Анализ трудовых ресурсов на примере МУП СР «Аптека Северская»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:01, курсовая работа

Описание

Основную цель данной работы можно сформулировать следующим образом: дать оценку трудовых показателей конкретного предприятия (это будет МУП СР «Аптека Северская»), практически закрепив полученные на занятиях знания по экономическому анализу хозяйственной деятельности предприятий.
При этом должны быть решены следующие задачи:
1. Сопоставление понятий “трудовые ресурсы” и “рабочая сила”, примерная характеристика показателей, используемых при проведении данного анализа.
2. Исследование на предприятии МУП СР «Аптека Северская» динамики численности персонала, использования трудовых ресурсов и фонда рабочего времени.
3. Выявление резервов повышения мотивации работников и внедрение инновационных технологий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1 Состав, структура и функции трудовых ресурсов 4
1.2 Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами 5
1.3 Анализ использования фонда рабочего времени 10
1.4 Оплата труда персонала 11
1.5 Оценка экономической эффективности использования ресурсов рабочей силы 14
2 АНАЛИЗ ТРУДОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 17
2.1 Краткая характеристика предприятия 17
2.2 Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами 18
2.3 Анализ использования фонда рабочего времени 23
2.4 Оценка эффективности использования персонала 26
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА 29
3.1 Методы стимулирования персонала 29
3.1.1 Совершенствование оплаты труда 29
3.1.2 Совершенствование работы с персоналом 31
3.2 Внедрение информационных технологий 33
3.2.1 Почему необходимо внедрять информационные технологии 33
3.2.2 Работа предприятия до внедрения информационных систем 34
3.2.3 Работа предприятия после внедрения информационных систем 36
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

тр.ресурсы.docx

— 130.05 Кб (Скачать документ)
 

 

Тарификация работ  и присвоение тарифных разрядов производится с учетом единого тарификационного справочника работ  и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Присвоение тарифных разрядов работникам МУП СР «Аптека  Северская» производится по результатам  аттестации служащих и переквалификации рабочих. Выплата стимулирующих  и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и других) работников предприятия осуществляется в пределах утвержденного фонда оплаты труда, в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Квалифицированным специалистам, работающим в сфере здравоохранения, выплачивается надбавка за работу в  сельской местности 25% к окладу пропорционально  нагрузке (табл. № 8).

Но, несмотря на ряд положительных моментов, данная система оплаты имеет существенные недостатков. В частности она  не учитывает размер заработной платы  в зависимости от выполненного персоналом предприятия объема работ. Она призвана только предотвращать нарушения трудовой дисциплины. Таким образом, не создается предпосылок мотивации для увеличения кадрами предприятия объема трудовой деятельности. К тому же сам размер заработной платы даже, несмотря на надбавку в 25% (как для работников в сельской местности) остается довольно низким.

Поэтому необходимо использование не только повременной, но и сдельной системы оплаты труда. Только комбинируя эти формы оплаты можно достигнуть наилучшего эффекта  в использовании трудовых ресурсов.

В настоящее  время на предприятии уже разрабатывается  форма оплаты, которая бы не ограничивалась максимальными и минимальными размерами. Внедрение данной формы позволит значительно увеличить приток молодых  высококвалифицированных кадров, а  также «подтолкнет» к повышению  квалификации действующий персонал.    

3.1.2 Совершенствование  работы с персоналом 

Управленческая  деятельность в современных экономических  условиях отличается установкой на демократизацию и создание деловых партнерских  отношений в коллективе, что находит  свое отражение в МУП СР «Аптека  Северская».

Основной задачей  руководства предприятия является проведение активной кадровой политики и  обеспечение условий для инициативной и творческой деятельности работников с учетом их индивидуальных особенностей и профессиональных навыков. Для  поддержания  уровня  квалификации  работников, проводится ежегодная аттестация кадров. По результатам аттестации разрабатывается план организации повышения квалификации и переподготовки персонала, а затем совершаются кадровые перестановки.

В то же время, несмотря на проводимую аттестацию кадров, общий  уровень квалифицированности персонала  в целом находится преимущественно  на среднем уровне (таблица №2), хотя количество работников низкой квалификации уменьшилось.

Для работы предприятия  важную роль играют социально-психологические  факторы.

Руководству предприятия  удалось создать здоровую рабочую  атмосферу в коллективе, организовать технически оснащенные рабочие места. Особое внимание уделяется обучающимся  молодым специалистам, предоставляя им гибкий график работы.

На различных  совещаниях и планерках  руководство оценивает работу различных подразделений и групп. При положительных результатах выражается благодарность как отдельным работникам, так группам.

Среди методов  социально-психологического стимулирования, используемых на предприятиях следует  также назвать создание комнат отдыха, организация корпоративных праздников.

Таким образом, на предприятии практически сформировался  коллектив (о чем свидетельствует  низкая текучесть кадров (таблица  №3)), что стало возможным благодаря  грамотно проводимой политике руководством предприятия. В то же время не оптимально высоким остается общий уровень  квалификации работников. Поэтому для  успешного развития предприятия  данная проблема требует скорейшего разрешения, т. к. на предприятие в  скором времени планируется внедрение  новых информационных технологий. 

3.2 Внедрение  информационных технологий 

3.2.1 Почему необходимо внедрять новые информационные технологии 

Ни  для кого не секрет, что успех в  любой сфере бизнеса  сегодня невозможен без применения современных  маркетинговых методик. Не исключение и бизнес аптечный, тем более  что конкуренция  между аптеками становится все более острой. Выйти же победителем  в этом соревновании смогут только те, кто  сумеет не просто предложить потребителю оптимальный  ассортимент и  набор услуг, но и  наилучшим образом  организовать свою работу.

