Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:45, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение основных видов монополий, особенностей современной монополизации экономики, действующего в России антимонопольного законодательства и перспектив его усовершенствования, а также законодательства стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики, опыт которых является небезынтересным и для России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МОНОПОЛИИ 5
1.1.Сущностьмонополии 5
1.2. Типы и виды монополии 7
2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 12
2.1. Сущность антимонопольного законодательства 12
2.2. Особенности антимонопольного законодательства за рубежом 14
2.3. Особенности развития антимонопольного законодательства в России 16
3. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ 19
3.1. Система антимонопольных органов и порядок их формирования 19
3.2. Задачи и цели антимонопольных органов 21
3.3. Нарушения антимонопольного законодательства 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
- Создание специально законодательства, развивающего правила добросовестной конкуренции применительно к отдельным сферам хозяйственного оборота.
5. Пятый этап связан с отменой
монополии внешней торговли, либерализацией
экспортно-импортной
российских
6. Шестой этап – формирование
законодательства о защите
Обобщая обзор истории законодательства Российской Федерации, регулирующего развитие конкуренции, предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции следует констатировать, что к середине 1999г. его формирование в основном завершилось. Сегодня можно с полным основанием утверждать, что в стране складывается новая комплексная отрасль законодательства – конкурентное законодательство.
3. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ
3.1. СИСТЕМА АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ПОРЯДОК ИХ
ФОРМИРОВАНИЯ
В соответствии с «Законом о конкуренции» (ст. 3) государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводит федеральный орган исполнительной власти – Федеральный антимонопольный орган. Таким образом, Федеральный антимонопольный орган фактически действует в двух основных направлениях.
Во-первых, он проводит государственную политику, направленную на демонополизацию экономики Российской Федерации на федеральном уровне, в отдельных отраслях и регионах, на формирование, развитие и эффективное функционирование товарных рынков в их многообразных продуктовых и географических границах.
Во-вторых, Федеральный антимонопольный орган обеспечивает предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, т.е. устранение неблагоприятных последствий для развития конкуренции и нормального функционирования рынка, вызванных действиями и соглашениями хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Под предупреждением
Ограничение монополистической деятельности – собственно правоприменительная деятельность антимонопольного органа по выявлению фактов нарушения запретов и иных ограничений, установленных антимонопольным законодательством, возбуждение и рассмотрение дел и принятие по ним решений, обязательных для нарушителей, контроль за исполнением решений и предписаний.
Федеральный антимонопольный орган входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, формируемую в порядке, установленном Конституцией Российской
Федерации и Федеральным конституционным законом « О Правительстве Российской
Федерации».
Территориальные органы Федерального антимонопольного органа независимы не только в организационно-структурном, но и в финансовом отношении, поскольку финансируются из средств федерального бюджета.
Законом не предусмотрены какие-либо
ограничения в отношении
Федеральный антимонопольный орган, как установлено п.1 ст. 78 Конституции Российской Федерации и Законом, наделяет территориальные органы полномочиями в пределах компетенции.
Полномочия Федерального антимонопольного
органа (в настоящее время –
Министерства по антимонопольной политике
и поддержке
Основной задачей
В зависимости от связи полномочий антимонопольного органа с его задачами, можно выделить несколько групп полномочий антимонопольных органов:
1.Полномочия, направленные на развитие конкуренции и предпринимательства (на реализацию задач созидательного характера):
- проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
- определение доминирующего
- разработка рекомендаций по развитию конкурентной среды на товарных рынках;
- дача разъяснений по вопросам
применения антимонопольного
2. Полномочия по осуществлению
государственного контроля
- принятие решения и выдача предписания в случае нарушения антимонопольного законодательства;
- антимонопольный контроль на торгах;
- привлечение нарушителей
- право антимонопольных органов на предъявление иска в суд;
- формирование и ведение антимонопольными органами Реестра.
3.2.ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ
Основные задачи и цели Федерального
антимонопольного органа, а также
ответственность его
Федеральный антимонопольный орган выполняет следующие основные функции, прямо перечисленные в Законе:
- направляет в Правительство
Российской Федерации предложен
- дает рекомендации федеральным
органам исполнительной власти,
органам исполнительной власти
субъектов Российской
- разрабатывает и осуществляет
меры по демонополизации произв
- контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;
- контролирует приобретение
акций (долей) с правом голоса
в уставном капитале
Для содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации Федеральный антимонопольный орган может направлять соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендации:
- о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;
- об изменении сфер применения
свободных, регулируемых и
- о создании и развитии
- о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
- о привлечении иностранных инвестиций, создании организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;
- о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов;
- о внесении изменений в
Федеральный антимонопольный орган принимает участие в реализации федеральных программ демонополизации, программ развития конкуренции и поддержки предпринимательства.
3.3. НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Об остроте проблемы свидетельствует практика антимонопольных законов. Принятый в 1995г. Закон Российской Федерации « О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР « О конкуренции и антимонопольной деятельности на товарных рынках», устанавливает перечень жестких запретов на действия государственных и местных органов управления, направленных на ограничение конкуренции. Государственный Комитет Антимонопольной Политики (ГКАП) дает России широкие права и полномочия по контролю за соблюдением норм антимонопольного законодательства.
Федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты и совершать действия, направленные на:
- введение ограничений на
- установление запретов и иных
ограничений на вывоз и
- выдачу хозяйствующим субъектам указаний о приоритетном заключении договоров с
определенным кругом покупателей;
- предоставлять отдельным
Практика показывает, что в различных субъектах Российской Федерации имеют место несколько видов нарушений антимонопольного законодательства. Так, основным видом нарушений Закона о конкуренции является необоснованное препятствие осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов со стороны органов исполнительной власти.
Во многих регионах Российской
Федерации сохраняется практика
необоснованного
Также значимой группой нарушений Закона о конкуренции является необоснованное предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам.
Антимонопольные органы ведут работы по контролю за реализацией федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции». При этом выявлены многочисленные нарушения не только производителей, незаконно сбывающих фальсифицированные вино-водочные изделия, но и организаций исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в виде установления дополнительных сборов на продажу ликеро-водочных изделий).
Особую роль в формировании правового поля конкурентных рыночных отношений играет совершенствование федерального законодательства. В этой связи необходимо ускорить разработку и принятие федеральных законов и иных правовых актов по вопросам регистрации юридических лиц, лицензирования, защиты конкуренции на финансовых рынках, конкурсного порядка распределения заказов на поставку продукции для государственных нужд, сертификации. Четкая правовая регламентация данных вопросов на федеральном уровне позволит существенно ограничить нарушения законодательства и злоупотребления со стороны власти, даст возможность и производителям эффективно защищать свои права и интересы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы, мы выяснили, что монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, велики барьеры вступления в отрасль.