Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 10:56, курсовая работа
Важной частью исследования также является развитие банковской системы за рубежом, так как именно практика зарубежных банков предопределяет становление современной отечественной банковской системы, приближает её к международным стандартам и, таким образом, обусловливает выход белорусских банков на мировой уровень, а значит восстановление и укрепление доверия со стороны иностранных партнеров по отношению к нашей стране.
Таким образом, для раскрытия цели курсовой работы были определены следующие задачи: исследование теоретических основ формирования и функционирования банковского сектора страны, анализ зарубежного опыта развития банковской системы, выявление особенностей развития банковского сектора в Республике Беларусь
Введение……………………………………………………………………….4
Банковская система и ее роль в экономике….………………………….…5
Современная банковская система…………………………………………..5
Характеристика элементов банковской системы ………………………..12
2.3 Коммерческие банки как элемент банковской системы: функции и роль банков…………………………………………………………….………………..14
Банковский кредит и его формы ……………………………..……………16
Денежно-кредитная политика. Цели и инструменты …………………….18
2.6 Передаточный механизм кредитной политики, ее связь с бюджетно-налоговой и валютной политикой…………………………………………….…22
Особенности банковской системы Республики Беларусь……………….26
3.1 Структура банковской системы Республики Беларусь………………….27
3.2 Работа банков по привлечению денежных средств населения и расширение спектра розничных банковских услуг…………………………………………..31
Направления развития банковской системы в Республике Беларусь….37
4.1 Стабильность и развитие банковской системы Республики Беларусь…37
4.2 Основные направления развития банковского сектора…………………40
4.3 Развитие платежной системы и безналичных расчётов РБ……………….41
Заключение………………………………………………………………….43
Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования. В условиях инфляции проводится политика "дорогих денег" (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика "дорогих денег" является основным методом антиинфляционного регулирования.
В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика "дешевых денег" (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.
Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.
Как уже отмечалось, Центральный банк не может полностью контролировать предложение денег. Так, рост процентной ставки на денежном рынке может вызвать снижение избыточных резервов (уменьшение коэффициента , где R – включает и обязательные, и избыточные резервы), а также побудить население хранить относительно большие средства на депозитах и меньше в наличности, что отразится на снижении коэффициента cr ( ). В результате увеличится денежный мультипликатор и, соответственно, предложение денег.
Выбор вариантов денежно-кредитной политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы, что соответствует вертикальной или крутой кривой предложения денег. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то вероятно, предпочтительной окажется политика поддержания ставки процента, связанной непосредственно с инвестиционной активностью (горизонтальная или пологая кривая предложения денег LS). В зависимости от угла наклона кривой LS изменение спроса на деньги будет в большей степени сказываться либо на денежной массе (рис. 1), либо на ставке процента (рис. 2).
Очевидно, что Центральный банк не в состоянии одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги Центральный банк вынужден будет расширить предложение денег, чтобы сбить давление вверх на ставку процента со стороны возросшего спроса на деньги (это отразится сдвигом вправо кривой LD и перемещением точки равновесия вправо вдоль кривой LS).
Монетарная политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом.
Можно выделить 4 звена передаточного механизма денежно-кредитной политики:
Между изменением
предложения денег и реакцией
совокупного предложения
Изменение рыночной ставки процента (2) происходит путем изменения структуры портфеля активов экономических агентов после того, как вследствие, скажем, расширительной денежной политики Центрального банка, на руках у них оказалось больше денег, чем им необходимо. Следствием, как известно, станет покупка других видов активов, удешевление кредита, то есть в итоге — снижение ставки процента (см. рис. 3а).
Однако реакция денежного рынка зависит от характера спроса на деньги, т.е. от крутизны кривой LD. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению ставки процента, то результатом увеличения денежной массы станет незначительное изменение ставки процента. И наоборот: если спрос на деньги слабо реагирует на ставку процента (крутая кривая LD), то увеличение предложения денег приведет к существенному падению процентной ставки (рис. 3б, 3в).
