Анализ проблемных вопросов по организационно-правовым формам предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 11:06, курсовая работа

Описание

Целью данной работы будет рассмотрение существующих форм организации бизнеса в России и в других странах, выявление преимуществ и недостатков тех или иных форм предпринимательства. Собственность рассматривается с различных точек зрения (экономической и юридической), приводится анализ различных форм, видов собственности, её трансформации. Отдельно в работе рассматривается явление приватизации в нашей стране, подводятся её итоги, анализируются перспективы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СОБСТВЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ ОБЩЕСТВА.
1.1 Собственность в экономическом и юридическом смысле.
1.2. Классификация собственности.
1.3 Трансформация собственности – стержень экономических реформ в переходной экономике.
1.4 Приватизация в России: итоги и перспективы.
2. Анализ основных форм предпринимательской деятельности в России.
2.1. Предпринимательский потенциал России.
2.2. Анализ исследования ОПФ предпринимательской деятельности.
2.3 Организационно-правовые формы хозяйствования юридических лиц. Их сущность и особенности
3. Анализ проблемных вопросов по организационно-правовым формам предпринимательской деятельности.
3.1 Проблемы приватизации
3.2 Проблемы малого предпринимательства
3.3 Основные направления совершенствования практики акционирования и проблемы развития акционерной формы хозяйствования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

sobstv.doc

— 468.00 Кб (Скачать документ)

Прекращение трудовых отношений с акционерным обществом ни в коей мере не влияет на изменение статуса акционера. Граж­данин остается владельцем законно приобретенных им ценных бумаг и осуществляет все вышеперечисленные права акционера.

Контрактная форма найма впервые была предусмотрена в Законе РСФСР "О предприятиях и предпринимательской дея­тельности" и сама идея ее введения для руководителей остается притягательной. Контракт целесообразно использовать для при­влечения способных, компетентных, мыслящих и лично заинте­ресованных руководителей. Система вознаграждения, социально­го страхования и различных льгот, зафиксированная в контрак­тах, дает возможность закрепления таких специалистов в высших эшелонах управления. Контракт способен отразить особенности положения менеджера на предприятиях различных организацион­но-правовых форм и различных отраслей народного хозяйства.

Однако вряд ли целесообразно заключать контракты (срочные трудовые договоры) с рядовыми работниками, выполняющими традиционные функции. Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утверж­денная Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г., содержит специальный раздел, посвященный защите ин­тересов работников приватизируемых предприятий. С момента принятия трудовым коллективом решения о подаче заявки на приватизацию и до момента возникновения права собственности покупателя либо до момента продажи более 75% акций привати­зируемого предприятия запрещается без согласия соответствую­щего комитета по управлению имуществом и без учета мнения соответствующего отраслевого министерства и ведомства осу­ществлять реорганизацию, ликвидацию и изменение структуры предприятия; изменять штатное расписание предприятия, сокра­щать численность его работников без решения трудового коллек­тива либо уполномоченного им органа и переводить на другую работу работников и должностных лиц предприятия, являющихся членами рабочих комиссий по приватизации, за исключением случаев увольнения по собственному желанию.

Эти ограничения не распространяются на недобросовестных работников, которые в случае виновного поведения могут быть уволены и в процессе приватизации. Естественно, впоследствии структура нового предприятия (акционерного общества) может быть изменена, в таком случае судьба работников будет решаться в соответствии с трудовым законодательством. Для установления трудовых отношений не имеет значения организационно-правовая форма предприятия — в акционерном обществе действуют все правила, установленные трудовым зако­нодательством.

Контракт заключается в письменной форме в двух экземпля­рах, имеющих одинаковую юридическую силу. Один экземпляр остается у работодателя, другой — у работника. Контракт являет­ся основанием для возникновения трудовых отношений между сторонами трудового договора со дня, установленного в контрак­те. Работодатель издает приказ о зачислении работника на работу на основании данного контракта и объявляет его работнику под расписку. Контракт заключается на определенный срок, не более пяти лет. Конкретный срок контракта и его содержание определя­ются соглашением сторон. С истечением срока действия контракт прекращается. В случае обоюдного согласия сторон после окон­чания срока данного контракта они могут заключить новый. Каждая из сторон должна уведомить об этом другую за опреде­ленное время, предшествующее истечению срока контракта. Если по истечении срока контракта трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекраще­ния, то действие договора считается продолженным на неопреде­ленный срок.

Условия контракта не могут быть изменены в одностороннем порядке — здесь соблюдается та же процедура, что и при его заключении.

