Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:45, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение основных видов монополий, особенностей современной монополизации экономики, действующего в России антимонопольного законодательства и перспектив его усовершенствования, а также законодательства стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики, опыт которых является небезынтересным и для России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МОНОПОЛИИ 5
1.1.Сущностьмонополии 5
1.2. Типы и виды монополии 7
2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 12
2.1. Сущность антимонопольного законодательства 12
2.2. Особенности антимонопольного законодательства за рубежом 14
2.3. Особенности развития антимонопольного законодательства в России 16
3. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ 19
3.1. Система антимонопольных органов и порядок их формирования 19
3.2. Задачи и цели антимонопольных органов 21
3.3. Нарушения антимонопольного законодательства 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
К числу вопросов,
регулируемых антимонопольным
Промышленное регулирование – это выборочное регулирование цен (тарифов) внутри отраслей коммунального обслуживания;
Социальное регулирование
– это государственное
Промышленная политика – политика государства, направленная на приоритетное развитие отдельных отраслей, товаров или технологий.
Необходимость применения антимонопольного законодательства легко понять, сравнивая удобные для покупателя условия на рынке, и ситуацию, которая возникает на
рынке вследствие появления на нем монополиста:
1. Необходимость выбора. Каждый покупатель нуждается в возможности выбора товара или услуги, которую он хочет приобрести. Если же на рынке товара присутствует монополист, то вполне вероятна такая ситуация, когда покупатель будет лишен возможности выбора – монополист будет производить только один вид товара или услуги, так как нужда в данном товаре и отсутствие выбора заставит покупателя приобрести его.
2. Покупатель заинтересован в том, чтобы цена на товар была как можно ниже. Эта проблема также связана с отсутствием выбора - есть только один вид товара по данной цене – либо покупаешь, либо нет. Монополист естественно поставит цену выше, чем та, которая была бы в условиях конкурентного рынка. Это будет сделано с целью получения максимальной прибыли от продажи товара или услуги.
3. Покупатель заинтересован в высоком качестве покупаемых товаров и услуг. В принципе монополист понимает, что если он будет выпускать некачественные товары и услуги, спрос на них может упасть, но существуют такие товары и услуги, без которых не может прожить ни один человек (или хотя бы какая-то категория людей), и производя такую продукцию, монополист может снизить (хотя бы ненамного) качество выпускаемой продукции с целью получения большей прибыли.
4. Покупатель заинтересован в
постоянном улучшении
5. Присутствие монополистов на
рынке, в конце концов, вызывает
сосредоточение большого
6. Монополист понимает, что если он просто повысит цену на товар, то спрос на этот товар упадет, а следовательно, упадет и выручка монополиста. Но свой доход он может поднять другим способом. Он может снизить количество выпускаемой продукции. Вследствие этого спрос на продукцию возрастет и монополист сможет повысить цену без
законодательство создало двадцать новых федеральных регулирующих агентств.
В настоящее время в центре внимания антимонопольной политики США находится не ущерба для своего дохода.
Итак, присутствие монополии на рынке товара или услуги оказывает неблагоприятное влияние на экономическое положение в стране. В итоге при такой ситуации выгоду получает лишь сам монополист. Следовательно, можно говорить о необходимости применения антимонопольного законодательства в любом государстве не только убирая монополии с рынка, но и предупреждая их появление.
2.2. ОСОБЕННОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗА
Наиболее разработанным
Закон Шермана (1890 год). Этим законом запрещалась тайная монополизация торговли, захват единоличного контроля в той или иной отрасли, сговор о ценах.
Закон Клейтона (1914 год) запрещал ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию (не во всех случаях, а только тогда, когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), определенные виды слияний, переплетающиеся директораты и др.
Закон Робинсона-Пэтмена (1936 год) – запрет на ограничительную деловую практику в области торговли.
К 1950 году к закону Клейтона была принята поправка Селлера-Кефовера, которой уточнялось понятие незаконного слияния. Так, запрещались слияния путем скупки активов. Если законом Клейтона был поставлен заслон горизонтальным слияниям крупных фирм, то поправка Селлера-Кефовера ограничивала вертикальное слияние.
С начала 1960-х годов в значительной степени развернулось и стало быстро развиваться государственное регулирование нового типа. Это новое социальное регулирование затрагивает условия, при которых производятся товары и услуги, влияние производства на общество и физические характеристики самих товаров.
