Антимонопольное законодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:45, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является рассмотрение основных видов монополий, особенностей современной монополизации экономики, действующего в России антимонопольного законодательства и перспектив его усовершенствования, а также законодательства стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики, опыт которых является небезынтересным и для России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МОНОПОЛИИ 5
1.1.Сущностьмонополии 5
1.2. Типы и виды монополии 7

2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 12
2.1. Сущность антимонопольного законодательства 12
2.2. Особенности антимонопольного законодательства за рубежом 14
2.3. Особенности развития антимонопольного законодательства в России 16

3. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ 19
3.1. Система антимонопольных органов и порядок их формирования 19
3.2. Задачи и цели антимонопольных органов 21
3.3. Нарушения антимонопольного законодательства 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛЕСНОЙ ИНСТИТУТ.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

К числу вопросов, регулируемых антимонопольным законодательством, относятся:

Промышленное  регулирование – это выборочное регулирование цен (тарифов) внутри отраслей коммунального обслуживания;

Социальное регулирование  – это государственное регулирование  условий производства товаров, их физических характеристик и влияния производства этих товаров на общество;

 Промышленная  политика – политика государства, направленная на приоритетное развитие отдельных отраслей, товаров или технологий.

Необходимость применения антимонопольного законодательства легко  понять,  сравнивая удобные для  покупателя условия на рынке, и ситуацию, которая возникает на

 рынке вследствие  появления на нем монополиста:

1. Необходимость выбора. Каждый покупатель нуждается в возможности выбора товара или услуги, которую он хочет приобрести. Если же на рынке товара присутствует монополист, то вполне вероятна такая ситуация, когда покупатель будет лишен возможности выбора – монополист будет производить только один вид товара или услуги, так как нужда в данном товаре и отсутствие выбора заставит покупателя приобрести его.

 2. Покупатель заинтересован в том, чтобы цена на товар была как можно ниже. Эта проблема также связана с отсутствием выбора - есть только один вид товара по данной цене – либо покупаешь, либо нет. Монополист естественно поставит цену выше, чем та, которая была бы в условиях конкурентного рынка. Это будет сделано с целью получения максимальной прибыли от продажи товара или услуги.

3. Покупатель заинтересован в  высоком качестве покупаемых  товаров и услуг. В принципе монополист понимает, что если он будет выпускать некачественные товары и услуги, спрос на них может упасть, но существуют такие товары и услуги, без которых не может прожить ни один человек (или хотя бы какая-то категория людей), и производя такую продукцию, монополист может снизить (хотя бы ненамного) качество выпускаемой продукции с целью получения большей прибыли.

4. Покупатель заинтересован в  постоянном улучшении покупаемой  продукции (связь с общим техническим  прогрессом). В конкурентном рынке почти каждый день выходит усовершенствованный вид товара или услуги. Но на монополистическом рынке не будет наблюдаться такого прогресса, т.к. товар и так будет покупаем, то зачем монополисту вкладывать деньги в постоянные исследования – их просто можно проводить намного реже. Все исследования на монополистическом рынке, скорее всего, связаны с уменьшением себестоимости выпускаемого товара.

5. Присутствие монополистов на  рынке, в конце концов,  вызывает  сосредоточение большого капитала  в руках одного человека или же группы людей, что создает социальный барьер между богатыми и бедными. Как известно, это вызывает бурные недовольства, забастовки, акции протеста и накаляет обстановку в стране. Сюда же можно отнести и ту проблему, что монополист не дает развиваться мелкому и среднему бизнесу на своем рынке, так как в его руках сосредоточена основная власть. Тем самым он лишает возможности заработать какую-то часть людей.

6. Монополист понимает, что если он просто повысит цену на товар, то спрос на этот товар упадет, а следовательно, упадет и выручка монополиста. Но свой доход он может поднять другим способом. Он может снизить количество выпускаемой продукции. Вследствие этого спрос на продукцию возрастет и монополист сможет повысить цену без

законодательство создало двадцать новых федеральных регулирующих агентств.

