Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 10:56, курсовая работа
Важной частью исследования также является развитие банковской системы за рубежом, так как именно практика зарубежных банков предопределяет становление современной отечественной банковской системы, приближает её к международным стандартам и, таким образом, обусловливает выход белорусских банков на мировой уровень, а значит восстановление и укрепление доверия со стороны иностранных партнеров по отношению к нашей стране.
Таким образом, для раскрытия цели курсовой работы были определены следующие задачи: исследование теоретических основ формирования и функционирования банковского сектора страны, анализ зарубежного опыта развития банковской системы, выявление особенностей развития банковского сектора в Республике Беларусь
Введение……………………………………………………………………….4
Банковская система и ее роль в экономике….………………………….…5
Современная банковская система…………………………………………..5
Характеристика элементов банковской системы ………………………..12
2.3 Коммерческие банки как элемент банковской системы: функции и роль банков…………………………………………………………….………………..14
Банковский кредит и его формы ……………………………..……………16
Денежно-кредитная политика. Цели и инструменты …………………….18
2.6 Передаточный механизм кредитной политики, ее связь с бюджетно-налоговой и валютной политикой…………………………………………….…22
Особенности банковской системы Республики Беларусь……………….26
3.1 Структура банковской системы Республики Беларусь………………….27
3.2 Работа банков по привлечению денежных средств населения и расширение спектра розничных банковских услуг…………………………………………..31
Направления развития банковской системы в Республике Беларусь….37
4.1 Стабильность и развитие банковской системы Республики Беларусь…37
4.2 Основные направления развития банковского сектора…………………40
4.3 Развитие платежной системы и безналичных расчётов РБ……………….41
Заключение………………………………………………………………….43
Занимая активную позицию в части реализации социальных программ, системообразующие банки предлагали гражданам пенсионного возраста и другим категориям граждан услуги по зачислению (выплате) пенсий и других средств по государственному социальному страхованию на депозит до востребования "Пенсионный" или карт–счета, по которым действует повышенная процентная ставка. Данной категории граждан предоставлена дополнительная возможность получать с этих счетов заработную плату (работающим пенсионерам), а также осуществлять дополнительные взносы и платежи.
В качестве пилотного проекта, введенного в действие ОАО "АСБ Беларусбанк" в 2006 году, продолжает действовать "Система строительных сбережений". По информации банка по состоянию на 01.07.2010 действовало около 2,3 тысячи счетов "Жилищно–накопительного вклада" в рамках указанной системы с остатком средств 31,9 млрд. рублей. За весь период действия "Системы строительных сбережений" всего выдано кредитов на строительство и приобретение жилья в сумме 87,3 млрд. рублей, в том числе в I полугодии 2010 г. – 15,8 млрд. рублей.
Кредитование.
Одной из самых востребованных населением
банковских услуг является кредитование.
Значительной частью банков кредитование
физических лиц определено в качестве
приоритетного направления в области
активных банковских операций. Объем кредитной задолженности
В среднем на одного жителя республики на 01.07.2010 приходилось 1 935,7 тыс. рублей кредитной задолженности или 641,4 доллара США в эквиваленте, тогда как на 01.01.2010 – 1 649,67 тыс. рублей или 576,2 доллара США.
При этом кредитная задолженность
Общий объем кредитной задолженности населения на потребительские цели (в национальной и иностранной валютах) с начала года увеличился на 42,1 млрд. рублей или на 0,8 процента и на 01.07.2010 составил 5 602,5 млрд. рублей. Удельный вес кредитов на потребительские цели в общем объеме кредитной задолженности населения на 01.07.2010 составил 30,5 процента против 34,8 процента на 01.01.2010. Банками предлагаются различные кредитные продукты: потребительские кредиты (автокредиты, кредиты с использованием банковских пластиковых карточек, экспресс–кредиты), кредиты на приобретение (реконструкцию) недвижимости, овердрафтное кредитование с использованием банковских пластиковых карточек. Расширяется перечень предлагаемых банками видов потребительских кредитов для населения за счет внедрения банками отдельных целевых программ, в том числе поддерживающих отечественных товаропроизводителей.
Особое внимание уделяется организации предоставления банком полного комплекса кредитных услуг в агрогородках, по месту жительства граждан. Оказание кредитных услуг сельским жителям в агрогородках, где имеются отделения банка, производится кредитными работниками или сотрудниками отделений. В агрогородках, где не имеется отделений банка, созданы условия (уголки кредитополучателей) для оказания кредитными работниками консультационных услуг, оформления и подписания необходимых для получения кредита документов.
