Антиинфляционная политика и её особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 23:08, курсовая работа

Описание

Изучение содержания антиинфляционной политики и оценка её проведения в странах с переходной экономикой (в большей степени меня интересовала наша родная Беларусь) и являлось целью моей работы.
Для достижения этих целей я поставил перед собой ряд задач:
1.Наиболее полное раскрытие всех сторон антиинфляционного регулирования.
2.Проследить динамику роста основных показателей на протяжении последних лет.
3.Изучить опыт реализации антиинфляционной политики в развитых странах.

Содержание

Введение …….………………………………………………………………….. 3
1.Теоретические разработки в вопросах антиинфляционной политики….…… 6
2.Зарубежный опыт антиинфляционного регулирования...………….………....20
3.Особенности реализации антиинфляционной политики в переходной экономике Республики Беларусь…….………………………... …….……. ……28
Заключение……………………………………………….……………….. …. 36
Список использованной литературы..……………………………………….... 38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 595.00 Кб (Скачать документ)

    3.  Разумно организованная приватизация государственной собственности несет в себе антиинфляционный заряд. Она ведет к увеличению государственных доходов, ослаблению напряжения в расходной части бюджета, что способствует преодолению дефицита. Более того, эта форма разгосударствления дает эффект прямого действия: проявление на рынке акций приватизируемых предприятий отвлекает часть инфляционного спроса.

    4.  Действенными средствами краткосрочной антиинфляционной политики могут стать массированный потребительский импорт и частичная реализация государственных стратегических запасов [20, с.189].

Краткосрочные резервы снижения текущего спроса.

  1. Повышение ставки процента по вкладам, если правительство намерено повлиять на поведение владельцев денежного дохода, побудить их к увеличению сбережений за счет текущего спроса. Процент по вкладам должен быть не меньше суммы текущего роста цен и уровня адаптивных инфляционных ожиданий.
  2. Повышение процента по государственным облигациям, распространение акционерной формы собственности, приватизация, продажа земли могут привлечь значительные сбережения. Подобные меры дают реальный антиинфляционный эффект и позволяют приостановить разрушительный процесс гиперинфляции.
  3. Для понижения уровня ликвидности сбережений практикуется повышение нормы процента по срочным вкладам и иные приемы, рассчитанные на то, чтобы подольше удержать депозиты в банковской системе. Иногда вводится временное замораживание вкладов до востребования.
  4. Денежная реформа конфискационного типа нацелена на экспроприацию части принадлежащих населению доходов и снижение текущего спроса. Подобный радикальный вариант не имеет отношения к причинам и механизмам инфляции и способен лишь на короткое время уменьшить величину инфляционного разрыва.
  5. В качестве краткосрочного противоинфляционного средства может использоваться повышение курса национальной валюты. Когда валютный курс идет вверх, дорожает экспорт, которому становится все труднее пробиваться на внешние рынки. Чересчур высокий курс валюты отпугивает иностранных инвесторов, негативно сказывается на зарубежных капиталовложениях в национальную экономику [20, с.196].

    Таким образом, существуют различные варианты антиинфляционного регулирования. Рассмотреть подробно все меры не предоставляется возможным в рамках данной работы. Но все-таки понятно, что первый шаг в борьбе с инфляцией – это ответ на вопрос: адаптироваться к инфляции или ликвидировать инфляцию путем радикальных мер. Выбор той или иной меры антиинфляционной политики будет зависеть от ряда факторов: степень развитости экономической системы, уровень развития кредитной системы, роль государства и центрального банка в экономике, конкретная экономическая и политическая обстановка.

    В условиях современной рыночной экономики более эффективным методом борьбы с инфляцией является сочетание различных антиинфляционных мер, направленных как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу. Но все действия правительства не должны снижать благосостоянию народа, ибо без этого дальнейшее развитие государства является нецелесообразным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

    В странах с развитой рыночной экономикой ползучая инфляция считается нормальным явлением. Как сильный негативный фактор, вызывающий значительные отрицательные социально-экономические последствия, воспринимается галопирующая и тем более гиперинфляция. Против них используются различные меры антиинфляционной политики, зависящие от теоретических взглядов тех, кто эту политику проводит.

    Так, кейнсианство отрицает автоматическое саморегулирование рыночной экономики  и считает необходимым государственное  регулирование,  прежде всего через  стимулирование платежеспособного  спроса (особенно с помощью дефицитного  бюджетного финансирования и либеральной кредитно-денежной политики). Оно признает положительную роль в стимулировании экономики ползучей инфляции (особенно при кризисных спадах), а для борьбы с более высокой инфляцией проводит дефляционную политику (управление спросом) и политику доходов.

