Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 13:51, курсовая работа
На ряду с оказанием традиционных банковских услуг населению – привлечением средств в депозиты, предоставлением ссуд и осуществлением расчетно-кассового обслуживания населения – коммерческие банки в нашей стране начинают выполнять также новые виды банковских операций: электронные услуги, валютные операции, трастовые, информационно-справочные, консультационные, фондовые и другие услуги.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ. 5
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ И ПРИЗНАКОВ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 5
1.2. ОСНОВНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ. 14
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕЁ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 22
2.1 . НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 22
2.2 АНАЛИЗ КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 33
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 61
Очевидно,
что в связи с нехваткой
внешних финансовых ресурсов резко
возросло значение отечественной базы
вкладов, хотя и недостаточной для
поддержания прежнего роста банковского
бизнеса. Внутренние источники ресурсов
по-прежнему недостаточны, слабо развиты,
имеют короткие сроки и отличаются
нестабильностью, поэтому очевидно,
что казахстанские банки
Таблица 10 – Расходы крупных казахстанских банков по погашению внешних долгов, млн. долл. США
Банк |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Казкоммерцбанк |
3247 |
1262 |
88 |
890 |
1429 |
Банк ТуранАлем |
1198 |
1803 |
1999 |
863 |
273 |
Народный банк Казахстана |
415 |
383 |
747 |
65 |
16 |
Альянс-банк |
1707 |
701 |
473 |
830 |
1259 |
АТФ-Банк |
1178 |
625 |
386 |
19 |
261 |
ЦентрКредит |
289 |
89 |
– |
504 |
– |
Темирбанк |
131 |
151 |
– |
300 |
– |
Банк «Каспийский» |
320 |
100 |
– |
– |
– |
Нурбанк |
323,7 |
62,2 |
67,4 |
200,8 |
0,2 |
Евразийский Банк |
223 |
93 |
3 |
6 |
– |
Цесна-банк |
81,8 |
1,8 |
129,4 |
0,5 |
0,1 |
КазИнвестБанк |
223 |
4 |
10 |
50 |
11 |
Всего |
9113 |
5272 |
3893 |
3679 |
3238 |
Прогнозируя развитие событий в банковском секторе Казахстана, рейтинговое агентство Standard & Poor's считает, что неопределенность и происходящая переоценка рисков будут способствовать сохранению – по крайней мере, в ближайшем будущем – проблем с ликвидностью, широких кредитных спредов и повышенной волатильности. Чем продолжительнее окажется спад, тем вероятнее его влияние на основные показатели казахстанских банков, тем реальнее перспектива негативных изменений в их кредитных рейтингах. К числу показателей, наиболее чувствительных к продолжительной дестабилизации банковской системы, относятся качество активов, ликвидность, рентабельность и динамика развития бизнеса. Устойчивый приток финансовых средств, обусловленный благоприятной ценовой конъюнктурой на рынках сырья (особенно нефти и газа) и динамично растущим потреблением домохозяйств, лишь немного смягчает остроту этих проблем [29].
Однако меры, которые необходимо предпринять, принесут банковской системе не одни только проблемы. При всей болезненности этих мер они должны в конечном счете способствовать оздоровлению финансового сектора, выработке более устойчивых бизнес-стратегий, развитию внутренних источников фондирования и формированию более консервативных финансовых профилей банков. В нынешних непростых условиях особенно трудно приходится относительно слабым банкам, в то время как более сильные финансовые организации имеют возможность усилить свои рыночные позиции. Казахстанская банковская система стала жертвой собственного успеха, который позволил ей активно пользоваться внешними источниками заимствований. Органы регулирования и сами банки долго не решались взяться за растущие структурные проблемы, связанные с казалось бы неудержимым ростом бизнеса. Однако сейчас у них есть уникальная возможность восстановить равновесие, обеспечить долговременную стабильность и улучшить перспективы развития банковской системы. Даже если казахстанские банки справятся с текущими проблемами, их возможный возврат к прежним стратегиям быстрого наращивания кредитования за счет оппортунистического использования оптовых источников ресурсов был бы расценен нами отрицательно и мог бы отразиться на уровне кредитных рейтингов. В будущем возможны новые «встряски», но в следующий раз макроэкономическая обстановка и финансовое положение государства могут оказаться менее благоприятными, чем сейчас.
