Антиинфляционная политика и её особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 23:08, курсовая работа

Описание

Изучение содержания антиинфляционной политики и оценка её проведения в странах с переходной экономикой (в большей степени меня интересовала наша родная Беларусь) и являлось целью моей работы.
Для достижения этих целей я поставил перед собой ряд задач:
1.Наиболее полное раскрытие всех сторон антиинфляционного регулирования.
2.Проследить динамику роста основных показателей на протяжении последних лет.
3.Изучить опыт реализации антиинфляционной политики в развитых странах.

Содержание

Введение …….………………………………………………………………….. 3
1.Теоретические разработки в вопросах антиинфляционной политики….…… 6
2.Зарубежный опыт антиинфляционного регулирования...………….………....20
3.Особенности реализации антиинфляционной политики в переходной экономике Республики Беларусь…….………………………... …….……. ……28
Заключение……………………………………………….……………….. …. 36
Список использованной литературы..……………………………………….... 38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 595.00 Кб (Скачать документ)

    Самым ярким шагом реформы стала  либерализация почти всех оставшихся цен. 90% цен теперь вообще не регулировалось государством, по 5% требовалось уведомление соответствующих органов о желании их изменить и по оставшимся 5% сохранялся приоритет административных решений.

    Но, думается, главным элементом программы  Бальцеровича стала ликвидация бюджетного дефицита. Без нее либерализация цен могла бы лишь ускорить темпы инфляции и углубить нестабильность экономики.

    В итоге с государственным бюджетом произошли поистине чудесные превращения. Вместо дефицита в 6,1%, имевшего место в 1989 г., возникло даже небольшое положительное сальдо, т.е. доходы превысили расходы. Дефицит так называемого расширенного правительства (бюджет плюс внебюджетные фонды), составлявший 7,4% ВВП в 1989 г., сменился положительным сальдо в 3,1% [24, с.10].

    Поскольку использование разного рода энергоносителей  и транспортных услуг осуществляется при производстве и продаже любого товара, ценовой шок распространился  на всю экономику. Удорожание коснулось  практически всех видов товаров  и услуг.

    В январе цены в среднем выросли на 79,6%, причем на продовольствие они увеличились особенно заметно - примерно в два раза. Но уже в феврале инфляция составила 23,8%, а с марта и до конца года колебалась на уровне 3-6% (в целом за год цены выросли на 585,5%).

    Однако  Бальцерович не просчитался в главном. В том, что инфляцию можно приостановить с помощью жесткой финансовой политики. Устранение бюджетного дефицита усилило январский шок, но зато стабилизировало дальнейшую ситуацию.

    Антиинфляционная  политика Бальцеровича составляла целый комплекс мер. Одной из ключевых стала так называемая политика доходов, путем принудительного сдерживания роста заработной платы.

    Политика  доходов по Бальцеровичу проводилась  достаточно тонко. Поляки отпустили  цены и, конечно, при высокой инфляции не могли заморозить доходы. Поэтому было введено условие, согласно которому фонд зарплаты мог увеличиваться по мере инфляции, но с определенным отставанием; повышение цен компенсировалось только на 30% в январе и на 20% в феврале.

    Правда, надо учесть, что негативным моментом такой стратегии всегда является снижение стимулов к труду. Ведь даже тот, кто работает эффективно, становится из-за инфляции беднее. Кроме того, если из-за ограничений доходов снижается спрос на потребительские товары, то, соответственно, и производство медленнее перестраивается на выпуск именно этих, самых нужных населению товаров: нет спроса - нет предложения. Нельзя исключить того, что политика доходов стала дополнительным фактором, обусловившим большое падение производства в период начала реформы.

    Полякам удалось в основном решить проблему инфляции. Конечно, темп роста цен, сохранявшийся  в 1990 г., был бы слишком велик для  любой страны с развитой экономикой. Однако для страны, которая только переходила к нормальному рынку  из состояния гиперинфляции и должна была еще приспосабливать свою структуру цен к новым условиям, иметь всего лишь 3-6% инфляции в месяц было не так уж плохо [24, с.12].

    Отметим, что все приведенные примеры  свидетельствуют об одном: даже в  странах со сложившейся рыночной экономикой только ортодоксально-монетаристских методов для борьбы с инфляцией оказывается недостаточно. Как правило, успешными являются смешанные программы.

