Антимонопольное законодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:45, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является рассмотрение основных видов монополий, особенностей современной монополизации экономики, действующего в России антимонопольного законодательства и перспектив его усовершенствования, а также законодательства стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики, опыт которых является небезынтересным и для России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МОНОПОЛИИ 5
1.1.Сущностьмонополии 5
1.2. Типы и виды монополии 7

2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 12
2.1. Сущность антимонопольного законодательства 12
2.2. Особенности антимонопольного законодательства за рубежом 14
2.3. Особенности развития антимонопольного законодательства в России 16

3. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ 19
3.1. Система антимонопольных органов и порядок их формирования 19
3.2. Задачи и цели антимонопольных органов 21
3.3. Нарушения антимонопольного законодательства 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛЕСНОЙ ИНСТИТУТ.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

Размер отраслевого рынка также  может стать причиной монополизации  рынка. Когда объем рыночного  спроса мал по сравнению с эффективным размером фирмы, то на рынке неизбежно останется одна-единственная фирма.

Нечестная конкуренция может послужить  источником монопольного положения, реализуясь в форме незаконного использования  властных полномочий в частных интересах  отдельных продавцов (предоставление льгот и покровительства, применение неправомерных действий в отношении конкурентов).

 

  1.2. ТИПЫ И ВИДЫ МОНОПОЛИЙ

 

Монопольная власть фирмы может  базироваться на каком-то одном источнике, а может и на нескольких одновременно. Чем больше таких источников, тем более устойчивым будет монопольное положение фирмы. Источники монопольной власти обладают разной степенью устойчивости, что определяет и устойчивость монополии. Поэтому в зависимости от устойчивости действия формирующих монопольную власть факторов выделяют несколько типов монополии.

Закрытая монополия имеет место  тогда, когда монопольное положение  фирмы на рынке защищено законодательным  закреплением за ней исключительных прав, которые не позволяют другим фирмам входить на отраслевой рынок. Типичными примерами такого типа монополии являются метрологическая и санитарная службы, почта и телеграф. Хотя закрытая монополия представляет собой наиболее устойчивую форму монопольной власти, это не гарантирует получения монопольно высоких прибылей, так как предоставление исключительных прав обычно сопровождается регулирующими ограничениями в отношении уровня цены и нормы прибыли.

Открытая монополия обнаруживает себя в том случае, когда обладание монопольной властью является результатом авторских достижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, достижения в маркетинге). Специфика этого типа монополии состоит в том, что она всегда имеет временный характер, поскольку связанные с нововведениями рыночные преимущества могут быть скопированы или превзойдены конкурентами. Но именно в условиях открытой монополии фирма может наиболее полно реализовывать имеющуюся у нее рыночную власть и получать высокую прибыль.

Естественная монополия возникает  в том случае, когда средние  издержки производства устойчиво убывают по мере охвата рынка, а наименьшие средние издержки производства достигаются при удовлетворении всего рыночного спроса единственным продавцом. Типичные примеры этого типа монополии – энергетические сети, железная дорога, трубопроводный транспорт, где наблюдается устойчивое снижение средних долгосрочных издержек производства при увеличении объема обслуживаемого рынка. Поскольку причиной возникновения естественных монополий является жесткая корреляция между объемом обслуживаемого рыночного спроса и эффективным размером предприятия, то такого рода монополии находятся под патронатом государства, регулирующего их деятельность.

Вид монополии зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Вообще, любая монополия может  существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами.

Рыночная структура, для которой  характерно стратегическое взаимодействие фирм, называется олигополией, что дословно переводится с греческого как «власть нескольких». Само понятие указывает на то, что олигополистический рынок представляет собой рыночную структуру, в рамках которой действует ограниченное количество продавцов. Олигополистический рынок может быть представлен тремя-четырьмя фирмами, а может, и сотней. Важно не количество фирм само по себе, а наличие продавцов, объем предложения  которых достаточно велик относительно совокупного отраслевого предложения. Естественно, для большеразмерных рынков будут характерны фирмы, крупные по абсолютным параметрам. Малоразмерный рынок будет представлен фирмами, небольшими по абсолютным размерам. Но если некоторые из них являются крупными относительно объема рыночного предложения, то и в этом случае мы будем иметь дело с олигополией.

