Ассортимент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:29, реферат

Описание

Для раскрытия сущности категории «ассортимент товаров» необходимо рассмотреть несколько определений.
Слово «ассортимент» французского происхождения.
Ассортимент товаров – набор товаров, объединённых по какому-либо одному или совокупности признаков. [2, c.343]

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 60.37 Кб (Скачать документ)
  1. Коммерческая деятельность по формированию ассортимента в организациях розничной торговли
    1. Ассортимент товаров: сущность, классификация.  Показатели, характеризующие ассортимент товаров.

 

Для раскрытия сущности категории  «ассортимент товаров» необходимо рассмотреть  несколько определений.

Слово «ассортимент» французского происхождения.

Ассортимент товаров –  набор товаров, объединённых по какому-либо одному или совокупности признаков. [2, c.343]

Ассортимент товаров –  это совокупность сортов и разновидностей какого-либо товара, объединённых и  сочетающихся по определённому признаку (например, по сырьевому или потребительскому назначению). [3, c.248]

Ассортимент товаров –  число видов товарных единиц в  одной товарной категории. [6, c. 201]

 С экономической точки  зрения, ассортимент - это прежде всего отражение межотраслевых и отраслевых пропорций в составе товарного предложения. Ассортимент наиболее полно характеризует результаты деятельности предприятий и отраслей, производящих товары народного потребления, и торговли по организации производства этих товаров и должен рассматриваться как один из важнейших факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения на конкретном товарном рынке.

Итак, ассортимент товаров  представляет собой набор товаров, объединённых по одному или совокупности признаков.

Товарный  ассортимент представляет собой набор товаров, объединенных или сочетающихся по определенному признаку или совокупности признаков (вид, цвет, размер и т.д.).

Производственный  ассортимент товаров представляет собой перечень товаров (номенклатуру), выпускаемых отдельными предприятиями, объединениями, отраслями промышленности или сельского хозяйства. Обычно производственный ассортимент бывает узким, т. е. ограниченной номенклатуры изделий. Это обусловливается различием видов сырьевых ресурсов, используемого технологического оборудования, профилем специалистов и т.д. Узкая специализация оправдана экономически, так как специализированные предприятия успешнее осваивают производство ограниченного круга изделий, выпускают их лучшего качества, эффективнее используют средства труда и рабочую силу, активно внедряют инновации.

По месту образования  товарный ассортимент делят на промышленный и торговый.

Торговый  ассортимент - перечень товаров, подобранных для реализации в розничной торговой сети. Он включает сотни тысяч наименований и разновидностей товаров, выпускаемых предприятиями различных отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Эта огромная масса товаров  доводится через розничную торговлю до конечных потребителей. В целях управления товарной массой все товары народного потребления группируются по отдельным признакам.

В торговых организациях должен быть сосредоточен широкий ассортимент  товаров, представляющий собой сочетание  продукции вырабатываемой различными промышленными и сельскохозяйственными предприятиями. С этой целью происходит преобразование производственного ассортимента товаров в торговый (подсортировка товаров).

В основном процесс преобразования производственного ассортимента товаров в торговый осуществляется оптовыми торговыми организациями. Это относится главным образом к товарам сложного ассортимента.

По некоторым продовольственным  товарам (прежде всего скоропортящимся), а также непродовольственным  товарам простого ассортимента процесс  преобразования производственного  ассортимента в торговый может осуществляться непосредственно в розничных торговых организациях.

Промышленный ассортимент  – ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности либо отдельным промышленным или сельскохозяйственным предприятием.

Так, с точки зрения общего назначения, все товары делятся на продовольственные (продукты питания) и непродовольственные(обувь, одежда, трикотаж, товары культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода и т.д.).

Все продовольственные и  непродовольственные товары делятся  на группы, подгруппы, виды и разновидности.

Так товарная группа обуви  состоит из подгрупп: кожаная, текстильная, вяленая и резиновая.

Товарная группа тканей состоит  из подгрупп: хлопчатобумажные, шерстяные, льняные и т. д. В свою очередь, подгруппа хлопчатобумажных тканей складывается из видов: ситцевые, сатиновые, бязевые и др.

