Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:04, курсовая работа
Цель исследования – разработать предложения по совершенствованию управления ООО «Алтайзаготлес».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы анализа спрос на продукцию, работу и услуги и разработки стратегии предприятия;
- дать общую характеристику деятельности ООО «Алтайзаготлес»;
- проанализировать основные экономические показатели деятельности ООО «Алтайзаготлес»;
- провести анализ маркетинговой деятельности предприятия, включающий анализ внешней среды, оценку деятельности предприятия по товародвижению, деятельность персонала в области управления маркетингом.
Введение
Глава 1 Спрос на продукцию, как основополагающий экономический элемент
Сущность, значение и факторы оказывающие влияния на спрос 5
Мониторинг спроса, как основная цель маркетингового анализа 8
Глава 2 Анализ спроса на продукцию на примере ООО «Алтайзаготлес»
2.1 Технико-экономическая характеристика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «Алтайзаготлес» 15
2.2 Влияние спроса на финансовый результат деятельности 18
Глава 3 Разработка стратегии развития предприятия
3.1 Понятия стратегии и этапы составления стратегического плана 19
3.2 Формирование стратегий и выбор стратегий 24
Заключение
Список литературы
ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра экономики,
финансов и бухгалтерский учет.
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Экономический анализ»
Тема:
«Анализ спроса на продукцию,
работ и услуг и разработка
стратегии развития
предприятия»
Студент: Караваев Сергей Игоревич
Группа: Фк-301
Преподаватель:
Шнайдер Ольга Владимировн
Содержание
Введение
Глава 1 Спрос на
продукцию, как основополагающий экономический
элемент
Глава 2 Анализ спроса на продукцию на примере ООО «Алтайзаготлес»
2.1 Технико-экономическая
характеристика основных
2.2 Влияние
спроса на финансовый
Глава 3 Разработка стратегии развития предприятия
3.1 Понятия стратегии и этапы составления стратегического плана 19
3.2 Формирование
стратегий и выбор стратегий
Заключение
Список литературы
Приложение
Необходимыми условиями достижения самоокупаемости
и самофинансирования предприятия в условиях
рынка являются ориентация производства
на потребителей и конкурентов, гибкое
приспособление к изменяющейся рыночной
конъюнктуре.
Каждому
предприятию перед тем, как планировать
объем производства, формировать производственную
мощность, необходимо знать, какую продукцию,
в каком объеме, где, когда и по каким ценам
оно будет продавать. Для этого нужно изучить спрос
на продукцию, рынки ее сбыта, их емкость,
реальных и потенциальных конкурентов,
потенциальных покупателей, возможность
организовать производство по конкурентной
цене, доступность необходимых материальных
ресурсов, наличие кадров необходимой
квалификации и т.д. От этого зависят конечные
финансовые результаты, воспроизводство
капитала, его структура и, как следствие,
финансовая устойчивость предприятия. С
помощью маркетинга ведется постоянный
поиск новых рынков, новых потребителей,
новых видов продукции, новых областей
применения традиционной продукции, способных
обеспечить предприятию наибольший уровень
прибыли. Маркетинг выступает в качестве
инструмента регулирования производства
и сбыта, ориентируя производственную
деятельность предприятия, его структурную
политику на рыночный спрос.
Объект исследования
– торговое предприятие.
Предмет исследования – анализ спрос
на продукцию, работу и услуги и разработка
стратегии развития предприятия.
Цель исследования
– разработать предложения по совершенствованию
управления ООО «Алтайзаготлес».
Для достижения данной цели необходимо
решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы анализа спрос
на продукцию, работу и услуги и разработки
стратегии предприятия;
- дать общую характеристику деятельности
ООО «Алтайзаготлес»;
- проанализировать основные экономические
показатели деятельности ООО «Алтайзаготлес»;
- провести анализ маркетинговой деятельности
предприятия, включающий анализ внешней
среды, оценку деятельности предприятия
по товародвижению, деятельность персонала
в области управления маркетингом.
Гипотеза
исследования заключается в предположении
о том, что поведение торговых предприятий
на рынке будет успешным при условии максимального
использования возможностей менеджмента
и маркетинга.
