Аудит заказчиков (на примере ООО «Инстар Лоджистикс»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является анализ организации учета и аудит расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Инстар Лоджистикс», а также выработка рекомендаций по устранению недостатков и оптимизации систем внутреннего контроля на предприятии. Задачами данной работы являются:
рассмотрение экономико-правовых аспектов расчетов с покупателями и заказчиками коммерческой организации
классификация расчетов с покупателями и заказчиками
анализ нормативной базы, регулирующей порядок учета и методику аудита расчетов с покупателями и заказчиками
обзор принципов бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками коммерческой организации

Работа состоит из  1 файл

Курсак.docx

— 73.34 Кб (Скачать документ)
  • определен ли круг лиц, ответственных за расчеты с покупателями и заказчиками
  • закреплена ли эта ответственность в соответствующих документах (должностных инструкциях, трудовом договоре и т.п.)
  • каким образом организация обеспечивает неразглашение коммерческой тайны
  • проводится ли инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками (выполнение предпосылок «существование», «полнота»)
  • работает ли принцип разумного разделения полномочий (контроль направлен на предотвращение мошенничества)
  • обладает ли бухгалтер, отвечающий за учет расчетов с покупателями и заказчиками, соответствующим опытом и квалификацией
  • каким образом осуществляется контроль (визирование и т.п.) договоров и относящихся к ним документов (актов, счетов и т.д.)
  • осуществляется ли регулярный контроль за правильностью ведения регистров расчетов с покупателями и заказчиками (выполнение предпосылки «точное измерение»)

Для анализа контрольной среды ООО «ИнстарЛоджистикс» был разработан лист тестирования системы внутреннего контроля, представленный в таблице ниже.

Лист тестирования СВК

Таблица 1

Вопрос

ДА

НЕТ

Иное/комментарий

Источник сведений

1. Инвентаризации

Проводятся ли в организации инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками

+

   

Опрос руководства

Приказы об инвентаризации

Какова частота инвентаризаций?

   

Ежегодно

Опрос руководства

Приказы об инвентаризации

Создается ли комиссия для инвентаризации

+

   

Приказы об инвентаризации

Документируются ли результаты инвентаризации

+

   

Акты инвентаризации

Ведомости ИНВ-26

Анализируются ли результаты инвентаризации руководством?

+

   

Опрос руководства

Делаются ли записи в регистрах  учета по результатам инвентаризации?

+

   

Опрос руководства

Были ли обнаружены ошибки в учете  при инвентаризациях за последние 2 года?

 

+

 

Опрос руководства

Ведомости ИНВ-26

2. Документирование учета расчетов  с покупателями и заказчиками

Кто осуществляет контроль за надлежащим оформлением расчетных операций

+

 

Заместитель гл. бухгалтера, отв. менеджер по договору

Опрос руководства

Как осуществляется контроль?

   

Проверка первичных документов на соответствие образцам, контроль заполнения всех необходимых реквизитов

Опрос руководства

Как документируется контроль?

   

Не документируется, при обнаружении  ошибок неверно заполненные документы  переделываются

Опрос руководства

Служебные записки за 1, 2, 3, кварталы 2010

Кто подписывает договоры на реализацию (оказание услуг)?

   

Ген. директор, также визирует гл. бухгалтер, старший менеджер.

Опрос руководства

Договоры

Оформляются ли к договорам акты приемки-передачи?

+

   

Опрос руководства

3. Организация учета расчетов с  покупателями и заказчиками

Ведется ли аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками

+

   

Регистры учета по счетам 60, 62

Как организована охрана коммерческой тайны?

   

Пункт о неразглашении в трудовых договорах

Опрос руководства

Как часто проводятся сверки с контрагентами?

   

Как минимум раз в квартал

Акты сверки, опрос руководства

4. Ответственность и разграничение  полномочий

Определен ли круг ответственных лиц, имеющих право заключать договоры с покупателями (заказчиками)

+

   

Опрос руководства

Имеется ли у бухгалтера по расчетам с дебиторами и кредиторами, по банку  и кассе должностные инструкции?

+

   

Должностная инструкция

Описан ли в инструкции порядок  предоставления внутренней отчетности по участку, порядок документооборота?

 

+

 

Должностная инструкция

Соблюдается ли график предоставления внутренней отчетности по расчетам и остаткам дебиторской и кредиторской задолженности?

   

Такой график отсутствует

Опрос руководства

Ведение участков «дебиторы и кредиторы», «банк и касса» ведется разными  бухгалтерами

+

   

Должностные инструкции, опрос руководства


 

Обычно тестирование контрольной  среды осуществляется еще на этапе  планирования. Если аудитор намерен  полагаться на систему контроля предприятия, то определенные процедуры по оценке эффективности системы внутреннего  контроля могут проводиться и  на основном этапе аудита. Это часто  позволяет сократить объем других аудиторских процедур. В ООО «Инстар Лоджистикс» уровень внутреннего контроля можно оценить как средний.