Внутри вида товары могут  различаться между собой особыми  признаками, которые обозначаются артикулами, сортами, марками, размерами и т. д.

В практике торговли выделяют по характеру группировки соответственно групповой и внутригрупповой (развернутый) ассортимент.

Групповой ассортимент - перечень входящих в него групп товаров.

Внутригрупповой (развернутый) ассортимент -представляет собой детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров.

Кроме того, торговая характеристика ассортимента товаров предполагает деление всех товаров по степени его сложности, частоте и характеру спроса, сезонности, комплектности и другим классификационным признакам.

По степени сложности ассортимента товары делят на две группы: товары простого ассортимента и товары сложного ассортимента.

Товары простого ассортимента имеют небольшое число разновидностей (соль, спички, хлеб, сахар, крупа, мука, кирпич и др.). Товары сложного ассортимента имеют большое количество разновидностей (ткани, одежда, обувь, книги, кондитерские изделия и т.д.).

По частоте спроса товары народного потребления условно подразделяются на товары частого (повседневного) спроса (соль, хлеб, сахар, спички, нитки, табачные изделия и т.д.), товары периодического спроса, которые покупаются через определенный период внедрения (одежда, обувь, посуда, многие посудохозяйственные товары, 1-2 раза в год отдельные культтовары, ткани и т.п.) и товары редкого спроса (пианино, мотоциклы, автомашины, холодильники, стиральные машины, телевизоры, деликатесы из мясной, рыбной и молочной гастрономии и другие товары).

По характеру предъявляемого спроса товары условно можно разделить на следующие группы: устойчивого спроса, твердо сформулированного спроса, альтернативного спроса, импульсного спроса. .

По товарам устойчивого спроса должны быть обеспечены высокая стабильность ассортимента и бесперебойное наличие их в продаже: хлеб, соль, молочные продукты, электротовары и др. - это товары повседневного спроса.

К товарам твердо сформированного спроса относят такие товары, которые, как правило, не могут быть заменены другим родственным видом или сортом товара. При формировании спроса на эти товары покупатель указывает их точные индивидуальные признаки. Марки конкретных сигарет, телевизоров. Этот вид спроса не допускает замены.

Товары альтернативного  спроса - это такие товары, по которым покупатель не указывает точных индивидуальных признаков. Они покупаются на основе выбора и сравнения (перчатки, галстуки, сорочки, верхняя одежда и др.). Допускается сравнительно широкая замена товара.

Товары импульсного спроса покупатель приобретает под воздействием показа товаров, предложения продавцов, рекламных средств и т.п.

В практике коммерческой деятельности по характеру использования также выделяют сопутствующие товары и родственные по спросу товары.

К сопутствующим относят товары, не имеющие самостоятельного назначения и употребляемые только с основными. Например, шнурки к обуви, ремешки к часам, одежные щетки, пуговицы. Такие товары должны продаваться, как правило, в магазинах, торгующих основными товарами, но могут продаваться и в других магазинах, торгующих родственной группой товаров.

К товарам, родственным по спросу, относятся товары, покупаемые и употребляемые совместно. Например, табачные изделия и спички, сахар и чай, писчебумажные изделия и карандаши, ластик, линейки т.д. Такие товары должны продаваться в одном магазине и размещаться рядом.

Особое место в характеристике ассортимента товаров занимают товары комплексного спроса. К ним относятся товары различных товарных групп и отраслей, предназначенных для комплексного удовлетворения спроса отдельных групп населения, к примеру: «Товары для детей», «Товары для женщин», «Товары для домашнего хозяйства», «Товары для отдыха», «Товары для охоты» и т.д.

Торговая классификация  товаров помогает систематизировать подход к формированию ассортимента, обеспечивает возможность учета специфических особенностей отдельных товаров и товарных групп при их реализации. На основе знаний товароведной и торговой классификации ассортимента осуществляется коммерческая деятельность по формированию ассортимента в розничной торговле.

Ассортимент любого магазина можно охарактеризовать по системе показателей. Это позволит осуществлять процесс управления торговым ассортиментом на научной основе, т. е. планировать, организовывать его формирование, контролировать и регулировать ассортимент, совершенствовать мотивацию продавцов и стимулирование продаж.

Рассмотрим эти показатели.

