Ассортимент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:29, реферат

Описание

Для раскрытия сущности категории «ассортимент товаров» необходимо рассмотреть несколько определений.
Слово «ассортимент» французского происхождения.
Ассортимент товаров – набор товаров, объединённых по какому-либо одному или совокупности признаков. [2, c.343]

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 60.37 Кб (Скачать документ)

Формируя ассортимент  товаров, необходимо учитывать такой  фактор, как сезонность потребления и производства отдельных продуктов. Так, зимой увеличивается потребление жиров, мяса, круп, а летом и осенью больше продается молочных продуктов, сахара, безалкогольных напитков.

На формирование ассортимента товаров в магазинах оказывает  влияние и такой фактор, как праздники, традиции. Этот фактор приводит по ряду продовольственных товаров не только к росту объема спроса, но и к его структурным изменениям. В периоды праздников предъявляется повышенный спрос на высококачественные гастрономические товары, кондитерские изделия и т.д.

При формировании ассортимента необходимо учитывать характер предъявляемого спроса. Различают спрос устойчивый, альтернативный и импульсный, характеристика которых рассматривалась ранее.

Также при формировании ассортимента важное значение имеет цена товара, которая зависит от выбора источников поступления, каналов продвижения товаров и ценовой стратегии конкурентов.

Таким образом, формирование ассортимента товаров на основе комплексного исследования рынка и с учетом перечисленных выше факторов позволит сформировать конкурентоспособный  торговый ассортимент. Однако необходим периодический мониторинг среды деятельности организации торговли с тем, чтобы своевременно внести соответствующие коррективы и изменения в процесс формирования торгового ассортимента.

Принципы построения и  этапы формирования ассортимента товаров  магазина

Коммерческая служба организации  розничной торговли, обобщив информацию о факторах влияния на торговый ассортимент, осуществляет его формирование с учетом основных положений, имеющих неизменное значение и содержание, т.е. с учетом принципов построения торгового ассортимента (приложение Б, табл.1)

Основополагающим принципом  является соответствие ассортимента магазина характеру предъявляемого потребителями спроса. Спрос является категорией постоянно меняющейся как качественно, так и количественно, следовательно, ассортимент магазина должен быть гибким и изменяться в соответствии со спросом. Это предполагает осуществление в системе коммерческой деятельности организации работы по изучению покупательного спроса с учетом профессионального и половозрастного состава населения, его покупательной способности и т. д.

Принцип комплексного удовлетворения спроса предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности их потребления. Этот принцип в большей степени реализуется при формировании ассортимента непродовольственных товаров. Так, в универмагах могут формироваться следующие комплексы: товары для детей; товары для женщин; товары для мужчин; товары для дома; товары для шитья и вязания; культура в быту и организация досуга. В рамках потребительских комплексов могут выделяться микрокомплексы: постоянные и сезонные. В частности, в рамках комплекса «Товары для мужчин» выделяют следующие постоянные микрокомплексы: верхняя демисезонная и зимняя одежда; костюмы и брюки; сорочки и пуловеры; домашняя и спортивная одежда; обувь; предметы мужского туалета; подарочные наборы для мужчин.

Сезонные микрокомплексы организуются, как правило, в канун праздников или в период осенне-зимнего или весенне-летнего сезонов за счет сокращения постоянных микрокомплексов. В приложении Б, табл. 2 представлен примерный перечень двух сезонных микрокомплексов.

Учитывая традиции, обычаи и народные праздники, могут формироваться  и другие специфические для данной местности, района, города, населенного  пункта временные микрокомплексы.

Принцип обеспечения оптимальной  широты, глубины, а также устойчивости и обновляемости ассортимента учитывается в процессе разработки ассортиментной модели магазина и реализации ассортимента и позволяет обеспечить максимальные объемы продаж с каждого квадратного метра торговой площади. Он предполагает наличие предельно широкого ассортимента товаров с учетом объективно существующих ограничений: размер торговой площади, состояние торгово-технологического оборудования, финансовые возможности и учетом принятой ассортиментной политики.

В приложении В, табл.1 представлено примерное количество разновидностей товаров для магазинов самообслуживания в зависимости от размера их торговой площади.

