Банкротство и ликвидация предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:52, курсовая работа

Описание

Объективным процессом рыночной экономики, основанной на конкуренции, является постоянный переток капиталов в наиболее доходные сферы, перераспределение собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным. Осуществляется данное перераспределение посредством процедуры банкротства. Поэтому в любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма регулирования рыночных отношений является процедура банкротства.

Содержание

Введение
Банкротство предприятия (организаций) как экономическое явление
Сущность, причины и признака банкротства
Государственная политика относительно проблемы банкротства
Этапы и процедура нарушения дела о банкротстве
Экономическая характеристика предприятия
Ликвидация предприятия
Процедура ликвидации предприятия.
Следствия ликвидации и формы реализации имущества обанкротившегося предприятия
Выводы и предложения
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по эконмике 2013.doc

— 733.50 Кб (Скачать документ)

Как следует, расчет начальной цены продажи имущества с аукционов, как особого вида стоимости, отличного от понятия рыночной или балансовой стоимости, возможен в случаях:

- приватизации;

  • отчуждения ОФ госпредприятий;
  • продажи имущества банкротов;
  • продажи заложенного имущества госпредприятий (учитывая неопределенность формулировки п.6 Положения, возможно – продажи заложенного имущества предприятий всех форм собственности).

Во всех остальных случаях мнение оценщика относительно порядка определения  начальной цены особого значения не имеет, так как организатор аукциона ограничен в своих действиях рамками требований соответствующих документов. Наиболее проблематичной в этой связи представляется продажа объектов налогового залога. Даже очень привлекательное имущество, выставленное на аукцион в соответствии с требованиями постановления КМУ от 22.06.1998 г. № 941, в некоторых случаях может стать совершенно неинтересным из-за несуразно высокой стартовой цены, которая должна быть не ниже балансовой стоимости.

Вернемся к основной теме статьи – к аукционам, начальная цена имущества на которых определяется экспертным путем в соответствии с Методикой оценки стоимости имущества во время приватизации.

В каких случаях вообще может  возникнуть необходимость экспертной оценки начальной стоимости? Ведь есть законный и достаточно простой метод, не требующий привлечения оценщиков – оценка на основании данных бухгалтерского учета без учета последней индексации ОФ. Как известно, балансовая стоимость основных фондов без учета последней индексации почти во всех случаях значительно ниже их рыночной. Следовательно, если продавцом принято решение об экспертной оценке начальной цены, значит, он опасается, что реальный торг может не состояться и объект может быть продан за бесценок. Это в свою очередь приводит к выводу, что от всяких крайностей, наподобие определения стартовой цены в 1 доллар, оценщику следует сразу отказаться. Начальная цена должна быть, как минимум, выше определенной согласно данных бухучета без индексации по состоянию на 01.04.1996 г.

Если согласиться с последним  утверждением, то выбор оценщика ограничивается тремя возможными подходами к  начальной цене, которая может  быть:

- ниже рыночной стоимости в  разумно обоснованных пределах;

- выше рыночной стоимости;

- равной рыночной стоимости.

Целесообразность использования  начальных цен на уровне рыночной стоимости, а тем более, выше рыночной стоимости, вызывает большие сомнения.

Практика аукционных и биржевых продаж показывает, что однажды выставленный на продажу по высокой цене объект зачастую не удается продать даже после 2-3 кратного снижения цены. Объяснение этому простое – потенциальные покупатели, изначально потеряв интерес к объекту, переключаются на поиск альтернативного объекта. Не следует забывать, что сегодня, при значительном превышении предложения над спросом, условия на рынке диктует покупатель, а не продавец. Кроме того, вторичный рынок недвижимости и оборудования в отличие, скажем, от 1995-96 г.г. – это реальность. Лишь очень заинтересованный в конкретном приобретении покупатель может терпеливо ждать, пока организатор торгов понизит цену до разумных пределов.

Жесткие правила продажи имущества  с аукционов, в первую очередь, короткий срок продажи, препятствуют привлечению  на аукцион необходимого количества покупателей, а тем более – готовых торговаться в ценовом диапазоне, превышающем рыночную стоимость

Единственно обоснованной и эффективной, в смысле достижения конечного результата, является начальная цена ниже рыночной стоимости, а именно – на уровне ликвидационной. Оценщик должен учитывать, что на квалифицированно подготовленном и проведенном аукционе определенная им стартовая цена должна обязательно вырасти. Иначе – это не аукцион, не прилюдные торги и не конкурентная продажа. Это – банальный выкуп, который в большинстве рассмотренных нами случаев не предусмотрен. Именно поэтому основная задача оценщика – определить тот минимум, ниже которого продавать объект ни при каких обстоятельствах нельзя, и который находится на уровне ликвидационной стоимости.

Теоретически правильным выглядит анализ статистики аукционных продаж для выявления наиболее часто повторяющегося предельного количества шагов на аукционах по продажам соответствующих видов имущества. К сожалению, такая статистика никакому анализу и обобщению не поддается. Первой и главной причиной этого является искомая нами величина – используемая на аукционах стартовая цена, которая чаще всего определяется нормативным путем и не имеет ничего общего с рыночной стоимостью.