Присутствие на рынке крупных относительно совокупного отраслевого предложения  продавцов порождает принципиально  новый эффект. Суть его состоит  в том, что любое рыночное решение  такого продавца неизбежно затронет всех участников рынка. Если фирма, контролирующая 3-5% рынка, снизит цену на свой продукт, это вряд ли скажется на рыночном равновесии. Но если снизит цену фирма, контролирующая 20% объема рыночного предложения, то все действующие на рынке фирмы ощутят произошедшую перемену. Ощущая свою взаимозависимость, фирмы вынуждены строить свое поведение с учетом реакции на него со стороны конкурентов. Поэтому проявляющееся в форме реагирования на действия друг друга взаимодействие фирм – ключевой признак олигополистического рынка.

Олигополистический рынок может  быть представлен как стандартизированным – чистая олигополия (рынок металлов, сырой нефти), так и дифференцированным – дифференцированная олигополия (рынок транспортной и бытовой техники) продуктом. Обычно отраслевые барьеры «входа-выхода» достаточно высоки, чтобы воспрепятствовать процессу активного межотраслевого перелива капитала. Вместе с тем нельзя утверждать, что они являются непреодолимыми, и исключить возможность появления на отраслевом рынке новых фирм. Как свидетельствует практика, проникновение на олигополистические рынки новых продавцов наблюдается при росте отраслевого рынка, когда расширение спроса обгоняет увеличение предложения, и отсутствует для стабилизировавшихся рынков. Однако независимо от того, какой высоты барьерами характеризуется олигополистический рынок, ему всегда присуще наличие, по крайней мере, у отдельных фирм, значительной рыночной власти. Причем независимо от того, к какому типу олигополии относится рынок – чистой или дифференцированной, источником рыночной власти фирмы будет служить ее доля в отраслевом предложении.

Олигополистический рынок обладает еще и той особенностью, что  накладывает на фирму дополнительные ограничения. Помимо реакции со стороны  потребителей в условиях олигополии фирмы сталкиваются и с реакцией со стороны своих конкурентов. Поэтому при олигополии фирма ограничена в принятии решений не только наклонной кривой спроса, но и действиями конкурентов.

Таким образом, в качестве отличительных  признаков олигополистического рынка следует выделить:

- ограниченное количество фирм, поделивших между собой отраслевой  рынок;

- высокую степень концентрации  рынка, отражающую контроль значительных  долей рыночного предложения  со стороны отдельных фирм;

- затрудненный доступ на отраслевой рынок из-за высоких отраслевых барьеров, которые являются следствием влияния нестратегических (эффект масштаба, вертикальная интеграция, патенты и лицензии) и стратегических (согласованное поведение фирм) факторов;

- наличие стратегического поведения продавцов, являющееся отличительной характеристикой олигополистического рынка и выражающее взаимодействие фирм в особом способе принятия рыночных решений с учетом возможной реакции конкурентов на эти решения.

Главной и определяющей характеристикой рынка монополистической конкуренции является наличие продуктовой дифференциации, выступающей в качестве источника монопольной власти фирм. При этом особенность рынка – наличие большого количества продавцов, каждый из которых предлагает продукт-заменитель, что ограничивает монопольную власть отдельной фирмы. В то время как дифференциация продукта вносит элемент монополизма в поведение фирмы, высокая эластичность замещения ее продукта – элемент конкуренции. Следовательно, рынок монополистической конкуренции обладает чертами как монополии, так и совершенной конкуренции. Эта двойственность проявляется в том, что фирмы конкурируют как по цене, так и по неценовым параметрам, а содержательным моментом конкурентного соперничества становится конкуренция за объем продаж.

