Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:02, контрольная работа
Прибыль выступает непосредственной целью хозяйственной деятельности и всех субъектов рыночной экономики, занятых предпринимательством. Несмотря на то, что эта категория является объектом экономической теории и занимает основополагающую роль в рыночной экономике, вот уже в течение ряда столетий не смолкают споры о ее сущности и формах. В учебниках и научных статьях категория «прибыль» неразрывно связывается с категорией дохода, капитала, процента, воздержания, ожидания и многими другими. В практическом же плане прибыль не представляет никакого секрета и во всех странах с рыночной экономикой ее количественная величина определяется как разница между общей выручкой от реализации товаров и услуг и совокупными издержками. В теоретическом плане необходимо рассмотреть несколько подходов к оценке экономической природы доходов и прибыли.
Безусловно, доминирующими но значимости являются прибыль от обычных видов деятельности — именно они дают основной вклад в формирование конечного финансового результата.
Основные
направления использования
В условиях развития рыночных отношений роль доходов значительно возросла. Именно система доходов формирует реальную основу для действия финансовых отношений в условиях рынка. Доходы создают экономическую основу для финансирования всех видов расходов. Воздействие финансовых отношений на процессы воспроизводства осуществляется посредством механизма формирования и использования доходов и только затем прибыли.
Полученные в ходе финансово-хозяйственной деятельности доходы предприятия независимо от отраслевой принадлежности используются по схеме, представленной на рисунке 2.
Рис. 2. Механизм использования доходов и прибыли
Исходным
принципом распределительного процесса
должны стать реальные экономические
и организационные условия
Факторы, влияющие на пропорции распределения прибыли, делятся на внешние и внутренние.
Внешние факторы:
Внутренние факторы:
Представляя собой конечный финансовый результат, прибыль является основным показателем в системе управления доходами предприятия. Вместе с тем прибыль представляет собой весьма сложную экономическую категорию, и потому возможны различные ее определения, интерпретации, представления. В литературе описаны несколько подходов к определению прибыли [9]. Два из них — с условными названиями: экономический и бухгалтерский — можно рассматривать как базовые.
Суть экономического подхода такова: прибыль (убыток) — это прирост (уменьшение) капитала собственников, имевший место в отчетном периоде. Будем называть прибыль, исчисленную по данному алгоритму, экономической. Приведенное определение выглядит весьма привлекательным; сложность лишь в том, как его наполнить количественно, т. е. как рассчитать прибыль.
Несложно понять, что экономическую прибыль можно исчислить либо на основе динамики рыночных оценок капитала, либо по данным ликвидационных балансов на начало и конец отчетного периода.
Оказывается, что в любом случае значение подобным образом рассчитанной прибыли будет исключительно условным.
Именно
поэтому гораздо более
Можно выделить два основных различия между экономическим и бухгалтерским подходами. Первое заключается в том, что в отличие от экономического в бухгалтерском подходе четко идентифицируются элементы прибыли, т. е. виды доходов и расходов, и ведется обособленный их учет. Таким образом, всегда имеется верифицируемая и объективная информационная база для расчета конечного финансового результата.
Второе
отличие заключается в
Таким образом, экономический подход не делает различия между реализованным и нереализованным доходами; напротив, бухгалтерский подход, руководствуясь принципом осторожности, согласно которому «расходы всегда очевидны, а доходы всегда сомнительны» или «лучше раньше признать расходы, чем позже, и лучше позже признать доходы, чем раньше», не спешит признавать нереализованный доход, точнее, этот доход будет признан как прибыль лишь после его реализации .
Вместе с тем отметим, что оба рассмотренных подхода в принципе не противоречат друг другу; более того, экономический подход полезен для понимания сущности прибыли, бухгалтерский — для понимания логики и порядка ее практического исчисления.
Прибыль является одним из ключевых индикаторов успешности финансово-хозяйственной деятельности. Поскольку факторов ее формирования, а таковыми являются отдельные виды доходов и расходов, много, возможно обособление различных показателей прибыли. Именно поэтому, характеризуя работу компании в терминах экономической эффективности, нужно уточнять, о какой прибыли идет речь. Обособление тех или иных видов прибыли осуществляется, прежде всего, исходя из интересов лиц, имеющих отношение к предприятию. Один из возможных подходов заключается в следующем.
В деятельности предприятия как первичной ячейки любой экономической системы, производящей некоторый вид продукции и (или) услуг, т. е. вносящей свой вклад в генерирование общих доходов страны, заинтересованы различные группы лиц. Наиболее общей их градацией является обособление четырех групп: (а) собственники предприятия; (б) его работники, представленные управленческим персоналом; (в) государство, представленное налоговыми органами, и (г) прочие лица (действующие и потенциальные контрагенты: поставщики материальных и финансовых ресурсов, покупатели, банки).
Как
следует из рисунка 3, укрупнено алгоритм
распределения совокупного
Рис. 3. Схема взаимоувязки доходов и расходов предприятия
Очевидно,
что управление прибылью подразумевает
такие воздействия на факторы
финансово-хозяйственной
В
рамках решения первой задачи —
повышение прибыли — должны проводиться
оценка, анализ и планирование: выполнения
плановых заданий и динамики продаж
в различных разрезах; ритмичности
производства и продаж; достаточности
и эффективности диверсификации
производственной деятельности; эффективности
ценовой политики; влияния различных
факторов (фондовооруженность, загруженность
производственных мощностей, сменность,
ценовая политика, кадровый состав
и др.) на изменение величины продаж;
сезонности производства и продаж,
критического объема производства (продаж)
по видам продукции и
Поиск и мобилизация факторов повышения прибыли находится в известном смысле в компетенции высшего руководства компании, а также ее маркетинговой службы; роль финансовой службы сводится в основном к обоснованию разумной ценовой политики, оценке целесообразности и экономической эффективности нового источника доходов, контролю за соблюдением внутренних ориентиров по показателям рентабельности в отношении действующих и новых производств.
Вторая задача — снижение расходов — подразумевает оценку, анализ, планирование и контроль за исполнением плановых заданий по расходам (затратам), а также поиск резервов обоснованного снижения себестоимости продукции.
Актуальной проблемой является разработка методических подходов к распределению прибыли предприятий, предусматривающих существующее многообразие форм собственности.
Другими
словами, при распределении прибыли
необходимо обеспечить, с одной стороны,
объективный учет особенностей отдельных
видов собственности, а с другой,
создать для предприятий
Резервы и пути повышения рентабельности деятельности предприятия.
Прибыль
является итоговым показателем деятельности
предприятий отрасли. Это также
важнейший экономический
Для соизмерения размера
Рентабельность производства
Рентабельность производства в самом общем виде в отраслевой экономике определяют как:
где Р - рентабельность, %
П - сумма прибыли, руб.
ОФ - стоимость основных фондов, руб.
ОС - стоимость оборотных средств, руб.
Период функционирования предприятия
может быть разным - месяц, квартал,
год, а посему стоимость