Социальное регулирование отличается от экономического регулирования несколькими чертами. Во-первых, социальное регулирование применяется фактически во всех отраслях в равной пропорции и, таким образом, прямо затрагивает намного больше людей, Во-вторых, природа социального регулирования обусловливает вмешательство государства в каждую деталь производственного процесса. Последней отличительной чертой социального регулирования является его быстрое распространение. Например, с 1970 по 1979 годы структура монополизированной отрасли, а поведение самого монополиста. В целях обеспечения, сохранения и поддержания конкуренции в ее цивилизованных формах, США выделяют следующие направления антимонопольной политики:
- регулирование деятельности естественных монополий;
- запрет на слияние конкурирующих компаний;
- запрет на использование принудительных контрактов;
- запрет на установление монопольных цен (фиксация цен и политика ценовой дискриминации);
- ограничение монополизации рынка.
В США компания считается монополистом, если доля ее продаж составляет 60% от общего объема продаж данной продукции всеми компаниями в отрасли.
Естественные монополии
Если фирма начинает продавать
на рынке ранее неизвестную
Успешность данных компаний может привлечь в данную отрасль другие фирмы. Однако их деятельность сопряжена с большими затратами, так как создание аналогичной продукции требует большого вложения средств. Для того чтобы создать дополнительные барьеры фирма-монополист, увеличивая объем выпускаемой продукции, может снижать цену.
Крупнейшие компании постоянно судятся друг с другом за доли рынка, технологии и патенты.
Частым явлением для США является проведение судебных процессов над наиболее успешными компаниями, владеющими существенной долей рынка. Эти процессы способствуют поступлению дополнительных денежных средств в государственный бюджет страны в виде штрафов, взимаемых с компаний, которые составляют миллионы долларов.
Антимонопольное законодательство США распространяется и за их границы. Законами США запрещены горизонтальные соглашения между импортерами товаров, если они направлены на ограничение конкуренции и увеличение рыночной власти. В качестве мер наказания может быть проведена конфискация товаров или установлен денежный штраф.
Вертикальные соглашения между продавцом продукции и её покупателем также запрещены. Правительством контролируются условия контрактов между продавцом продукции и поставщиками, цены на поставляемый товар.
США активно защищает своих национальных производителей. К антимонопольным методам защиты можно отнести компенсирующие и антидемпинговые пошлины.
Производители, продавцы, профсоюзы
могут потребовать ввести компенсирующие
пошлины на импортируемые в страну
товары и услуги в виде налоговых
льгот и государственных
2.3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В социалистических странах борьбы с монополиями не было как таковой. Наоборот, государственное планирование прямо предусматривало создание крупных предприятий. Это считалось наиболее рациональным способом организации выпуска продукции, обеспечивающим снижение затрат за чет эффекта масштаба.
«Гигантские заводы-монополисты в России всегда были равнодушны к техническому прогрессу. Именно сверхмонополизированная структура российской экономики сделала её неэффективной и превратилась в главный барьер на пути рыночных преобразований.
Сегодня в России создано свое антимонопольное законодательство. Однако реализовать его на практике чрезвычайно трудно, поскольку речь приходится вести о воссоздании конкуренции. Тем не менее, государство не только старается создать условия для развития различных структур производства, но и поддерживает конкуренцию, эффективно применяя антимонопольное законодательство.
Изменение экономической системы
в России, формирование рынка и
рыночных отношений выявили
Важнейшим комплексом законов, призванных обеспечивать эффективное продвижение реформ, становление и развитие рыночной экономики, являются законы, регулирующие отношения, влияющие на конкуренцию на рынках Российской Федерации, призванные обеспечивать предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции
Несмотря на относительно небольшой
срок существования российского
конкурентного законодательства
1. Начальным этапом считается принятие в 1991г. Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Закон о конкуренции определил основные положения государственной конкурентной, в том числе антимонопольной политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующих товарных рынках, формы недобросовестной конкуренции, а также пределы допустимой экономической концентрации производства и сбыта.
2. Второй этап – формирование
конституционных основ
3. Третий этап в развитии
4. Четвертым этапом в развитии конкурентного законодательства можно считать создание ряда новых направлений Закона о Конкуренции.
- Ценовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.
- Правовое оформление политики демонополизации.