Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:06, курсовая работа
Введение
Бедность как социально-экономическое явление, практически постоянно находящееся в поле зрения ученых и политических деятелей большинства зарубежных стран, для России – категория сравнительно недавняя, и пути ее преодоления недостаточно изучены и разработаны. И хотя в последнее время уделяется большое внимание изучению этого феномена, многие аспекты до сих пор не имеют единой описательной базы. Так, в определении направлений
Введение 3
1. Теоретические подходы к характеристике бедности
как социально-экономическому явлению
1.1. Бедность как категория экономического анализа 4
1.2. Факторы определяющие бедность 10
1.3. Измерение бедности: индикаторы и показатели
бедности 16
2. Преодоление бедности, как приоритетная область социальной политики «государства благосостояния»
2.1. Масштабы распространения бедности в мире 22
2.2. Борьба с бедностью как социальный «вектор»
экономического развития 25
2.3. Опыт борьбы с бедностью на примере США 30
Заключение 37
Список использованных источников и литературы
Программы государственной помощи. Данные программы обеспечивают пособиями тех, кто сам не может заработать из-за постоянных проблем, с которыми он сталкивается, а также тех, кто имеет маленьких детей. Эти программы финансируются из общих налоговых поступлений и считаются государственной системой социального обеспечения. Для получения помощи по этим программам требуется «проверка на нуждаемость», то есть отдельные лица или семьи должны продемонстрировать чиновникам, что их доходы являются действительно низкими. Около двух третей расходов на программы государственной помощи финансируются за счет федерального правительства.
Многие нуждающиеся, обстоятельства жизни которых не соответствуют условиям программ по социальному страхованию, получают помощь по другим программам, например по программе дополнительных пособий малоимущим (SSI). Цель этой программы – установить единый общенациональный минимальный уровень дохода для категорий людей, которые не могут работать. Более половины штатов предоставляют дополнительные средства престарелым, слепым и нетрудоспособным, которые по тем или иным причинам не могут получать помощь по программе OASDHI.
Существует еще ряд программ государственной помощи. Одной из таких программ является программа временной помощи нуждающимся семьям (TANF). Цель данной программы – помочь семьям с детьми, а также сокращение зависимости от социальных программ за счет профессиональной подготовки и предоставления работы. TANF стала преемником программы «Помощь семьям с детьми-иждивенцами» (Aid to Families with Dependent Children, AFDC). Однако есть и кардинальные изменения. Реформа системы социального обеспечения, проведенная в 1996 г., покончила с прежним подходом федерального правительства, который в течение 60 лет гарантировал выделение денежной помощи бедным семьям. Вместо этого теперь федеральное правительство ежегодно выплачивает каждому штату единовременно определенную сумму денег из федерального бюджета, пользуясь которыми власти штата могут реализовать собственные социальные и трудовые программы. Эти единовременные выплаты и называют фондами TANF. Основное отличие от программы AFDC в том, что теперь строго регламентированы требования для получения, и продолжительность этих выплат (не больше 2 лет после обращения за пособием, и не более 5 лет за весь срок жизни человека). За такое время предоставления помощи, считается, получатели смогут найти работу.
Новый закон о социальном обеспечении, как оказалось после его вступления в силу очень противоречив. Его критики утверждают, что он бросил множество нуждающихся семей на произвол судьбы, отменив гарантированные для них в прошлом выплаты. Его сторонники, напротив, заявляют что он «протягивает нуждающимся руку помощи, а не подаяние», а также экономит деньги налогоплательщиков.[27]
Кроме того, не стоит обходить стороной такие программы как программа медицинской помощи (Medicaid) и программа обеспечения продовольственными талонами. Согласно Докладу о развитии человека в 2005 году, США возглавляют список стран мира по уровню расходов на здравоохранение. В пересчете на душу населения они тратят вдвое больше, чем в среднем государства – члены Организации экономического сотрудничества и развития, или 13% национального дохода.[28] В частности, программа Medicaid оказывает помощь в финансировании расходов на медицинское обслуживание тех лиц, которые принимают участие в программах SSI и TANF, а вторая программа направлена на то, чтобы обеспечить всех американцев, имеющих низкие доходы, достаточным количеством продовольствия. По этой программе определенные семьи ежемесячно получают талоны, подлежащие обмену на продовольствие. Количество получаемых талонов обратно пропорционально доходу семьи.
