Анализ социального механизма регуляции экономического поведения работников предполагает рассмотрение взаимоотношения понятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:26, реферат

Описание

Анализ социального механизма регуляции экономического поведения работников предполагает рассмотрение взаимоотношения понятий “экономическое” и “социальное”, “экономическая” и “социальная” сферы. Наиболее распространенной является трактовка социальной сферы как комплекса сфер общественной жизни, которые реализуют функцию расширенного воспроизводства человека как производительной силы и как личности (обычно к таким сферам относятся производство, семья, образование, воспитание, здравоохранение, культура)

Работа состоит из  1 файл

Анализ социального механизма регуляции экономического поведения работников предполагает рассмотрение взаимоотношения понятий.doc

— 56.50 Кб (Скачать документ)

     Анализ социального механизма регуляции экономического поведения работников предполагает рассмотрение взаимоотношения понятий “экономическое” и “социальное”, “экономическая” и “социальная” сферы. Наиболее распространенной является трактовка социальной сферы как комплекса сфер общественной жизни, которые реализуют функцию расширенного воспроизводства человека как производительной силы и как личности (обычно к таким сферам относятся производство, семья, образование, воспитание, здравоохранение, культура). При этом социальные отношения рассматриваются в широком смысле как синоним общественных отношений. Но при таком понимании социальной сферы она, по существу, отождествляется с обществом в целом (на что неоднократно указывалось в социологической и философской литературе), в силу чего анализ взаимоотношений социальной сферы с экономикой становится невозможным.  
 
По мнению Т. Заславской и Р. Рыбкиной, анализ взаимоотношения экономического и социального при сохранении традиционного представления о наличии рядоположенных, относительно самостоятельных экономической и социальной сфер общественной жизни вообще невозможен. Выделение таких сфер отражает стремление изучить их общественные функции, провести структурно-функциональный анализ общества. Но при этом игнорируются два обстоятельства. Во-первых, то, что внутри экономической сферы протекает много процессов, имеющих социальный характер (например, текучесть рабочей силы, производственная адаптация работников, распределение доходов и др.). Во-вторых, игнорируется то, что многие экономические процессы попадают внутрь социальной сферы (изменение системы оплаты труда, личного потребления, условий труда и пр.). “Базируясь на представлении о сильно пересекающихся сферах, анализировать взаимосвязь социального и экономического невозможно” [7, 16].  
 
      Экономическая сфера общества представляет собой его целостную подсистему, ответственную за производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, обеспечивающих жизнедеятельность людей. Образуется экономическая сфера множеством частных относительно нее систем большой сложности. Речь идет о государственном, кооперативном, индивидуальном секторах производства, деятельности совместных, акционерных, фермерских, арендных предприятий, о различных территориально-производственных комплексах. Социальная же сфера не образует целостной подсистемы и потому не может рассматриваться “на равных” с экономической, политической и другими сферами.


    Социальные отношения (в узком смысле это отношения, определяемые положением людей и групп в социальной структуре общества) “присутствуют” во всех других видах отношений (экономических, политических, духовных и т. д.), но не исчерпывают и не лишают их определенных особенностей. В настоящее время понимание социальной сферы как отношений равенства-неравенства становится популярным в связи с актуализацией проблематики социальной справедливости. Примером “присутствия” социальных отношений в сфере экономической является формирование социальных целей политики в сфере труда. Современный социолог Н. Чернина выделяет две самостоятельные цели [25, 46]. Первая - развитие демократических преобразований в сфере труда с целью воспитать у работников навыки демократии в трудовой деятельности, так как для подавляющей части рабочего класса последняя является основным видом социальной активности. Социальная же политика должна всеми средствами формировать у рабочего чувство сохозяина производства и субъекта управления трудовой жизнью, или способствовать, говоря словами К. Маркса, “развитию индивидов в целостных индивидов”.  
 
