Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 17:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотреть Арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ и его правовой статус.
Для раскрытия темы автору предстоит решить следующие задачи:
Рассмотреть историю Арбитражного суда при Торгово-промышленной палате.
Преимущества рассмотрения международных споров в Арбитражном суде.
Правомочие Арбитражного суда.
Введение………………………………………………………………………….2
Арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ………….4
История Арбитражного суда при Торгово-промышленной палате……………………………………………………………….4
Арбитражный суд: понятие, сущность……………………………9
Преимущества рассмотрения международных споров в Арбитражном суде……………………………………………….14
Правовой статус Арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ…………………………………………………………………18
Правомочие Арбитражного суда (права и функции)………….18
Формирование судебного состава в Арбитражном суде……...21
Общие правила рассмотрения споров…………………………..24
Заключение……………………………………………………………………..30
Список использованных источников………………………………………...32
Арбитражное разбирательство начинается подачей искового заявления.
Датой подачи искового заявления считается:
- день его вручения МКАС;
- дата штемпеля почтового ведомства места отправления (при отправке его по почте).
Исковое заявление согласно § 9 Регламента МКАС должно содержать:
- наименование, почтовые адреса, номера телефонов, факсов и адреса электронной почты сторон;
- требование истца;
- обоснование компетенции МКАС;
- изложение фактических обстоятельств, на которых основаны исковые требования;
- подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
- обоснование исковых требований с учетом применимых норм права;
цену иска;
- расчет суммы каждого требования;
- перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению.
Согласно п. 3 § 9 Регламента МКАС в исковое заявление могут быть включены сведения, касающиеся формирования состава арбитража, если это следует из соглашения сторон.
Цена иска определяется:
- в исках о взыскании денег - истребуемой суммой, а при взыскании продолжающих начисляться процентов - суммой, исчисленной на дату подачи иска;
- в исках об истребовании имущества - стоимостью отыскиваемого имущества;
- в исках о признании или преобразовании правоотношения - стоимостью предмета правоотношения в момент предъявления иска;
- в исках об определенном действии или бездействии - на основе имеющихся данных об имущественных интересах истца.
Истец обязан указать в исковом заявлении цену иска также в тех случаях, когда его исковое требование или часть требования имеет неденежный характер. В исках, состоящих из нескольких требований, цена иска определяется общей суммой всех требований. В соответствии с п. 4 § 10 Регламента МКАС, если истец не определил или неправильно определил цену иска, МКАС по собственной инициативе или по требованию ответчика определяет цену иска на основе имеющихся данных.
При рассмотрении спора, возникшего из договорных отношений, МКАС обращается прежде всего к условиям договора (контракта, соглашения), который закрепляет согласованные сторонами взаимные права и обязанности. Это, однако, не избавляет от необходимости обращаться к применимым нормам права. Характерной особенностью обязательств по внешнеэкономическим сделкам является закрепленная Законом возможность для сторон избрать применимые к таким сделкам нормы права. В соответствии с § 26 Регламента МКАС спор разрешается в соответствии с такими нормами права, которые стороны избрали в качестве применимых к существу спора. При этом любое указание на право или систему права какого-либо государства толкуется как непосредственно отсылающее к материальному праву данного государства, а не к его коллизионным нормам. Если стороны не сделали соответствующий выбор, то вопрос о материальном праве, применимом к существу спора, решается арбитрами в соответствии с коллизионными нормами, которые они сочтут применимыми.
Арбитражное разбирательство прекращается вынесением окончательного решения либо вынесением постановления о прекращении разбирательства.
Согласно § 39 Регламента МКАС в решении должно быть указано, в частности, следующее:
- наименование МКАС;
- номер дела;
- место арбитража;
- дата вынесения решения;
- имена и фамилии арбитров;
- наименование спорящих сторон и других лиц, участвующих в арбитражном разбирательстве;
- предмет спора и краткое изложение обстоятельств дела;
- мотивы, на которых основано решение;
- вывод об удовлетворении или отклонении исковых требований;
- суммы арбитражных сборов и расходов по делу, их распределение между сторонами;
- подписи арбитров.
В соответствии с § 40 Регламента МКАС состав арбитража может выносить отдельные арбитражные решения по отдельным вопросам или части требований. Если по делу не принимается окончательное решение, арбитражное разбирательство прекращается постановлением о прекращении разбирательства.