С точки зрения готовности предоставить системообразующим национальным банкам поддержку в случае возникновения у них финансовых трудностей правительство Казахстана относится к группе «интервенционалистских». Standard & Poor's относит Казкоммерцбанк, Банк ТуранАлем и Халык Банк к числу системообразующих финансовых организаций и прибавляет дополнительную рейтинговую ступень к рейтингам, основанным на анализе их собственной кредитоспособности. Это отражает, во-первых, доминирующую роль указанных трех банков в финансировании экономики и финансовом обслуживании населения страны и, во-вторых, проводимую политику благоприятствования деятельности банковского сектора. Говоря о потенциальной государственной поддержке, мы имеем в виду конкретные действия – рекапитализацию, поддержку ликвидности, покупку проблемных активов, позволяющие банкам, в том числе частным, избежать банкротства. Что касается менее крупных банков, то в связи с последними событиями они подвергаются значительно более высоким рискам. Лишь очень немногие банки, не относящиеся пока к категории системообразующих, могут впоследствии получить этот статус и рассчитывать на дополнительную рейтинговую ступень, но для этого им необходимо доказать, что они способны сохранить свои не столь давно возросшие рыночные позиции в текущих непростых рыночных условиях.
11 декабря 2007 г. рейтинговая служба Standard & Poor's изменило прогноз по кредитному рейтингу контрагента со «Стабильного» на «Негативный» по восьми казахстанским банкам: АО «Казкоммерцбанк» (ККБ), АО «Банк ТуранАлем» (БТА), Народный банк Казахстана (Халык Банк), АО «Альянс Банк», АО «Teмiрбанк», АО «Ипотечная организация БТА Ипотека» (БТАИ), АО «Нурбанк» и АО «Евразийский банк». Одновременно Standard & Poor's понизило долгосрочный кредитный рейтинг контрагента ККБ с «ВВ+» до «ВВ», а также рейтинг по национальной шкале «Teмiрбанка» с «kzBBB+» до «kzBBB» и рейтинг по национальной шкале Евразийского банка с «kzBBB–» до «kzBB». Все прочие рейтинги были подтверждены [33].
Рейтинговые действия отражают опасения Standard & Poor's в связи с растущим негативным воздействием сложной ситуации на рынке на качество активов и ликвидность казахстанских банков, несмотря на то, что они смогли преодолеть трудности, возникшие в самом начале глобального кризиса ликвидности, благодаря грамотному управлению активами и пассивами. По всей вероятности, банковский сектор будет испытывать глубокую трансформацию – как отраслевую, так и бизнес-моделей и практик, что только добавит неопределенности относительно способности отдельных банков приспособиться к условиям новой реальности.