1. Спрос на продукцию, как основополагающий экономический элемент
1.1 Сущность, значение и факторы оказывающие влияния на спрос
Спрос — это полный объем продукции, который может быть куплен определенной потребительской группой на определеной географической территории за определенный период и в определенной маркетинговой обстановке .[4,c.49]
Процессу обмена товаров на конкурентном рынке присущи свои законы. Они обнаруживаются в особенностях экономического реагирования участников рынка на соотношения количества обмениваемых товаров и их цен. Так, одним из важнейших законов, «управляющих» процессом товарообмена и ценообразования на конкурентном рынке, выступает закон спроса. Спрос является по меньшей мере двуединым понятием, связывающим количество покупаемого товара с его ценой. Своеобразие закона спроса - в обратной зависимости между ценой и количеством покупаемого товара: чем выше цена, тем меньшее количество товаров будет куплено потребителями. И наоборот, если цена снижается — количество покупок данного товара возрастает. Когда количество данного товара на рынке возрастает, то при прочих равных условиях его продажа возможна лишь при снижающейся цене. Малейший дефицит привычных для покупателей товаров на рынках вызовет тенденцию повышения их цен.
Закон спроса выявляет и другую важную особенность: постепенное убывание спроса покупателей. Это означает, что снижение количества покупок данного товара происходит не только вследствие роста цены, но и вследствие насыщения потребностей. Приращение покупок одного и того же товара, как правило, осуществляется потребителями вследствие снижения его цены. Однако полезный эффект от такого приращения имеет известный предел, по мере наступления которого даже при понижательной тенденции цен закупки товара сокращаются. Эта особенность закона спроса находит выражение в убывающей полезности каждой дополнительной покупки одноименного товара. Для покупателя становится все более очевидным снижение полезного потребительского эффекта от дополнительных затрат на эти закупки, и убывание спроса происходит, несмотря на падение цены. Таким образом, закон спроса описывает две важнейшие особенности рынка:
- обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров;
- постепенное убывание спроса на любой обмениваемый на рынке товар.
Неценовые факторы, которые влияют на характер спроса.
Потребительские предпочтения. Благоприятные предпочтения во вкусах потребителей и их выборе вызовут увеличение спроса при любой цене. В результате произойдет смещение кривой спроса вправо. И, наоборот, неблагоприятные изменения во вкусах и предпочтениях потребителей относительно данной продукции приведут к снижению спроса на нее, а кривая спроса сместится влево. Вкусы представляют собой набор культурных и исторических влияний. Они могут отражать чисто психологические или физиологические нужды (в жидкости, в любви, в ощущениях). Они также могут включать в себя желания, приобретенные не естественным путем (сигареты, наркотики, модные спортивные машины). В них могут входить важные элементы традиций и религии (блюда из говядины популярны в Америке, но являются табу в Индии, а медуза - это деликатес для Японии);
Доходы покупателей. Товары, изменение спроса на которые прямо связано с изменением дохода потребителей, называют нормальными или товарами высшей категории [11,c.128]. Действительно, при росте денежных доходов населения, как правило, увеличивается спрос на дорогостоящие товары и услуги, однако при этом снижается спрос данной группы населения на более дешевые и низкокалорийные продукты питания, дешевую одежду, старое поколение бытовой техники.
Для покупателей с низким и снижающимся уровнем дохода складывается другая ситуация: при снижении доходов покупателей спрос на дорогостоящие товары высшей категории падает, но одновременно растет на относительно дешевые. Товары, изменение спроса на которые обратно пропорционально изменению доходов населения, называются товарами низшей категории.
Цена на сопряженные товары. Здесь следует выделить взаимозаменяемые товары, способные удовлетворять одни и те же потребности покупателей. В этом случае рост цены одного из них вызывает увеличение спроса на другой, и наоборот, т.е. между ценой на один товар и спросом на другой существует прямая зависимость.
Кроме того, существуют взаимодополняющие товары, один из которых дополняет другой, удовлетворяя одну потребность покупателей (например, . видеомагнитофон и видеокассеты). Спрос на взаимодополняющие товары обычно изменяется в одном направлении: если спрос, например, на видеомагнитофоны повышается, то повысится и спрос на видеокассеты.