Следующим шагом является
корректировка совокупного
Отметим также
необходимость учитывать и
Очевидно, что
нарушения в любом звене
Помимо качества
работы передаточного механизма
существуют и другие сложности в
осуществлении денежной политики. Поддержание
Центральным банком одного из целевых
параметров, скажем, ставки процента, требует
изменения другого в случае колебаний
на денежном рынке, что не всегда благоприятно
сказывается на экономике в целом.
Так, Центральный банк может удерживать
ставку процента на определенном уровне
для стабилизации инвестиций, а следовательно,
их воздействия через
В случае спада и сокращения спроса на деньги Центральный банк для предотвращения снижения ставки процента должен уменьшить предложение денег. Но это приведет к падению совокупного спроса и только усугубит спад в экономике.
Следует учитывать также возможные побочные эффекты при проведении денежно-кредитной политики. Например, если Центральный банк считает необходимым увеличить предложение денег, он может расширить денежную базу, покупая облигации на рынке ценных бумаг. Но одновременно с ростом предложения денег начнется снижение ставки процента. Это может отразиться на величине коэффициентов сr и rr. Население может перевести часть средств из депозитов в наличность и отношение увеличится, банки могут увеличить свои избыточные резервы, что повысит отношение . В результате денежный мультипликатор уменьшится, что может частично нейтрализовать исходную тенденцию к расширению денежной массы.
Денежно-кредитная
политика имеет значительный внешний
лаг (время от принятия решения до
его результата), т.к. влияние ее на
размер ВНП в значительной степени
связано через колебания ставки
процента с изменением инвестиционной
активности экономике, что является
достаточно длительным процессом. Это
также осложняет ее проведение, т.к.
запаздывание результата может даже
ухудшить ситуацию. Скажем, антициклическое
расширение денежной массы (и снижение
процентной ставки) для предотвращения
спада может, дать результат, когда
экономика будет уже на подъеме
и вызовет нежелательные
Эффективность денежно-кредитной политики в современных условиях в значительной мере определяется степенью доверия к политике Центрального банка, а также степенью независимости Центрального банка от исполнительной власти. Последняя с трудом поддается точной оценке и определяется, как на основе некоторых формальных критериев (частоты сменяемости руководства Центрального банка, границ участия банка в кредитовании государственного сектора, решении проблем бюджетного дефицита и других официальных характеристик банка, зафиксированных в уставе), так и неформальных моментов, свидетельствующих о фактической независимости Центрального банка.
В развивающихся странах, а также странах с переходной экономикой часто просматривается следующая закономерность: чем больше независимость (как формальная, так и неформальная) Центрального банка, тем ниже темпы инфляции и дефицит бюджета.
Денежно-кредитная
политика тесно связана с бюджетно-
Определенные
трудности связаны с вопросом
согласованности, координации бюджетно-
Аналогичная
проблема встает при решении вопроса
о финансировании дефицита госбюджета.
Как известно, дефицит может покрываться
денежной эмиссией (монетизация дефицита)
или путем продажи
Эффективная стабильная денежная политика (под которой подразумевается обычно низкий устойчивый темп роста денежной массы) в большинстве случаев не может сосуществовать с фискальной политикой, допускающей значительный дефицит госбюджета. Это связано с тем, что в условиях длительного, а тем более растущего дефицита и ограниченных возможностей долгового финансирования правительству бывает сложно удержаться от давления на Центральный банк с целью добиться увеличения денежной массы для финансирования дефицита.
3.1. Структура банковской системы Республики Беларусь.
Белорусская банковская система – двухуровневая.
Первый уровень системы (Центральный банк) – это Национальный банк Республики Беларусь.
Национальный банк — центральный банк и государственный орган Республики Беларусь – действует исключительно в интересах Республики Беларусь. Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности. Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.
Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью "Национальный банк Республики Беларусь". Цели и принципы деятельности Национального банка, а также его права определяются Конституцией Республики Беларусь, Банковским Кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Основными целями деятельности Национального банка являются:
Информация о работе Банковская система и ее роль в экономике