Постановление о прекращении разбирательства выносится:
- в случае отказа истца от своего требования, если только ответчик в срок не позднее пятнадцати дней после получения уведомления об этом не выдвинет возражений против прекращения разбирательства и состав арбитража не признает законный интерес ответчика в окончательном урегулировании спора;
- в случае наличия договоренности сторон о прекращении арбитражного разбирательства;
- когда
состав арбитража находит, что продолжение
разбирательства стало по каким-либо причинам
ненужным или невозможным, в частности,
при отсутствии предпосылок, необходимых
для рассмотрения и разрешения дела по
существу, в том числе если из-за бездействия
истца дело остается без движения более
шести месяцев.
В случае возникновения спора из внешнеэкономической сделки, при отсутствии арбитражного соглашения сторона сделки вправе обращаться в государственный общий или специализированный (арбитражный, хозяйственный, экономический, торговый) суд того государства, процессуальным законом которого предусмотрена компетенция данного суда. Как правило, это также соответствующий государственный суд по месту нахождения ответчика либо его имущества. Рассмотрение спора в иностранном государственном суде, который в своей деятельности руководствуется нормами процессуального права соответствующего иностранного государства (lex fori), как правило, связано со значительными издержками для истца. Гораздо более неблагоприятными последствиями подобного рассмотрения спора для истца, не всегда знающего специфику иностранного правосудия, могут, в частности, стать: непризнание правомерным выбора сторонами контракта того или иного применимого права, признание недействительными тех или иных материальных условий договора. В результате возможен как отказ в рассмотрении иска, так и отказ в удовлетворении исковых требований.2
Нередко отечественные предприниматели при подписании контрактов с зарубежными партнерами включают положение о рассмотрении споров из контрактов в российском государственном арбитражном суде. В условиях, когда у контрагента, против которого вынесено решение государственного арбитражного суда, нет имущества в России, возникает проблема исполнения указанного судебного решения.3
Если решения, вынесенные в России в порядке международного коммерческого арбитража, невозможно обжаловать по существу в государственных судах и в силу Нью-Йоркской конвенции 1958 г. можно исполнить более чем в 130 странах мира, то решения национальных судов одного государства по коммерческим спорам, при отсутствии соответствующего международного договора, как правило, неисполнимы на территории другого государства. В такой ситуации, у истца остается попытка достичь желаемого результата через новое рассмотрение дела по существу в суде соответствующего иностранного государства по месту нахождения ответчика или его имущества.
Преимуществом разбирательства спора в порядке международного коммерческого арбитража перед рассмотрением спора в государственном суде являются также значительные возможности спорящих сторон по формированию состава арбитража, разрешающего их спор. Стороны вправе согласовать кандидатуру единоличного арбитра, а могут – каждая выбрать по одному арбитру, чтобы избранные подобным образом арбитры согласовали кандидатуру третьего – председателя состава. Если избрание единоличного арбитра или председателя состава сторонами не оговорено, то они в соответствии с Регламентом МКАС назначаются Президиумом МКАС, который также назначает арбитров и запасных арбитров за не избравшие их стороны. Арбитры, за исключением председателя состава и единоличного арбитра, могут быть избраны как из списка арбитров МКАС, так и вне списка, в том числе, из числа иностранных специалистов. Подобный механизм обеспечивает беспристрастность и позволяет подобрать наиболее компетентных специалистов в спорной области взаимоотношений. Слушание дела по соглашению сторон может быть проведено как на русском, так и иностранном языке, как в г. Москве, так и в ином месте. Разбирательство в МКАС отличается упрощенной, но достаточной процедурой. Важным достоинством является конфиденциальность разрешения споров: слушание дел в государственных судах осуществляется, как правило, в открытых заседаниях, и их решения могут быть полностью опубликованы, тогда как в МКАС дела рассматриваются в закрытых заседаниях, а решения если и публикуются, то без указания спорящих сторон, а также иных сведений, позволяющих определить стороны. Нередко российские участники внешнеэкономической сделки избирают местом рассмотрения споров зарубежные третейские суды (арбитражи). Между тем, следует принимать во внимание, что рассмотрение спора за рубежом сопряжено с более высокими как арбитражным сбором, так и оплатой услуг адвокатов, многочисленными дополнительными расходами, которые не всегда удается взыскать с должника.
Для того
чтобы, возможные споры из контракта разрешались
в МКАС, целесообразно включить соответствующую
оговорку в текст контракта при подготовке
его к подписанию. Использование рекомендуемой
в Регламенте формулировки арбитражного
соглашения придаст юридическую предсказуемость
обязательствам сторон уже тем, что их
спор будет разрешен по известным правилам.