С этой точки  зрения наиболее очевидным решением является использование современных  информационных технологий, позволяющих  качественно усовершенствовать  логистику и ценовую политику аптечного предприятия, ускорить процесс  обслуживания клиентов и, в конечном итоге, значительно увеличить оборот и прибыльность аптеки.

Внедрение компьютерных систем в аптеки стало необходимым  и в связи с все возрастающим потоком информации, в котором  все сотрудники просто обязаны ориентироваться  для того, чтобы качественно выполнять  свои обязанности. А делать это становится все труднее, учитывая постоянно  расширяющийся и обновляющийся  ассортимент лекарственных средств  и медикаментов, не говоря уже о  таком факторе, как наличие на отечественном фармацевтическом рынке  огромного количества фирм-посредников, эффективное взаимодействие с которыми невозможно осуществлять без применения компьютерных технологий[7].

Преимущества  автоматизации аптечного предприятия:

1. Ускоряется  процесс оприходования товара и его подготовки к розничной реализации;     

2.  Ускоряется процесс обслуживания клиентов;

3. Появляется  возможность оперативно контролировать  расходование товаров, включая  розничное звено, автоматизировать  расчет объемов заказов товаров  с целью минимизации товарных  запасов и сроков оборачиваемости  денежных средств;

4. Повышается  оперативность и достоверность  учета товаров;

5. Полностью  автоматизируется процесс подготовки  регламентированных отчетов по  товару;

6. Снижается  трудоемкость контроля сроков  годности товаров;

7. Улучшается  контроль за сохранностью товаров;

8. Облегчается  и существенно ускоряется процесс  инвентаризации товарных запасов;

9. Повышается  достоверность справок по наличию  товаров;

10. Вся деятельность  по товарным запасам и финансовым  средствам становиться "прозрачной" для руководства аптечного предприятия;      

11.Снижается  загрузка персонала аптеки по  учету товаров и, особенно, по  отчетности; 

3.2.2 Работа предприятия  до внедрения информационных  систем 

Поставки товара на предприятие осуществляются  ежедневно. Товар принимается по приходным документам:

- счёт

- счёт-фактура

- накладная

- приложение  к накладной

- протокол согласования  цен

Товар поступает  в отдел запасов.

Директор аптеки формирует цены на товар вручную  в протоколе согласования цен. Также  директор производит обсчет накладных.

Из отдела запасов  по накладным товар отписывается в рецептурно-производственный отдел (РПО) и отдел готовых лекарственных  форм (ГЛФ).

В отделах ведутся  дефектурные журналы. На их основе директор на компьютере формирует заявки на фирму.

Заказ товара у  фирм-поставщиков директор осуществляет через Internet.

Ежедневно много  времени занимает ведение необходимых  документов вручную. Данные о затратах времени на обработку документов представлены в следующей таблице. 

Таблица № 9 –  Затраты времени на обработку  документов

Производимые  действия Затраты времени, мин.
Формирование  цен в протоколе согласования цен 20 - 40
Распределение товара по накладным из отдела запасов  в РПО и ГЛФ 20 - 60
Ведение дефектурного журнала 30
Обсчет  накладных 60
Итого: 130-190
 

В среднем ежедневно  тратится около 160 минут на обработку  необходимой документации.

Рисунок №3 - Схема  информационных потоков в МУП  СР «Аптека Северская»                                               

 Фирма-поставщик

       
     
     
     
 
 

    

 
 
                             

 Отдел запасов                   Директор (бухгалтерия)

           
           
       
       
         
 
 

    

 
                 

 ГЛФ               РПО                                      

                                                                    

На данной схеме  отчетливо видно, что в функции  директора входит обработка приходных  документов на товар и формирование заказа товара на основе анализа дефектурных журналов. Так как заказ и привоз товара осуществляется ежедневно, то директор тратит очень много времени на выполнение данных функций, что отвлекает его от решения других организационных и управленческих задач.  

3.2.3 Работа предприятия  после внедрения  информационных систем 

В первом разделе  данной курсовой работы была приведена  схема существующих информационных потоков в аптечном предприятии  МУП СР «Аптека Северская». Как  показал анализ, эта схема является неэффективной, так как существует множество недостатков. Одним из основных недостатков является большая  загруженность директора аптеки по обработке приходных документов вручную. Следовательно, внедряемая система  по комплексной автоматизации должна устранить данный недостаток, то есть разграничить обязанности директора  аптеки. После внедрения системы  автоматизации документооборот  внутри аптечного предприятия будет  осуществляться в электронном виде.

Итак, какие же информационные потоки будут существовать в аптеке после внедрения комплексной  автоматизации?

При поставке товара  фармацевт в отделе запасов производит ввод  на компьютере накладной от поставщика. При обработке накладной фармацевт получает автоматически заполненный перечень препаратов с указанием цены поставщика.

На каждое поступление  товара заводится учетная карточка с автоматической генерацией внутреннего  штрих-кода, служащего идентификатором  данной партии.

В фармации существует понятие процент “предельной  наценки на медикаменты”. Аптека формирует  свою розничную цену в зависимости  от предельной наценки и цены поставщика. Имея две партии одного медикамента  от разных поставщиков, аптека должна сформировать розничную цену на обе  партии. Но это можно сделать в  том случае, когда каждая партия товара учитывается индивидуально.

Именно использование  внутреннего штрих–кода позволяет автоматизировать партионный учет, который применяется в аптеке. На каждую партию товара формируется свой уникальный код. Товар маркируются при помощи принтера печати этикеток. Таким образом, происходит идентификация каждой партии.

Информация о работе Анализ трудовых ресурсов на примере МУП СР «Аптека Северская»