При заключении трудового договора (контракта) рекомендует­ся указывать обязательные условия:

      место работы — наименование предприятия, куда принимает­ся работник;

      трудовую функцию — работу в соответствии с квалификацией по определенной профессии (должности), которую должен вы­полнять работник;

      дату начала и дату ее окончания, если заключается срочный трудовой договор;

      обязанности работодателя — обеспечение охраны труда на

предприятии.

Договор может содержать и дополнительные условия, конкретизирующие обязательства сторон и устанавливаемые в договорном порядке. К числу дополнительных можно отнести условия об установлении испытательного срока, о совмещении профессии (должностей), переподготовке, обучении вторым и совмещенным профессиям, о регулярном повышении квалифи­кации, продолжительности дополнительного отпуска, режиме ра­бочего времени и времени отдыха и др. С целью проверки соответствия подготовки и способностей работника поручаемой ему работе по соглашению сторон может быть установлен испытательный срок в пределах, предусмотрен­ных законодательством. Если работник принимается с испыта­тельным сроком, то в контракте фиксируется конкретный срок испытания.

Поскольку представителем работодателя в трудовых отноше­ниях является администрация (включая руководителя), некото­рые обязанности по контракту возлагаются на администрацию. К их числу относятся: обязанности эффективно организовать труд работников, создавать условия для безопасного и высокопроизво­дительного труда, оборудовать рабочие места в соответствии с правилами охраны труда и техники безопасности, своевременно выплачивать работникам обусловленную договором заработную плату. В контракт могут быть внесены обязательства работника по  повышению квалификации, уровня профессионализма и компе­тентности, а при необходимости и переобучению под будущее развитие производства, а также обязательства работодателя по отношению к работнику, заключающиеся в предоставлении ши­роких возможностей для получения знаний и навыков, созданию соответствующих условий для их приобретения. Вопросы оплаты труда в настоящее время решаются непо­средственно на предприятии. Их регулирование, как правило, осуществляется в коллективном договоре либо ином норматив­ном акте. Установленные на предприятии тарифные ставки (скла­ды), формы и системы оплаты труда могут периодически пере­сматриваться в зависимости от достигнутых производственно-хо­зяйственных результатов и финансового положения предприятия, но не могут быть ниже установленного государством минимума.

Регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы, работников, занятых в органах представительной и исполнитель­ной власти, осуществляется централизованно на основе единой тарифной сетки.

Режим рабочего времени определяется правилами внутреннего трудового распорядка и распространяется на всех работников. Однако в отдельных случаях может возникнуть необходимость конкретизировать режим рабочего времени, прийти к соглаше­нию о неполном рабочем времени, гибком графике работы и т.д. В этом случае в контракте производится соответствующая запись. В контракте целесообразно указать продолжительность еже­годного отпуска работника. При предоставлении работнику дополнительного отпуска в связи с особыми условиями труда профессиональной спецификой в договоре (контракте) может указываться продолжительность основного и дополнительного отпусков.

Указом Президента Российской Федерации от 24 октября 1993 г. № 1769 установлены общие правила ведения реестра акцио­неров акционерного общества.

Внесению в реестр подлежат данные об этом обществе, вклю­чая размер установленного фонда, количество и номинальная стоимость акций, сведения о выплате дивидендов, о документах, подтверждающих совершение сделки с акциями и др. Ведение реестра акционеров акционерного общества осуществляется не­посредственно акционерным обществом либо по его поручению банком, инвестиционным институтом, депозитарием, а также специализированным регистратором, деятельностью которого яв­ляется исключительно ведение на коммерческой основе реестра акционеров акционерных обществ. Акционерные общества с чис­лом акционеров более 1000 обязаны поручать ведение реестра акционерным банкам, инвестиционным институтам, депозитари­ям или специализированным регистраторам. Регистрация акцио­неров осуществляется на бумажных носителях или в виде элек­тронной записи с обязательным дублированием на бумажных носителях. При этом оригинал реестра заверяется двумя подпися­ми должностных лиц и печатью держателя акции (табл.).

 

Таблица. Данные, вносимые в реестр

Сведения об акционерном обществе

Сведения о каждом акционере

Юридический адрес

Данные о государственной регистрации

Размер уставного капитала

Полное имя Адрес

Количество и тип акций

 

Первый этап акционирования завершен: акционерная ком­пания создана и начала жить. Но появляются новые проблемы, складываются новые ситуации. В частности, работники предпри­ятия — владельцы акций начинают увольняться или, оставаясь работником предприятия, расстаются с его акциями.

Каковы права акционеров и общества в этой ситуации, как они могут распорядиться акциями, рассматриваются далее.

