Банкротство и ликвидация предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:52, курсовая работа

Описание

Объективным процессом рыночной экономики, основанной на конкуренции, является постоянный переток капиталов в наиболее доходные сферы, перераспределение собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным. Осуществляется данное перераспределение посредством процедуры банкротства. Поэтому в любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма регулирования рыночных отношений является процедура банкротства.

Содержание

Введение
Банкротство предприятия (организаций) как экономическое явление
Сущность, причины и признака банкротства
Государственная политика относительно проблемы банкротства
Этапы и процедура нарушения дела о банкротстве
Экономическая характеристика предприятия
Ликвидация предприятия
Процедура ликвидации предприятия.
Следствия ликвидации и формы реализации имущества обанкротившегося предприятия
Выводы и предложения
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по эконмике 2013.doc

— 733.50 Кб (Скачать документ)

 

Показатели эффективности использования  употребленных производственных ресурсов в течение исследуемого периода стремительно растут, кроме зарплатоотдачи. Зарплатоотдача в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилась лишь на 1,36 %. Амортоотдача увеличилась на 54,14 %, материалоотдача - на 100,54 %.

Норма прибыли на авансированный капитал  увеличилась на 0,0003 % и представляет в 2012 году 0,0156 %. Это значит, что на предприятии увеличился степень рациональности использования производственных ресурсов, задействованных в производстве.

Норма прибыли на собственный капитал  снизилась на 0,0002 % и представляет 0,0210 %.

Рентабельность основного и  оборотного капитала уменьшилась на 0,0080 % и 0,0162 % соответственно и представляет 0,009 и 0,031 %.

Эффективность использования авансированного  капитала на стадии производства в  течение трех лет растет и представляет в 2012 году 0,314 грн./грн. Отклонение от 2012 года представляет 81,82 %.

 

 

3. Ликвидация предприятия

 

3.1. Процедура ликвидации предприятия.

 

В мировой практике процедура  банкротства состоит в том, что кредиторы (физические и юридические лица, которым должно данное предприятие) добиваются санации или ликвидации банкрота. Собственники предприятия теряют право собственности на имущество предприятия-банкрота, а созываемое собрание кредиторов решает судьбу предприятия. При этом могут быть использованы два варианта:

  • ликвидация предприятия;
  • санация.

В случае ликвидации предприятия  право собственности в отношении имущества передается в судебном порядке уполномоченному на то лицу (органу) — ликвидатору (или синдику), задача которого состоит в продаже целого предприятия или его части с целью удовлетворения требований кредиторов.

На практике иногда возникают  случаи, когда рыночная цена имущества предприятия не может компенсировать средства кредиторов, вложенные в ликвидируемое предприятие. Тогда кредиторы на свой риск пробуют провести санацию предприятия, то есть возобновить его работу, но при смене аппарата управления и проведении комплекса оздоровительных мероприятий.

Ликвидация недееспособных предприятий имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

К недостаткам банкротства можно отнести:

  • потерю работниками ликвидируемого предприятия рабочих мест и обострение в этой связи социальной напряженности в обществе;
  • потерю кредиторами (банками, инвестиционными компаниями, фондами, государственным бюджетом и т.п.) значительных средств, вложенных в обанкротившееся предприятие;
  • распыление и омертвление неликвидного имущества вследствие того, что порой ликвидаторы не могут найти для него покупателей.

Достоинствами банкротства являются:

• закрытие нерентабельных производств, что приводит к снижению издержек и повышению эффективности общественного производства;

  • высвобождение ресурсов, вовлеченных в неконкурентоспособное производство;
  • ротация менеджерского персонала, обеспечивающая рост квалификации, усиление предприимчивости, заинтересованности работников аппарата управления и рабочих в конечных результатах своей деятельности;
  • приобретение опыта и формирование эффективной инвестиционной политики инвестиционными организациями и т.п.(20)

Мировой практике известно два противоположных подхода к проблеме критерия банкротства. Первый подход - объективный: должник признается банкротом, если не имеет средств расплатиться с кредиторами, о чем делается вывод из неисполнения под угрозой банкротства обязательств на определенную сумму в течение определенного времени. Если должник под страхом ликвидации в результате банкротства не способен изыскать средства (например, реализовав часть дебиторской задолженности) для удовлетворения интересов кредиторов, то такой должник не в состоянии функционировать в рыночных условиях; более того, его деятельность может нанести ущерб интересам кредиторов (как реальных, так и потенциальных). Описанный критерий получил название критерия неплатежеспособности либо потока денежных средств.