Другой целью социальной политики в экономической сфере является создание условий приложения труда для всех желающих работать. Речь идет о создании двух систем рабочих мест в предвидении ускорения научно-технического прогресса и перехода к рыночным условиям хозяйствования: к первой применимы экономические критерии эффективности (производительность труда, полное использование оборудования), а другая оценивается в основном по критерию социальной эффективности труда. группы работников, занимающих разное социально-экономическое положение в обществе, различаются выполняемой ими ролью в общественной организации труда, отношением к средствам производства, источниками и размером получаемого дохода. Отношения между этими группами, а также между группами и отдельными работниками и составляют социальную сферу. Социальные отношения, с одной стороны, в большей мере зависят от отношений экономических, а с другой - сами влияют на функционирование и развитие экономической сферы, изменения в характере функционирования экономики под непосредственным влиянием активных, целенаправленных межгрупповых взаимодействий.


 

     Исследование проблем социальной регуляции экономического поведения работников и социально-профессиональных групп предполагает использование категории “социальный механизм”, ибо экономическое поведение представляет собой сложный процесс, на который влияет взаимодействие экономической сферы и человеческого фактора. Социальные механизмы являются сложными социальными системами. С одной стороны, в их состав входят все основные элементы общества, его главные регуляторы. С другой стороны входящие в состав механизмов регуляторы внутри каждого из них “переструктурируются”, приобретая то или иное специфическое содержание. Разные механизмы работают на достижение специфической цели: регулировать определенный социальный процесс. В социальных механизмах сосуществуют явления двоякого рода: развивающиеся естественно-исторически и создаваемые для достижения определенных целей. Первые возникают в процессе эволюции общественной жизни, меняются медленно и не поддаются прямому управлению. Вторые возникают в процессе поисковых решений, прямых преобразований. Для социальных механизмов характерно двоякого рода управление: внутреннее (самоуправление) и внешнее. Это является следствием того, что в состав механизмов входят, с одной стороны, социальные институты, а с другой - группы людей, обладающих сознанием, социальной рефлексией. Самоуправление также связано с наличием в составе механизмов элементов, олицетворяющих социальную память, - культуры, нравственности, идеологии, религии.        Сердцевину социального механизма образуют четыре группы элементов: тот или иной набор социальных институтов общества; те или иные условия жизнедеятельности группы; те или иные стороны их сознания - целей, интересов, потребностей; те или иные формы активности (деятельности, поведения) групп. Итак,        социальный механизм управления производством - это структура, построенная из управленческих групп, способных к саморегуляции, активности, не находящихся в объективно заданных условиях, ограничивающих их “субъективный потенциал”. Такая двойственная природа этого механизма - коренная черта, свойственная системе управления и порожденная устройством общества, а именно: наличием в нем двух “проекций” - формальной структуры производства (организационно-управленческой) и социальной структуры (совокупности социальных групп, различающихся социально-экономическим положением и пронизывающих все формальные структуры общества). В результате во всех социальных сферах общества (политике, праве, науке, образовании, культуре и т. д.) образуются социальные механизмы, выполняющие роль двигателей, рычагов развития соответствующих сфер. Социальный механизм управления производством представляет собой стратификацию управленческих групп. Речь идет о том, что каждая отдельная группа находится в системе, которая состоит из нескольких групп работников, занимающих разные места в иерархии управления. Стратификация управленческих групп основана на установленном в определенной политической системе распределении власти в сфере экономики; принятой политической линии в сфере экономики; технологии решения конкретных социально-экономических задач, возникающих на разных уровнях иерархии управления.


На деятельность и поведение различных  социально-профессиональных групп  влияют и политика, и культура, и  идеология, и право, и сфера управления обществом. При этом важно учитывать, что в экономической сфере взаимодействуют личности многомерные, полноценно функционирующие и в других общественных подсистемах, выполняя адекватные этим сферам общественного организма социальные роли.       Понимание же процесса развития экономики как социального основывается прежде всего на том, что экономическая сфера тесно взаимосвязана с другими общественными подсистемами посредством различных социально-профессиональных групп и индивидов, активно используя “человеческий фактор”.  
 
