Бедность и борьба с ней в развитых странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:06, курсовая работа

Описание

Введение
Бедность как социально-экономическое явление, практически постоянно находящееся в поле зрения ученых и политических деятелей большинства зарубежных стран, для России – категория сравнительно недавняя, и пути ее преодоления недостаточно изучены и разработаны. И хотя в последнее время уделяется большое внимание изучению этого феномена, многие аспекты до сих пор не имеют единой описательной базы. Так, в определении направлений

Содержание

Введение 3
1. Теоретические подходы к характеристике бедности
как социально-экономическому явлению
1.1. Бедность как категория экономического анализа 4
1.2. Факторы определяющие бедность 10
1.3. Измерение бедности: индикаторы и показатели
бедности 16
2. Преодоление бедности, как приоритетная область социальной политики «государства благосостояния»
2.1. Масштабы распространения бедности в мире 22
2.2. Борьба с бедностью как социальный «вектор»
экономического развития 25
2.3. Опыт борьбы с бедностью на примере США 30
Заключение 37
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 298.50 Кб (Скачать документ)
ustify">Многие международные и общественные организации проводят изучение феномена нищеты в различных странах, разрабатывают программы по ее сокращению и осуществляют организационную и финансовую поддержку в реализациях тех или иных проектов. Практически у каждого государства есть собственная стратегическая программа борьбы с бедностью, но никто не может утверждать, что хотя бы в одной стране мира бедность преодолена.

В основе достижений развитых стран в социальной сфере лежит не только стабильная развивающаяся экономика. Наоборот, именно созданная система социального обеспечения позволила добиться успехов в экономике. Экономический рост, высокий уровень занятости, повышение благосостояния наблюдались, прежде всего, в тех странах, где социальная ориентация экономики была наиболее выраженной, поэтому опыт европейских государств представляет для нашей страны особый интерес.

Интересно отметить, что различиям между странами соответствуют и отличия проводимой ими политики в сфере благосостояния населения. При анализе направлений и методов этой политики, преобладающих в странах с различным уровнем развития, можно воспользоваться подходом Л.Ржаницыной. Она отмечает, что, анализируя опыт борьбы с бедностью, следует различать категории - «помощь бедным» и «борьба с бедностью»[24]. Это различные понятия, которые разграничиваются в мировой практике, и следовательно, различаются программы действия.

Если «помощь бедным» связывается с текущей поддержкой тех, кто в данный момент нуждается в жизненных средствах, и ограничена имеющимися у государства ресурсами, то «борьба с бедностью» является более сложной дефиницией, и соответственно задачей, она не ограничивается простым распределением средств. Борьба с бедностью включает меры не только по сокращению численности бедного населения, но и по предупреждению его увеличения, профилактике бедности. Борьба с бедностью выступает как структурированная по группам и стратам составляющая экономической политики, при этом все экономические, финансовые и иные инструменты макроэкономической и региональной политики направлены на повышение уровня жизни населения. В социально ориентированном государстве все элементы экономической политики работают на решение задачи сокращения бедности и повышение уровня жизни населения – это и есть социальный «вектор» экономического развития, связанный с повышением доходов основной массы населения на базе подъема экономики и увеличения национального дохода, механизмов распределения и перераспределения в пользу среднеобеспеченных и малообеспеченных слоев населения.

Социальная ориентация рыночного хозяйства в развитых странах проявляется в том, что социальные параметры задаются законодательно, их реализация фиксируется из бюджета. Меры многочисленных программ по борьбе с бедностью в этих странах на данном этапе развития в больше степени направлены на ее профилактику и предупреждение, так как собственно бедность в этих государствах в основном преодолена. При достигнутом уровне жизни и социальных гарантий в странах с развитой рыночной экономикой произошло переосмысление функций государства, которое теперь призвано выполнять не только функцию защиты, но и развития. России и другим странам необходимо идти именно по этому пути, используя наработанный опыт.

В самом общем смысле система социальной защиты призвана преодолеть социальную незащищенность, то есть риск оказаться за чертой бедности. Вот почему она включает в себя целый комплекс мер, нацеленных на поддержку минимального уровня благосостояния всех категорий населения, сглаживание возможных негативных последствий падения уровня дохода в течение всей жизни (т.е. перераспределение ресурсов в масштабе жизненного цикла человека), а также предоставление страховой защиты на случай «шоковой» потери дохода, например в результате утраты трудоспособности. Эффективность каждого элемента, нацеленного на решение части общей задачи, во многом зависит от его увязки с другими компонентами, составляющих комплекс мер по борьбе с бедностью.

В качестве стратегий «смягчения», то есть выравнивания уровня доходов, программы социальной защиты являются дополнением к индивидуальным усилиям людей – накоплению индивидуальных сбережений, работе в нескольких местах и т.д. Программы выравнивания носят преимущественно страховой характер и наиболее распространенными из них являются программы страхования от временной нетрудоспособности, безработицы, профессиональных заболеваний. Развитая система социального страхования, охватывающая многочисленные категории населения, является характерной особенностью всех без исключения современных социальных государств.

