Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 13:51, курсовая работа
На ряду с оказанием традиционных банковских услуг населению – привлечением средств в депозиты, предоставлением ссуд и осуществлением расчетно-кассового обслуживания населения – коммерческие банки в нашей стране начинают выполнять также новые виды банковских операций: электронные услуги, валютные операции, трастовые, информационно-справочные, консультационные, фондовые и другие услуги.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ. 5
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ И ПРИЗНАКОВ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 5
1.2. ОСНОВНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ. 14
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕЁ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 22
2.1 . НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 22
2.2 АНАЛИЗ КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 33
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 61
Дополнительно
банкам были предоставлены средства
для кредитования экономики и
обеспечению банков дополнительной
ликвидностью путем снижения нормативов
минимальных резервных
С 1 декабря 2009 года вознаграждение для БВУ, хранящих средства в Национальном Банке Республики Казахстан, снижено на 0,5% и в настоящее время официальная ставка по депозитам банков составляет 1%. Данные действия были направлены на демотивирование банков размещать свои средства на счетах Национального Банка Республики Казахстан в целях расширения кредитования банками реального сектора экономики.
В целях
повышения финансовой устойчивости
организаций, осуществляющих отдельные
виды банковских операций, 29 апреля 2009
года предусмотрена оптимизация
расчета собственного капитала и
коэффициентов достаточности
Также были изменены требования по минимальному размеру акционерного капитала до 5 млрд.тг для вновь открываемых банков в крупных городах (с 1 июля 2011 года минимальный размер уставного капитала увеличен).
В настоящее
время, Фондом гарантирования и страхования
вкладов, максимальный размер возмещения
одному вкладчику в одном банке-
По состоянию на 1 января 2011 года банковский сектор представлен 39 банками второго уровня. Активы банков второго уровня с начала года увеличились на 480,7 млрд. тенге или на 4,2%, банковские займы и операции «обратное РЕПО» уменьшились на 572,8 млрд. тенге или на 5,9 %, резервы (провизии) снизились на 799,0 млрд. тенге или на 20,0%. Совокупные обязательства банков второго уровня с начала 2010 года уменьшились на 1821,5 млрд. тенге или на 14,5%. В структуре обязательств произошло увеличение вкладов юридических лиц на 507,9 млрд. тенге или на 12,5%. С 1 июля 2009 года вступили в силу поправки в части введения нового коэффициента достаточности капитала (k1-2). Показатели достаточности собственного капитала банков второго уровня на 1 января 2011 года составили: k1-1 - 0,117, k1-2 - 0,136, k2 - 0,180. При этом предусматривается поэтапное ужесточение коэффициента: с 1 июля 2012 года - не менее 0,08, а с 1 июля 2013 года – не менее 0,09.
В рамках
реализации Закона об исламском финансировании,
Агентством Республики Казахстан по
регулированию и надзору
Банки второго уровня осуществляют банковскую деятельность, проводя банковские операции, к которым относятся прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц, заемные, кассовые, переводные, учетные, доверительные, сейфовые, ломбардные операции, межбанковский клиринг, выпуск платежных карт и т.д. Кроме непосредственно банковских операций, банки могут реализовывать специальное банковское программное обеспечение, специальную банковскую литературу, собственное и залоговое имущество, осуществлять консультации и пр. В соответствии с действующим в Казахстане законодательством банкам запрещается осуществление операций и сделок в качестве предпринимательской деятельности, не относящихся к банковской деятельности. К их числу относятся: купля-продажа товаров и их производство, организация торговли, туризм и т.п.
Банки вправе
открывать свои дочерние банки, филиалы
и представительства на территории
РК и за ее пределами. Разрешение на
открытие банка до 2004 г. выдавалось
Национальным банком РК, с 2004 г. выдавалось
АФН РК, с 14.04.11г. – полномочия вновь
переданы Национальному банку. Банки
в Казахстане создаются только в
форме акционерных обществ, где
уставный капитал формируется за
счет средств его акционеров, а
важные решения в деятельности банка
принимаются собранием
Таким образом, рассмотрев
Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный Банк Республики Казахстан (Национальный Банк Казахстана) является центральным банком Республики Казахстан и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы Республики Казахстан.
После объявления суверенитета республики в декабре 1990 года Казахстан приступил к созданию собственной банковской системы, отвечающей требованиям рыночной экономики. Закон Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» от 13 апреля 1993 года определил задачи, функции, правовой статус, его роль и место в банковской системе и взаимоотношения с органами государственной власти Республики Казахстан. Национальный Банк Республики Казахстан (далее – Национальный Банк) стал подотчетен только Президенту Республики Казахстан.
Однако, отсутствие собственной валюты делало невозможным проведение самостоятельной независимой денежно-кредитной политики. Поэтому реально самостоятельную денежно-кредитную политику Национальный Банк начал проводить с момента ввода в обращение национальной валюты Республики Казахстан – тенге – с 15 ноября 1993 года. С момента введения национальной валюты Национальный Банк полностью стал отвечать за функционирование денежно-кредитной сферы, платежной системы, внедрение системы регулирования деятельности банков.
Национальный Банк Казахстана представляет, в пределах своей компетенции, интересы Республики Казахстан в отношениях с центральными банками и банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях. Национальный Банк Казахстана при выполнении своих задач не должен руководствоваться целью получения прибыли. Виды, правовой статус, порядок создания, функционирования и ликвидации банков второго уровня определяются банковским и иным законодательством Республики Казахстан.
