Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 11:06, курсовая работа
Целью данной работы будет рассмотрение существующих форм организации бизнеса в России и в других странах, выявление преимуществ и недостатков тех или иных форм предпринимательства. Собственность рассматривается с различных точек зрения (экономической и юридической), приводится анализ различных форм, видов собственности, её трансформации. Отдельно в работе рассматривается явление приватизации в нашей стране, подводятся её итоги, анализируются перспективы.
ВВЕДЕНИЕ
1. СОБСТВЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ ОБЩЕСТВА.
1.1 Собственность в экономическом и юридическом смысле.
1.2. Классификация собственности.
1.3 Трансформация собственности – стержень экономических реформ в переходной экономике.
1.4 Приватизация в России: итоги и перспективы.
2. Анализ основных форм предпринимательской деятельности в России.
2.1. Предпринимательский потенциал России.
2.2. Анализ исследования ОПФ предпринимательской деятельности.
2.3 Организационно-правовые формы хозяйствования юридических лиц. Их сущность и особенности
3. Анализ проблемных вопросов по организационно-правовым формам предпринимательской деятельности.
3.1 Проблемы приватизации
3.2 Проблемы малого предпринимательства
3.3 Основные направления совершенствования практики акционирования и проблемы развития акционерной формы хозяйствования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Прекращение трудовых отношений с акционерным обществом ни в коей мере не влияет на изменение статуса акционера. Гражданин остается владельцем законно приобретенных им ценных бумаг и осуществляет все вышеперечисленные права акционера.
Контрактная форма найма впервые была предусмотрена в Законе РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и сама идея ее введения для руководителей остается притягательной. Контракт целесообразно использовать для привлечения способных, компетентных, мыслящих и лично заинтересованных руководителей. Система вознаграждения, социального страхования и различных льгот, зафиксированная в контрактах, дает возможность закрепления таких специалистов в высших эшелонах управления. Контракт способен отразить особенности положения менеджера на предприятиях различных организационно-правовых форм и различных отраслей народного хозяйства.
Однако вряд ли целесообразно заключать контракты (срочные трудовые договоры) с рядовыми работниками, выполняющими традиционные функции. Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г., содержит специальный раздел, посвященный защите интересов работников приватизируемых предприятий. С момента принятия трудовым коллективом решения о подаче заявки на приватизацию и до момента возникновения права собственности покупателя либо до момента продажи более 75% акций приватизируемого предприятия запрещается без согласия соответствующего комитета по управлению имуществом и без учета мнения соответствующего отраслевого министерства и ведомства осуществлять реорганизацию, ликвидацию и изменение структуры предприятия; изменять штатное расписание предприятия, сокращать численность его работников без решения трудового коллектива либо уполномоченного им органа и переводить на другую работу работников и должностных лиц предприятия, являющихся членами рабочих комиссий по приватизации, за исключением случаев увольнения по собственному желанию.
Эти ограничения не распространяются на недобросовестных работников, которые в случае виновного поведения могут быть уволены и в процессе приватизации. Естественно, впоследствии структура нового предприятия (акционерного общества) может быть изменена, в таком случае судьба работников будет решаться в соответствии с трудовым законодательством. Для установления трудовых отношений не имеет значения организационно-правовая форма предприятия — в акционерном обществе действуют все правила, установленные трудовым законодательством.
Контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу. Один экземпляр остается у работодателя, другой — у работника. Контракт является основанием для возникновения трудовых отношений между сторонами трудового договора со дня, установленного в контракте. Работодатель издает приказ о зачислении работника на работу на основании данного контракта и объявляет его работнику под расписку. Контракт заключается на определенный срок, не более пяти лет. Конкретный срок контракта и его содержание определяются соглашением сторон. С истечением срока действия контракт прекращается. В случае обоюдного согласия сторон после окончания срока данного контракта они могут заключить новый. Каждая из сторон должна уведомить об этом другую за определенное время, предшествующее истечению срока контракта. Если по истечении срока контракта трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, то действие договора считается продолженным на неопределенный срок.
Условия контракта не могут быть изменены в одностороннем порядке — здесь соблюдается та же процедура, что и при его заключении.