    На  данном этапе развития в странах  с рыночной экономикой денежно-кредитная  политика  служит одним из важнейших рычагов антициклического регулирования. В основе такого регулирования лежит способность ЦБ ускорять или сдерживать прирост денежной массы и вызывать повышение или понижение цены кредита. Экономически развитые государства предоставляют ЦБ возможность самостоятельно выбирать основные направления и механизмы денежно-кредитной политики. Такая независимость является необходимым условием обеспечения стабильности цен и снижения инфляции.

    Таким образом, мы описали, что успешный опыт борьбы с инфляцией это вполне реальный факт. На сколько же успешно справляются наши специалисты с этим вопросом мы рассмотрим в следующей главе. 

3. Особенности реализации антиинфляционной политики в переходной экономике Республики Беларусь

    За  последние четыре года наблюдается значительное снижение темпов инфляции в нашей стране. Однако, несмотря на этот факт, спад производства не сменился подъёмом даже в наиболее развитых экспортно-сырьевых отраслях. В связи с этим необходимо тщательнее проанализировать особенности белорусской инфляции и меры борьбы с ней.

    С середины 1993 года инфляция спроса уступила в Беларуси место инфляции издержек, основными факторами которой  явился значительный рост издержек, обусловленный  повышением цен на сырье, труд. Таким образом, основные антиинфляционные меры в производственной сфере должны были направляться на снижение давления издержек на повышение цен.

    Появившуюся в результате либерализации цен  инфляцию правительство хотело остановить более радикальным и быстрым способом, нежели структурной перестройкой промышленности, в краткосрочном периоде намечалось делать упор на изменение структуры собственности (особенно в легкой и пищевой промышленности). Кардинальные антиинфляционные меры содержались в Программе перехода к рынку (1991г.) и других основополагающих программных документах 1992-1994гг. Однако в силу ряда причин реализация важнейших их положений по существу и не начиналось. Под давлением промышленного и особенно аграрного лобби в Верховном Совете и Совете Министров был избран вариант мягкой бюджетной и кредитно-денежной политики, направленной на поддержание уровня производства и заработной платы любой ценой. Такое положение вещей не могло не привести к резкому скачку цен и ухудшению макроэкономической ситуации. [4, с 32]

    В конце 1994 – первой половине 1995гг. стабилизационный курс проводился относительно последовательно, особенно в монетарной сфере. Благодаря сокращению объемов инфляционного финансирования бюджетного дефицита и весьма грамотной политике Национального банка удалось снизить инфляцию с 39,2% в январе 1995г. до 4%в среднем за месяц в период за май-декабрь 1995г. Достигнутые первые признаки макроэкономической стабилизации опирались на единый, относительно стабильный, курс рубля к доллару и частичную либерализацию экономики.  Жаль, но эти тенденции не продлились долго.[4, с 33]

    Уже со следующего года произошло возвращение  к мягкой денежно-кредитной политике, что в сочетании с другими негативными факторами привело к росту инфляции (особенно скрытой). К таким факторам можно отнести возросшее вмешательство государства в процессы ценообразования и контроля над ценами, продолжение искусственного поддержания относительно стабильного курса рубля (допускались перекосы в валютной политике и внешнеэкономической деятельности). Если бы вместо жестких административных методов необоснованного сдерживания цен и удержания курса рубля на отметке далекой от реальной (установленной спросом и предложением) применялись экономические методы регулирования, инфляция в 1996г была бы выше на 23-25%. Это отложенный уровень инфляции, проявившийся в последующие годы.

    Такая ситуация длилась (если не усугублялась) до середины 1998г. Конечно, правительство старалось сдерживать инфляцию путем усиления контроля над ценами и умеренной девальвацией рубля, однако, искусственное ограничение роста цен вместе с низкой эффективностью производства и ростом денежной массы привело к падению рентабельности продукции, накоплению инфляционного потенциала и инфляционных ожиданий. [4, с 35]

    Начиная с сентября 1998г. факторами, определяющими темпы инфляции, стали обменный курс рубля вследствие его резкого падения, административное повышение цен на ряд товаров в целях снижения убыточности их производства и увеличение насыщения потребительского рынка товарами. Значительное влияние на усиление инфляционных и девальвационных процессов в стране оказал российский финансовый кризис.

    Рекордным по уровню инфляции стал 1999г. Одним  из доминирующих факторов сохранения высокого уровня инфляции в начале года стала интенсивная девальвация  официального курса рубля в декабре 1998г. Увеличение денежной массы по сравнению с 1998г. в 2,9 раз при росте реального ВВП на 3,4% стало главной причиной инфляционных и девальвационных процессов в стране.