Второй подход к критерию банкротства  заключается в том, что банкротом  может быть признан должник, стоимость  имущества которого меньше общего размера  его обязательств. При этом не имеет  значения, насколько размер задолженности  превышает установленный законом минимальный для признания банкротства, насколько просрочена эта задолженность по сравнению с установленным минимальным сроком просрочки. При использовании этого критерия (он получил название критерия неоплатности либо структуры баланса) предприятие-должник имело возможность годами не исполнять свои обязательства, для чего нужно было делать только одно - поддерживать размер задолженности на уровне чуть меньшем, чем стоимость активов. Признать такого должника банкротом было невозможно, даже если он явно пользовался в своих интересах описанной ситуацией.

Таким образом, банкротство – это  один из легальных механизмов обновления и реформирования наших предприятий; это механизм развития путем эффективного перераспределения собственности. Банкротство далеко не всегда означает ликвидацию предприятия. Как уже отмечено выше, в развитии любого предприятия просматриваются определенные закономерности, которые могут отличаться скоростью протекания и амплитудой уровня развития. Проследим их по схеме жизненного цикла предприятия (рис.3). В нем можно выделить следующие стадии: стадия 1 - зарождение; стадия II — развитие; стадия III - бурный рост; стадия IV - стабильное развитие; стадия V — появление тенденции спада; стадия VI — активный спад, стадия VII — банкротство; стадия V1I1 —- ликвидация деятельности.

Однако ликвидация деятельности предприятия  не всегда совпадает с ликвидацией  самого предприятия. Так, на рисунке  между жизненными циклами Б  и В существует временной лаг Т, т.е. предприятие, исчерпав все свои резервы в период функционирования в цикле Б, может продлить свою жизнь в цикле В лишь при условии сторонних финансовых инъекций. В период же Т предприятие претерпевает кризис. Такой жизненный путь характерен для большинства отечественных предприятий, адаптированных к бюджетным ассигнованиям.

 


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.1. Жизненный цикл предприятия

 

Однако существует и другой путь. Кризис можно предотвратить, если вовремя  переориентировать направление  деятельности предприятия. Это означает необходимость выделения финансовых средств из прибыли, получаемой от успешно развивающейся деятельности в период стабильного развития предприятия, на маркетинговые исследования и перепрофилирование этой деятельности в будущем. Причем стадия развития нового вида деятельности должна совпасть со стадией появления тенденции спада в результатах осуществляемой деятельности. В этом случае скачок в развитии предприятия в переходный период будет сглажен (на рисунке — линия О), так как влияние негативной тенденции на жизнедеятельность предприятия будет ослаблено наложением позитивной тенденции в развитии новой деятельности. Таким образом, жизненный цикл предприятия можно продлить. Это идеальная модель жизни предприятия. В действительности предпринимательская деятельность всегда связана с риском. При наступлении рискового случая возникает потребность в финансовом оздоровлении «неудачников».

Различают два вида тактики финансового  оздоровления:

-  Защитная — проведение сберегающих мероприятий, основу которых составляет сокращение всех расходов, связанных с производством и сбытом продукции, содержанием основных фондов и персонала.

-  Наступательная — проведение мероприятий реформаторского характера, направленных на приток инвестиций извне либо обеспечение условий для их поступлений в любой форме: от реализации производства, венчурного капитала, кредитов, капитала за счет повышения эффективности использования имущества, включая фондовый портфель, истребование государственной поддержки, налоговых льгот, участие в конкурсах инвестиционных проектов.

Из сказанного можно сделать  вывод, что основная задача управления банкротством предприятий заключается  не в том, чтобы предотвратить кончину какой-либо деятельности его, которая неизбежна в силу объективных обстоятельств, а в том, чтобы при выявлении диагноза этой кончины направить все усилия на качественное преобразование этой деятельности на базе умирающей.

 

 

 

3.2. Следствия ликвидации  и формы реализации имущества  обанкротившегося предприятия

 

В современном украинском законодательстве нет однозначного толкования понятий ликвидационной стоимости и начальной цены продажи имущества с аукциона (далее в тексте статьи для упрощения используется термин “начальная цена”). Выработка практических подходов к расчету указанных видов стоимости является актуальной проблемой. Ее особая злободневность связана с массовым характером, который приобрели в последние 2 года случаи банкротств предприятий, наложение взысканий и арест имущества должников, реализация объектов налогового залога, а также отчуждение основных средств госпредприятий.

Два основных обстоятельства являются обязательными для квалификации вида стоимости, как ликвидационной:

а) объект оценки продается в сроки, слишком короткие для проведения адекватного маркетинга, необходимого для его продажи по рыночной цене;

б) ввиду того, что ни один разумный собственник не будет продавать  имущество в неоправданно короткие сроки, подобная “быстрая” продажа  всегда является вынужденной, независимо от конкретных побуждений, которыми руководствуется продавец.