При заключении трудового договора (контракта) рекомендуется указывать обязательные условия:
место работы — наименование предприятия, куда принимается работник;
трудовую функцию — работу в соответствии с квалификацией по определенной профессии (должности), которую должен выполнять работник;
дату начала и дату ее окончания, если заключается срочный трудовой договор;
обязанности работодателя — обеспечение охраны труда на
предприятии.
Договор может содержать и дополнительные условия, конкретизирующие обязательства сторон и устанавливаемые в договорном порядке. К числу дополнительных можно отнести условия об установлении испытательного срока, о совмещении профессии (должностей), переподготовке, обучении вторым и совмещенным профессиям, о регулярном повышении квалификации, продолжительности дополнительного отпуска, режиме рабочего времени и времени отдыха и др. С целью проверки соответствия подготовки и способностей работника поручаемой ему работе по соглашению сторон может быть установлен испытательный срок в пределах, предусмотренных законодательством. Если работник принимается с испытательным сроком, то в контракте фиксируется конкретный срок испытания.
Поскольку представителем работодателя в трудовых отношениях является администрация (включая руководителя), некоторые обязанности по контракту возлагаются на администрацию. К их числу относятся: обязанности эффективно организовать труд работников, создавать условия для безопасного и высокопроизводительного труда, оборудовать рабочие места в соответствии с правилами охраны труда и техники безопасности, своевременно выплачивать работникам обусловленную договором заработную плату. В контракт могут быть внесены обязательства работника по повышению квалификации, уровня профессионализма и компетентности, а при необходимости и переобучению под будущее развитие производства, а также обязательства работодателя по отношению к работнику, заключающиеся в предоставлении широких возможностей для получения знаний и навыков, созданию соответствующих условий для их приобретения. Вопросы оплаты труда в настоящее время решаются непосредственно на предприятии. Их регулирование, как правило, осуществляется в коллективном договоре либо ином нормативном акте. Установленные на предприятии тарифные ставки (склады), формы и системы оплаты труда могут периодически пересматриваться в зависимости от достигнутых производственно-хозяйственных результатов и финансового положения предприятия, но не могут быть ниже установленного государством минимума.
Регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы, работников, занятых в органах представительной и исполнительной власти, осуществляется централизованно на основе единой тарифной сетки.
Режим рабочего времени определяется правилами внутреннего трудового распорядка и распространяется на всех работников. Однако в отдельных случаях может возникнуть необходимость конкретизировать режим рабочего времени, прийти к соглашению о неполном рабочем времени, гибком графике работы и т.д. В этом случае в контракте производится соответствующая запись. В контракте целесообразно указать продолжительность ежегодного отпуска работника. При предоставлении работнику дополнительного отпуска в связи с особыми условиями труда профессиональной спецификой в договоре (контракте) может указываться продолжительность основного и дополнительного отпусков.
Указом Президента Российской Федерации от 24 октября 1993 г. № 1769 установлены общие правила ведения реестра акционеров акционерного общества.
Внесению в реестр подлежат данные об этом обществе, включая размер установленного фонда, количество и номинальная стоимость акций, сведения о выплате дивидендов, о документах, подтверждающих совершение сделки с акциями и др. Ведение реестра акционеров акционерного общества осуществляется непосредственно акционерным обществом либо по его поручению банком, инвестиционным институтом, депозитарием, а также специализированным регистратором, деятельностью которого является исключительно ведение на коммерческой основе реестра акционеров акционерных обществ. Акционерные общества с числом акционеров более 1000 обязаны поручать ведение реестра акционерным банкам, инвестиционным институтам, депозитариям или специализированным регистраторам. Регистрация акционеров осуществляется на бумажных носителях или в виде электронной записи с обязательным дублированием на бумажных носителях. При этом оригинал реестра заверяется двумя подписями должностных лиц и печатью держателя акции (табл.).
Таблица. Данные, вносимые в реестр
Сведения об акционерном обществе | Сведения о каждом акционере |
Юридический адрес Данные о государственной регистрации Размер уставного капитала | Полное имя Адрес Количество и тип акций |
Первый этап акционирования завершен: акционерная компания создана и начала жить. Но появляются новые проблемы, складываются новые ситуации. В частности, работники предприятия — владельцы акций начинают увольняться или, оставаясь работником предприятия, расстаются с его акциями.