Ограничусь еще одной немаловажной государственной программой помощи – это программа налоговых льгот на заработанный доход (EITC). По этой программе работающим, но низкооплачиваемым семьям с детьми возмещаются суммы, равные налоговым скидкам. В соответствии с этой программой для таких семей размер федерального подоходного налога сокращается или они получают наличные средства, если выплаченные ими налоги превышают их налоговую задолженность, рассчитываемую с учетом льгот. Цель программы – компенсировать налоги на социальные пособия, выплачиваемые работникам с низкой заработной платой, и тем самым не допустить, чтобы федеральное правительство через взимание налогов способствовало сохранению бедности семей. По состоянию на 2001 г. получателями льгот по этой программе были 26 млн. человек, а общие расходы на реализацию данной программы составили приблизительно 55 млрд. долларов.
Здесь следует сделать оговорку, что в этой главе не было упомянуто множество других благотворительных программ (предоставляющим помощь главным образом в форме безналичных трансфертов). Например, программа Head Start, обеспечивающая образование, питание и социальные услуги ущемленным в экономическом отношении детям в возрасте 3-4 лет. Кроме того семьи с низкими доходами получают субсидии на аренду жилья и строительство домов. Финансирование образования и профессионального обучения для бедных регулируется законом о профессиональной подготовке, а программа Pell Grants оказывает помощь студентам-старшекурсникам из бедных семей.
Заключение
Бедность, как собственно и любая другая экономическая категория подвержена изменениям. Отношение к природе этого явления, его сущности, причинам возникновения, роли государства и способности общества влиять на уровень бедности изменялось с каждой ступенью развития экономических наук.
В результате исследования были выделены и систематизированы основные современные концепции определения бедности, которые условно можно разделить на три группы: абсолютные концепции, относительные и субъективные. А уже в рамках этих концепций развиваются множество различных направлений. Так, в последнее время широкое распространение за рубежом получают концепции, основанные на относительном подходе, однако рассматривающим бедность в более широком социальном смысле. Это так называемые депривационные концепции бедности, или еще их называют концепциями относительных лишений.
Проведенный анализ зарубежной и отечественной литературы позволил выделить различные причины бедности, а также разобраться с многообразием подходов к статистическому измерению состояния этого явления.
Борьба с бедностью и ее профилактика является важнейшей стратегической задачей социальной политики многих стран мира, однако методы и результаты государственной политики, направленной на сокращение уровня бедности, в различных регионах мира неоднородны. Наряду с общими, во всех экономически развитых странах предпринимаются специальные меры, направленные на борьбу и профилактику бедности, изучение которых позволит использовать наиболее действенные из них. Так, опыт Германии богат наработками в области социального страхования, социальная защита в Германии является одной из самых результативных в мире. В борьбе с бедностью полезен опыт благотворительности, которая широко развита в США. Стоит обратить внимание на стратегию вспомоществования трудоспособным гражданам США, которая нацелена на активизацию и стимулирование личной ответственности людей, в том числе одиноких матерей с детьми, за свое материальное благополучие, получение образовательной и профессиональной подготовки, интеграцию в общественное производство. Вопросы привлечения местных властей к решению проблем бедности эффективно решаются в Нидерландах.
В идеале хотелось бы, чтобы государственная политика России в области решения проблем преодоления бедности больше опиралась на эмпирической западный опыт, потому что нам есть чему у них поучиться. В России необходимо кардинальное изменение подходов к формированию социальной политики, которое должно сопровождаться, как сменой целевых установок, так и изменением в конкретных инструментах социальной защиты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акерман Е.Н. Состояние рынка труда как экономический фактор бедности. - Томск, 2005. – 170с.
2. Бедность: взгляд ученых на проблему – М.: ИСЭПН РАН, 1994. – 312с.
3. Бомол У.Дж., Блайндер А.С. Экономикс. Принципы и политика: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. экономики и упр-я. / Пер. с англ. В.Н.Егорова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 927с.
4. Бурьянова Н.В. Россия в глобализирующемся мире: межстрановые сравнения бедности. – Ростов-на-Дону, 2008. – 187с.
5. Глазьев С.Ю. Как победить бедность в богатой стране. – М.: Лауталь, 2003. – 329с.