Как отмечалось выше, условия проведения аукционов мало способствуют продаже имущества по рыночным ценам. Тем не менее с учетом присущего профессионально организованным аукционам элемента азарта покупателей, вполне реальна продажа на них имущества по максимально близким к прогнозам оценщика ценам. Именно поэтому наиболее обоснованным является выбор цен, близких к ликвидационным, в качестве начальных.

Однако следует отметить важное различие между подходами к расчету  ликвидационной стоимости и начальной  цены.

Ликвидность разных объектов при прочих равных условиях прямо зависит от их инвестиционной привлекательности. Разумно долгий период, при котором и цена продажи объектов будет соответствовать рыночной стоимости, не одинаков и также зависит от их инвестиционной привлекательности. Продавая с аукционов объекты с разной степенью привлекательности, но на протяжении одинакового периода, продавец (разумеется, и оценщик) должен учитывать следующее.

Практика аукционных продаж показывает, что малопривлекательные объекты  следует выставлять на торги по ценам, незначительно ниже их рыночной стоимости (на 1-2 аукционных шага), а привлекательные – на уровне их ликвидационной стоимости. Малопривлекательные объекты, предлагаемые по низким ценам, обычно, не достигнув на аукционах своей рыночной цены, либо продаются по демпинговым ценам, либо снимаются с торгов лицитатором. И наоборот – привлекательные объекты, выставляемые на аукцион по низким ценам, имеют больше шансов привлечь внимание большого количества покупателей; именно в этом случае есть все основания ожидать ажиотажа во время торгов.

Объяснение этим явлениям весьма простое. Объекты с низкой привлекательностью требуют более длительного срока  экспозиции для привлечения хотя бы двух покупателей. Поэтому рассчитывать на значительный рост цены во время  продажи таких объектов на аукционе при минимальном количестве участников не приходится.

Таким образом, одинаковый подход в  расчетах ликвидационной стоимости  и начальной цены (т.е. чем выше ликвидность объекта, тем выше должен быть уровень его начальной цены), ведет к парадоксальному результату. При таком подходе можно не достичь цели аукциона – продажи имущества по цене, максимально близкой к рыночной стоимости.

 

 

 

Выводы и предложения

 

В заключение следует отметить, что  одной из категорий рыночного  хозяйствования является банкротство (несостоятельность) хозяйствующих субъектов. Вся жесткость рыночного механизма объясняется тем, что банкротство предприятий и определенный уровень безработицы являются своего рода платой за результативность хозяйственной деятельности.

Банкротство – стало фактом. С одной стороны банкротство – крах, гибель предприятия. Но с другой стороны – это толчок  к изменению  в лучшую сторону, возможность  возрождения  с учетом прошлых ошибок.  Процедуры, используемые в качестве необходимых  для вывода предприятия из кризисного состояния устанавливаются законодательно.

В зависимости от особенностей функционирования предприятий, их места в сложившейся системе хозяйственных связей, роли, которую они играют в региональном хозяйственном комплексе и в соответствующей отрасли, могут быть предложены различные процедуры: продажа предприятия целиком;  преобразование его в акционерное общество и продажа контрольного пакета на инвестиционных торгах, коммерческом аукционе или конкурсе; применение процедур внешнего управления; продажа на инвестиционных торгах с одновременной реструктуризацией капитала; диверсификация производств; ликвидация предприятия как юридического лица возможным сохранением имеющих самостоятельное значение активов предприятия путем продажи их единым имущественным лотом в процессе kонкурсного производства; реструктуризация в рамках санации на основе негосударственных средств.

Опыт работы по делам о несостоятельности (банкротстве) показывает,  что в  случае своевременного и грамотного применения процедур банкротства в отношении предприятий-должников удается достичь снижения кредиторской задолженности, в том числе и по задолженности предприятия своим работникам по заработной плате.

Неизбежное в условиях формирования рыночной экономики реформирование предприятий предполагает создание в обществе законодательных предпосылок для развития эффективных взаимоотношений между предприятиями-заемщиками и заимодавцами, должниками и кредиторами. Одна из таких предпосылок - наличие законодательства о банкротстве, реализация которого должна способствовать предупреждению случаев банкротства, оздоровлению всей системы финансовых взаимоотношений между предпринимателями, а в случае признания должника банкротом - сведению к минимуму отрицательных последствий банкротства для обеих сторон, осуществлению всех необходимых процедур в цивилизованной форме.

Признаком банкротства юридического лица по новому закону считается неспособность  юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

Закон предусматривает ряд процедур, способствующих восстановлению платежеспособности должника, а именно: досудебную санацию - предоставление должнику финансовой помощи, достаточной для погашения денежных обязательств и восстановления платежеспособности; мораторий на удовлетворение требований кредиторов; возможность заключения мирового соглашения на любой стадии процесса; иные меры, которые могут способствовать достижению вышеназванных целей.