Продажа в короткие сроки, безусловно, приводит к потерям. Поэтому соотношение между рыночной и ликвидационной стоимостью может быть выражено простейшей формулой:

 

Сл = Ср * Кл, где Кл – коэффициент ликвидности, причем 0 < Кл

 

В спорах относительно пресловутого Кл сломано немало копий. Наверное, не будет ошибкой предположение о том, что разработка универсальной формулы определения степени ликвидности объекта оценки, является задачей трудноосуществимой. Ликвидационная стоимость может быть определена исходя из большого количества данных о реальных продажах имущества и об условиях этих продаж, на базе накопленной оценщиком информации и систематического отслеживания конъюнктуры рынка. К сожалению, рынок нежилой недвижимости, как и рынок промышленных машин и оборудования является сегодня, во-первых, недостаточно прозрачным, а во-вторых, по-прежнему малоактивным.

Тем не менее, общие факторы, влияющие на величину коэффициента ликвидности, обозначить можно. Главные из них:

  • общая инвестиционная привлекательность объекта, зависящая от его функционального назначения, месторасположения (для недвижимости), физического состояния и других факторов, прямо влияющих на уровень спроса;
  • абсолютная величина рыночной стоимости объекта – с ростом рыночной стоимости, как правило, падает ликвидность, что объясняется уменьшением количества потенциальных покупателей, необходимостью аккумуляции значительной массы денежных средств в короткие сроки и т.п.;
  • конкретная дата оценки – общая ситуация на рынке подвержена значительным колебаниям, влияющим на соотношение спроса и предложения на конкретный вид имущества;
  • важнейший фактор – длительность продажи; при увеличении длительности экспозиции объект может быть продан дороже;
  • уровень маркетинга – термин “адекватный” в определении МКСОИ вовсе не формальность; объект можно экспонировать на рынке достаточно долго, но неэффективными средствами.

Весьма примечательной является формулировка ликвидационной стоимости, данная в  Методике оценки стоимости имущества  во время приватизации (Утверждено постановлением КМУ от 22.07.199 г. № 1114): “вероятная цена, за которую имущество может быть продано на рынке на дату оценки с учетом срока продажи, определенного ликвидационной комиссией”. Подобная формулировка позволяет при оценке имущества предприятий-банкротов прямо руководствоваться общепринятым в практике оценки подходом, исходя из концепции ликвидационной стоимости. В соответствии с Законом Украины “О банкротстве” все действия ликвидационных комиссий должны быть направлены на удовлетворение требований кредиторов, в первую очередь, за счет продажи имущества предприятия-банкрота. Продажа имущества осуществляется в соответствии с Законом Украины “О приватизации небольших государственных предприятий (малой приватизации), а оценка – в соответствии с вышеуказанной Методикой.    

Таким образом, продавцу в лице ликвидокомиссии предоставлено право удовлетворять претензии кредиторов с неизбежными в процессе быстрой распродажи потерями.

Практически во всех других случаях  законодательством Украины предписано продавать имущество с аукционов по рыночным ценам. Следует отметить, что срок продажи имущества с таких аукционов установлен всего в 30 дней с возможным повторным выставлением объектов на аукцион еще на 30 дней с понижением стартовой цены. В то же время, по мнению многих специалистов, срок экспозиции для продажи большинства крупных объектов недвижимости и целостных имущественных комплексов по рыночной стоимости составляет 0,5 – 1 год.

Именно эти обстоятельства позволяют  предположить, что во многих случаях имущество на наших аукционах продается не по рыночной цене, а по цене, близкой к ликвидационной. Речь идет, в первую очередь, о недвижимости и имущественных комплексах, требующих и более длительного периода продажи, и маркетинга более серьезного, чем одно объявление в “Ведомостях приватизации” или местной прессе. В целом у нас сложилось об аукционе, как способе продажи, несколько искаженное представление. На наших аукционах продаются отнюдь не дорогостоящие реликвии, да и участники аукционов менее состоятельные, чем покупатели реликвий. Аукцион, в общепринятом смысле этого слова, есть способ быстрой распродажи имущества.

Косвенным подтверждением правомерности  такого отношения к аукциону является предусмотренная соответствующими законодательными и нормативными актами возможность снижения стартовых цен перед повторными аукционами, а в некоторых случаях – на самих аукционах. Тем не менее, четко оговоренная возможность продажи имущества с аукциона по ликвидационной стоимости предусмотрена законодательством только для предприятий-банкротов.

Информация о работе Банкротство и ликвидация предприятий