Ожидания. Ожидания потребителей будущего изменения доходов и цен на товары способны существенно изменить спрос.
Ожидание повышения доходов, скорее всего, может снизить расходы и, следовательно, спрос, из-за предполагаемой возможности потребителей купить в ближайшем будущем большее количество товаров. Отсюда состоявшееся повышение доходов повлечет за собой рост спроса на товары.
Ожидание снижения цены приводит к сокращению спроса, а ожидание повышения цены, наоборот, повышает спрос на товары в период ожидания.
Процентные ставки по вкладам. Превышение размера индексации банковских вкладов над индексом цен может стимулировать снижение спроса, поскольку могут увеличиваться накопления с целью последующей покупки более дорогостоящего товара. В этом случае спрос носит характер отложенного спроса. Если же индексация вкладов ниже индекса цен, то динамика спроса будет находиться в зависимости от соотношения темпов роста доходов и цен.
Число покупателей на рынке. Очевидно, что увеличение на конкретном рынке числа покупателей данного товара равнозначно росту спроса, а уменьшение числа покупателей ведет к снижению спроса на этот товар.
Спрос на отдельные товары зависит от
особых факторов - ливни повышают спрос
на зонты, снегопады помогают продавать
лыжи, а прибрежные волны оказывают влияние
на спрос на серфингборды. Более того,
ожидания определенной экономической
обстановки (конъюнктуры) в будущем, особенно
ожидания цен, могут оказывать большое
воздействие на спрос. Предложение на
рынке обычно включает в себя ряд условий,
при которых предприятия производят и
продают свою продукцию. Говоря точнее,
шкала предложения показывает, как зависит
величина (объем) предложения блага от
его цены, при прочих равных условиях,
таких, как издержки производства, цены
на сопутствующие (сопряженные) блага
и политика государства.
1.2 Мониторинг спроса, как основная цель маркетингового анализа.
Основной
целью маркетингового анализа является
изучение спроса на продукцию и формирование
портфеля заказов . От портфеля заказов
зависят производственная мощность
предприятия и степень ее использования
в процессе дальнейшей деятельности.
Если спрос на продукцию падает по
каким-либо причинам, то соответственно
уменьшается портфель заказов, идет
спад производства, растут себестоимость
продукции, убытки и предприятие
может стать банкротом. Поэтому
анализ спроса на профильную продукцию
предприятия имеет большое
Степень чувствительности спроса к изменению
цены измеряется при помощи коэффициента
ценовой эластичности.
Эластичностью называется мера реагирования одной переменной величины на изменение другой, т. е. это число, которое показывает процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной.[4, c.49]
Фактор
эластичности спроса отражает изменения
требуемого количества товара по отношению
к изменению цены. Эластичность указывает,
какое процентное изменение спроса
последует после
Обозначив количество и цену как q и z, используем формулу эластичности спроса от цены:
Э=(%∆q)/(% ∆z),
где %∆q — процентное изменение q; (1)
% ∆z - процентное изменение z.
Процентное изменение является абсолютным изменением переменной, деленным на первоначальную величину этой переменной.
Эластичность спроса от повышения цены представляет собой отрицательную величину (Эz < 0). Как мы выяснили ранее, когда цена товара повышается, его требуемое количество, как правило, снижается, и поэтому (%∆q)/(% ∆z), (отношение изменения количества к цене) отрицательно, следовательно, Эz также отрицательна, и ее увеличение по модулю означает рост риска для повышающего цену на свой товар предпринимателя, так как вероятность покупки товара снижается с возрастанием отрицательного значения эластичности. Однако если руководство фирмы видит, что с повышением цены значение эластичности спроса по модулю невысоко, т. е. находится в пределах норм, установленных им в зависимости от конкретных обстоятельств, то оно может прийти к экономически обоснованному выводу, что данное увеличение уровня коммерческого риска связано с повышением цен на собственный товар до определенного предела величины эластичности незначительно и им следует пренебречь с целью достижения ожидаемого результата.
Изучение спроса тесно связано с оценкой риска невостребованной продукции, который возникает вследствие отказа потребителей покупать ее. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции окажется непроданной. Чтобы избежать последствий риска невостребованной продукции, необходимо изучить факторы его возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.