Банковская система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 14:34, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучить необходимость и сущность кредита, кредитной системы, банковской системы и ее влияние на осуществление денежной политики государства.

Объектом исследования выступает процесс формирования и реализации кредитно-банковской политики Украины.

Предметом исследования выступает механизм функционирования и дальнейшие пути развития кредитно-банковской системы.

Содержание

Вступление 5
Кредитная система

1) необходимость и сущность кредита, его виды 6 2) процент за кредит 11 3) кредитная система и ее основные структурные элементы 13
Банковская система

1) понятие банка, его виды и основные функции 13 2) парабанки 22 3) межбанковские объединения. 23
Влияние банковской системы на осуществление денежной политики государства
кейнсианстский подход к денежной политике; 24
монетаристский подход к денежной политике; 26
денежная политика в Украине. 27

Выводы 30

Литература 32

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 82.05 Кб (Скачать документ)
  • Инвестиционные компании, фонды. Они выпускают и продают собственные ценные бумаги, в основном мелким индивидуальным инвесторам. На полученные деньги покупают ценные бумаги предприятий и банков, обеспечивая акционерам доход в виде дивидендов по акциям инвестиционных компаний.
  • Лизинговые компании. Эти компании покупают предметы долговременного кредитирования (машины, оборудования, транспортные средства и т. п.) и предоставляют их в долгосрочную аренду (на 5 – 8 лет и более) фирме-арендатору, которая постепенно оплачивает лизинговой компании стоимость взятого в аренду имущества.
  • Факторинговые компании. Они покупают дебиторскую задолженность клиентов, связанную с поставкой товаров или предоставлением услуг.
  • Страховые компании. Этого вида компании образуются для возмещения возможных убытков вследствие стихийного бедствия, других неблагоприятных условий. Страховые компании владеют достаточно значительными и стойкими денежными ресурсами, которые вкладывают в долгосрочные ценные бумаги с фиксированными сроками (в облигации промышленных компаний).
  • Пенсионные фонды. Эти фонды образуются для обеспечения населения деньгами на период после выхода на пенсию (выплаты пенсий). Они владеют значительными суммами денежных средств, которые вкладывают в акции и облигации разных предприятий. То есть пенсионные фонды аккумулируют деньги, в основном, с вкладов работников в фонд социального страхования. Среди них выделяют фонды, которые не инвестируют свои деньги в ценные бумаги (а значит, выплачивают пенсии только с текущих поступлений и доходов), и те, которые инвестируют (и, кроме традиционных источников выплаты пенсий, еще получают часть денег на эти цели из инвестиций в ценные бумаги), а также те, которые управляют страховые компании или предприятия (или по их доверенности банки). Так, часть доходов наемных работников, которые отчисляются в пенсионные фонды, в Австрии в конце 90-х гг. составила 15 % (а капиталистов 5 %), в Великобритании – соответственно 2 и 4 %, во Франции – 2 и 3 %, в Швейцарии – 5 и 9 %. Но отчисление капиталистов в эти фонды через механизм цен в значительной мере перекладываются на потребителей. Общая сумма активов пенсионных фондов в странах ЕС составляет почти 4 трлн. дол, а в расчете на одного жителя – приблизительно 15 тыс. дол.

                     Контроль над основной частью  собственности пенсионных фондов  совершают, в большинстве, самые могущественные коммерческие банки и некоторые другие финансово-кредитные предприятия. Большая часть собственности пенсионных фондов инвестируется в ценные бумаги. Норма прибыли этих фондов в среднем превышает  10 %.

    • Финансовые компании специализируются на кредитировании продажи  потребительских товаров на оплату, а также предоставляют коммерческие кредиты.
    • Ломбарды предоставляют кредиты под залог движимого имущества, обычно, это краткосрочные – до трех месяцев – кредиты на потребительские цели.
    • Другие: трастовые компании, кредитные товарищества и т. д.

                     Закономерностями развития кредитной  системы в современных условиях  являются увеличение роли небанковских финансово-кредитных институтов, их срастание с промышленными, торговыми, транспортными компаниями, процесс транснационализации их деятельности, усиление конкурентной борьбы между ее основными субъектами и др.

                    Эти закономерности модифицируются  спецификой исторического развития  отдельных стран, особенностями  антитрестовского законодательства  и другими показателями. Так, в США коммерческим банкам запрещено скупать акции промышленных корпораций (а операции с ценными бумагами могут совершать только специализированные инвестиционные банки), в ФРГ, например, такого запрета нет.

    1. Межбанковские объединения.

                      На современном этапе существует  большое количество разнообразных  межбанковских объединений, образование которых основывается как на добровольном объединении самостоятельных банков (слитие), так и на правах собственности, контроля, централизованного управления, прямого подчинения и зависимости (поглощения).

                      Главные представители межбанковских  объединений:

  • Ассоциативно коммерческого типа – консорциумы и картеля;
  • Корпоративного типа – концерны и тресты.

                      Банковский консорциум (или синдикат) – это временное объединение  на основе договора нескольких банков для общего проведения кредитных, гарантийных или других банковских операций, прежде всего для выпуска ценных бумаг. Главной целью консорциума являются: увеличение объемов операций через концентрацию ресурсов, распределение рисков, что предоставляет возможность ограничить потери для каждого участника консорциума в случае неплатежей заемщиков. 

                     Банковский картель – объединение  крупных банков, в основе которого  содержится договор о распределении сфер деятельности (согласование и проведении единой политики при установлении процентных ставок и выплаты дивидендов, условий кредитирования и другое).