При проверке расчетов с покупателями и заказчиками в число аудиторских  процедур обычно включаются как минимум  следующие:

  • Сверки с контрагентами
  • Анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения с целью выявления просроченных балансов по контрагентам
  • Анализ соответствия аналитического учета синтетическому
  • Проверку тождественности данных оборотно-сальдовой ведомости цифрам в отчетности
  • Проверка соответствия данных первичным документам записям в бухгалтерской системе
  • Проверка полноты раскрытия информации в отчетности и пояснительной записке

Результаты всех аудиторских процедур в обязательном порядке документируются и оформляются соответствующими рабочими документами.

Программа проведения аудита:

С учетом аудиторских рисков, уровня существенности, количества операций, отсутствия истории прежних проверок для ООО «Инстар Лоджистикс» была разработана следующая программа аудита.

Программа аудита расчетов с покупателями и заказчиками:

Проверяемая организация: ООО «Инстар Лоджистикс» Отчетный период: 2011 год

Секция: расчеты с покупателями и заказчиками

Трудоемкость проверки, всего 630 часов

Трудоемкость проверки секции 20 часов

Состав аудиторской группы: Белькевич Т.С., Коровкина А.В, Свириденко А.А.

Руководитель проверки: Николаева Л.В.

Планируемый аудиторский риск: средний

Уровень существенности рассчитывается аудитором на основании данных отчетности. Несмотря на то, что в стандартах приводится примерная методика расчета  уровня существенности, отправной точкой является профессиональное суждение аудитора. Для ООО «Инстар Лоджистикс» примем уровень существенности равный 5% от среднего показателя дебиторской задолженности за период, поскольку это самая крупная статья активов. Использовать для расчета существенности выручку в данном отчетном периоде нецелесообразно, поскольку ввиду сложной экономической ситуации выручка заметно сократилась, и использование ее в расчетах может привести к неоправданному занижению уровня существенности. Расчетный показатель существенности равен 2 028 тыс. руб.

Таблица2

Перечень проверяемых вопросов

Аудиторские процедуры

Рабочие документы

аудитора

1

Аудит тождественности показателей  бухгалтерской отчетности и

бухгалтерского учета

Сравнение суммы по стр. 230, 240 ББ, суммы  по стр. 610, 620 прил.

и сальдо по счетам 62, 60 (в части  авансов).

Проверка соответствия данных формы 1 на 31.12.2010 с остатками по счетам 62,60 на 01.01.2010.

Лист контроля № 1

2

Проверка актов сверки расчетов с  контрагентами, по наиболее крупным  балансам - запросы контрагентам с  просьбой подтвердить остатки

Инспектирование актов сверки, подготовка писем-запросов контрагентам. Письма-запросы  подписывает клиент и рассылает  от своего имени.

Проверочный лист №1

3

Аудит оформления первичных учетных  документов

Проверка актов приемки-передачи, накладных на отгрузку по выборке

РД №1

4

Анализ дебиторской задолженности  по срокам возникновения

Анализ выгрузок по счетам 62,60, изучение условий договоров, выявление просроченных балансов

Проверочный лист №2

5

Анализ учетной политики на соответствие требованиям законодательства

Анализ учетной политики

РД №2

6

Проверка корректности оформления векселей, принятых в обеспечение дебиторской  задолженности

Сплошная проверка векселей на соответствие требованиям законодательства по их оформлению

Проверочный лист №3

7

Проверка полноты отражения дебиторской  задолженности на конец периода

Проверка первичных документов, проведенных  за декабрь 2010 и январь 2011 на предмет  их отражения в правильном периоде

РД №3


 

Данная программа сформирована, исходя из специфики ООО «Инстар Лоджистикс», и содержит только те аудиторские процедуры, которые применимы к предприятию. Так, например, в программу не включены процедуры проверки расчетов с покупателями и заказчиками по аккредитивам, поскольку таковых у ООО «Инстар Лоджистикс» не было.

Проверку первичных документов можно осуществлять тремя основными  способами в зависимости от количества операций:

  • с применением выборки
  • сплошным методом
  • методом проверки крупнейших балансов до тех пор, пока непроверенная сумма не станет меньше уровня существенности

В ООО «Инстар Лоджистикс» для проверки векселей применялся сплошной метод, для проверки оформления первичных учетных документов – выборка, для выбора контрагентов, которым будут направлены письма-подтверждения - третий метод.

