Антимонопольное законодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:45, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является рассмотрение основных видов монополий, особенностей современной монополизации экономики, действующего в России антимонопольного законодательства и перспектив его усовершенствования, а также законодательства стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики, опыт которых является небезынтересным и для России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МОНОПОЛИИ 5
1.1.Сущностьмонополии 5
1.2. Типы и виды монополии 7

2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 12
2.1. Сущность антимонопольного законодательства 12
2.2. Особенности антимонопольного законодательства за рубежом 14
2.3. Особенности развития антимонопольного законодательства в России 16

3. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ 19
3.1. Система антимонопольных органов и порядок их формирования 19
3.2. Задачи и цели антимонопольных органов 21
3.3. Нарушения антимонопольного законодательства 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛЕСНОЙ ИНСТИТУТ.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

- Создание специально законодательства, развивающего правила добросовестной конкуренции применительно к отдельным сферам хозяйственного оборота.

5. Пятый этап связан с отменой  монополии внешней торговли, либерализацией  экспортно-импортной деятельности, которые потребовали обеспечения защиты интересов

российских товаропроизводителей в условиях конкуренции с импортерами.

6. Шестой этап – формирование  законодательства о защите конкуренции  на рынке финансовых услуг,  так как российское конкурентное  право нельзя было бы считать  достаточно полным, если бы оно не охватывало такой важной сферы, как рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц.

Обобщая обзор истории законодательства Российской Федерации, регулирующего  развитие конкуренции, предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции следует констатировать, что к середине 1999г. его формирование в основном завершилось. Сегодня можно с полным основанием утверждать, что в стране складывается новая комплексная отрасль законодательства – конкурентное законодательство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ

 

  3.1. СИСТЕМА АНТИМОНОПОЛЬНЫХ  ОРГАНОВ И ПОРЯДОК ИХ  

                                        ФОРМИРОВАНИЯ

 

В соответствии с «Законом о конкуренции» (ст. 3) государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению  и пресечению монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции  проводит федеральный орган исполнительной власти – Федеральный антимонопольный орган. Таким образом, Федеральный антимонопольный орган фактически действует в двух основных направлениях.

Во-первых, он проводит государственную  политику, направленную на демонополизацию экономики Российской Федерации на федеральном уровне, в отдельных отраслях и регионах, на формирование, развитие и эффективное функционирование товарных рынков в их многообразных продуктовых и географических границах.

Во-вторых,   Федеральный антимонопольный орган обеспечивает предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, т.е. устранение неблагоприятных последствий для развития конкуренции и нормального функционирования рынка, вызванных действиями и соглашениями хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Под предупреждением монополистической  деятельности понимается комплекс мер, принимаемых  антимонопольным органом  по созданию экономических, организационных и правовых условий, в которых появление монополизма и концентрация рыночной власти у отдельных хозяйствующих субъектов становятся невозможными в силу особенностей товарного рынка (демонополизация экономики, устранение барьеров входа на рынок, либерализация внешней торговли, деконцентрация рынков и расширение их географических границ).

Ограничение монополистической деятельности – собственно правоприменительная  деятельность антимонопольного органа по выявлению фактов нарушения запретов и иных ограничений, установленных  антимонопольным законодательством, возбуждение и рассмотрение дел и принятие по ним решений, обязательных для нарушителей, контроль за исполнением решений и предписаний.

Федеральный антимонопольный орган  входит в структуру  федеральных  органов исполнительной власти, формируемую в порядке, установленном Конституцией  Российской

Федерации и  Федеральным конституционным  законом « О Правительстве  Российской

Федерации».

Территориальные органы Федерального антимонопольного органа независимы не только в организационно-структурном, но и в финансовом отношении, поскольку финансируются из средств федерального бюджета.

Законом не предусмотрены какие-либо ограничения в отношении количества, структуры и местоположения территориальных  органов Федерального антимонопольного органа, однако традиционной стала практика их формирования в соответствии с административно-территориальным делением Российской  Федерации.

Федеральный антимонопольный орган, как установлено п.1 ст. 78 Конституции  Российской Федерации и Законом, наделяет территориальные органы полномочиями в пределах компетенции.

Полномочия  Федерального антимонопольного органа (в настоящее время –  Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства), а также его задачи предусмотрены несколькими федеральными законами, связанными с функционированием и развитием товарного рынка. Они различаются сферой применения, регулируемыми отношениями и методом регулирования. В связи с этим, представляется целесообразным раздельное рассмотрение полномочий, определенных Законом о конкуренции, Законом о естественных монополиях, Законом о рекламе, Законом о защите конкуренции, т.е. законами, составляющими конкурентное законодательство.

Основной задачей антимонопольных  органов является содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, защита интересов малого предпринимательства. Эту задачу можно рассматривать как созидательную. Ее выполнение неразрывно связано с другой – государственным  контролем  соблюдения  антимонопольного законодательства. Контроль осуществляется по разным направлениям: предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, предупреждение необоснованной концентрации капитала. Методы реализации этих задач дают основания назвать их репрессивными.

