Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:13, курсовая работа
В современных условиях структура капитала является тем фактором, который оказывает непосредственное влияние на финансовое состояние предприятия - его платежеспособность и ликвидность, величину дохода, рентабельность деятельности. Оценка структуры источников средств предприятия проводится как внутренними, так и внешними пользователями бухгалтерской информации. Внешние пользователи (банки, инвесторы, кредиторы) оценивают изменение доли собственных средств предприятия в общей сумме источников средств с точки зрения финансового риска при заключении сделок. Риск нарастает с уменьшением доли собственного капитала. Внутренний анализ структуры капитала связан с оценкой альтернативных вариантов финансирования деятельности предприятия. При этом основными критериями выбора являются условия привлечения заемных средств, их "цена", степень риска, возможные направления использования.
Введение……………………………………………………………………….3
Теоретические основы анализа структуры капитала……………………5
Собственный капитал предприятия…………………………………...5
Заемные и привлеченные средства……………………………………7
Показатели, характеризующие финансовую устойчивость………..10
Организационно-экономическая характеристика ОАО «Вимм-Билль-Данн»………………………………………………………………………11
Вид деятельности, специализация, местоположение ………………11
Основные экономические показатели………………………………..12
Анализ структуры капитала ОАО «Вимм-Билль-Данн»……………….15
Динамика основных показателей , характеризующих капитал…….15
Факторный анализ……………………………………………………..25
Рекомендации повышения уровня развития организации……………..26
Заключение…………………………………………………………………...28
Список использованной литературы………………………………………..30
Приложения…………………………………………………………………..32
Важным вопросом в анализе структуры источников средств является оценка рациональности соотношения собственных и заемных средств. Финансирование действующего предприятия за счет собственного капитала может осуществляться, во-первых, путем реинвестирования прибыли и, во-вторых, за счет увеличения капитала предприятия (выпуск новых ценных бумаг). Условия, ограничивающие использование данных источников для финансирования деятельности предприятия, - политика распределения чистой прибыли, определяющая объем реинвестирования, а также возможность дополнительной эмиссии акции.
Особо следует отметить те проблемы, с которыми приходится сталкиваться предприятиям, решающим вопрос о привлечении дополнительного капитала в результате изменения организационно-правовой формы и создания акционерного общества открытого типа. Такому решению должны предшествовать: определение потребности в капитале (весьма ошибочным может быть подход, основанный на убеждении "чем больше, тем лучше") предварительная оценка расходов, связанных с переходом в новый правовой статус; выявление преимуществ и новых проблем, связанных с данным решением.
Привлекая
заемные средства, предприятие получает
ряд преимуществ, которые при
определенных обстоятельствах могут
обернуться своей обратной стороной
и повлечь ухудшение
Наличие заемных средств не меняет структуры собственного капитала с той точки зрения, что долговые обязательства не приводят к "разбавлению" доли владельцев (если только не имеет места случай рефинансирования задолженности и ее погашения акциями предприятия).
В большинстве случаев величина обязательств и сроки их погашения являются известными заранее (исключения составляют, в частности, случаи гарантийных обязательств), что облегчает финансовое планирование денежных потоков.
В то же время наличие расходов, связанных с платой за пользование заемными средствами, смещает точку безубыточности предприятия. Иными словами, для того чтобы достичь безубыточной работы, предприятию приходится обеспечивать больший объем продаж. Таким образом, предприятие с большой долей заемного капитала имеет малую возможность для маневра в случае непредвиденных обстоятельств, таких, как падение спроса на продукцию, значительное изменение процентных ставок, рост затрат, сезонные колебания.
В условиях неустойчивого финансового положения это может стать одной из причин утраты платежеспособности: предприятие оказывается не в состоянии обеспечить больший приток средств, необходимый для покрытия возросших расходов. Уплачиваемые суммы основного долга, являясь оттоком денежных средств, не учитываются при определении налогооблагаемой базы.
