Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:17, курсовая работа
Цель исследования. Цель исследования состоит в определении механизма социальной защиты работников России, выработке стратегии дальнейшего ее развития.
В соответствии с целями исследования, были поставлены следующие задачи:
исследовать основные направления развития социальной защиты РФ;
проанализировать организацию социальной защиты работников на предприятиях РФ;
дать оценку социальной защиты работников на ОАО «Казаньоргсинтез».
Предмет исследования. Формирование социальной деятельности на предприятии.
Объект исследования — система социальной защиты работников на ОАО «Казаньоргсинтез».
Введение
Глава 1. Основы социальной защиты РФ на современном этапе
1.1. Основные направления развития социальной защиты РФ
1.2. Организация социальной защиты работников на предприятиях
Глава 2. Реализация системы социальной защиты работников на ОАО «Казаньоргсинтез»
2.1. Краткая характеристика ОАО «Казаньоргсинтез»
2.1. Оценка социальной защиты работников на ОАО «Казаньоргсинтез»
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Основы социальной защиты РФ на современном этапе
1.1. Основные направления развития социальной защиты РФ
1.2. Организация социальной защиты работников на предприятиях
Глава 2. Реализация системы социальной защиты работников на ОАО «Казаньоргсинтез»
2.1. Краткая характеристика ОАО «Казаньоргсинтез»
2.1. Оценка социальной защиты работников на ОАО «Казаньоргсинтез»
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования. Политические и социально-экономические процессы последнего десятилетия XX века в России сопровождались ростом масштабов негативных социальных явлений, корнями уходящих в предшествующие годы (инвалидность, алкоголизм, наркомания, депопуляция и др.). А после событий в 1991-1993 г.г., затем и в 1998г. — распад Советского Союза, смена социально-экономической и политической моделей развития общества, Россия оказалась в тяжелом системном кризисе, который охватил все сферы жизнедеятельности общества, что в свою очередь не могло не отразиться на социальной сфере страны.
Социальная защита населения в современных экономических условиях является одной из приоритетных задач государственной политики. Об этом свидетельствуют следующие документы: Послание президента Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года [6], Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.11.2009 [7], Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 23.06.2008 [8], Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.05.2009 [9]. В частности, в Послании президента Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года [6] заявлено, что «свободное развитие людей и их социальная защита всегда будут приоритетом государственной политики. Будут нашей главной заботой. Будут целью развития нашего общества». А в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 12.11.2009 [7] говорится, что «нашим приоритетом была и останется поддержка людей, оказавшихся в трудной ситуации. Несмотря на падение доходов бюджета, социальные обязательства государства выполняются полностью. И дальше так и будет».
Особенность настоящего времени в том, что мировой финансовый кризис затронул и промышленную сферу. Многие предприятия оказались на грани банкротства и были не в состоянии решить проблемы, имеющие место в социальной жизни работников. Усилились безработица, увеличилась численность населения нуждающегося в социальной защите.
Разработка основных положений по организации социальной защиты работников на предприятиях обусловлена, с одной стороны, необходимостью приведения их в соответствие с требованиями рыночных отношений, а с другой — повышением уровня научной обоснованности решений, принимаемых при реализации социально-экономических программ на предприятиях. Проблема социальной защиты работников в условиях общей сложной ситуации в стране требует безотлагательного решения.
Цель исследования. Цель исследования состоит в определении механизма социальной защиты работников России, выработке стратегии дальнейшего ее развития.
В соответствии с целями исследования, были поставлены следующие задачи:
исследовать основные направления развития социальной защиты РФ;
проанализировать организацию социальной защиты работников на предприятиях РФ;
дать оценку социальной защиты работников на ОАО «Казаньоргсинтез».
Предмет исследования. Формирование социальной деятельности на предприятии.
Объект исследования — система социальной защиты работников на ОАО «Казаньоргсинтез».
Социальная защита населения выступает не только условием успешного развития экономики, но и как важнейшее средство обеспечения социального мира в обществе, что является в конечном счете условием его благоденствия, фактором экономического роста. Именно об этом свидетельствует практика многих экономически развитых зарубежных стран.