Сам процесс банкротства состоит  из ряда сменяющих друг друга процедур: наблюдения - процедуры банкротства, вводимой с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом с целью обеспечения сохранности имущества и проведения анализа финансового состояния должника; внешнего управления - процедуры банкротства, которую арбитражный суд на основании решения собрания кредиторов вводит в целях восстановления платежеспособности должника с передачей полномочий управления должником внешнему управляющему; конкурсного производства - процедуры банкротства, проводимой в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов из средств, полученных путем продажи в установленном порядке имущества должника.

Следует уяснить существующие объективные  условия для массовой несостоятельности  предприятий различных организационно-правовых форм собственности и всего народно-хозяйственного комплекса. Они рождены прежде всего непродуманностью экономической концепции и стратегии развития хозяйства в условиях рыночных отношений, низким качественным потенциалом управленческих кадров.

Введение процедур банкротства  позволяет отсечь заведомо больные  сегменты экономики. Но главное, возникает юридически закреплённая возможность организовать спасение и оздоровление предприятий, не вписавшихся в рынок, посредством антикризисного управления.

Эффективность антикризисного управления во многом зависит от радикально направленных действий арбитражного управляющего, который назначается арбитражным судом и которому передаются функции внешнего управления имуществом должника. Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения его деятельности путем реализации части его имущества и осуществления других организационных и экономических мероприятий.

Безусловно, необходимо принимать  все меры по предотвращению кризисной ситуации. C этой целью необходимо проводить анализ финансового состояния предприятия. Если же предприятие оказалось в долговой яме, необходимо предпринимать комплексные усилия по восстановлению его платежеспособности. Конкретный перечень мероприятий будет зависеть от целесообразности и возможности санации должника, масштаба кризиса и значимости данного предприятия.

Список литературы

 

    1. Агапов Д.Н. Банкротство. // Д.Н  Агапов.  -  М.: ИНФРА-М, 2001
    2. Антикризисное управление: от банкротства – к финансовому оздоровлению/ Под ред. Г. П. Иванова. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1995. – с.130
    3. Андрийчук В.Г. Экономика аграрных предприятий. - К.: ІЗМН, 1996, 2000, 2002 .
    4. Андрийчук В.Г. Экономика аграрного предприятия: Навч.-метод. пособие для самостоятельного изучения дисц. -  К.: КНЕУ, 2000.
    5. Артеменко В. Г., Беллендир М. В. Финансовый анализ: учебное пособие. – Издание 2-е, переработанное и дополненное. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999.
    6.   Архипов А.Е. Процедура банкротства в международном праве. // А.Е.  Архипов. -  М.: ИНФРА-М, 2004
    7. Банкротство. Правовое регулирование. Методические указания. Арбитражная практика. – М.: Издательство «Норма», 1999. – 646 с.
    8. Бандурин В. В., Ларицкий В. Е. Проблемы управления несостоятельными предприятиями  
      в условиях переходной экономики. - М.: Наука и экономика, 1999.
    9. "Баланс" 1999, N 39, N 42 октябрь 1999 г.
    10. Витрянский В. Банкротство: ожидания и реальность // Экономика и жизнь, 1994.
    11. Грамотенко Т. А. Банкротство предприятий: экономические аспекты. – М.: ПРИОР, 1998. – 176 с.
    12. Гуц Д. О. Банкротство – инструмент исполнения денежных обязательств –М.: ПРИОР, 1998. – 109 с.
    13. Давыдова Г.В., Беликов А.Ю. Методика количественной оценки риска банкротства предприятий // Управление риском. –  1999. – № 3. – с.13-20
    14. Жилинский С. Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право ). Курс лекций.- М., Норма-Инфра, 1998г.- 200с.
    15. Закон Украины “О приватизации небольших государственных предприятий (малой приватизации)”.
    16. Закон Украины "Про банкротство" -1992 №31
    17. Иванов Г.П. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоравлению. М. ЮНИТИ 1995.
    18. Экономика предприятий : Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. В.Я. Горфинкеля.- М.: Издательство « Дело и Сервис», 2002г.-800с.
    19. Экономика предприятия. Учебное пособие. Под ред. Хрипача В.Я. Минск: Финансы, учет, аудит, 1997. – 548 с.
    20. Экономика предприятия: Учеб. пособие / В.П. Волков, А.И. Ильин, В.И. Станкевич и др.; Под общ. ред. А.И. Ильина, В.П. Волкова. М.: Новое знание, 2003. – 677 с.
    21. Ковалев А. И., Привалов В. П. Анализ финансового состояния предприятия. Издание 3-е, переработанное и дополненное. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1999. – 196 с.
    22. Ковалев А.П. Диагностика банкротства. – М.: Финстатинформ, 1995. – 157с.
    23. Макаров А. Е., Мизиковский Е. Н. Оценка баланса и несостоятельности предприятия.//Бухгалтерский учет. – 1997. – №3. – с.13-18.
    24. Методика оценки стоимости имущества в ходе приватизации. Утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 22.07.1998 г.
    25. Методические указания кафедры экономики и предпринимательства по выполнению практических занятий, самостоятельному изучению дисциплины «Экономика предприятий»

Информация о работе Банкротство и ликвидация предприятий