В настоящее время в центре внимания антимонопольной политики США находится  не ущерба для своего дохода.

Итак, присутствие монополии на рынке товара или услуги оказывает  неблагоприятное влияние на экономическое положение в стране. В итоге при такой ситуации выгоду получает лишь сам монополист. Следовательно, можно говорить о необходимости применения антимонопольного законодательства в любом государстве не только убирая монополии с рынка, но и предупреждая их появление.

 

2.2. ОСОБЕННОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗА                                                                         

                                                        РУБЕЖОМ

 

Наиболее разработанным принято  считать антимонопольное законодательство США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю. Оно базируется на «трех китах», трех основных законодательных актах.

Закон Шермана (1890 год). Этим законом  запрещалась тайная монополизация  торговли, захват единоличного контроля в той или иной отрасли, сговор о ценах.

Закон Клейтона (1914 год) запрещал ограничительную  деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию (не во всех случаях, а только тогда, когда это не диктуется  спецификой текущей конкуренции), определенные виды слияний, переплетающиеся директораты и др.

Закон Робинсона-Пэтмена (1936 год) –  запрет на ограничительную деловую  практику в области торговли.

К 1950 году  к закону Клейтона была принята поправка Селлера-Кефовера, которой уточнялось понятие незаконного слияния. Так, запрещались слияния путем скупки активов. Если законом Клейтона был поставлен заслон горизонтальным слияниям крупных фирм, то поправка Селлера-Кефовера ограничивала вертикальное слияние.

С начала 1960-х годов в значительной степени развернулось и стало быстро развиваться государственное регулирование нового типа. Это новое социальное регулирование затрагивает условия, при которых производятся товары и услуги, влияние производства на общество и физические характеристики самих товаров.

Социальное регулирование отличается от экономического регулирования несколькими чертами. Во-первых, социальное регулирование применяется фактически во всех отраслях в равной пропорции и, таким образом, прямо затрагивает намного больше людей, Во-вторых, природа социального регулирования обусловливает вмешательство государства в каждую деталь производственного процесса. Последней отличительной чертой социального регулирования является его быстрое распространение. Например, с 1970 по 1979 годы структура монополизированной отрасли, а поведение самого монополиста. В целях обеспечения, сохранения и поддержания конкуренции в ее цивилизованных формах, США выделяют следующие направления антимонопольной политики:

-   регулирование деятельности естественных монополий;

-   запрет на слияние конкурирующих компаний;

-  запрет на использование принудительных контрактов;

- запрет на установление монопольных цен (фиксация цен и политика ценовой дискриминации);

-   ограничение монополизации рынка.

В США компания считается монополистом, если доля ее продаж составляет 60% от общего объема продаж данной продукции всеми компаниями в отрасли.

Естественные монополии являются объектом особого внимания со стороны  антимонопольного регулирования в  США. Они рассматриваются как  собственность государства, и их деятельность контролируется Федеральными комиссиями по торговле между штатами, по управлению энергетикой и по связи.

Если фирма начинает продавать  на рынке ранее неизвестную продукцию, она автоматически становится монополистом в этой области, что дает ей право установить любой уровень цен. В число таких компаний входят Motorola, IBM, Microsoft Corporation. Уникальный товар выступает в качестве барьера для вступления на рынок других фирм. Также средствами защиты от конкурентов являются патенты и лицензии.

Успешность данных компаний может  привлечь в данную отрасль другие фирмы. Однако их деятельность сопряжена  с большими затратами, так как  создание аналогичной продукции  требует большого вложения средств. Для того чтобы создать дополнительные барьеры фирма-монополист, увеличивая объем выпускаемой продукции, может снижать цену.

Крупнейшие компании постоянно  судятся друг с другом за доли рынка, технологии и патенты.