    1. Предложения по совершенствованию бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля

 

Аудитор обязан довести информацию, полученную по результатам аудита, до сведения руководства и собственников  аудируемого лица. К такой информации могут быть отнесены любые сведения, факторы и т.п., привлекшие внимание аудитора и способные повлиять на учет и отчетность.

Все выявленные в процессе аудита ООО «Инстар Лоджистикс» ошибки не превышают уровня существенности, но тем не менее они отражены в отчетном документе, представленном ниже.

 

Отчетный  документ аудитора

Таблица 3

Характер выявленного нарушения

Основание

Вероятность финансовых санкций

Влияние на достовер-ность финансовой отчетности

Оценка существен-ности

Рекомен-дации по устране-нию

Основание

Сумма

     

Акт приемки-передачи от 31.12.10 отражен в учете в январе 2012, в то время как он фактически относится к декабрю 2011

П.5 ПБУ 1/2008

НК РФ ст. 120 п.3

15 000

Нарушение допущения временной определенности и требования полноты

Значительно ниже уровня существенности

Внести изменения в учет и отчетность

Акт приемки-передачи от 31.12.10 отражен  в учете в январе 2012, в то время как он фактически относится к декабрю 2011

П.5 ПБУ 1/2008

НК РФ ст. 120 п.3

15 000

Нарушение допущения временной определенности и требования полноты

Значительно ниже уровня существенности

Внести изменения в учет и отчетность

Выявлена дебиторская задолженность в сумме 12 891 руб., по которой истек срок исковой давности

П.6 ПБУ 1/2008

НК РФ ст. 120 п.3

15 000

Завышение суммы активов, нарушение предпосылки "существование"

Значительно ниже уровня существенности

Списать данный баланс с учета

Выявлена дебиторская задолженность  в сумме 3 214 руб., по которой истек срок исковой давности

П.6 ПБУ 1/2008

НК РФ ст. 120 п.3

15 000

Завышение суммы активов, нарушение  предпосылки "существование"

Значительно ниже уровня существенности

Списать данный баланс с учета


 

Ошибки, допущенные в учете расчетов с покупателями и заказчиками  в ООО «Инстар Лоджистикс», относятся к разряду методологических. Порядок исправления ошибок в учете и отчетности изложен в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Методы исправления ошибок зависят от того, когда они были обнаружены по отношению к моменту формирования отчетности.

Ошибки, допущенные и обнаруженные в одном и том же отчетном периоде, исправляются последним числом этого  отчетного периода. В зависимости  от характера ошибки исправления  можно внести методом сторно, дополнительной или обратной записью в бухгалтерском учете.

Ошибки, обнаруженные после утверждения  бухгалтерской отчетности правятся уже в отчетности, составляемой за тот отчетный период, в котором были обнаружены эти ошибки. Изменения в утвержденную и представленную пользователям бухгалтерскую отчетность не вносятся. Методы исправления таких ошибок также могут включать сторнировочные записи, дополнительные проводки и т.д.

Ошибки, которые привели к искажению  финансовых результатов прошлых  лет, подлежат обособленному отражению  на счете 91 в составе внереализационных доходов (расходов) как прибыль (убыток), выявленная в отчетном году, но относящаяся к операциям прошлых лет.

В налоговом учете ошибки, допущенные при исчислении налоговой базы, исправляются путем подачи уточняющей налоговой  декларации.

Поскольку в случае с ООО «Инстар Лоджистикс» аудируется отчетность за 2011, которая еще не утверждена, порядок исправления ошибок относительно несложен. Ошибки, допущенные и обнаруженные в одном и том же отчетном периоде до утверждения отчетности, могут быть исправлены, в частности, методом сторно.

Предприятию рекомендуется усилить  контроль за соблюдением предпосылки временной определенности фактов хозяйственной деятельности. С этой целью рекомендуется утвердить формальный график документооборота с тем, чтобы все первичные документы поступали в бухгалтерию без задержек.

Кроме того, руководству ООО «Инстар Лоджистикс» необходимо усилить контроль над правильностью оформления первичных документов. В противном случае могут возникнуть разногласия с налоговыми органами в случае камеральной, выездной или встречной проверки.

Рекомендуется также рассмотреть  вопрос прохождения повышения квалификации персоналом бухгалтерской службы с  целью ознакомить работников с порядком применения последних изменений  в законодательстве.

Учетная политика ООО «Инстар Лоджистикс» не вполне соответствует требованиям нормативных актов. Следовательно, рекомендуется привести ее в соответствие с требованиями нового ПБУ 1/2008.

Информация о работе Аудит заказчиков (на примере ООО «Инстар Лоджистикс»)