Аудит заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 07:31, курсовая работа

Описание

В последнее десятилетие произошли кардинальные изменения во многих сферах экономической деятельности, в том числе в системе оплаты труда и отчислений страховых взносов в социальные фонды. Сложились новые отношения между государством, предприятием и работником по поводу организации труда: сегодня предприятия вправе выбирать системы и формы оплаты труда самостоятельно, исходя из специфики и задач, стоящих перед ними, а непосредственной юридической формой регулирования трудовых отношений между работодателем и работником теперь являются тарифные соглашения и коллективный договор, трудовые договора

Содержание

Содержание 1
Введение 2
1.1. Цели, задачи и объекты аудита 3
Источники информации 4
1.3.1.Проверка расчетов по начислению заработной платы 10
1.3.2. Аудит удержаний из заработной платы 10
1.3.3. Проверка сводных расчетов по оплате труда 13
1.4.1. Аудит расчетов с Пенсионным фондом 13
1.4.2. Аудит расчетов с Фондом социального страхования 15
1.4.3. Аудит расчетов с Фондом обязательного медицинского страхования 16
2.1.1. Краткая характеристика предприятия 17
2.1.2. Аудиторский риск 19
2.2. Определение последовательности проверки учета труда и заработной платы, определение объема аудиторской выработки 22
3.1.Проверка организации СВК 23
Проверка соответствия первичных документов регистрам бухгалтерского учета, их заполнения 26
3.3.1. Сбор аудиторских доказательств 28
3.3.2. Отчет аудитора 29
Заключение ………………………………………………………………………….....31
Список литературы……………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая_аудит_переделать.docx

— 88.51 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Содержание 1

Введение 2

1.1. Цели, задачи и объекты аудита 3

Источники информации 4

1.3.1.Проверка расчетов по начислению заработной платы 10

1.3.2. Аудит удержаний из заработной платы 10

1.3.3. Проверка сводных расчетов по оплате труда 13

1.4.1. Аудит расчетов с Пенсионным фондом 13

1.4.2. Аудит расчетов с Фондом социального страхования 15

1.4.3. Аудит расчетов с Фондом обязательного медицинского страхования 16

2.1.1. Краткая характеристика предприятия 17

2.1.2. Аудиторский риск 19

2.2. Определение последовательности проверки учета труда и заработной платы, определение объема аудиторской выработки 22

3.1.Проверка организации СВК 23

Проверка соответствия первичных документов регистрам бухгалтерского учета, их заполнения 26

3.3.1. Сбор аудиторских доказательств 28

3.3.2. Отчет аудитора 29

    Заключение ………………………………………………………………………….....31

Список литературы……………………………………………………………………….33

 

Введение

В последнее десятилетие произошли  кардинальные изменения во многих сферах экономической деятельности, в том  числе в системе оплаты труда  и отчислений страховых взносов в социальные фонды. Сложились новые отношения между государством, предприятием и работником по поводу организации труда: сегодня  предприятия вправе выбирать системы и формы оплаты труда самостоятельно, исходя из специфики и задач, стоящих перед ними, а непосредственной юридической формой регулирования трудовых отношений между работодателем и работником теперь являются тарифные соглашения и коллективный договор, трудовые договора

Рассматривая проблемы аудита учета расчетов по заработной плате, даже неискушенный в этом занятии человек может заметить, что одно только определение размера заработной платы может вызвать значительные затруднения у всех участников трудовых взаимоотношений: работник всегда желает иметь как можно более высокий уровень дохода, тогда как работодатель стремиться сократить свои издержки.

Для большинства людей заработная плата является основным источником доходов и зачастую именно она  является той причиной, которая приводит рабочего на его рабочее место. В  то же время все предприятия и  организации обязаны уплачивать единый социальный налог в размере 26% с фонда оплаты труда, а также выплат по авторским договорам. Поэтому предприятия и организации, естественно, заинтересованы не только в снижении затрат на оплату труда, но и в уменьшении суммы обязательных отчислений с нее в социальные фонды, что позволит увеличить чистую прибыль предприятия.

Целью написания данной работы является изучение методики аудита учета расчетов по оплате труда, разработка программы  аудита и  рекомендаций по совершенствованию  учета и контроля труда и заработной платы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

  • определить основные понятия, цели, задачи и объекты аудита учета расчетов по оплате труда;
  • перечислить основные нормативные документы, регламентирующие учет труда и заработной платы, а также единого социального налога;
  • дать характеристику источников информации по аудиту расчетов;
  • раскрыть  методику аудита начисления оплаты труда, а также порядка удержаний из заработной платы;
  • рассмотреть методику проверки расчетов по единому социальному налогу с внебюджетными социальными фондами (Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ и Фондом обязательного медицинского страхования).