Национальный Банк Казахстана в своей деятельности руководствуется Конституцией, Законом Республики Казахстан от 30 марта 1995 года «О Национальном банке Республики Казахстан» №2155, а также Законом Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» законодательными актами Президента Республики Казахстан и международными договорами (соглашениями), заключенными Республикой Казахстан.
Национальный Банк Казахстана подотчетен Президенту Республики Казахстан. Подотчетность Президенту Республики Казахстан означает: назначение Президентом Республики Казахстан с согласия Парламента Республики Казахстан Председателя Национального Банка Казахстана; освобождение его от должности; назначение на должность и освобождение от должности Президентом Республики Казахстан заместителей Председателя Национального Банка Казахстана по представлению Председателя Национального Банка Казахстана; утверждение Президентом Республики Казахстан структуры и общей штатной численности, системы оплаты труда Национального Банка Казахстана; утверждение Президентом Республики Казахстан Положения о Национальном Банке Казахстана; утверждение Президентом Республики Казахстан годового отчета Национального Банка Казахстана; утверждение Президентом Республики Казахстан концепции дизайна банкнот и монет национальной валюты – казахстанского тенге; представление Национальным Банком Казахстана по вопросам своей компетенции информации, запрашиваемой Президентом Республики Казахстан.
Национальный Банк Казахстана на основании и во исполнение законов Республики Казахстан по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций и их клиентами, другими юридическими и физическими лицами на территории Республики Казахстан. Нормативные правовые акты Национального Банка Казахстана публикуются в официальных изданиях – «Казакстан Yлттык Банкi нiн Хабаршысында», «Вестнике Национального Банка Республики Казахстан» на казахском и русском языках.
Национальный банк Казахстана является юридическим лицом в организационно – правовой форме государственного учреждения, имеет самостоятельный баланс и вместе со своими филиалами, представительствами и организациями составляет единую структуру. Центральный аппарат Национального Банка Казахстана располагается в г. Алматы. Национальный Банк Казахстана может открывать свои филиалы и представительства в Республике Казахстан и за ее пределами.
Национальный Банк Казахстана координирует свою деятельность с Правительством Республики Казахстан, учитывает в своей деятельности экономическую политику Правительства и содействует ее реализации, если это не противоречит выполнению его основных функций и осуществлению денежно-кредитной и валютной политики.
Национальный Банк представляет собой единую централизованную структуру с вертикальной схемой подчинения. Высшим органом Национального Банка является Правление, а органом оперативного управления – Совет директоров.
Национальный Банк представляет собой единую централизованную структуру с вертикальной схемой подчинения. Высшим органом Национального Банка является Правление, а органом оперативного управления – Совет директоров.
Организационно Национальный Банк включает центральный аппарат, 16 территориальных филиалов, 2 филиала в городе Алма-Аты (Банкнотная фабрика и Центр кассовых операций и хранения ценностей), Представительство Национального Банка в Российской Федерации, 4 подотчетные организации (Республиканские государственные предприятия на праве хозяйственного ведения «Казахстанский центр межбанковских расчетов», «Банковское сервисное бюро», «Казахстанский монетный двор», «Автобаза Национального Банка Республики Казахстан»). В структуре центрального аппарата Национального Банка Республики Казахстан функционируют 9 департаментов, 11 самостоятельных управлений и 1 самостоятельный отдел.
Государственное регулирование банковской деятельности в рыночной экономике осуществляется, прежде всего, в рамках самой банковской системы и находит свое выражение в воздействии на коммерческие банки Национального банка. Оно необходимо для осуществления законодательно определённых задач общественного воспроизводства.
Национальный банк Республики Казахстан, как и центробанк любой страны, решает задачу контроля объёма и структуры денежной массы в обращении. Важно, иметь ввиду, что в рыночной экономике эмиссия денег осуществляется преимущественно в процессе депозитно-ссудных операций коммерческих банков, которые в отличие от Нацбанка суть функционирующие кредитные учреждения, непосредственно связанные со сферами производства и обращения. Именно через влияние на эти учреждения, в частности на динамику их депозитов, на их активные, прежде всего ссудные, операции Национальный банк РК оказывается в состоянии регулировать макроэкономические процессы.
Одна из ключевых задач Национального банка Республики Казахстан по управлению денежно-кредитными отношениями – обеспечение надежности и поддержание стабильности банковской системы, позволяющие избежать разрушительных для экономике банкротств банков. Это во многом определяется макроэкономической средой и коммерческими банками, потому что без них вообще невозможно выполнение Национальным банком своих задач:
Рассматриваемая задача Национального Банка Республики Казахстан достигается в процессе решения таких двух конкретных проблем, как регулирование рынка кредитных ресурсов и защита вкладчиков коммерческих банков от финансовых потерь, весьма вероятных, пока банки эти ещё весьма слабы.
Воздействие Национального банка на деятельность коммерческих банков осуществляется по следующим основным направлениям:
1. Создание общих
2. Проведение мер денежно-
3. Установление экономических
Воздействие Национального банка на деятельность коммерческих банков может осуществляться методами, носящими как сугубо экономический (т.е. косвенный), так и экономико-административный (прямой).