Например, акционер — работник предприятия прекратил трудовые отношения с предприятием (уволился по собственному желанию, ушел на пенсию, уволен за нарушения и т.д.). Может ли общество в этом случае принудительно выкупить принадлежащие ему акции, разъясняется далее. Акционер, приобретший акцию на законных основа­ниях, обладает ею на основе права собственности. Никакой обя­зательной связи между правом собственности на акции и необхо­димостью работы на данном предприятии не существует. Есть только обязательства — своевременно оплатить эту акцию. Можно быть владельцем акций десятков и сотен компаний и, естественно, не работать на всех этих предприятиях. Очевидно, что невозможно лишить акционера права собственности на акцию (в том числе принудительно ее выкупить) в силу расторже­ния его трудовых отношений с предприятием. При этом не имеет никакого значения причина, по которой были расторгнуты трудо­вые отношения. К сожалению, уставы или иные документы мно­гих акционерных обществ часто содержат положения о принуди­тельном выкупе акций, принадлежащих уволенным работникам. Эти положения учредительных документов противоречат требова­ниям закона, и действия, основанные на них, являются неправо­мерными. Лишить собственника права собственности, в том числе и на ценные бумаги, можно только по решению суда, арбитража или другого правомочного государственного органа.

Это относится к акционерным обществам как открытого, так и закрытого типа. Дело не меняется от того, эмитирована акция в форме особого документа или существует в форме записи на счетах.

Размер дивидендов может различаться по акциям различных видов (категорий), например, обыкновенным и привилегирован­ным, но он не может дифференцироваться в зависимости от статуса собственников акций.

Работнику, уволившемуся с предприятия, нельзя принудитель­но, без его согласия, заменить акцию одной категории акцией другой категории. Если общество в такой замене заинтересовано, оно может стимулировать процесс конвертации: ввести премию за конвертацию, установить ежеквартальный порядок выплаты ди­видендов по привилегированным акциям, при ежегодном — по обыкновенным и т.п.

Одной из основ успешной деятельности акционерного об­щества (далее АО) является широкое информирование контраген­тов, включая акционеров, об этой деятельности. Особенно важна информация о состоянии имущества и финансовых результатах работы общества, т.е. данные, формируемые бухгалтерским уче­том и напрямую затрагивающие интересы практически всех контрагентов. Возможны разные способы коммуникации АО с внешним миром. Одним из основных является годовой отчет общества.

Количество, номинальная стои­мость, категория (тип) акций, их дробление и консолидация

Сведения о выплате дивидендов

Количество, категории акций, выкупленных АО

Номинальные держатели акций (при их наличии)

Фонд имущества Банк

Инвестиционный институт (кроме консультантов)

Внесение записей о новом соб­ственнике акции осуществляется по его требованию не позднее трех дней с момента представле­ния документов

Держатель

При числе акционеров до 1000 Само акционерное общество

Держатель обязан:

Вносить в реестр записи о каж­дом акционере и данные о номи­нальных держателях акций

Выдавать выписки из реестра по требованию акционеров

Дата внесения последнего платежа за акции

Дата, когда данное лицо перестало быть акционером

Основания для внесения записи

Документы, подтверждающие оплату акций учредителями

Документы, подтверждающие сделки с акциями, и иные основания приобретения права собственности на акции

Факты обременения акций обязательствами

Письменное поручение акцио­нера или АО

реестра

При числе акционеров свыше 1000

Специальный институт по поручению акционерного общества

Банк

Инвестиционный институт (кро­ме консультантов)

Депозитарный регистр Специализированный регистр


 

Значение годового отчета АО можно рассматривать в несколь­ких аспектах. Во-первых, он обеспечивает отчетность админи­страции перед акционерами об эффективном использовании и сохранности вверенного обществу имущества. Во-вторых, годо­вой отчет является информационным источником разного рода аналитических исследований и расчетов: анализа результатов ра­боты за несколько лет, выявления положения общества среди предприятий отрасли, сравнительных исследований по конкрет­ным проблемам, статистических данных и др. В-третьих, он может способствовать укреплению и поддержанию соответствую­щей репутации АО на фондовом рынке, поскольку включенная в отчет информация позволяет определиться потенциальным ин­весторам при выборе направлений вложения средств. Сведения, почерпнутые из отчета, могут подтолкнуть контрагентов общества к принятию определенных управленческих решений. Наконец, годовой отчет — своеобразный способ рекламы деятельности об­щества и его продукции.

Информация о работе Анализ проблемных вопросов по организационно-правовым формам предпринимательской деятельности