ОАО "Белагропромбанк" в целях сокращения сроков рассмотрения вопроса о предоставлении кредитных услуг частным клиентам разработан новый кредитный продукт на базе неперсонифицированных пластиковых карт Visa Instant. Во втором квартале 2010 г. банк приступил к приему пакетов документов для оказания кредитной поддержки личным подсобным хозяйствам в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 14 июня 2010 года № 302 "О предоставлении кредитов гражданам, осуществляющим ведение личных подсобных хозяйств".
Пластиковые карточки. Безналичные расчеты.
Действующая в республике система безналичных
расчетов позволяет клиентам банков осуществлять
расчеты с использованием различных платежных
Одним из самых популярных платежных инструментов является банковская пластиковая карточка. В настоящее время 24 банка Республики Беларусь эмитируют банковские пластиковые карточки внутренних и международных платежных систем. Количество банковских пластиковых карточек в обращении по состоянию на 1 июля 2010 г. составило 8 437,7 тыс., в том числе 2 468,1 тыс. карточек системы "БелКарт", 5 969,0 тыс. карточек международных систем расчетов, 105 карточек внутренних частных систем расчетов и 408 карточек международных частных систем расчетов. В Республике Беларусь установлено 2 848 банкоматов, 3 213 инфокиосков и 85 импринтеров. Оснащено 14 577 организаций торговли (сервиса) 23 594 платежными терминалами.
Продолжается развитие банковских
продуктов и услуг с
В отчетном периоде 2010 года в целях снижения при совершении операций с пластиковыми карточками доли наличного оборота наряду с эмиссией пластиковых карточек банками проводится работа, направленная на дальнейшую реализацию зарплатных проектов, расширение спектра услуг, оказываемых держателям банковских пластиковых карточек, а также развитие инфраструктуры по их обслуживанию.
Банки приняли активное участие в формировании единого расчетного и информационного пространства (далее – ЕРИП). В настоящее время 28 банков являются его расчетными агентами. В рамках ЕРИП принимаются платежи, осуществляемые посредством банковских пластиковых карточек. Банковской системой проведена значительная работа по формированию информационно–справочной базы ЕРИП, внедрению технологии единого лицевого счета и организации взаимодействия с поставщиками услуг.
Активно развиваются системы платежей с использованием электронных денег "Easy Pay", "WebMoney", "Берлио".
Продолжает успешно развиваться и система электронных денег "Берлио". В настоящее время агентами по распространению электронных денег в расчетах являются практически все операторы топливного рынка Республики Беларусь. В качестве средства платежа принимают электронные деньги свыше 1250 предприятий торговли и сервиса, как на территории республики, так и в России, Украине, Германии, Чехии, Польше. В их числе автозаправочные станции, станции техобслуживания, пункты дорожных сборов, магазины, пункты общественного питания.
Население активно пользуется услугами по осуществлению срочных переводов через международные частные платежные системы: Western Union, Money Gram, Migom, PrivatMoney, "BLIZKO", БЛИЦ, Золотая Корона, Сontact, Анелик, Юнистрим.
Наряду с международными банковскими переводами банками осуществляются внутриреспубликанские переводы через такие платежные системы, как "Хуткiе грошы", "Мигом Беларусь", "Стриж" и т.п., внутрибанковские системы мгновенных переводов. Участниками той или иной платежной системы становится все большее количество банков, расширяется сеть пунктов приема–выдачи платежей по таким системам.
Развитие комплексного обслуживания населения в отчетном периоде продолжилось посредством реализации принципа "одного окна", заключающегося в возможности для клиента, обратившись в одно учреждение банка, по максимуму удовлетворить свои потребности в банковских услугах с минимальными затратами времени.
За счет внедрения программного обеспечения по централизации базы данных клиентов – физических лиц банки предоставляли своим клиентам возможность производить операции по своим счетам (в пределах одного банка) вне зависимости от территориальной принадлежности счета (ОАО "АСБ Беларусбанк", ОАО "Белагропромбанк", ОАО "БПС – Банк", ОАО "Банк Москва–Минск" и другие).
Иные банковские услуги для физических лиц.