                     Банковский концерн – договоры  между формально независимыми  банками  под финансовым контролем  могущественного из них, который  устанавливается с помощью скупки контрольного пакета акций. Их разновидностью являются банковские группы, то есть совокупность банков, которую контролирует одно акционерное товарищество, специально организованное для скупки контрольных пакетов банковских акций. Они получили название банковских холдингов.

                      Банковский трест – монопольное  объединение банков, которое образуется  вследствие объединения собственности  банков (объединения капиталов и  общего управления ими), которые входят в его состав. При этом последние теряют юридическую, коммерческую самостоятельность и  подчиняются единому органу управления. В отличие от концерна, трест основывается не на акционерной, а на паевой форме собственности.

                      С учетом сказанного, можно определить, что банковская монополия в  политэкономическом аспекте означает сосредоточивание значительной части активов в отдельных самых могущественных банковских предприятиях (или объединениях нескольких крупных банков), и отношения экономической собственности между собственниками этих предприятий и наемными работниками, а также другими участниками кредитных отношений по поводу присвоения таких активов, аккумулирование депозитов и их предоставления в кредит по ссудному проценту. Например, каналы американского кредитного рынка ежегодно аккумулируют около 600 млрд. дол.

  1. Влияние банковской системы на осуществление денежной политики государства
      1. Кейнсианстский подход к денежной политике.

                      Основные положения  кейнсианстского  подхода заключаются в следующем:

    • Посредством кредитно-денежной политики государство способно влиять на инвестиции и на экспортные возможности экономики;
    • Главным средством влияния является процентная ставка, уровень которой меняется с изменением предложения денег;
    • Если в стране существуют недоиспользованные ресурсы, то с целью  их стимулирования правительство проводит политику «дешевых» денег, средствами которой являются:
      • выкуп у населения государственных ценных бумаг;
      • уменьшение нормы обязательных резервов, а значит, увеличение тех средств, которые могут быть предоставлены в кредит;
      • сокращение учетной ставки, под которую центральный банк дает кредиты коммерческим банкам.

      В результате таких действий увеличивается предложение  денег. Логику такого подхода можно  проиллюстрировать схемой (рис.2); 
       

     

                                                  

                                                Рис.2 Политика «дешевых» денег 

    • Если в  стране инфляция, то правительство  проводит политику «дорогих» денег, средствами которой является: 
      • продажа государственных ценных бумаг населению;
      • увеличение нормы обязательных резервов и, соответственно, уменьшение тех средств, которые банки могут предоставлять в кредит;
      • увеличение учетной ставки процента.

      При таких  условиях кредитные учреждения вынуждены  сократить предоставление ссуд. Предложение денег сокращается. Последствия этого можно увидеть на схеме (рис.3). 
       

     

                                         Рис.3 Политика дорогих денег 

                        Политика «дешевых» и «дорогих»  денег может влиять на курс  национальной валюты, на соотношение экспорта и импорта. Высокая процентная ставка при политике «дорогих» денег побуждает иностранных инвесторов вкладывать средства в национальную экономику. Однако инвестиции возможны только в валюте той страны, в экономику которой вкладывается капитал.

                       Следовательно, спрос на валюту  этого государства возрастает, соответственно растет и ее курс. Политика «дешевых» денег приводит к падению валютного курса и делает товары страны относительно дешевыми для зарубежных потребителей. Это способствует расширению экспорта, и наоборот, повышение курса ведет к его сокращению.

      1. Монетаристский подход к денежной политике. 

                          Основные положения:

    • Предложение денег – важнейший фактор, определяющий уровень производства, занятости, цен;
    • Основная формула монетаристской теории:

      М*V=P*Q,

      Где M – предложение денег;

              V – скорость обращения денег;

            P – средняя цена, по которой продается каждая физическая единица национального продукта;

            Q – объем (количество) товаров и услуг.

      Соответственно  произведение М*V – общие расходы покупателей; произведение P*Q – объем реализованного продукта, или общая выручка продавцов.

  • Монетаристы утверждают, что скорость обращения денег относительно стабильна. Поэтому именно количество денег является тем фактором, который указывает решающее влияние на объем реализованного продукта (P*Q).

                       В отличие от кейнсианцев, монетаристы  считают, что изменение предложения денег влияет на весь совокупный спрос, а не только на инвестиции. Логика монетаристской денежной политики прослеживается на схеме (рис.4). 
 
 

       

                    Рис.4 Логика монетаристской денежной  политики 

                    Следовательно, монетаристская денежная  политика предполагает такие  условия:

 а) кредитно-финансовые  учреждения, проводящие денежную  политику государства, регулируют предложение денег;

б) предложение  денег ежегодно должно возрастать, так же, как ВНП, то есть примерно на 3-5 %;

в) предложение  денег определяет совокупный спрос, который должен возрастать в соответствии с ростом ВНП, что исключает инфляцию.

                    Если общество страдает от  инфляции и приоритеты в государственной  политике отданы антиинфляционным мероприятиям, то монетаристская теория регулирования является наиболее целесообразной.

                          3) Денежная политика в Украине.

                      Денежную политику в Украине  в современное время нельзя  назвать ни кейнсианстской, ни монетаристской. Следствием такой неопределенной денежной политики являются:

    1)кризис платежей;

    2)постоянный  дефицит кредитных ресурсов;

    3)неконтролируемая  денежная эмиссия.

Информация о работе Банковская система