Широта ассортимента - количество групп и подгрупп товаров, включенных в ассортимент магазина. По их удельному весу в товарообороте и запасах различают ассортиментную структуру специализированных и универсальных магазинов.

Глубина ассортимента - количество видов и разновидностей (наименований) товаров внутри групп и подгрупп в ассортименте магазина. [9, с.228-232]

Свойство глубины определяет степень специализации классификационной  группировки: чем больше показатель глубины – тем выше специализация. [4,c,43]. (Приложение Д, рис.1)

Например, широта ассортимента универмага с торговой площадью 650 м2 представлена следующими группами: ткани, швейные изделия, трикотажные товары, обувь и галантерея. А 99 разновидностей тканей, 316 разновидностей швейных изделий, 311 разновидностей трикотажных товаров и 139 разновидностей обуви и 109 - галантерейных изделий определяют глубину ассортимента данного магазина.

Структура ассортимента - это соотношение групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в ассортименте магазина. Она характеризуется показателями широты и глубины. Структура ассортимента имеет определяющее значение при организации его формирования в магазине.

Различают понятия макро- и микроструктуры ассортимента товаров магазина.

Под макроструктурой понимают соотношение между группами товаров в общем ассортименте, а под микроструктурой - соотношение видов и разновидностей в каждой товарной группе.

В поддержании ассортимента товаров в соответствии со спросом  населения важную роль играют полнота  и стабильность ассортимента товаров в магазине.

Полнота ассортимента - это соответствие фактического наличия товаров в магазине утвержденному ассортиментному перечню. [9, с.232-234]

 

    1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров в организациях розничной торговли.

 

Формирование ассортимента - это процесс определения набора товарных групп, видов и разновидностей, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности организации.

Формирование ассортимента осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения - от производства до потребления. В каждом из них ассортимент товаров различен. При этом торговый ассортимент в конечном звене товародвижения - магазине выступает в качестве целевой установки всего процесса движения товаров и формирования ассортимента, так как позволяет удовлетворить спрос покупателей и получить прибыль от реализации товаров и услуг.

Формирование ассортимента товаров в конкретном магазине производится с учетом действия целого ряда факторов.

Изучение влияния данных факторов осуществляется в процессе комплексного исследования рынка специалистами-маркетологами, а также специалистами коммерческого отдела торговой организации. Все факторы принято условно подразделять на общие и специфические (приложение А, табл.1).

К общим факторам относят  все внешние факторы, влияющие в целом на коммерческую деятельность торговой организации. Среди этих факторов особо выделяют развитие производства в республике, в регионе и в районе дислокации розничной торговой сети или конкретной точки продажи.

К специфическим факторам, оказывающим влияние на построение ассортимента товаров в каждом конкретном магазине, относятся: тип и размер магазина, его техническая оснащенность, условия товароснабжения, численность и состав обслуживаемого населения, транспортные связи между населенными пунктами, наличие других розничных торговых организаций в зоне деятельности данного магазина, ассортиментные стратегии конкурентов и др. Так, тип магазина определяет групповой ассортимент товаров, величина торговой площади - широту внутригруппового ассортимента, степень оснащенности торговой организации холодильным оборудованием - перечень реализуемых скоропортящихся продуктов и т.п.

При формировании ассортимента учитывают также фактор взаимозаменяемости товаров. Особенно это проявляется внутри группы товаров, но существует и межгрупповая взаимозаменяемость: мясо можно заменить рыбой, картофель - крупами, макаронами и т.д. Однако уровень развития производства и широта предложения товара на рынке полностью снимают проблему дефицита и потребитель становится более требовательным к наличию в продаже всех необходимых товаров. Поэтому периодическое их отсутствие может привести к значительным потерям товарооборота и формированию отрицательного имиджа предприятия.

Важным фактором формирования ассортимента продовольственных товаров является комплексность спроса на отдельные продукты питания. Так, вместе с мясом приобретаются овощи, картофель, специи; с кондитерскими изделиями - чай, кофе, фрукты, т.е. увеличение спроса на одни продукты ведет к росту спроса на другие. Формирование ассортимента товаров без учета этого фактора может привести к сокращению товарооборота, снижению культуры торговли.

Информация о работе Ассортимент