В I полугодии 2010 г. продолжилось развитие такого направления розничного банковского бизнеса, как операции покупки–продажи мерных слитков золота, серебра и платины, памятных и юбилейных монет Национального банка. По состоянию на 1 июля 2010 г. право на совершение операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями имело десять банков: ОАО "Белагропромбанк", ОАО "Белинвестбанк", ОАО "АСБ Беларусбанк", ОАО "Белвнешэкономбанк", ОАО "БПС–Банк", ОАО "Белгазпромбанк", ЗАО "Трастбанк", "Приорбанк" ОАО, ОАО "Белорусский Индустриальный Банк", ЗАО "БелСвиссБанк".
Банки совершают валютно–обменные операции с участием физических лиц, предлагают услуги депозитарного обслуживания по учету ценных бумаг, хранению документов и ценностей в индивидуальных сейфовых ячейках.
Так, ОАО "Белинвестбанк" предлагает физическим лицам услуги по представлению депозитарных ячеек для хранения ценностей. По состоянию на 1 июля 2010 г. в системе банка имеется 706 депозитарных ячеек в 7 филиалах и отделениях банка, из них используются 264 шт. (37%). Спрос на услугу по предоставлению сейфов (ячеек) для хранения ценностей преобладает в г. Минске.
В дополнение к вышеуказанным услугам
банки предлагают и другие, в частности,
посреднические услуги по реализации
билетов различных видов
Одним из новых и перспективных
Качество предоставляемых услуг.
Уделяя большое внимание качеству обслуживания клиентов, банки постоянно проводят мероприятия по совершенствованию форм и методов обслуживания. Для достижения максимального удобства населения, банки изменяют графики работы своих подразделений, организовывая обслуживание физических лиц в продленном режиме, в выходные и праздничные дни. Для регулирования потока клиентов и избежания очередей во многих банках внедряется система "Электронная очередь", которая позволяет контролировать поток посетителей, регулировать нагрузку работников банка и вести статистический учет приема каждого посетителя, тем самым улучшая качество обслуживания клиентов.
Во многих банках созданы и действуют Call–центры, специализирующиеся на обслуживании клиентов по телефону. По информации банков, центры укомплектованы подготовленными высококвалифицированными операторами банка, которые предоставляют клиенту необходимую информацию по различным вопросам банковского обслуживания: справочную информацию, консультации по оформлению всех видов кредитов для физических лиц, информацию по депозитам, по порядку открытия счетов, переводам, а также о перечне совершаемых банком операций.
Качественно изменяется технология обслуживания физических лиц, появляются новые банковские услуги.
Так, в ОАО "АСБ Беларусбанк" расширена централизованная информационно–справочная деятельность банка с использованием корпоративного веб–сайта, посредством которого размещаются ответы на поступившие по электронной почте вопросы граждан. Для удобства населения на веб–сайте банка размещены калькуляторы, которые позволяют рассчитать сумму дохода по конкретному депозиту, а также сумму кредита в зависимости от уровня среднемесячного дохода. Такие возможности предоставляются пользователям и на веб–сайтах других банков.
Банками осуществляется комплекс мероприятий по улучшению качества информационного обеспечения клиентов. Реклама розничных банковских продуктов размещается в республиканских и региональных печатных изданиях, на Интернет–порталах, транслируется на радиостанциях и телевизионных каналах. Многочисленными тиражами издаются и распространяются рекламно–информационные буклеты, брошюры и листовки, электронные CD–презентации по розничному бизнесу.
Повысилась активность использования современных информационно–справочных форм и методов донесения информации до клиентов (звуковые объявления в транспорте и информационных службах рынков города, размещение модулей в плакат–газетах на транспорте, в сети плазменных телевизоров (экранов) на станциях Минского метрополитена и т.п.
Банками систематически изучается потребность населения в банковских продуктах, удовлетворенность уровнем и культурой обслуживания посредством периодического анкетирования, рассмотрения обращений клиентов, организации работы подразделений с жалобами клиентов, а также проведения конкурсов на звание лучшего работника.
4.1 Стабильность и развитие банковской системы Республики Беларусь.
В Республике Беларусь сложилась
система банковского надзора, в
основных чертах соответствующая мировым
стандартам. Она включает стадии регистрации
и лицензирования банков и небанковских
кредитно–финансовых
Органом банковского надзора является Национальный банк Республики Беларусь.
Основной целью банковского надзора является обеспечение стабильности банковской системы и доверия к ней, сокращение риска потерь для кредиторов и вкладчиков банков.
В соответствии с Концепцией
развития и совершенствования
Информация о работе Банковская система и ее роль в экономике