Объектом  исследования являются учет труда и  заработной платы.

При написании данной работы была использована специальная литература, которая  способствовала раскрытию теоретической  части материала. Кроме того, большое  внимание было уделено нормативным документам, регламентирующим порядок учета труда и заработной платы, а также порядок исчисления и уплаты единого социального налога действующим в настоящее время.

Курсовая  работа состоит из трех глав, введения и заключения. В первой главе рассмотрены теоретические основы аудита, во второй главе представлен план  программы аудиторской проверки и процедуры аудита, в третьей главе изложена методика аудита, составлен отчет аудитора. В заключении описаны итоги проведения аудиторской проверки.

Курсовая  работа выполнена на 44 страницах основного текста, содержит 5 таблиц, 24 библиографических источника и приложении.

 

I.Организация  аудита учета труда и заработной  платы

      1. Цели, задачи и объекты аудита

Аудит представляет собой осуществляемую на основе договора проверку состояния  бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля, соответствия финансово-хозяйственных  операций законодательству, достоверности  отчетности, а также консультационные, экспертные и другие услуги, оказываемые аудиторами предприятиям и организациям.

Согласно ФЗ от 07.08.2001г. №119-ФЗ «Об  аудиторской деятельности» целью  аудита является выражение мнения о  достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных (финансовой) бухгалтерской отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Цель аудита учета труда  и заработной платы  – основываясь  на действующих нормативно-правовых актах, осуществить аудиторскую проверку и выразить мнение о достоверности и порядке ведения бухгалтерского учета труда и заработной платы.

К числу основных комплексов задач, которые необходимо проверить  при аудите расчетов учета труда  и заработной платы, относятся следующие:

  1. соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям;
  2. учет и контроль выработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам;
  3. учет и начисление повременных и прочих видов оплат;
  4. расчеты удержаний из заработной платы физических лиц;
  5. аналитический учет по работающим (по видам начислений и удержаний);
  6. сводные расчеты по заработной плате;
  7. расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с фонда оплаты труда;
  8. расчеты по депонированной заработной плате.

Объектами аудита учета  расчетов по оплате труда являются первичная информация, в качестве которых в основном  используются унифицированные формы первичной  документации, разработанные НИПИстатинформом Госкомстата России, а также регистры бухгалтерского учета  и отчетность.

Источники информации

Источниками информации по аудиту учета  труда и заработной платы являются документы по зачислению, увольнению и переводу работников предприятия, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность. В качестве первичных документов преимущественно используются унифицированные формы первичной документации, разработанные НИПИстатинформом Госкомстата России. Ведение первичного учета по унифицированным формам распространяется на юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность в отраслях народного хозяйства. Так, по учету личного состава используются следующие формы:

  • Приказ (распоряжение) о приеме на работу (ф. №Т-1) – составляется на каждого члена трудового коллектива работником отдела кадров или лицом, ответственным за прием работников. В нем указывается разряд работника,  его оклад, испытательный срок. После этого приказ визируется в соответствующей службе с целью подтверждения оклада и его соответствия штатному расписанию и подписывается руководителем организации. С приказом знакомят вновь принятого работника под его расписку.
  • Личная карточка (ф. №Т-2) – заполняется на каждого работника в одном экземпляре. В ее разделах содержатся общие сведения о работнике (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование и др.), сведения о воинском учете, назначении и перемещении, повышении квалификации, переподготовке, отпуске, аттестации и дополнительные сведения.
  • Приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (ф. №Т-5) – составляется в двух экземплярах в отделе кадров при оформлении перевода  работника из одного подразделения в другое. Один экземпляр остается в отделе кадров, второй передается в бухгалтерию. Приказ визируется руководителями соответствующих структурных подразделений и подписывается руководителем организации.
  • Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (ф. №Т-6) – применяется для оформления ежегодного отпуска и отпусков других видов. Содержит все необходимые сведения для расчета отпускных сумм и удержаний.
  • Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (ф. №Т-8) – составляется в двух экземплярах в отделе кадров и подписывается руководителем подразделения организации и ее руководителем. В нем указывают причину и основание увольнения.

По учету использования  рабочего времени и расчетов с  персоналом по оплате труда применяются: табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. № Т-12), табель учета использования  рабочего времени (ф. №Т-13). Необходимо отметить, что табельный учет охватывает всех работников организации. Каждому из них присваивается определенный табельный номер, который указывается во всех документах по учету заработной платы. Сущность табельного учета заключается в ежедневной регистрации явки работников на работу, ухода с работы, всех случаев опозданий и неявок с указанием их причины, а также часов простоя и часов сверхурочной работы.