Обеспечение рентабельной работы магазина - это непременное коммерческое условие и соответственно принцип формирования ассортимента. В идеале каждый товар, включенный в ассортимент, должен быть рентабельным, т.е. уровень его валового дохода должен превышать уровень его издержкоемкости. При этом анализируются и учитываются товарооборачиваемость и другие экономические показатели. [9,c. 234-242]

Одно  из правил розничной торговли гласит: «Невозможно что-либо продать с  пустой тележки». Если покупатель, зайдя  в магазин, увидит полупустые полки, он может подумать, что вы собираетесь  оставить свой бизнес, а это явно не отразится на укреплении его доверия  к вам. С другой стороны, вы не в  состоянии скупить все, что попалось вам на глаза, и прийти к такому состоянию, когда товары будут валиться с переполненных полок и вешалок  из-за своего огромного количества. [5,c.87]

Формирование ассортимента товаров в магазинах торговой системы осуществляется в несколько этапов.

  1. Определяется ассортиментный профиль и направление специализации магазина в соответствии с выбранной коммерческой стратегией на розничном рынке с учетом специализации уже существующей сети магазинов в данном районе и ассортиментной стратегии конкурентов.
  2. Устанавливается структура ассортимента (перечень и соотношение основных групп и подгрупп реализуемых товаров) в магазине. На этом этапе определяется количественное соотношение отдельных групп товаров и происходит их увязка с плановыми показателями магазина и рентабельностью групп и подгрупп товара.
  3. Если торговля осуществляется по комплексам, то определяется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в размере потребительских комплексов и микрокомплексов.
  4. Осуществляется подбор внутригруппового ассортимента по отличительным признакам с увязкой его с конкретной торговой площадью, рентабельностью товаров. Таким образом определяется количество видов и разновидностей товаров в разрезе отдельных групп и подгрупп товаров (в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов).

При формировании ассортимента розничных торговых организаций  используются два подхода, соответствующие современному состоянию экономики: на основе ассортиментного перечня и на основе потребительского комплекса.

Ассортиментный перечень предполагает наличие в продаже стандарта товарного предложения, заявленного в обязательном ассортиментном перечне. Он ориентирован на удовлетворение твердо сформулированного спроса.

В целях насыщения рынка  республики потребительскими товарами, обеспечения надлежащей организации торговли широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров и поддержки товаропроизводителей Министерство торговли Республики Беларусь определило Перечень товаров отечественного производства, рекомендуемых для включения в ассортиментные перечни товаров торговыми объектами, осуществляющими розничную торговлю.

В Перечень товаров отечественного производства, рекомендованный Министерством торговли, включено 54 вида продовольственных товаров, винно-водочные изделия, пиво, шампанское и коньяк, а также целый ряд непродовольственных товаров.

Органы управления торговлей  и услугами облисполкомов, Минского горисполкома в соответствии с действующим порядком обязаны осуществлять мониторинг потребительского рынка с подготовкой ежеквартальных конъюнктурных обзоров о состоянии спроса населения. Конъюнктурные обзоры представляются торговыми организациями (перечень торговых организаций определен в приложении 2 к Постановлению Министерства торговли Республики Беларусь № 36 от 16 ноября 2006 г. Об ассортиментных перечнях товаров) Министерству торговли до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В данном обзоре должны быть представлены конкретные предложения по поставке и ассортименту выпускаемых промышленностью товаров.

Органы управления торговлей  облисполкомов, Минского горисполкома, Белкоопсоюз направляют ассортиментный перечень, разработанный Министерством торговли Республики Беларусь (или уполномоченной им организацией), горисполкомам, райисполкомам, облпотребсоюзам или собственникам торговых объектов, которые разрабатывают и доводят рекомендуемые ассортиментные перечни до торговых объектов.

В рекомендуемый перечень Министерством торговли Республики Беларусь включаются товары, производимые в республике и поставляемые внутреннему  рынку в объемах, достаточных для удовлетворения заявок торговых объектов всех форм собственности, а также продовольственные и непродовольственные товары, не вырабатываемые в республике, имеющие социальную значимость. При разработке ассортиментного перечня собственникам торгового объекта рекомендуется в первую очередь включать товары отечественного производства. Ассортиментные перечни являются минимальными для торговых объектов и могут дополняться другими разрешенными к реализации товарами при соблюдении действующих на территории республики правил их продажи.

В ассортиментных перечнях для торговых объектов собственником  указывается: вид товара, количество разновидностей по каждому виду, размерные признаки на товары, их имеющие.

