Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 13:51, курсовая работа
На ряду с оказанием традиционных банковских услуг населению – привлечением средств в депозиты, предоставлением ссуд и осуществлением расчетно-кассового обслуживания населения – коммерческие банки в нашей стране начинают выполнять также новые виды банковских операций: электронные услуги, валютные операции, трастовые, информационно-справочные, консультационные, фондовые и другие услуги.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ. 5
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ И ПРИЗНАКОВ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 5
1.2. ОСНОВНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ. 14
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕЁ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 22
2.1 . НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 22
2.2 АНАЛИЗ КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 33
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 61
Современная
банковская система Казахстана представляет
собой систему переходного
Первый ярус охватывает учреждения Центрального банка Республики Казахстан, осуществляющего выпуск денег в обращение (эмиссию); его задачей является обеспечение стабильности тенге, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков. Второй ярус состоит из коммерческих банков, задача которых – обслуживание клиентов (организаций и населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.). Банковская система находится в переходной стадии: она содержит компоненты рыночной банковской системы, однако их взаимодействие еще недостаточно развито. Известно, что та или иная система так или иначе происходит от предшествующей, поэтому имеет «родимые пятна» прошлого. Рыночная система, возникшая из централизованной системы, проходя становление в условиях переходного периода, должна быть в Казахстане еще «наполнена» рыночной идеологией. В составе элементов банковской системы и их взаимодействии должны полнее учитываться особенности и условия рыночной экономики.
Банковскую систему можно представить как целое, как многообразие частей, подчиненных единому целому. Это означает, что отдельные части банковской системы (различные банки) связаны таким образом, что могут при необходимости заменить одна другую. В случае если ликвидируется один банк, вся система не становится недееспособной – появляется другой банк, который может выполнять банковские операции и оказывать банковские услуги.
Теоретически можно предположить, что даже в том случае, если из банковской системы исчезает первый ярус – центральный банк, то вся система не разрушится, какое-то время другие банки способны в пределах выпущенной массы платежных средств совершать расчеты, выдавать кредиты, проводить другие банковские и небанковские операции. В истории некоторых стран были примеры, когда эмиссионные операции поручались не только центральному банку, но и деловым, коммерческим банкам.
Банковская система не находится в статичном состоянии, напротив, она пребывает в динамике. Важны два момента.
Во-первых,
банковская система как целое
все время находится в
С выходом
нового банковского законодательства
банковская система приобрела более
совершенную законодательную
Во-вторых, внутри банковской системы постоянно возникают новые связи. Взаимодействие образуется как между центральным банком и коммерческими банками, так и между последними.
Банковская
система является системой «закрытого»
типа. В полном смысле ее нельзя назвать
закрытой, поскольку она взаимодействует
с внешней средой, с другими
системами. Кроме того, система пополняется
новыми элементами, соответствующими
ее свойствам. Тем не менее, она «закрыта»,
так как, несмотря на обмен информацией
между банками и издание
Банковская система – самоорганизующаяся, т.е. саморегулируемая, поскольку изменение экономической конъюнктуры, политической ситуации неизбежно приводит к «автоматическому» изменению политики банка.
Банковская
система выступает как
Все эти признаки свойственны казахстанской банковской системе, которая, находясь в переходном периоде, тем не менее является развивающейся системой. Взаимодействие между звеньями банковской системы приобретает более разносторонний характер, улучшается нормативная база ее деятельности. Банковская система не изолирована от окружающей среды, напротив, она тесно взаимодействует с ней, представляет собой подсистему экономической системы.
Отсчет
становления банковской системы
в нашей стране можно начать с
принятия первого закона, регулирующего
банковскую деятельность, который был
принят через месяц после
Первый
этап (1988-1991 гг.) можно назвать
Второй этап (1992-1993 гг.) характеризовался больше количественным, нежели качественным ростом банковской системы в условиях высокой инфляции (1258% в 1992 г., 2500% в 1993 г.). Доходы, которые получали в этот период все участники казахстанского производства, не успевали за ростом расходов. Формирующаяся в нашей стране банковская система, еще не имеющая четкого представления о том, как нужно самим справляться с ее управлением, характеризовалась слабым правовым контролем со стороны Национального банка, достаточно мягкими требованиями к процедуре лицензирования (открытия) банка и размерам его уставного капитала. Это создало предпосылки к формированию многочисленных банков-однодневок. Количество банков стремительно увеличивалось, и в 1993 г. их стало уже более 200. Второй этап характеризуется и тем, что в ноябре 1993 г. Казахстан вышел из рублевой зоны, т.е. изъял (заменил) из обращения все советские рубли и ввел свою национальную валюту тенге. С тех пор 15 ноября считается профессиональным днем финансистов Казахстана.