В зависимости от связи полномочий  антимонопольного органа с его задачами, можно выделить несколько групп  полномочий  антимонопольных органов:

1.Полномочия, направленные на развитие  конкуренции и предпринимательства (на реализацию задач созидательного характера):

- проведение анализа и оценки  состояния конкурентной среды  на товарных рынках;

- определение доминирующего положения  хозяйствующего субъекта;

- разработка рекомендаций по  развитию конкурентной среды на товарных рынках;

- дача разъяснений по вопросам  применения антимонопольного законодательства.

2. Полномочия по осуществлению  государственного контроля соблюдения  антимонопольного законодательства:

- принятие решения и выдача  предписания в случае нарушения антимонопольного законодательства;

- антимонопольный контроль на  торгах;

- привлечение нарушителей антимонопольного  законодательства к ответственности;

- право антимонопольных органов  на предъявление иска в суд;

- формирование и ведение антимонопольными органами Реестра.

 

  3.2.ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ  ОРГАНОВ

 

Основные задачи и цели Федерального антимонопольного органа, а также  ответственность его должностных  лиц определяются Законом и иными  нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральный антимонопольный орган  выполняет следующие основные функции, прямо перечисленные в Законе:

- направляет в Правительство  Российской Федерации предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, заключения о проектах законов и других нормативных актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции;

- дает рекомендации  федеральным  органам исполнительной власти, органам исполнительной власти  субъектов Российской Федерации  и местного самоуправления о проведении мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;

- разрабатывает и осуществляет  меры по демонополизации производства и обращения;

- контролирует соблюдение  антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

-  контролирует приобретение  акций (долей) с правом голоса  в уставном капитале хозяйственных  обществ, которое может привести  к доминирующему положению на  рынках в Российской Федерации  хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции.

Для содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства  и демонополизации Федеральный  антимонопольный орган может  направлять соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендации:

- о предоставлении льготных  кредитов, а также об уменьшении  налогов или освобождении от  них хозяйствующих субъектов,  впервые вступающих на рынок  определенного товара;

- об изменении сфер применения  свободных, регулируемых и фиксированных  цен;

- о создании и развитии параллельных  структур в сферах производства  и обращения, в том числе  за счет централизованных инвестиций  и кредитов;

- о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных  хозяйствующих субъектов;

- о привлечении иностранных  инвестиций, создании организаций  с иностранными инвестициями  и свободных экономических зон;

- о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов;

- о внесении изменений в перечни  видов деятельности, подлежащих  лицензированию, и в порядок их  лицензирования.

Федеральный антимонопольный орган  принимает участие в реализации федеральных программ демонополизации, программ развития конкуренции и поддержки предпринимательства.

 

  3.3. НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Об остроте проблемы свидетельствует  практика антимонопольных законов. Принятый в 1995г. Закон Российской Федерации  « О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР « О конкуренции и  антимонопольной деятельности на товарных рынках», устанавливает перечень жестких запретов на действия государственных и местных органов управления, направленных на ограничение конкуренции. Государственный Комитет Антимонопольной Политики (ГКАП) дает России широкие права и полномочия по контролю за соблюдением норм антимонопольного законодательства.

Федеральным органам  исполнительной власти запрещается принимать акты и совершать действия, направленные на:

- введение ограничений на создание  новых хозяйственных объектов, а  также установление запретов  на осуществление отдельных видов  деятельности;

- установление запретов и иных  ограничений на вывоз и продажу  товаров из одного региона  в другой;

- выдачу хозяйствующим субъектам указаний о приоритетном заключении договоров  с

определенным кругом покупателей;

- предоставлять отдельным хозяйствующим  субъектам необоснованных льгот,  ставящих их в преимущественное  положение по отношению к другим  предприятиям, действующим на данном рынке.

Практика показывает, что в различных  субъектах Российской Федерации  имеют место несколько видов  нарушений антимонопольного законодательства. Так, основным видом нарушений Закона о конкуренции является необоснованное препятствие осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов со стороны органов исполнительной власти.

Во многих регионах  Российской Федерации сохраняется практика необоснованного препятствования  предпринимательской деятельности путем усложнения порядка  лицензирования и произвольного расширения перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Также значимой группой нарушений  Закона о конкуренции является необоснованное предоставление льгот отдельным  хозяйствующим субъектам.

Антимонопольные органы ведут работы по контролю за реализацией федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции». При этом выявлены многочисленные нарушения не только производителей, незаконно сбывающих фальсифицированные вино-водочные изделия, но и организаций исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в виде установления дополнительных сборов на продажу ликеро-водочных изделий).

Особую роль в формировании правового  поля конкурентных рыночных отношений  играет совершенствование федерального законодательства. В этой связи необходимо ускорить разработку и принятие федеральных законов и иных правовых актов по вопросам регистрации юридических лиц, лицензирования,  защиты конкуренции на финансовых рынках, конкурсного порядка распределения заказов на поставку продукции для государственных нужд, сертификации. Четкая правовая регламентация данных вопросов на федеральном уровне позволит существенно ограничить нарушения законодательства и злоупотребления со стороны власти, даст возможность и производителям эффективно защищать свои права и интересы.

 

 

 

 

 

 

                             

                                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проделанной работы, мы выяснили, что монополия возникает  обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, велики барьеры вступления в отрасль.

Информация о работе Антимонопольное законодательство