    В соответствии с монетаристской концепцией государственное регулирование  экономики должно осуществляться крайне ограниченно, в основном за счет устойчиво-равномерной (несколько процентов в год) денежной эмиссии. Инфляция является чисто денежным явлением, вызванным лишним количеством денег в обращении. Поэтому меры борьбы с ней должны сводиться к жесткому использованию основных методов дефляционной политики, уменьшению платежеспособного спроса. Особое значение при этом придается ликвидации дефицита госбюджета и ограничительной кредитно-денежной политике. Полностью отрицается необходимость регулирования факторов инфляции издержек: со стороны производства и предложения товаров целесообразно лишь формирование и всемерная поддержка конкурентно-рыночного климата, а во внешнеэкономических отношениях — сохранение плавающего курса обмена национальной валюты.

    Особый  интерес представляет послевоенный опыт ФРГ и Японии. Обе страны – первая в 1948 г., вторая – в 1949 г. – провели радикально быстрый, так называемый шоковый переход от огосударствленной к рыночной экономике. Решающими его направлениями были либерализация цен и параллельные антиинфляционные меры, направленные на сдерживание той высокой инфляции, которая могла быть вызвана освобождением цен. Как известно, «шоковые» реформы в ФРГ и Японии были успешными, в том числе и с точки зрения предотвращения высокой инфляции. Последнее обычно объясняется жесткостью использовавшихся антиинфляционных мер (конфискационная реформа в ФРГ, сильные монетаристские ограничения в Японии). Однако причины заключались не только в этом. Применялись две группы особых мер, имевших исключительно важную роль и в сдерживании инфляции, и вообще в успехе «шоковых» рыночных реформ. Во-первых, в этих странах, особенно в Японии, в период проведения «шоковой терапии» и длительное время после нее сохранялся жесткий государственный внешнеэкономический и валютный контроль. Так, в ФРГ была введена свободная обратимость национальной валюты лишь в 1965 г., а в Японии – и того позже, в начале 1970-х гг. (т.е. когда были достигнуты высокая конкурентоспособность собственной продукции и достаточная прочность национальной валюты). Во-вторых, и после либерализации цен длительный период сохранялось достаточно жесткое государственное регулирование цен ряда товаров и услуг, имеющих важное народнохозяйственное и социальное значение (энергоресурсы, с/х продукция, оплата за жилье и др.) [20, с.211].

    Следует отметить, что эти две группы мер  принципиально отличают «шоковый»  вариант перехода к рыночной экономике, использованный ФРГ и Японией, от «шокового» варианта, рекомендуемого ортодоксальной программой МВФ, в которую наряду с либерализацией цен и антиинфляционной политикой в качестве обязательной составляющей входит и всемирная либерализация внешнеэкономической деятельности [20, с.4].

    Зарубежный  опыт такой страны, как Великобритания также представляет особый интерес  в изучении стратегии преодоления  инфляции. В 20 столетии в экономической  жизни это страны произошли существенные изменения, связанные с усилением вмешательства государства в экономику. Особенно показателен в  этом отношении период после 2-ой мировой войны.

    В 60-е годы были последовательно разработаны  программа развития английской экономики, а затем «национальный план». И программа, и план остались нереализованными, однако результатом попыток их внедрения было усиление темпов инфляции и ухудшение других показателей экономического развития.

    Темпы инфляции в конце 70-х годов составили 15% в год - невиданный до того времени  в Великобритании уровень. Инфляционные процессы нашли отражение в ускоренной динамике цен на потребительские товары и услуги [13, с.13].

    Выход из кризиса был найден правительством консерваторов во главе с М.Тэтчер. В основе политики правительства консерваторов лежали идеи экономического либерализма. Важнейшее положение этой концепции заключалось в том, чтобы сократить регулирующую функцию государства в хозяйственной жизни общества, усилить значение рыночных механизмов.

    В области денежного обращения, финансов и банковского дела консерваторы исходили из монетаристской концепции, ставящей задачу жесткого ограничения  денежной суммы в обращении. Средствами для достижения этой цели должны были стать ослабление налогового контроля над функционированием рынка, повышение роли кредитно-денежных институтов, радикальное изменение структуры бюджетного механизма, в частности, отход от прямого и прогрессивного налогообложения частных лиц и предпринимателей [20, с.265].

    Одним из ведущих направлений деятельности правительства тори стала борьба с инфляцией. Были сокращены займы, предоставляемые государством частному сектору, стали строго контролировать темпы роста денежной массы в  обращении, был отменен контроль над ценами и заработной платой, повышены ставки процента [3, с.55].

    Важным  инструментом борьбы с инфляцией  и в целом воздействия государства  на хозяйственную жизнь был государственный  бюджет. Более 90% доходов английского  бюджета в конце 70-х - начале 80-х  годов составляли налоги.

    Существенной  составной частью антиинфляционных мер консерваторов было их стремление к ограничению государственных  расходов. Проводилась политика сокращения внутреннего потребления.