Быстрый
рост банков сектора в условиях повышенных
рисков, характерных для экономики
и банковского сектора
В частности,
проблема осложняется значительными
потребностями в
Таблица 11 – Рейтинг-лист на 11 декабря 2007 г. рейтинговой службы Standard & Poor's
До |
С | |
АО «Казкоммерцбанк» | ||
Кредитный рейтинг контрагента |
ВВ / Негативный/В |
ВВ+/Стабильный/В |
АО «Банк ТуранАлем» | ||
Кредитный рейтинг контрагента |
ВВ / Негативный/В |
ВВ / Стабильный/В |
Народный банк Казахстана (Халык Банк) | ||
Кредитный рейтинг контрагента |
ВВ+/Негативный/В |
ВВ+/Стабильный/В |
АО «Альянс Банк» | ||
Кредитный рейтинг контрагента |
В+/Негативный/В |
В+/Стабильный/В |
АО «Teмiрбанк» | ||
Кредитный рейтинг контрагента |
В+/Негативный/В |
В+/Стабильный/В |
Рейтинг по национальной шкале |
kzBBB |
kzBBB+ |
АО «Ипотечная организация БТА Ипотека» | ||
Кредитный рейтинг контрагента |
ВВ-/Негативный/В |
ВВ-/Стабильный/В |
Рейтинг по национальной шкале |
kzBBB+ |
kzBBB+ |
АО «Нурбанк» | ||
Кредитный рейтинг контрагента |
В / Негативный/С |
В / Стабильный/С |
АО «Евразийский банк» | ||
Кредитный рейтинг контрагента |
В / Негативный/В |
В / Стабильный/В |
Рейтинг по национальной шкале |
kzBB |
kzBBB- |
Резкое снижение роста кредитования должно выявить реальную глубину проблемы качества активов. Высокий рост кредитования в последние годы скрывал реальное качество кредитных портфелей. Большая часть кредитов не была проверена временем и не прошла через все этапы экономического цикла. Кредиты, даже проблемные, могли быть легко рефинансированы в условиях стабильности. Возможность дальнейшей девальвации тенге – как это и происходило в прошедшие несколько месяцев – также угрожает способности заемщиков выполнять их обязательства (на 31 октября 2007 г. кредиты в иностранной валюте составляли 43% всей ссудной задолженности). Поддержка государства ликвидностью, устойчивый приток денежных средств, обусловленный благоприятной ценовой конъюнктурой на рынке сырьевых товаров (а именно нефти и газа), – равно как и уверенный рост личного потребления в Казахстане, только частично снижают эти опасения. В начале октября президент Нурсултан Назарбаев распорядился выделить 4 млрд. долл. из Национального Фонда Республики Казахстан для поддержания сектора недвижимости, МСБ и банковской системы. Из этой суммы 1 млрд. долл. должен быть выделен до конца 2007 г., а остальное – в течение 2008 г. Банки уже получили первые транши этих средств.
Прямыми получателями средств являются
государственные агентства
На 10 ноября 2007 г. НБК, правительство и Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организации (АФН) подписали Меморандум по вопросам финансовой стабильности, определяющий задачи и роль каждой из сторон по обеспечению финансовой стабильности в стране и в банковском секторе. Однако этот документ не является законодательным актом. Примечательно, что в нем говорится о плане правительства учредить специальную компанию по управлению активами в целях «улучшения структуры балансов и качества активов банков посредством передачи и (или) приобретения проблемных активов и дальнейшего управления этими активами», однако никаких соответствующих процедур и правил еще не установлено.
Регулирующие органы стараются
использовать сложившуюся ситуацию
для сдерживания чрезвычайно
высокого роста банковских активов,
отмечавшегося в предыдущие периоды,
а также для ограничения
Недавно НБК и АФН обратились к банкам с просьбой подписать меморандумы, обязывающие их не увеличивать свои активы и внешние заимствования выше уровня, существовавшего на 1 ноября 2007 г., в обмен на дальнейшую помощь НБК по экстренному поддержанию ликвидности. Однако лишь очень немногие банки подписали этот документ (срок его действия – один год). Большинство банков пока не очень заинтересованы в использовании этого краткосрочного источника пополнения запасов ликвидности и предпочли не связывать себя ограничениями, содержащимися в меморандуме. Впрочем, этот документ не имеет ограничений по времени и может быть подписан позднее.
Казахстанские банки вступили в критический период своего развития. В секторе все чаще отмечаются случаи пересмотра стратегий развития и реструктуризации бизнеса, некоторые банки, возможно, будут проданы.
Лишь немногие банки считают, что
в более или менее обозримом
будущем им удастся восстановить
прежние темпы роста. В настоящее
время они вносят значительные и
незначительные изменения в свои
стратегии и составляют планы
реструктуризации бизнеса, одновременно
занимаясь укреплением