Социальная защита представляет собой такой же фундаментальный компонент и отличительную особенность европейского «государства благосостояния», как демократические и рыночные принципы организации общественно-экономической жизни.

Если в начале 50-х годов XX в. расходы на государственные социальные программы (социальное страхование и обеспечение) в большинстве западных стран составляли около 7-10% от ВВП, то в 60-90-х годах они динамично увеличивались (около 8% в год), что вдвое превышало темпы роста ВВП. За период с 1960г. по 1987г. в Великобритании они повысились в 2,8 раза, в США – в 3,7, во Франции – в 4,6, в Швеции – в 5,1, в Японии – в 12,8 раза. К середине 70-х годов на их долю приходилось от 20% ВВП (Япония и США) до 30% ВВП (в ряде стран Евросоюза)[25].

              С конца 80-х годов в Западной Европе получили распространение выплаты, которые не являются ни собственно пособием, ни выплатами по социальной системе страхования. Примером служит французская система минимального гарантированного дохода (МГД), введенная в 1988 г.[26] Это особый тип права-контракта: система носит универсальный характер, это не адресная помощь, получение МГД доступно всем, но при одном условии – следует предпринимать усилия по возвращению на рынок труда. Учитывается индивидуальная ситуация (нужда в профессиональной подготовке, психологической поддержке, предоставлении возможности участвовать в общественных работах и т.д.)

В рамках МГД действуют программы:

      содействие молодежи, попадающей на рынок труда;

      помощь безработным в переквалификации и профессиональной адаптации;

      трудоустройство лиц с низкой квалификацией;

      меры по возвращению к труду лиц, длительное время оставшихся без работы.

В контрактах оговаривается работа на неполное рабочее время, оплата идет в размере половины SMIC (растущего минимального дохода). Контракты заключается преимущественно с организациями социального сектора – коммунами, общественными организациями и предприятиями – мелкими производителями товаров и услуг. При этом 65-85% оплачивается государством. Работодатели освобождаются от выплаты взносов в систему социального страхования, что делает рабочие места рентабельными. Таким образом, на персональном уровне происходит «профессиональная интеграция», а на уровне города – развивается социальная инфраструктура.

              Основной проблемой таких выплат и подобных систем является значительная ограниченность финансовых ресурсов, этим, и определяется выбор многими государствами адресной социальной помощи в качестве приоритетного метода социальной защиты. В большинстве развитых стран все работающие население вкладывает денежные средства в область социального страхования, касающуюся выплаты пенсий, пособий по нетрудоспособности, болезни и безработице. Подобное социальное страхование компенсирует существенную часть утраченного дохода, при этом размеры пособий напрямую связаны с предыдущими заработками. В результате финансирование социального обеспечения осуществляется главным образом за счет взносов работников и работодателей, эти источники являются главными. Тем самым получается, что государство берет на себя расходы на социальное обеспечение только отдельных категорий населения, которым недоступны услуги социального страхования, а таких меньшинство. Программы предоставления помощи принимают форму пособий по малообеспеченности, которые назначаются только после проверки нуждаемости.

              Очевидно, что борьба с бедностью – это не только увеличение размеров социальных выплат и пособий, но в первую очередь создание новых рабочих мест, помощь в трудоустройстве, поддержка малого и среднего бизнеса.

              Наряду с общими, во всех экономически развитых странах предпринимаются специальные меры, направленные на борьбу и профилактику бедности, изучение которых позволит использовать наиболее действенные из них. Так, опыт Германии богат наработками в области социального страхования, социальная защита в Германии является одной из самых результативных в мире. В борьбе с бедностью полезен опыт благотворительности, которая широко развита в США. Стоит обратить внимание на стратегию вспомоществования трудоспособным гражданам США, которая нацелена на активизацию и стимулирование личной ответственности людей, в том числе одиноких матерей с детьми, за свое материальное благополучие, получение образовательной и профессиональной подготовки, интеграцию в общественное производство. В 1998 году в Великобритании была разработана новая государственная программа вспомоществования «Новый курс» (New Deal), в которой упор был сделан на разрешение проблем неблагополучных районов. Вопросы привлечения местных властей к решению проблем бедности эффективно решаются в Нидерландах.

              Но от слов к делу, давайте подробнее рассмотрим стратегию преодоления бедности на более конкретном примере. В качестве объекта анализа я взял США, и его программу по уменьшению бедности населения.