Третий этап (1994—2003 гг.) - по продолжительности самый большой этап в развитии банковской системы Казахстана. Национальный банк РК ужесточил требования по открытию банка (уставной капитал изначально составлял не менее 500 тыс. дол. США, в затем он, соответственно, был увеличен до 2 млрд. тенге - примерно 15,5 млн.долл.), при этом предусмотрено, что оплата уставного капитала производится только деньгами, введены пруденциальные (регулирующие) нормативы и т.д. Начал работу Банк Развития Казахстана, собственником которого является государство. Банк Развития Казахстана (БРК)- создан в апреле 2001 г. и нацелен на средне- и долгосрочное финансирование средств, полученных от размещения еврооблигаций (долговых ценных бумаг), и средств, выделенных в виде кредитов из республиканского и местных бюджетов. Привлеченные ресурсы БРК выдаются в качестве долгосрочных кредитов.
Государство
также является собственником
Так, за первые три года его деятельности было профинансировано более 50 инвестиционных проектов на общую сумму около 800 млн долл., при среднем сроке проекта 9,5 лет и средневзвешенной процентной ставке 9,7% (при среднерыночных от 35 до 21%).
Жилстройсбербанк, образованный в 2003 г., выполняет функции ориентированные на средне- и долгосрочное кредитование жилищного строительства. Его деятельность основана на накопительно-кредитной основе, когда вкладчик, открыв счет в банке и накопив 50% от стоимости жилья, может получить кредит на недостающую сумму.
На дальнейшее укрепление банковской системы была направлена Программа перехода банков второго уровня на международные стандарты финансовой отчетности, которая была принята в декабре 1996 года.
Согласно данной Программы все действующие банки Казахстана должны были до конца 2000 года достичь международных стандартов в части достаточности капитала, ликвидности, качества активов, уровня менеджмента, бухгалтерского учета, ведения и передачи информации.
Количество банков за годы реализации Программы значительно сократилось за счет тех, финансовое состояние которых было неустойчивым.
Ко времени
создания системы гарантирования депозитов
банковская и финансовая система
Казахстана уже продемонстрировала
свою надежность, хотя переживала последствия
российского финансового
При создании фонда в декабре 1999 года действовала сложная схема возмещения депозитов с использованием регрессивной сетки возмещения, начиная с 200 000 тенге.
Четвертый этап (2004 г. – по настоящее время) рассматривается как период дальнейшего развития банковской системы Казахстана и ее интеграции в мировой финансовый рынок. Однако, этот этап можно разделить на докризисный (2004-2008 гг.) и посткризисный (с 2009 года по настоящее время) периоды. В 2004 г. на финансовом рынке появился новый регулирующий орган, представляющий интересы государства - Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН), разделивший с Нацбанком РК часть его полномочий до апреля 2011 г. Банковская система активно развивалась и показывала неплохие результаты, что позволило обеспечить основу для качественного экономического роста страны. Также данный этап связан с разработкой и принятием Концепции развития финансового сектора на 2003–2006 годы. Главная цель Концепции – определение стратегических задач, стоящих перед финансовой системой и основных направлений деятельности на перспективу.
В 2006 году создана Ассоциация Финансистов Казахстана (АФК), которая была аккредитована в 2006 году и прошла переаккредитацию в 2008 году. В соответствии с действующим законодательством АФК входит в состав экспертного совета Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, в качестве коллективного члена. Экспертный совет Агентства финансового надзора - это консультативно-совещательный орган, который рассматривает проекты нормативных правовых актов, разработанных Агентством. Все проекты нормативных правовых актов проходят обязательную экспертизу в АФК. Итоги экспертной оценки АФК рассматривались Агентством финансового надзора и, при необходимости, принимались меры по внесению поправок в разрабатываемые проекты.
С 2007 года
оплата обязательных календарных взносов
банками-участниками системы
Вступил в силу Закон Республики Казахстан от 6 июля 2004 года «О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан» по введению обязательного требования к банкам о предоставлении информации в кредитное бюро по выданным гарантиям, поручительствам и другим условным и возможным обязательствам.
Если в 2006 г. в Казахстане функционировало 34 банка второго уровня и Банк Развития Казахстана (из указанных банков 16 являются банками с иностранным участием, 2 банка - специализированные государственные банки и 17 казахстанские коммерческие банки), то к 2008 - функционировало 37 банков второго уровня.
Посткризисный
период развития банковской системы
Казахстана (с 2009 г. по настоящее время),
характеризуется влиянием мирового
финансово кризиса и
Комплекс
совместных действий был нацелен
на реализацию основных задач 2009 года
по минимизации системных рисков
в банковском секторе и поддержанию
провизий на адекватном уровне для
обеспечения стабильного