      Социальная регуляция поведения работников предполагает включение в работу социальной функции стимулирования труда (обычно учитывают только его экономическую функцию - достижение определенных социальных целей), выявление, в какой степени те или иные виды стимулирования способствуют решению проблемы формирования прогрессивных социальных отношений и всесторонне развитой личности. При этом стимулирование можно рассматривать как один из методов мотивации труда. Взаимосвязь управленческого и индивидуально-психологического содержания мотивации основана на том, что управление человеком и социальными системами, в отличие от управления техническими системами, содержит как необходимый элемент согласование целей объекта и субъекта управления. Такое согласование может осуществляться по-разному, однако в нем непременно участвуют обе стороны. Результатом его является определенное экономическое поведение объекта управления и в конечном итоге - результат трудовой деятельности. В социальном механизме регуляции экономического поведения большое значение имеют личностные регуляторы. По мнению исследователя А. Здравомыслова, исходным пунктом мотивации трудовой деятельности работника являются материальная заинтересованность, работа, направленная на приобретение определенных жизненных благ [8, 204-214]. Вторая группа мотивов определяется интересом к содержанию трудовой деятельности. Третий уровень предполагает объектом мотивации межличностные (внутриколлективные) отношения, участие в управлении.  
 
Наконец, четвертая группа мотивов основывается на осознании общественной значимости трудовой деятельности. А. Здравомыслов отводит этой (четвертой) группе мотивов наиболее важную роль в регуляции поведения.


Важнейшим фактором совершенствования  социального механизма регуляции  экономической деятельности работников является производственная демократия. Демократизация жизнедеятельности производственных коллективов позволяет активизировать человеческий фактор экономики, резко повысить уровень трудовой отдачи работника и предприятия в целом.      Процесс демократизации производства основывается на следующих принципах: информированности каждого “сознательного” работника обо всем, что делается на предприятии; активного участия трудового коллектива и его общественных организаций в выработке важнейших решений и контроле их исполнения; согласованной выборности руководителей с сохранением принципа единоначалия в конкретном управлении.  
 
Участие коллективов в выработке важнейших решений и контроле за их исполнением требует демократических процедур разработки всех перспективных программ и планов, что инициирует участие в этом максимального количества работников, а не только специалистов, а также широкого использования экспресс-опросов общественного мнения, принципиального изменения отношения к предложениям работников, создания советов трудовых коллективов с широким объемом решающих прав.


     Социологический анализ процессов социальной регуляции экономического поведения предполагает его рассмотрение с позиций деятельности, интересов и взаимодействия определенных социально-профессиональных групп, находящихся в отношениях руководства-подчинения.  
Исследование экономического поведения групп предполагает выявление множества их взаимосвязей и условно делится на два этапа: аналитический, на котором изучаются деятельность и поведение отдельных групп; синтезирующий, на котором выявляются межгрупповые взаимодействия. При этом важное значение приобретает оценка степени использования трудового потенциала управленческих групп, качества руководства этими группами и активности работников этих групп.  
 
    Таким образом, важнейшими компонентами (элементами) социального механизма регуляции экономического поведения являются особенности социально-профессиональных групп работников и их взаимодействие, а также диалектическое развитие демократических преобразований в сфере труда, воспитание у производителей навыков демократической жизни в сфере трудовой деятельности.  
 
    Эффективный социальный механизм регуляции экономического поведения должен опираться на адекватные сегодняшним требованиям к экономике стратегии социальной политики в сфере труда. Эта стратегия должна отвечать:  
 
- требованиям социальной защищенности трудящихся;  
- активной политике преобразований в сфере приложения труда, обеспечивающей направленность НТП на ликвидацию социально неэффективных видов труда;  
- стимулирующей политике, предполагающей создание и реализацию социального механизма, который обеспечивал бы ответственное, заинтересованное отношение к труду различных социально-профессиональных групп работников и, следовательно, максимально учитывал разнообразие их установок и трудового поведения;  
- социальной адаптации, обеспечивающей плюрализм образов трудовой жизни.


Появляющиеся сейчас специфические  субъекты управления в различных  хозяйственных формах должны быть представлены в органах управления разного уровня. Реализацию указанных стратегий социальной политики в сфере труда следует регулировать определенным соотношением между государственной, региональной политикой, а также между отдельными предприятиями и организациями.


 

 

                                                                                    О.Демьяненко БСЦ-11

Информационный  отчет по теме «Экономическое поведение»:

  1. Заславская Т. И. Социальный механизм в экономике // Знание - сила. - 1985.-№10. -С. 5.
  2. Пилипенко В.Е. Социально-экономическое поведение личности и механизмы его регуляции / В.Е Пилипенко, Э.А. Гансова, В.С. Казаков// Экономическая социология. –Гл.4.

Информация о работе Анализ социального механизма регуляции экономического поведения работников предполагает рассмотрение взаимоотношения понятий