Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:45, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение основных видов монополий, особенностей современной монополизации экономики, действующего в России антимонопольного законодательства и перспектив его усовершенствования, а также законодательства стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики, опыт которых является небезынтересным и для России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МОНОПОЛИИ 5
1.1.Сущностьмонополии 5
1.2. Типы и виды монополии 7
2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 12
2.1. Сущность антимонопольного законодательства 12
2.2. Особенности антимонопольного законодательства за рубежом 14
2.3. Особенности развития антимонопольного законодательства в России 16
3. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ 19
3.1. Система антимонопольных органов и порядок их формирования 19
3.2. Задачи и цели антимонопольных органов 21
3.3. Нарушения антимонопольного законодательства 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛЕСНОЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра экономики отраслевых производств
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Исполнитель: студент 1-го курса заочной формы обучения
профиля «ЭП и О»
студ. билет № 110978
Ситкарева Наталья Александровна
Руководитель: кандидат экономических наук, доцент,
Рабкин Сергей Владимирович
СЫКТЫВКАР 2012
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МОНОПОЛИИ 5
1.1.Сущностьмонополии
1.2. Типы
и виды монополии
2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
2.1. Сущность
антимонопольного законодательства
2.2. Особенности
антимонопольного законодательства за
рубежом
2.3. Особенности развития антимонопольного законодательства в России 16
3. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ
3.1. Система
антимонопольных органов и порядок их
формирования
3.2. Задачи
и цели антимонопольных органов
3.3. Нарушения
антимонопольного законодательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из экономических предпосылок развития демократичного общества является децентрализация принятия экономических решений. Свободная конкуренция – синоним свободы выбора, свободы предпринимательства, свободы входа на рынок – неотъемлемая часть конституционно закрепленных экономических свобод человека и гражданина.
Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.
Целью настоящей работы является рассмотрение
основных видов монополий, особенностей
современной монополизации
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и виды монополий;
- определить сущность антимонопольного законодательства;
- охарактеризовать особенности антимонопольного законодательства за рубежом;
- выявить особенности развития антимонопольного законодательства в России;
- сформулировать задачи и цели антимонопольных органов;
- ознакомиться с системой антимонопольных органов в России и порядком их формирования;
- рассмотреть полномочия федерального антимонопольного органа и его территориальных органов.
Объектом исследования в данной работе выступает антимонопольное законодательство.
Проблемы монополизации
С начала 90-х годов прошлого столетия эти проблемы остро встали перед Россией: без принятия твердых последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая ещё совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.
Таким образом, мы определили, что предметом работы выступает динамика развития антимонопольного законодательства в России и за рубежом.
Теоретической основой исследования
стали научные труды и
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МОНОПОЛИИ
1.1. СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИИ
Монополия – это власть над рынком. Она возникает тогда, когда продавец обладает возможностью влиять на условия заключения рыночной сделки.
Когда говорят о монополии, то это понятие обычно ассоциируется с крупными предприятиями. На практике чаще всего так и бывает. Однако не размер выражает сущностный признак монополии; характер функционирования рынка зависит не столько от размера участников, сколько от распределения между ними конкурентной силы, величина которой определяется наличием альтернатив у каждого из участников рыночного взаимодействия. С этой точки зрения сущностной стороной монополизма выступает уникальность продукта фирмы, который не имеет полноценных заменителей, вследствие чего потребитель лишается возможности альтернативно выбора. Именно отсутствие заменителей обусловливает то особое положение производителя на рынке, при котором он становится единственным продавцом данного продукта. Приходящая на смену однородности уникальность продукта как раз и позиционирует абсолютную монополию и совершенную конкуренцию в качестве противостоящих друг другу моделей организации рынка.
Монополия – это концентрация всего объема отраслевого предложения у одного продавца, реализующего уникальный продукт.
Так как существование монополии
связано с замещением благ, то очевидно,
что важнейшим критерием
Отсутствие заменителей может быть вызвано разными причинами. Причем одни из них находятся в сфере спроса, в то время как другие – в сфере предложения.
Рассмотрим те, которые связаны со спросом. Низкая перекрестная эластичность спроса на продукт – свидетельство устойчивости потребительских предпочтений, что в свою очередь указывает на высокую ценность блага для потребителя. В этой связи существование монопольного положения продавца следует связывать не с отсутствием заменителей как таковых, а с размером потерь полезности, которые будет нести потребитель в случае перехода к заменителям. Эти потери называют затратами перехода. Они могут принимать форму как качественного ущерба, так и материальных затрат, хотя в конечном счете всегда выражаются в дополнительных издержках для потребителя.
Затраты перехода возникают не только вследствие уникальных потребительских свойств продукта. Часто они являются следствием влияния пространственного фактора. Чем выше такие затраты, тем больше у фирмы возможности для реализации монопольной власти на данной территории. Сказанное позволяет утверждать, что чем выше затраты перехода, тем менее эластичным будет спрос на продукт и тем большей монопольной властью будет обладать продавец.
Если рассматривать проблему замещения благ со стороны предложения, то причина отсутствия заменителей на рынке проста – отсутствие конкурентов. В рамках сложившегося рыночного спроса именно это обстоятельство обусловливает то особое положение продавца – единственность, - которое является критерием для определения рыночной структуры как абсолютной монополии. Если рынок демонстрирует наличие экономической прибыли, то причина отсутствия конкурентов заключается лишь в одном – в наличии непреодолимых отраслевых барьеров, блокирующих вход на отраслевой рынок других продавцов.
Так как существование отраслевых барьеров – результат действия факторов, создающих препятствия для проникновения на отраслевой рынок, то сами эти факторы являются источниками монопольной власти. Выделим главные из них.
Исключительные права – одна из самых распространенных причин обретения монопольного положения. Это могут быть авторские права, оформленные в форме патентов, которые обеспечивают их владельцу ограниченную во времени монополию на производство продукта или на применение технологии. Это могут быть передаваемые права, оформленные в форме лицензии на монополию определенного рода деятельности или производство какого-то продукта. Такие права могут предоставляться органами государственной власти разных уровней: правительством – на производство вооружений, муниципалитетом – на деятельность в сфере коммунального хозяйства, а также одной фирмой другой фирме, как в случае с франшизой, когда предоставляются монопольные права на осуществление определенной деятельности в рамках установленной территории.
Контроль над
Эффект масштаба становится фактором возникновения монополии в том случае, когда экономия от масштаба устойчиво растет с увеличением производственных мощностей. В этом случае сама ценовая конкуренция приводит к тому, что в отрасли остается лишь одна фирма, обеспечивающая производство продукта с наиболее низкими средними долгосрочными издержками.