Для учета выработки  и сдельной заработной платы применяются  следующие первичные документы: наряды, рапорты, маршрутные листы и другие документы.

Независимо от формы  первичные документы содержат в  себе, как правило, следующие реквизиты (показатели): место работы (цех, участок, отделение); время работы (дата); наименование и разряд работы (операции); количество и качество работы; фамилии, инициалы, табельные номера и разряды рабочих; нормы времени и расценки  за единицу работы; сумму заработной платы рабочих; шифры учета затрат, на которые относится начисленная заработная плата; количество нормо-часов  по выполненной работе. 

По учету расчетов с  персоналом по оплате труда применяются  расчетно-платежная ведомость (ф. №  Т-49), расчетная ведомость (ф. № Т-51), платежная ведомость (ф. №Т-53) и лицевой  счет (ф. № Т-54).  В расчетной  ведомости содержатся все расчеты  по определению сумм заработной платы, подлежащих выплате работникам. Платежную ведомость используют лишь для выплаты заработной платы. В ней указывают фамилии и инициалы работников, их табельные номера, суммы к выдаче и расписку в получении заработной платы. Расчетно-платежные ведомости или замещающие их  расчетные и платежные ведомости применяют для расчетов с работниками за целый месяц. Лицевые счета представляют собой документы, на лицевой стороне которых записываются необходимые сведения о работнике (семейное положение, разряд, оклад, стаж работы, время поступления на работу и др.), а на обратной стороне – все виды начислений и удержаний из заработной платы за каждый месяц. По этим данным легко рассчитать средний заработок за любой период.

К регистрам, которые подлежат проверке, относятся сводные ведомости  распределения заработной платы (по видам, шифрам затрат и др.), регистры по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной плате, журналы-ордера № 8 и № 10 (при журнально-ордерной форме учета), Главная книга, баланс (ф. № 1).

 

      1. Аудит расчетов по заработной плате

1.3.1.Проверка расчетов по начислению  заработной платы

В процессе решения первой задачи аудитор определяет основные категории работающих, виды начисления и порядок их оформления. Подтверждение достоверности произведенных начислений осуществляется выборочно. В объем выборки включаются различные категории работающих или уволенных (руководители, специалисты, рабочие, служащие и др.), разные временные периоды (обычно один месяц квартала) и основные виды начислений (удельный вес в структуре начисленной заработной платы должен превышать 5%). Если учетная информация обрабатывается вручную, то аудитор по данным книги  начислений или по данным расчетных ведомостей  подтверждает достоверность произведенных расчетов и используемых в расчетах показателей. При этом изучаются первичные документы, которые являются основанием для начисления заработной платы. Особое внимание обращается на правильность их заполнения, соответствие требованиям нормативных документов по начислению и выплате заработной платы.

При проверке первичных документов устанавливается наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет выполненных работ, правильность заполнения всех реквизитов, нет ли в документах подчисток, неоговоренных исправлений. Анализируя наряды на сдельную работу по датам их выдачи, сопоставляя фамилии рабочих в нарядах и табелях учета рабочего времени с данными учета личного состава, аудитор определяет, нет ли случаев включения в них вымышленных лиц, повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам. Методом арифметического контроля определяются неточности в подсчетах в первичных документах или расчетных ведомостях.

Различают основную и дополнительную оплату труда. К основной относится  оплата, начисляемая работникам за отработанное время, количество и качество выполненных работ: оплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии сдельщикам и повременщикам, доплаты  в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за работу в ночное время, за сверхурочные работы, за бригадирство, оплата простоев не по вине рабочих и т.п.

К дополнительной заработной плате  относятся выплаты за непроработанное  время, предусмотренные законодательством  по труду: оплата очередных отпусков, перерывов в работе кормящих матерей, льготных часов подростков, за время  выполнения государственных и общественных обязанностей, выходного пособия при увольнении и др.

Первичными документами по учету  труда работников при повременной  оплате труда являются табели.

Простои не по вине рабочего подтверждается листком о простое  с указанием причин и виновников простоя, его продолжительности, тарифной ставки рабочего, размера оплаты и суммы. Согласно ст. 157 Трудового Кодекса РФ (далее ТК РФ),  время простоя не по вине рабочего оплачивается в размере не ниже 2/3 тарифной ставки (оклада) установленного работнику разряда. Время простоя по вине работника не оплачивается.

Информация о работе Аудит заработной платы