 

2.3. Опыт борьбы с бедностью на примере США

             

              Правовые основы вспомоществования были заложены Законом «О социальном обеспечении» 1935 г. (Social Security Act), который предусматривал оказание помощи из бюджетных средств нуждающимся лицам пенсионного возраста, семьям с детьми; выделение ассигнований на охрану материнства и детства; социальную помощь полностью нетрудоспособным лицам и слепым; финансирование медицинской помощи. В последующие годы были приняты также Закон «О продовольственных талонах» 1964 г. (The Food Stamp Act), Закон «О дополнительном гарантированном доходе» (Supplemental Security Income), вступивший в силу в 1974 г. и регламентирующий оказание социальной помощи нуждающимся престарелым гражданам, слепым, инвалидам. Принятый в 1964 г. Закон «Об экономических возможностях» (Economic Opportunity Act) предусматривал развитие программ помощи по профессиональной подготовке и обучению, расширение программ «общинных действий», направленных на «войну с бедностью» и осуществляемых под эгидой местных властей, специальные программы помощи жителям сельской местности и работникам мелкого бизнеса, развитие деятельности организаций миссионерского типа. И хотя этот закон нельзя прямо отнести к формированию правовых основ политики вспомоществования, он сыграл важную роль в развитии программ, повышающих экономическую безопасность американцев и способствующих их самообеспечению. Особый акцент в мероприятиях по «войне с бедностью» в те годы был сделан на образование и профессиональную подготовку. Так, например, в принятом в 1965 г. Законе «О начальном и среднем образовании», было прямо прописано выделение социальной помощи для округов со значительной долей детей из нуждающихся семей. Для улучшения профессиональной подготовки молодежи создавались «трудовые корпуса». Программа «Молодежные корпуса по месту жительства» была направлена на трудоустройство подростков из бедных семей в районах проживания.

              В 1996 г. принят Закон «О личной ответственности и возможностях трудоустройства» (Personal Responsibility and Work Opportunity Reconciliation Act), который внес принципиальные изменения в порядок предоставления помощи из бюджетных средств, главным из которых является требование трудоустройства для трудоспособных получателей пособий.

              По-сути, действующая в настоящее время система поддержания доходов включает программу социального страхования: страхование по старости, нетрудоспособности и по случаю потери кормильца (OASDHI), программу медицинского страхования (Medicare), а также программы государственной помощи: программу дополнительных пособий малоимущим (SSI), программу временной помощи нуждающимся семьям (TANF), программы обеспечения продовольственным талонами и медицинской помощи (Medicaid), программу налоговых льгот на заработный доход (EITC).

Программы социального страхования. Данные программы частично возмещают потерю заработка из-за ухода на пенсию, снижения трудоспособности и временной безработицы, а также обеспечивают пожилых людей страхованием на случай болезни. Пособия считаются заработанным правом и не несут на себе отпечатка государственной благотворительности, так как главным образом финансируются из налогов на заработанную плату. По таким программам страхуется риск потери в связи с уходом на пенсию, безработицей, нетрудоспособностью или болезнью. Работники (а также наниматели) вносят часть зарплаты в государственный фонд, пока работают, а потом когда уходят на пенсию или с ними случаются несчастья, перечисленные в программе, они получают право на пособия. Страхование по старости, нетрудоспособности и по случаю потери кормильца (OASDHI) – это очень масштабная программа социального страхования, финансируемая за счет обязательных налогов на заработную плату, равного 15,3%. И работники, и работодатели вносят по 7,65% с первых 87000 долл., получаемых работником, с каждого вида зарабатываемого дохода. В эти 7,65% входят 6,2% выплат в фонд социального страхования и 1,45% в программу Medicare. Лица, самостоятельно обеспечивающие свою занятость, платят налог в размере 15,3% от трудовых доходов. Данная программа также известная как программа социального обеспечения и направлена на то, чтобы возместить работнику потерю заработка в связи с уходом на пенсию или снижением трудоспособности, а также оказать помощь семье в связи со смертью кормильца. Работник может уйти на пенсию в 65 лет и получать пособие в полном размере или в 62 года и получать неполное пособие. В случае смерти работника пособие получают пережившие его иждивенцы. Пособия для нетрудоспособных работников предусматриваются специальными статьями программы.

В настоящее время социальное страхование охватывает почти 90% всех работающих в США, около 46 млн. человек получают чеки OASDHI примерно 847 долл. в месяц, то есть 10164 долл. в год. Напомним, что черта бедности в США составляет 9937 долл. для одного человека. В 1965 г. к OASDHI добавили программу медицинского страхования (Medicare). По этой программе страхования финансируется содержание в больницах престарелых и нетрудоспособных.

Пособия по безработице. Все 50 штатов страны спонсируют программы страхования по безработице. Пособия по безработице финансируются за счет невысокого налога на зарплату, размер которого зависит от штата и фонда зарплаты в каждой фирме. Любой застрахованный работник, потерявший работу, после короткого периода ожидания (продолжающегося обычно неделю) получает право на пособие. Эта программа охватывает почти всех рабочих и служащих. Размеры платежей и число недель, в течение которых выплачиваются пособия, различаются по штатам. В целом, пособия не превышают определенной максимальной суммы, равной примерно 33% зарплаты работника. В 2001 г. еженедельный размер пособия в среднем равнялся 238 долл.

Информация о работе Бедность и борьба с ней в развитых странах