Ассортиментный перечень для торговых объектов, осуществляющих розничную торговлю, определяется юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями - владельцами торговых объектов при получении лицензии на розничную торговлю и (или) внесении в них изменений и дополнений, связанных с открытием торговых объектов, на основании рекомендуемого перечня с учетом товарного профиля, специализации, месторасположения торгового объекта, размера торговой площади, регионального (местного) производства товаров, особенностей контингента обслуживаемого населения и других факторов. При этом разработчик руководствуется Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь Об ассортиментных перечнях товаров № 36 от 16 ноября 2006 г.

Ассортиментный перечень продовольственных товаров утверждается по предъявлению собственника после  согласования в установленном порядке с органами государственного санитарного надзора.

Ассортиментные перечни  утверждают:

• для торговых объектов - исполнительные комитеты по месту нахождения торгового объекта;

• для торговых объектов потребительской кооперации:

  • находящихся в собственности районных потребительских обществ - правления районных потребительских обществ;
  • находящихся в собственности юридических лиц областных потребительских союзов - правления областных потребительских союзов;
  • находящихся в собственности юридических лиц Белкоопсоюза - правление Белкоопсоюза.

Для торговых объектов потребительской  кооперации ассортиментные перечни  согласовываются с исполкомами по месту нахождения торгового объекта.

Ассортиментные перечни  разрабатываются и утверждаются на два года и доводятся Министерством торговли Республики Беларусь до органов управления торговлей облисполкомов, Минского горисполкома, организаций торговли (объединений) республиканской собственности, Белкоопсоюза не позднее 60 дней до наступления года, региональными органами управления торговлей до объектов торговли - не позднее 30 дней.

Перечень вывешивается на видном для покупателей месте  и может иметь следующую форму (для магазинов, осуществляющих торговлю продовольственными товарами) ( Приложение В).

Владельцы торговых объектов вносят изменения и (или) дополнения в ассортиментный перечень по предложениям местных исполнительных или распорядительных органов, а также в случаях:

  • изменения санитарно-технического состояния торгового объекта;
  • уменьшения объемов выпуска или снятия с производства товаров;
  • освоения отечественной промышленностью производства новых товаров;
  • изменения товарного профиля и специализации торгового объекта;

• изменения рекомендуемого перечня. Ассортиментный перечень должен находиться в торговом объекте и предъявляться по требованию органов, уполномоченных осуществлять контроль. Товары, включенные в ассортиментные перечни, должны быть в наличии в течение всего рабочего дня торгового объекта.

Несоблюдение ассортиментного  перечня рассматривается как нарушение условий и правил осуществления розничной торговли, за что могут применяться административные санкции в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях и (или) приостанавливаться или аннулироваться действием специального разрешения (лицензии) или приложения к нему.

При разработке обязательных минимальных ассортиментных перечней для продовольственных магазинов следует предусматривать широкий набор различных сопутствующих непродовольственных товаров частого спроса. Ассортимент сопутствующих товаров определяется в зависимости от особенностей покупательского спроса, размера торговой площади и места расположения магазина. Он может быть сокращен или изменен с учетом расположенных рядом магазинов по торговле аналогичными группами товаров.

Кроме того, в обязательные ассортиментные перечни товаров  продовольственных магазинов потребительской  кооперации целесообразно включать кулинарные, кондитерские изделия и полуфабрикаты, вырабатываемые предприятиями общественного питания, а также сельхозпродукты, закупаемые по ценам согласно договоренности. Это способствует более полному удовлетворению спроса населения на продовольственные товары, повышению эффективности работы розничных торговых организаций.

Более прогрессивным является формирование ассортимента товаров в розничной торговле потребительским комплексом. В его основе лежит принцип комплексного удовлетворения спроса. При этом он ориентирован на более полное удовлетворение определенных потребностей, обеспечивает экономию времени покупателей, облегчает выбор товаров и услуг, способствует совершению импульсных покупок.

Потребительский комплекс - набор конкретных разновидностей товаров из различных товарных групп, объединенных по признаку комплексного удовлетворения определенной потребности.

Рассмотренные выше подходы  к формированию ассортимента имеют как положительные характеристики, так и явные недостатки. Как видно из табл. 1, приложения Г, формирование ассортимента на основе ассортиментного перечня имеет больше минусов по сравнению со вторым методом. Снизить влияние объективных недостатков помогает грамотная работа коммерческого аппарата торговой организации в области планирования, организации формирования, контроля и регулирования торгового ассортимента. [9, c.242-250]

Информация о работе Ассортимент