На рынке монополистической  конкуренции элемент монополизма  проявляется в способности фирм устанавливать цену на свой продукт. Элементом конкурентной составляющей является отсутствие барьеров входа-выхода. Хотя в действительности дифференциация продукта сама по себе служит отраслевым барьером и входящая на рынок фирма вынуждена будет нести дополнительные издержки, связанные с позиционированием своего продукта, предполагается, что они не столь существенны, чтобы воспрепятствовать проникновению на рынок новых фирм.

Хотя при конкуренции за объем  продаж расширение продаж одной фирмой ведет к снижению общей выручки  остальных фирм, предполагается, что  рынок монополистической конкуренции  характеризуется отсутствием стратегического  воздействия фирм. При большом  количестве продавцов и, соответственно, небольшой рыночной доле каждого из них влияние изменений в объемах продаж на отдельную фирму будет несущественным. Поэтому теоретически можно допустить, что фирмы не будут реагировать на действия конкурентов. Однако стратегическое взаимодействие будет проявляться тем сильнее, чем меньшее число фирм будет действовать на рынке.

Рынок монополистической конкуренции  с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар  определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслуживания и т.п. Признаки такого рынка: множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами.

Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее:

1. Товар каждой фирмы, торгующей  на рынке, является несовершенным  заменителем товара, реализуемого  другими фирмами.

 Продукт каждого продавца  обладает исключительными качествами  и характеристиками, которые служат  тому, чтобы некоторые покупатели предпочли его товар товару конкурирующей фирмы. Дифференциация товара означает, что предмет, продаваемый на рынке, не является стандартизированным. Это может происходить из-за действительных качественных отличий между продуктами или из-за предполагаемых отличий, которые проистекают из различий в рекламе, престиже торговой марки или имидже, связанным с обладанием этим товаром.

2. На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками.

3. Продавцы на рынке не считаются  с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить  цену на свои товары или  когда выбирают ориентиры по  объему годовых продаж. Эта особенность является следствием относительно большого числа продавцов с монополистической конкуренцией, т.е. если отдельный продавец сократит цену, то вероятно, что прирост объема продаж произойдет не за счет одной фирмы, а за счет многих. Как следствие, маловероятно, что какой-нибудь отдельный конкурент принесет достаточно отдельной фирмы. Следовательно, у конкурентов нет причин, чтобы отреагировать на это значительные потери своей доли на рынке из-за уменьшения продажной цены какой-нибудь изменением своей политики, поскольку решение одной из фирм не воздействует в значительной степени на их возможности извлекать прибыли. Фирма знает это и, следовательно, не учитывает какой-либо возможной реакции конкурентов, когда выбирает свою цену или цель по продажам.

4. На рынке есть условия для  свободного входа и выхода. При  монополистической конкуренции  легко основать фирму или покинуть  рынок. Выгодная конъюктура на рынке с монополистической конкуренцией привлечет новых продавцов. Однако вход на рынок не настолько легок, как при совершенной конкуренции, поскольку новые продавцы часто испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми марками и услугами.  Следовательно, уже существующие фирмы с устоявшейся репутацией могут сохранять свое преимущество над новыми производителями.

Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные  фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также  похожа на совершенную конкуренцию, т.к. каждый товар продается многими фирмами и на рынке существует свободный вход и выход.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

 

    2.1. СУЩНОСТЬ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Монополия означает определенную степень власти над  ценой. И эта власть может базироваться на различных предпосылках : захват значительной доли отраслевого  производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Цены  на все вокруг нас – от ракет до хлеба, света и тепла в домах – зависят от цен на топливо, энергию и транспорт. Энергетические и транспортные монополии взвинтили их как только могли. И чтобы поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации, было разработано антимонопольное законодательство. Антитрестовская политика представляет собой попытку защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти. Применение такого экономического регулирования необходимо для:

обеспечения структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;

стимулирования  предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению  качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций;

создания условий  для развития конкуренции (например, обеспечения открытого равного  доступа конкурентов к информационным сетям).

Антимонопольное законодательство – комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

Информация о работе Антимонопольное законодательство