Каковы права акционеров и общества в этой ситуации, как они могут распорядиться акциями, рассматриваются далее.
Например, акционер — работник предприятия прекратил трудовые отношения с предприятием (уволился по собственному желанию, ушел на пенсию, уволен за нарушения и т.д.). Может ли общество в этом случае принудительно выкупить принадлежащие ему акции, разъясняется далее. Акционер, приобретший акцию на законных основаниях, обладает ею на основе права собственности. Никакой обязательной связи между правом собственности на акции и необходимостью работы на данном предприятии не существует. Есть только обязательства — своевременно оплатить эту акцию. Можно быть владельцем акций десятков и сотен компаний и, естественно, не работать на всех этих предприятиях. Очевидно, что невозможно лишить акционера права собственности на акцию (в том числе принудительно ее выкупить) в силу расторжения его трудовых отношений с предприятием. При этом не имеет никакого значения причина, по которой были расторгнуты трудовые отношения. К сожалению, уставы или иные документы многих акционерных обществ часто содержат положения о принудительном выкупе акций, принадлежащих уволенным работникам. Эти положения учредительных документов противоречат требованиям закона, и действия, основанные на них, являются неправомерными. Лишить собственника права собственности, в том числе и на ценные бумаги, можно только по решению суда, арбитража или другого правомочного государственного органа.
Это относится к акционерным обществам как открытого, так и закрытого типа. Дело не меняется от того, эмитирована акция в форме особого документа или существует в форме записи на счетах.
Размер дивидендов может различаться по акциям различных видов (категорий), например, обыкновенным и привилегированным, но он не может дифференцироваться в зависимости от статуса собственников акций.
Работнику, уволившемуся с предприятия, нельзя принудительно, без его согласия, заменить акцию одной категории акцией другой категории. Если общество в такой замене заинтересовано, оно может стимулировать процесс конвертации: ввести премию за конвертацию, установить ежеквартальный порядок выплаты дивидендов по привилегированным акциям, при ежегодном — по обыкновенным и т.п.
Одной из основ успешной деятельности акционерного общества (далее АО) является широкое информирование контрагентов, включая акционеров, об этой деятельности. Особенно важна информация о состоянии имущества и финансовых результатах работы общества, т.е. данные, формируемые бухгалтерским учетом и напрямую затрагивающие интересы практически всех контрагентов. Возможны разные способы коммуникации АО с внешним миром. Одним из основных является годовой отчет общества.
Количество, номинальная стоимость, категория (тип) акций, их дробление и консолидация Сведения о выплате дивидендовКоличество, категории акций, выкупленных АО Номинальные держатели акций (при их наличии) Фонд имущества Банк Инвестиционный институт (кроме консультантов) Внесение записей о новом собственнике акции осуществляется по его требованию не позднее трех дней с момента представления документов Держатель При числе акционеров до 1000 Само акционерное общество Держатель обязан: Вносить в реестр записи о каждом акционере и данные о номинальных держателях акций Выдавать выписки из реестра по требованию акционеров | Дата внесения последнего платежа за акции Дата, когда данное лицо перестало быть акционером Основания для внесения записи Документы, подтверждающие оплату акций учредителями Документы, подтверждающие сделки с акциями, и иные основания приобретения права собственности на акции Факты обременения акций обязательствами Письменное поручение акционера или АО реестра При числе акционеров свыше 1000 Специальный институт по поручению акционерного общества Банк Инвестиционный институт (кроме консультантов) Депозитарный регистр Специализированный регистр |
Значение годового отчета АО можно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, он обеспечивает отчетность администрации перед акционерами об эффективном использовании и сохранности вверенного обществу имущества. Во-вторых, годовой отчет является информационным источником разного рода аналитических исследований и расчетов: анализа результатов работы за несколько лет, выявления положения общества среди предприятий отрасли, сравнительных исследований по конкретным проблемам, статистических данных и др. В-третьих, он может способствовать укреплению и поддержанию соответствующей репутации АО на фондовом рынке, поскольку включенная в отчет информация позволяет определиться потенциальным инвесторам при выборе направлений вложения средств. Сведения, почерпнутые из отчета, могут подтолкнуть контрагентов общества к принятию определенных управленческих решений. Наконец, годовой отчет — своеобразный способ рекламы деятельности общества и его продукции.