Долгое время в России не уделяли должного внимания социальной защите населения, не считая этот вопрос приоритетным.
Социальная защита населения — 1) в широком смысле — деятельность государства, направленная на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, создание условий для ее самоопределения и утверждения; 2) в узком — совокупность экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни. Конституционными формами социальной защиты населения являются: социальное обеспечение; социальное страхование; социальная помощь; социальное обслуживание; социальная служба; медицинское обслуживание; защита трудовых прав работников; защита имущественных и личных неимущественных прав граждан; защита прав, свобод и интересов супругов, родителей и детей; благотворительность; добровольные формы социального обеспечения. К наиболее важным формам социальной защиты населения относятся социальное обеспечение и социальное страхование, включающее пенсионное обеспечение и обеспечение пособиями при наступлении страховых случаев. [13]
Социальная защита – это система общественных отношений, отражающих взаимосвязи по поводу поддержания жизнедеятельности населения. Она предполагает, что общество и его звенья (люди, группы, предприятия, организации) обязаны обеспечивать соблюдение совокупности таких условий, нарушение которых наносит ущерб функционированию социально-экономической среды обитания человека.
Данная совокупность условий неразрывно связана с человеком, сферой его жизнедеятельности, экономическими отношениями и отражает форму равновесия условий существования человека.
Социальная защита охватывает всю среду обитания. Она не только включает формы существования всего материального — пространство, время, производство, экономические и социальные отношения, но и выступает важным элементом общественных отношений, совокупности социально-экономических интересов.
В широком смысле слова объектом социальной защиты является все население страны, так как большинство социальных гарантий относятся ко всем гражданам. Хотя есть группы лиц, нуждающихся в защите в большей степени: это безработные, инвалиды, бездомные, престарелые, многодетные, одинокие, учащиеся, беженцы, бедные, больные. Следовательно, отдельные направления развития социальной защиты имеют своим объектом более конкретные группы людей, чем все общество в целом.
Классифицировать объекты социальной защиты можно по разным признакам:
социально-демографическим — полу, возрасту, семейному положению, наличию детей (женщины, молодежь, пожилые и престарелые, многодетные, молодожены, одинокие, сироты, малочисленные народы и т.п.);
профессионально-трудовым — работающие во вредных и опасных условиях (шахтеры, военные, учителя и т.д.), представители редких уникальных профессий (художники, актеры), граждане, имеющие трудовые заслуги (герои труда, кавалеры орденов, обладатели почетных званий, ученых степеней, ученых званий и т.п.);
по территориальным — специалисты, находящиеся в заграничных командировках, работники Крайнего Севера, Дальнего Востока, Сибири и т.п.;
по условиям жизни — бедные, нищие, не имеющие собственного жилья и т. д.;
по состоянию здоровья — больные, инвалиды, а также здоровые люди;
по кризисным ситуациям — беженцы, ветераны войны, пострадавшие от природных стихий, несчастных случаев на работе, в быту, пострадавшие от правонарушителей и т. п.;
по субъектам социальной защиты;
по видам социальной помощи.
Субъектами социальной защиты являются органы власти, институты, осуществляющие и контролирующие процесс социальной защиты. В зависимости от того, насколько компетентна и эффективна их деятельность, зависит уровень социальной защиты людей.
В принятой в 1993г. Конституции Российской Федерации, впервые в отечественной истории провозглашено построение социального государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие личности, гарантирующего гражданам России право на труд, на социальное обеспечение и защиту, на медицинское обслуживание, жилье, образование, охрану семьи, материнства, отцовства и детства. [4]
За последние 16 лет законодательная власть России приняла ряд важных законов в области социальной политики, направленных на совершенствование пенсионного обеспечения, регулирование трудовых правоотношений, защиты интересов детей, ветеранов. Получило дальнейшее развитие жилищное законодательство, законодательство о социальном страховании, здравоохранении, образовании и культуре. Значительное число законов было направлено на решение других социальных вопросов, которые в той или иной степени затрагивают интересы всех граждан страны.