    В 2000 году темпы инфляции несколько  замедлились под воздействием главным образом ограничения темпов прироста рублевой денежной массы (7,5% против 9,6% в 1999г.).

    За 2001-2002гг. тенденции уменьшения темпов инфляции сохранились и укрепили свои позиции. Среднемесячный уровень инфляции в 1999 году составлял 11,3%, в 2000 году – 6,3%, за 2001 год – 3,2% [7, с 26], за январь 2003 года инфляция составила 4,3%, что выше прогнозного параметра на 2003г. (1,4-1,8% за месяц) [17, с. 120].

Динамика  инфляции (ИПЦ*) в Беларуси 1992-2003гг.

    Страна 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
    Беларусь 1071 1290 2321 809 153 164 173 394 269 161 143 125

    * Соответствующий  период предыдущего года равен  100

    * Источник: Министерство Статистики РБ.

      Эти, несомненно, позитивные изменения есть результат, прежде всего ужесточения денежно-кредитной политики по сравнению с предыдущими тремя-четырьмя годами, что выразилось в уменьшении объемов кредитной эмиссии и ограничении темпов прироста рублевой денежной массы, а также в выходе на положительное значение реальных процентных ставок на денежном рынке.  

    Что же касается данных за прошлый год, то индекс цен на продукты питания за 10 месяц 2003г составил 22,4%.[9, с.7] Как свидетельствуют данные статистики за ряд лет, в начале года, как правило, цены растут более высокими темпами, что обусловлено спецификой функционирования народного хозяйства. При расчете прогнозного показателя инфляции на год это обстоятельство обязательно учитывается [19, с.7].

    Национальный  банк провел весьма жесткую денежно-кредитную  политику. Однако, вместе с тем, инфляционная ситуация остается сложной. Анализ показывает, что на 50-70% инфляция вызвана не монетарными, а структурными причинами.

    При сохранившейся положительной динамике основных макроэкономических показателей, в социально-экономическом развитии республики по итогам 2003 г. наметилась тенденция замедления экономического роста.

    Рост  валового внутреннего продукта (ВВП) за январь-октябрь 2003 г. составил 104,1% при 104-105% по прогнозу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2003 г. Данный рост ВВП обеспечен при снижении материалоемкости валового выпуска.

    Реализация Правительством и Национальным банком Республики Беларусь комплекса антиинфляционных мер позволила существенно замедлить рост потребительских цен в стране.

    Замедлению темпов инфляции способствовала проводимая в текущем году взвешенная денежно-кредитная политика, направленная на поддержание плавной и предсказуемой динамики обменного курса белорусского рубля, девальвация которого по отношению к доллару США за январь-октябрь 2003 года составила 119,2% или 1,8%  в среднем за месяц.

    Стабильность  на валютном рынке обусловлена проводимой в январе-октябре процентной политикой, которая была ориентирована на обеспечение  устойчивого превышения доходности по операциям в белорусских рублях над доходностью в иностранной валюте при положительном уровне процентных ставок  в реальном выражении. [4, с 38]

    С учетом инфляции определены и другие целевые показатели прогноза и бюджета  на 2004 г. По бюджету 2004г. для инфляции установлен «потолок»-18%. При этом учтено, что определенные ценовые подвижки в целях достижения параметров, предусмотренных Законом "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год", предстоит осуществить в отношении жилищно-коммунальных услуг для населения, услуг городского и пригородного транспорта. В нынешнем бюджете есть весьма важные установки на снижение инфляции, стимулирование реального сектора производства, стабилизацию социальной сферы, обеспечение инвестиционной активности.

    Постепенно  нарастающее влияние на денежно-кредитную политику будут оказывать структурные сдвиги в экономике. Увеличение производства в промышленных отраслях экономики с длительными технологическими циклами и более глубокой переработкой сырья, модернизация предприятий реального сектора экономики, внедрение современных наукоемких технологий, а также изменение направления денежных потоков в пользу инвестиционной составляющей и расширение кредитования реального сектора экономики банковской системой будут способствовать некоторому снижению скорости обращения денежной массы. В свою очередь это обусловит необходимость не инфляционного расширения денежного предложения для покрытия производимого объема.

Информация о работе Антиинфляционная политика и её особенности