Частым явлением для США является проведение судебных процессов над  наиболее успешными компаниями, владеющими существенной долей рынка. Эти процессы способствуют поступлению дополнительных денежных средств в государственный бюджет страны в виде штрафов, взимаемых с компаний, которые составляют миллионы долларов.

Антимонопольное законодательство США  распространяется и за их границы. Законами США запрещены горизонтальные соглашения между импортерами товаров, если они направлены на ограничение конкуренции и увеличение рыночной власти. В качестве мер наказания может быть проведена конфискация товаров или установлен денежный штраф.

Вертикальные соглашения между  продавцом продукции и её покупателем также запрещены. Правительством контролируются условия контрактов между продавцом продукции и поставщиками, цены на поставляемый товар.

США активно защищает своих национальных производителей. К антимонопольным  методам защиты можно отнести компенсирующие и антидемпинговые пошлины.

Производители, продавцы, профсоюзы  могут потребовать ввести компенсирующие пошлины на импортируемые в страну товары и услуги в виде налоговых  льгот и государственных гарантий. Требование на введение антидемпинговых пошлин может исходить от тех же экономических субъектов. Они вводятся на конкретные товары, которые реализуются иностранными поставщиками по стоимости ниже стоимости их реализации на национальном рынке. Введение антидемпинговых пошлин равносильно принятию антимонопольных мер относительно товаров, реализуемых по монопольно низким ценам.

 

 

  2.3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА   

                                                   В РОССИИ

 

В социалистических странах борьбы с монополиями не было как таковой. Наоборот, государственное планирование прямо предусматривало создание крупных предприятий. Это считалось наиболее рациональным способом организации выпуска продукции, обеспечивающим снижение затрат за чет эффекта масштаба.

 «Гигантские заводы-монополисты в России всегда были равнодушны к техническому прогрессу. Именно сверхмонополизированная структура российской экономики сделала её неэффективной и превратилась в главный барьер на пути рыночных преобразований.

Сегодня в России создано свое антимонопольное законодательство. Однако реализовать его на практике чрезвычайно трудно, поскольку речь приходится вести о воссоздании конкуренции. Тем не менее, государство не только старается создать условия для развития различных структур производства, но и поддерживает конкуренцию, эффективно применяя антимонопольное законодательство.

Изменение экономической системы  в России, формирование рынка и  рыночных отношений выявили настоятельную  потребность в законодательстве, обеспечивающем нормальное функционирование рынка, создание благоприятных условий для развития конкурентной среды.

Важнейшим комплексом законов, призванных обеспечивать эффективное продвижение  реформ, становление и развитие рыночной экономики, являются законы, регулирующие отношения, влияющие на конкуренцию на рынках Российской Федерации, призванные обеспечивать предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции

Несмотря на относительно небольшой  срок существования российского  конкурентного законодательства, в истории его создания можно выделить несколько этапов.

1. Начальным этапом считается принятие в 1991г. Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Закон о конкуренции определил основные положения государственной конкурентной, в том числе антимонопольной политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующих товарных рынках, формы недобросовестной конкуренции, а также пределы допустимой экономической концентрации производства и сбыта.

2. Второй этап – формирование  конституционных основ конкурентного  законодательства. Новая Конституции Российской Федерации, принятая всенародным голосование 12 декабря 1993г., гарантировала единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности.

3. Третий этап в развитии конкурентного  законодательства начался в ноябре 1994г. и связан с принятием нового Гражданского Кодекса Российской Федерации. Так, ч. 2 п.1 ст. 10 ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Такое установление пределов осуществления гражданских прав согласуется с положением ч.3 ст. 17 Конституции Российской Федерации о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

4. Четвертым этапом в развитии  конкурентного законодательства можно считать создание ряда новых направлений Закона о Конкуренции.

- Ценовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.

-  Правовое оформление политики демонополизации.

Информация о работе Антимонопольное законодательство