Наличие
конкретных обязательств может сопровождаться
теми или иными условиями, ограничивающими
свободу предприятия в
Высокая доля существующего долга может повлечь за собой отказ заимодавца предоставить новый кредит.
Все эти моменты должны быть учтены в финансовом анализе при оценке рациональности структуры пассивов.
1.3. Показатели, характеризующие финансовую устойчивость предприятия:
Для определения финансовой устойчивости предприятия рассчитываются следующие показатели:
Рентабельность продаж= Прибыль от продаж/Выручку
Коэффициент рентабельность продаж характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности и показывает, сколько предприятие имеет чистой прибыли с рубля продаж.
Рентабельность активов=Прибыль от продаж/сумму всех активов
Коэффициент рентабельности активов показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица активов.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами = (Сумма собственных средств-сумма внеоборотных активов) /сумму оборотных средств
Характеризует
наличие у предприятия
Коэффициент автономии=Капитал/Итог баланса
Коэффициент автономии показывает процент собственных средств от всей суммы активов. По мере приближения коэффициента к 1 уменьшается риск невыполнения предприятием своих долговых обязательств.
Ликвидность баланса определяется с помощью следующих финансовых коэффициентов:
Коэффициент текущей ликвидности:
Ктл = (ОА — ДЗд — ЗУ) / КО
где: Ктл — коэффициент текущей ликвидности;
ОА — оборотные активы;
ДЗд — долгосрочная дебиторская задолженность;
ЗУ — задолженность учредителей по взносам в уставный капитал;
КО — краткосрочные обязательства.
Коэффициент текущей ликвидности показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств в течение года. Это основной показатель платежеспособности предприятия.
Коэффициент срочной ликвидности:
(Краткосрочная дебиторская задолженность + Краткосрочные финансовые вложения + Денежные средства)
Ксрл = ——————————————————————————————
(Краткосрочные пассивы + Доходы будущих периодов + Резервы предстоящих расходов)
Коэффициент срочной ликвидности показывает, какая часть задолженности может быть погашена в короткий срок за счет оборотных активов, если запасы не представляется возможным перевести в наличные денежные средства.
Коэффициент абсолютной ликвидности:
Кал = Денежные средства / (Краткосрочные пассивы + Доходы будущих периодов + Резервы предстоящих расходов)
Этот коэффициент показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время.
Проанализировав
данные коэффициенты , мы сможем сделать
вывод о том, насколько наше предприятие
является ликвидным.
Глава 2
Организационно-экономическая характеристика
ОАО «Вимм-Билль-Данн»
2.1. Вид деятельности, специализация, местоположение
Компания "Вимм-Билль-Данн" была основана в 1992 году и начала свою деятельность с выпусков соков в пакетах. В 1994 году появился первый с России соковый бренд – J7, в 1997 году "Вимм-Билль-Данн" начал выпуск молочных продуктов под маркой "Домик в деревне", а в 1998 году – йогуртов "Чудо". В 1999 году началась реализация программы "Молочные реки" – компания предоставляла в лизинг фермерским хозяйствам доильное и холодильное оборудование, обеспечивая свои молочные заводы сырым молоком. В 2001 году "Вимм-Билль-Данн" зарегистрировал первый отечественный бренд молочного детского питания – "Агуша". С 2003 года идет выпуск сыра "Ламбер". На сегодняшний день компания является одной из ведущих на рынке молочных продуктов, детского питания и безалкогольных напитков в России и странах СНГ. Компании принадлежит более 35-ти перерабатывающих заводов в России, на Украине и в Центральной Азии. В 2005 году было создано отдельное отраслевое направление "Агро", в которое вошли 5 собственных ферм компании, находящихся в Ленинградской и Краснодарской областях. Филиалы: компания имеет филиалы в Самаре, Тимашевске, Владивостоке, Уфе, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Назарово, Рубцовске, Санкт-Петербурге, Первоуральске, Омске, Курской области, Волгограде, Воронеже, Ижевске, Иркутске, Казани, Краснодаре, Красноярске, Перми, Ростове-на-Дону, Сочи, Хабаровске, Челябинске, Сургуте, Ангарске, Пятигорске и 1 представительство в Беларуси. Число сотрудников (на 31.03.2009): 7701 человек.
