и займами (финансовые расходы), (в) выплата налогов и обязательных платежей; (д) распределение остатка между собственно предприятием (реинвестирование прибыли) и его владельцами. Каждое такое уменьшение приводит к получению нового результатного показателя; значимость каждого из них, как видно из схемы, различна для тех категорий лиц, которые заинтересованы в деятельности данной коммерческой организации.

     

     Рис. 3. Схема взаимоувязки доходов и  расходов предприятия

     Очевидно, что управление прибылью подразумевает  такие воздействия на факторы  финансово-хозяйственной деятельности, которые способствовали бы, во-первых, повышению доходов и, во-вторых, снижению расходов.

     В рамках решения первой задачи —  повышение прибыли — должны проводиться  оценка, анализ и планирование: выполнения плановых заданий и динамики продаж в различных разрезах; ритмичности  производства и продаж; достаточности  и эффективности диверсификации производственной деятельности; эффективности  ценовой политики; влияния различных  факторов (фондовооруженность, загруженность  производственных мощностей, сменность, ценовая политика, кадровый состав и др.) на изменение величины продаж; сезонности производства и продаж, критического объема производства (продаж) по видам продукции и подразделениям и т. п.

     Поиск и мобилизация факторов повышения  прибыли находится в известном  смысле в компетенции высшего  руководства компании, а также  ее маркетинговой службы; роль финансовой службы сводится в основном к обоснованию  разумной ценовой политики, оценке целесообразности и экономической  эффективности нового источника  доходов, контролю за соблюдением внутренних ориентиров по показателям рентабельности в отношении действующих и  новых производств.

     Вторая  задача — снижение расходов — подразумевает  оценку, анализ, планирование и контроль за исполнением плановых заданий  по расходам (затратам), а также поиск  резервов обоснованного снижения себестоимости  продукции.

     Актуальной  проблемой является разработка методических подходов к распределению прибыли  предприятий, предусматривающих существующее многообразие форм собственности.

     Другими словами, при распределении прибыли  необходимо обеспечить, с одной стороны, объективный учет особенностей отдельных  видов собственности, а с другой, создать для предприятий независимо от форм собственности и хозяйствования, что также не менее важно, равные условия хозяйствования, и, следовательно, и одинаковые возможности формирования конкурентных преимуществ и состязательности в борьбе за потребителя. 

Резервы и пути повышения рентабельности деятельности предприятия.

     Прибыль является итоговым показателем деятельности предприятий отрасли. Это также  важнейший экономический показатель. Однако прибыль не показывает, не характеризует  какой ценой она достигнута, какими размерами средств. В прибыли  не отражен размер производственного  потенциала, с помощью которого она  получена.

       Для соизмерения размера прибыли  и величины использованных средств  для ее достижения в отраслевой  экономике используется показатель  рентабельности производства.

       Рентабельность производства является  наиболее обобщающим, качественным  показателем экономической эффективности  производства, эффективности функционирования  предприятий отрасли. Рентабельность  производства как раз соизмеряет  величину полученной прибыли  с размерами тех средств - основных  фондов и оборотных средств,  с помощью которых она получена. Эти использованные в производстве  средства для получения известной  прибыли являются как бы ее  ценой. И чем ниже эта цена, т.е. чем меньше затребованных  средств при той же величине  полученной прибыли, тем, разумеется, эффективнее производство, а предприятие  функционирует с большим эффектом. Все изложенное верно при отсутствии  фиксированной рентабельности, утверждаемой в ряде регионов для поддержания определенного уровня цены. Со временем этого не должно быть.

       Рентабельность производства в  самом общем виде в отраслевой  экономике определяют как:

     

     где Р - рентабельность, %

       П - сумма прибыли, руб. 

       ОФ - стоимость основных фондов, руб. 

       ОС - стоимость оборотных средств,  руб. 

       Период функционирования  предприятия  может быть разным - месяц, квартал,  год, а посему стоимость основных  фондов и оборотных средств  исчисляют в среднем значении. Рентабельность производства можно  вообще определить в любом  диапазоне времени, в любой  период целевого функционирования, чтобы знать эффективность проведенных  производственных операций. Как  правило, при стабильном функционировании  она исчисляется за квартал  и за год. 

Информация о работе Анализ прибыли торгового предприятия. Резервы и пути повышения рентабельности деятельности предприятия