В последние годы в качестве самостоятельного и чрезвычайно важного направления реализации государственной социальной политики все более отчетливо выделяется социальная защита населения, имеющая свою идеологию, четко выраженную вертикальную структуру и систему управления, формы и технологии реализации, правовую, финансовую, кадровую, научно-техническую и информационно-аналитическую основы. Социальная защита населения, как самостоятельная отрасль, находится в постоянном совершенствовании и развитии.
Управление социальной защитой осуществляется органами государственной власти всех ветвей и уровней в рамках решения проблем пенсионеров, пожилых граждан и ветеранов, инвалидов, семьи, женщин и детей, а также иных социально уязвимых и малообеспеченных групп населения. Претерпев многократные изменения, сейчас сложилась и функционирует довольно сложная структура органов власти и управления, отвечающих за разработку и проведение различных направлений социальной защиты населения.
В Федеральном Собрании Российской Федерации действуют соответствующие комитеты. В Аппарате Правительства Российской Федерации существует Департамент труда, здравоохранения и социальной защиты населения. При правительстве Российской Федерации образованы Совет по вопросам развития социальной сферы и Совет по вопросам социального развития, различные межведомственные структуры.
На данном этапе социальную защиту населения в России на федеральном уровне возглавляет Министерство труда и социального развития РФ. На местах (на уровне субъектов Федерации) созданы управления (республиканские, областные, городские) и районные отделы по социальной защите населения. В ведении этих органов: назначение, выплата льгот и компенсаций отдельным группам населения и его социальное обслуживание. Вопросами пенсионного обеспечения ведает Пенсионный фонд России и его отделения на местах. Более сложно построена система выдачи социальных пособий. Часть пособий население получает по месту работы (из фонда социального страхования), часть — в отделениях социальной защиты и в районных военкоматах. Кроме того, в виде натуральных услуг происходит социальное обеспечение населения через соответствующие учреждения (дома-интернаты, службы социальной помощи).
Отдельные функции социальной защиты выполняют государственные органы: министерства (ведомства), их учреждения на местах через профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, содержание и воспитание детей в детских домах. Часть функций социальной защиты осуществляют профсоюзы (курортно-санаторное лечение и оздоровление).
Важную роль в процессе социальной защиты населения играют такие организации, как страховые компании и различные специальные фонды, а также благотворительные организации. Созданы по инициативе государства, но функционируют в качестве самостоятельных — Фонды занятости, социального страхования, пенсионный, благотворительный фонды (детский, культурный, милосердия и здоровья и др.). Возникло множество частных страховых компаний и других организаций, из самой сути названия которых видно, что они непосредственно нацелены на обеспечение социальной защиты населения. В результате этого появляется возможность предоставлять материальную поддержку гражданам в дополнение к государственному социальному обеспечению.
Еще одна структура выполняет функции социальной защиты —негосударственные пенсионные фонды, которые выплачивают пенсии, дополняя государственные.
Также к учреждениям социальной защиты относятся: стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты, отделения временного проживания при домах-интернатах, отделения милосердия на базе домов-интернатов); полустационарные учреждения социального обслуживания (комплексные центры социального обслуживания, дома ночного пребывания, специальные дома для одиноких пенсионеров); нестационарные учреждения (специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, службы срочного социального обслуживания); учреждения социального обслуживания семьи и детей (социальные приюты, социально реабилитационные центры для несовершеннолетних, для детей и подростков с ограниченными возможностями); учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов; учреждения психолого-педагогической помощи населению, а также центры экстренной психологической помощи по телефону; геронтологические центры.
Социальная защита населения является одной из немногих отраслей, которая постоянно наращивает объемы работы, усложняет виды деятельности, охватывает все большую часть жителей России. Она превратилась в качественно новую, самостоятельную, чрезвычайно разветвленную и многопрофильную отрасль народного хозяйства.
Социальная защита населения призвана выполнять, четыре основные функции.
1. Профилактически-
Информация о работе Механизм социальной защиты работников России