Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:45, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение основных видов монополий, особенностей современной монополизации экономики, действующего в России антимонопольного законодательства и перспектив его усовершенствования, а также законодательства стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики, опыт которых является небезынтересным и для России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МОНОПОЛИИ 5
1.1.Сущностьмонополии 5
1.2. Типы и виды монополии 7
2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 12
2.1. Сущность антимонопольного законодательства 12
2.2. Особенности антимонопольного законодательства за рубежом 14
2.3. Особенности развития антимонопольного законодательства в России 16
3. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ 19
3.1. Система антимонопольных органов и порядок их формирования 19
3.2. Задачи и цели антимонопольных органов 21
3.3. Нарушения антимонопольного законодательства 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Размер отраслевого рынка
Нечестная конкуренция может послужить
источником монопольного положения, реализуясь
в форме незаконного
1.2. ТИПЫ И ВИДЫ МОНОПОЛИЙ
Монопольная власть фирмы может базироваться на каком-то одном источнике, а может и на нескольких одновременно. Чем больше таких источников, тем более устойчивым будет монопольное положение фирмы. Источники монопольной власти обладают разной степенью устойчивости, что определяет и устойчивость монополии. Поэтому в зависимости от устойчивости действия формирующих монопольную власть факторов выделяют несколько типов монополии.
Закрытая монополия имеет
Открытая монополия
Естественная монополия
Вид монополии зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Вообще, любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами.
Рыночная структура, для которой характерно стратегическое взаимодействие фирм, называется олигополией, что дословно переводится с греческого как «власть нескольких». Само понятие указывает на то, что олигополистический рынок представляет собой рыночную структуру, в рамках которой действует ограниченное количество продавцов. Олигополистический рынок может быть представлен тремя-четырьмя фирмами, а может, и сотней. Важно не количество фирм само по себе, а наличие продавцов, объем предложения которых достаточно велик относительно совокупного отраслевого предложения. Естественно, для большеразмерных рынков будут характерны фирмы, крупные по абсолютным параметрам. Малоразмерный рынок будет представлен фирмами, небольшими по абсолютным размерам. Но если некоторые из них являются крупными относительно объема рыночного предложения, то и в этом случае мы будем иметь дело с олигополией.
Присутствие на рынке крупных относительно
совокупного отраслевого
Олигополистический рынок
Олигополистический рынок
Таким образом, в качестве отличительных признаков олигополистического рынка следует выделить:
- ограниченное количество фирм,
поделивших между собой
- высокую степень концентрации
рынка, отражающую контроль
- затрудненный доступ на отраслевой рынок из-за высоких отраслевых барьеров, которые являются следствием влияния нестратегических (эффект масштаба, вертикальная интеграция, патенты и лицензии) и стратегических (согласованное поведение фирм) факторов;
- наличие стратегического поведе
Главной и определяющей характеристикой рынка монополистической конкуренции является наличие продуктовой дифференциации, выступающей в качестве источника монопольной власти фирм. При этом особенность рынка – наличие большого количества продавцов, каждый из которых предлагает продукт-заменитель, что ограничивает монопольную власть отдельной фирмы. В то время как дифференциация продукта вносит элемент монополизма в поведение фирмы, высокая эластичность замещения ее продукта – элемент конкуренции. Следовательно, рынок монополистической конкуренции обладает чертами как монополии, так и совершенной конкуренции. Эта двойственность проявляется в том, что фирмы конкурируют как по цене, так и по неценовым параметрам, а содержательным моментом конкурентного соперничества становится конкуренция за объем продаж.
На рынке монополистической
конкуренции элемент
Хотя при конкуренции за объем
продаж расширение продаж одной фирмой
ведет к снижению общей выручки
остальных фирм, предполагается, что
рынок монополистической
Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслуживания и т.п. Признаки такого рынка: множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами.
Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее:
1. Товар каждой фирмы, торгующей
на рынке, является
Продукт каждого продавца
обладает исключительными
2. На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками.
3. Продавцы на рынке не
4. На рынке есть условия для
свободного входа и выхода. При
монополистической конкуренции
легко основать фирму или
Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, т.к. каждый товар продается многими фирмами и на рынке существует свободный вход и выход.
2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ
2.1. СУЩНОСТЬ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Монополия означает определенную степень власти над ценой. И эта власть может базироваться на различных предпосылках : захват значительной доли отраслевого производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Цены на все вокруг нас – от ракет до хлеба, света и тепла в домах – зависят от цен на топливо, энергию и транспорт. Энергетические и транспортные монополии взвинтили их как только могли. И чтобы поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации, было разработано антимонопольное законодательство. Антитрестовская политика представляет собой попытку защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти. Применение такого экономического регулирования необходимо для:
обеспечения структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;
стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций;
создания условий
для развития конкуренции (например,
обеспечения открытого равного
доступа конкурентов к
Антимонопольное законодательство – комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.