Адрес: 127591, г. Москва,
Дмитровское шоссе, д.108
2.2.
Основные экономические
показатели
Рассмотрим анализ финансовых результатов ОАО «Вимм-Билль-Данн» по данным «Отчета о прибылях и убытках» (приложение Г форма № 2 за 2007-2009 годы) (таблица 2.1.).
Таблица 2.1. Анализ основных финансовых результатов ОАО «Вимм-Билль-Данн» за 2007-2009 годы
2007 год | 2008 год | 2009 год | Абсолютное изменение, 2009 год к 2007 году, тыс.рублей | Темп роста, % | |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг | 16208085 | 14222250 | 26896892 | +10688807 | 169,95 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | 13157225 | 11052954 | 23218049 | +10060824 | 176,47 |
Валовая прибыль | 3050860 | 3169296 | 3678843 | +627983 | 120,58 |
Коммерческие расходы | 1954759 | 1208833 | 729893 | -1224866 | 37,34 |
Управленческие расходы | 599857 | 570004 | 1397584 | +797727 | 232,99 |
Прибыль (убыток) от продаж | 496244 | 1390459 | 1551366 | +1055122 | 312,62 |
Прибыль (убыток) до налогообложения | 149754 | 1102666 | 977953 | +828199 | 653,04 |
Текущий налог на прибыль | 62951 | 275392 | 204901 | 141950 | 325,49 |
Чистая прибыль | 75105 | 818526 | 805875 | 730770 | 1072,99 |
Данные, приведенные в таблице показывают, что за период 2007-2009 годы выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг ОАО «Вимм-Билль-Данн» увеличилась с 16208085 тыс.рублей в 2007 году до 26896892 тыс. рублей в 2009 году. За этот же период себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, увеличилась 10060824 тыс. рублей. Валовая прибыль увеличилась и составила 3678843 тыс. рублей в 2009 году против 3050806 тыс. рублей в 2007 году. Увеличение управленческих расходов привело к увеличению объемов прибыли от продаж на 1055122 т.р. Прибыль до налогообложения составила в 2009 году 977953 тыс.рублей и увеличилась на 828199 т.р.
Рост прибыли позволил увеличить объем налога на прибыль, уплачиваемый в бюджет: с 62951 тыс.рублей до 204901 тыс.рублей. В результате чистая прибыль, полученная предприятием в 2009 году, составила 805875 тыс.рублей, что выше уровня 2007 года на 730770 тыс. рублей.
Рентабельность
показателей является одним из наиболее
комплексных показателей эффективности
деятельности предприятия за определенный
промежуток времени. Рассмотрим показатели
рентабельности ОАО «Вимм-Билль-Данн»
за 2007-2009 годы, для чего на основании данных,
содержащихся в форме № 1 «Бухгалтерский
баланс» и форме № 2 «Отчет о прибылях
и убытках», рассчитаем показатели рентабельности
(таблица 2.2).
Таблица 2.2
Анализ рентабельности ОАО «Вимм-Билль-Данн» за 2007-2009 годы
Наименование показателя | Расчет | 2007 год | 2008 год | 2009 год |
Рентабельность продаж, % | стр.050 / стр.010 * 100% | 3,06 | 9,78 | 5,76 |
Рентабельность активов, % | стр.050 / стр.300 * 100% | 7,43 | 8,45 | 7,35 |
Чистая рентабельность продаж, % | стр.190 / стр.010 * 100% | 0,46 | 5,76 | 2,99 |
Чистая рентабельность активов, % | стр.190 / стр.300 * 100% | 1,12 | 6,18 | 3,82 |
Информация о работе Анализ структуры капитала и источников его формирования