Правовой статус Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МКАС) определен Законом «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 года и Положением о МКАС, которое является Приложением 1 к указанному Закону. 6 В основу данного Закона положен Типовой закон, принятый в 1985 году Комиссией ООН по праву международной торговли и одобренный Генеральной Ассамблеей ООН для возможного использования государствами в своем национальном законодательстве. МКАС является независимым постоянно действующим арбитражным (третейским) судом. Он состоит при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Торгово-промышленная палата Российской Федерации утверждает Регламент МКАС, порядок исчисления арбитражного сбора, других расходов суда, оказывает иное содействие его деятельности.
Арбитражный
сбор может исчисляться в российских
рублях или в долларах США в зависимости
от того, в какой валюте выражена цена
иска. Исчисление размера арбитражного
сбора производится Секретариатом МКАС
путем суммирования гонорарного сбора
и административного сбора в соответствии
со специальными шкалами в российских
рублях и в долларах США в зависимости
от суммы иска.
Шкала арбитражного сбора.
|
Гонорарный
сбор
(доллары США) |
Административный
сбор
(доллары США) |
до 10.000 | 780 | 1.820 |
от 10.001 до 50.000 | 780+3% от суммы
выше 10.000 |
1.820+7% от суммы
выше 10.000 |
от 50.001 до 100.000 | 1.980+2,7% от суммы
выше 50.000 |
4.620+6,3% от суммы
выше 50.000 |
от 100.001 до 200.000 | 3.330+1,5% от суммы
выше 100.000 |
7.770+3,5% от суммы
выше 100.000 |
от 200.001 до 500.000 | 4.830+0,75% от суммы
выше 200.000 |
11.270+1,75% от суммы
выше 200.000 |
от 500.001 до 1.000.000 | 7.080+0,42% от суммы
выше 500.000 |
16.520+0,98% от суммы
выше 500.000 |
от 1.000.001 до 2.000.000 | 9.180+0,27% от суммы
выше 1.000.000 |
21.420+0,63% от суммы
выше 1.000.000 |
от 2.000.001 до 5.000.000 | 11.880+0,15% от суммы
выше 2.000.000 |
27.720+0,35% от суммы
выше 2.000.000 |
от 5.000.001 до 10.000.000 | 16.380+0,12% от суммы
выше 5.000.000 |
38.220+0,28% от суммы
выше 5.000.000 |
свыше 10.000.000 | 22.380+0,04% от суммы
выше 10.000.000 |
52.220+0,08% от суммы
Выше 10.000.000 |
По соглашению сторон в МКАС могут передаваться две категории споров:7
* споры
из договорных и иных
* споры
предприятий с иностранными
МКАС
также принимает к своему рассмотрению
споры, подлежащие его юрисдикции в
силу международных договоров
Споры в МКАС разрешаются арбитрами, избранными самими сторонами либо назначенными в порядке, предусмотренном Регламентом МКАС. Арбитры не являются представителями сторон. Арбитры должны обладать необходимыми специальными знаниями, быть независимыми и беспристрастными.9 Соблюдение этих требований обеспечивается правом стороны заявить об отводе арбитра. Торгово-промышленная палата Российской Федерации утверждает сроком на 5 лет список арбитров. Действующий список арбитров утвержден 3 июня 2005 года Приказом Президента ТПП РФ № 49. Этот список носит рекомендательный характер и включает 181 арбитра, из которых более трети являются иностранными специалистами. Стороны имеют право избрать арбитров и за пределами указанного списка.
В соответствии с п. 1 и п. 2 § 17 Регламента МКАС, при отсутствии соглашения сторон об ином, арбитраж формируется в составе трех арбитров, если с учетом сложности дела, цены иска (как правило, не превышающей 25тыс. долларов США) и других обстоятельств Президиум МКАС не решит по своему усмотрению, что дело подлежит разрешению единоличным арбитром.
При формировании арбитража в составе трех арбитров двое из них избираются сторонами, а председатель состава арбитров назначается Президиумом МКАС из списка арбитров. Арбитр может быть назначен Президиумом МКАС - по просьбе стороны или в случае несоблюдения установленных Регламентом сроков формирования состава арбитража. Во всех случаях Президиум МКАС осуществляет назначение из списка арбитров.
Информация о работе Арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ. Правовой статус