    Антиинфляционная  политика правительства М.Тэтчер имела  положительные результаты. Уже в 1982 - 1983 гг. темпы инфляции снизились до 5%, в конце 80-х гг. - до 3,5 в год, то есть до величины, рекомендуемой монетаристской школой [13, с.15].

    Другим  важнейшим направлением реформ был  курс на значительное сокращение или  (в ряде отраслей хозяйства) на полную ликвидацию государственного предпринимательства. Это выразилось, прежде всего, в осуществлении широкой денационализации предприятий государственного сектора экономики и преимущественном стимулировании частного бизнеса.

    Результаты  реформаторской деятельности правительства  консерваторов проявились очень  быстро. Рост личного потребления  населения благотворно сказывался на снижении темпов инфляции. Кроме  того, положительное воздействие  оказал и важнейший элемент налоговой  политики правительства – снижение подоходного налога.

    Отмечен значительный рост ВВП, более быстрыми темпами стали развиваться английская промышленность, а также непромышленные отрасли хозяйства: торговля, связь, транспорт. Развитию промышленности способствовало привлечение инвестиций на замену и модернизацию оборудования, внедрение новых энерго- и ресурсосберегающих технологий. Постоянно росли капиталовложения в нефтедобычу.

    Итак, в результате энергичной деятельности правительства консерваторов в  экономической жизни Великобритании произошли перемены к лучшему: остановлен спад производства в промышленности, резко сокращен уровень инфляции.

    Далее хотелось бы рассмотреть проведение успешной антиинфляционной политики администрацией Рейгана в США в 1981-1988 гг., которая получила название рейганомика.

    В своем первом варианте «рейганомика»  довлела к монетаризму, поскольку  в качестве решающих мер борьбы с  высокой инфляцией в ней предусматривались  заметное сокращение социальных и хозяйственных  государственных расходов, ликвидация на этой основе дефицита федерального бюджета и последовательное проведение жесткой ограничительной кредитно-денежной политики. Целью «рейганомики» провозглашалась борьба со стагфляцией, т.е. параллельные и взаимосвязанные меры против и высокой инфляции, и высокой безработицы. Как только обнаружилось, что жесткое следование монетаристким рекомендациям ведет к чрезмерному спаду производства и усугубляет проблему безработицы (ситуация 1982 г.), программа принципиально пересматривается (в США это трактовалось как переход от «рейганомики-1» к «рейганомике-2») [20, с.280].

    Осуществление программы «рейганомика-2» дало блестящие  результаты. Галопирующая инфляция была снижена до устойчиво-ползучих форм, безработица сократилась до умеренных  размеров. Огромную роль при достижении этих результатов сыграло налоговое стимулирование производства и сбережений населения, включая его наиболее состоятельные слои. Максимальная ставка индивидуального подоходного налога снизилась с 70% до 33% при резком уменьшении прогрессивности шкалы налогообложения. Налог на прибыль корпораций был уменьшен на максимальном уровне с 46% до 34%.

    Были  значительно сокращены государственные  расходы, но, тем не менее, они продолжали увеличиваться выше запланированного предела, т.к. возрастали военные расходы, а также администрация отказалась от планируемого ранее сокращения некоторых важных социальных и хозяйственных затрат. В результате администрация Рейгана отказалась от ликвидации или даже смягчения дефицита федерального бюджета. В качестве решающей меры администрация Рейгана использовала покрытие этого дефицита за счет роста государственного долга – прежде всего, использование сбережений населения и предпринимательства (что не вело к чрезмерной денежной эмиссии). Это повлекло за собой повышение процентных ставок, что при некоторых негативных последствиях имело и положительное для экономики США  значение – способствовало привлечению в страну значительных капиталов из других стран.

    Администрация Рейгана уже в 1982 г. отказалась от курса жесткой ограничительной денежно-кредитной политики, а стала в зависимости от экономической конъюнктуры чередовать ее с либеральным вариантом.

    И напоследок хотелось бы привести пример борьбы с инфляцией в Польше.

    Рост  самостоятельности предприятий  и усиление давления на власть со стороны трудящихся приводили к росту денежных доходов населения. В результате обострялась проблема дефицита. Требовалось повышать цены, чтобы обеспечить сбалансированность экономики. Инфляция же, с одной стороны, приводила к забастовкам на крупных предприятиях и к акциям неповиновения, а с другой - к усилению диспропорций, поскольку продукция, на которую цены не были повышены, оказывалась нерентабельна [24, с.7].

    Непосредственное  движение к радикальной реформе  обозначилось с того момента, как страна вошла в гиперинфляцию. Тогда Польша решила провести экономическую программу Бальцеровича, которая началась в январе 1990 года. Как известно, она получила название «шокотерапия».

Информация о работе Антиинфляционная политика и её особенности