6. Государственное регулирование экономики: учебник для вузов / Под общ.ред. В.И.Кушлина, Н.А.Волгина. - М.: Экономика, 2001. – 735с.
7. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций от 18.09.2000. URL: http://www.un.org/russian/docu
8. Доклад о развитии человека 2005. Международное сотрудничество на перепутье: помощь, торговля и безопасность в мире неравенства. / Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь мир», 2005. – 416с.
9. Евстигнеева М.В. Бедность населения как результат и ограничитель экономического развития. – Санкт-Петербург, 2006. – 230с.
10. Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. Изд 2-е., - М.: Едиториал УРСС, 2005. – 298с.
11. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Учебное пособие. Пер. 16-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 940с.
12. Материалы Международной конференция труда. - Женева, 1997. – 570с.
13. Международный опыт организации программ адресной социальной помощи. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2001. – 470с.
14. Ржаницына Л. Социальная политика: бедность и борьба с ней // Социальная политика в России: актуальные проблемы и перспективы их решения / Под ред. Н.А.Волгина и Л.П.Храпылиной. – М.:КНОРУС, 2005. – 489с.
15. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962. – 684с.
16. Тихонова Н.Е. Феномен городской бедности в современной России. – М.: Летний сад, 2003. – 408с.
17. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса / Под ред. В.П. Колесова, Т.Маккинли, - М.: Права человека, 2000. – 340с.
18. Экономика США: Учебник для вузов / Под ред. В.Б.Супяна. – СПб.: Питер, 2003. – 651с.
19. Сайт Федеральной службы государственной статистики.
20. Томская область. Официальный информационный сервер. URL: http://www.tomsk.gov.ru
21. The World Bank. URL: http://www.worldbank.org
2
[1] Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Учебное пособие. Пер. 16-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2006. С.750
[2] Доклад о развитии человека 2005. Международное сотрудничество на перепутье: помощь, торговля и безопасность в мире неравенства. / Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь мир», 2005. С.63
[3] Акерман Е.Н. Состояние рынка труда как экономический фактор бедности. - Томск, 2005. С.24
[4] Евстигнеева М.В. Бедность населения как результат и ограничитель экономического развития. – Санкт-Петербург, 2006. С.40
[5] Акерман Е.Н. Состояние рынка труда как экономический фактор бедности. - Томск, 2005. С.24
[6] Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962. C.621
[7] Евстигнеева М.В. Бедность населения как результат и ограничитель экономического развития. – Санкт-Петербург, 2006. С.42
[8] Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b08
[9] Говоря о тенденции к снижению численности населения находящихся за чертой бедности я рассматриваю период до августа 2008 года – соответствующий началу экономического кризиса. «Плоды» кризиса в рамках вопроса увеличения числа бедного населения к сожалению возможно будет оценить только в конце 2009-начале 2010 года, когда Госкомстатом РФ будут подготовлены очередные статистические сводки, но уже сейчас можно сделать предположение, что данный показатель изрядно вырастит.
[10] Стратегия сокращения бедности. // Томская область. Официальный информационный сервер. URL: http://www.tomsk.gov.ru/ru/
[11] Государственное регулирование экономики: учебник для вузов / Под общ.ред. В.И.Кушлина, Н.А.Волгина. М.: Экономика, 2001. C.353
[12] Евстигнеева М.В. Бедность населения как результат и ограничитель экономического развития. // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Санкт-Петербург, 2006. С68
[13] Там же. С.68.
[14] Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. Изд 2-е., - М.: Едиториал УРСС, 2005. С.158
[15] Буздалов И. Бедность закономерна при нынешней социальной структуре российского общества // Общество и экономика. 2005. №3. С.40
[16] Там же. С.43
[17] Евстигнеева М.В. Бедность населения как результат и ограничитель экономического развития. – Санкт-Петербург, 2006. С.75
[18] Макоули А. Определение и измерение бедности // Бедность: взгляд ученых на проблему – М.: ИСЭПН РАН, 1994. С.16
[19] Акерман Е.Н. Состояние рынка труда как экономический фактор бедности. - Томск, 2005. С.35
[20] Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса // Под ред. В.П. Колесова, Т.Маккинли, - М.: Права человека, 2000. C.148
[21] Кошанов А., Гайсина С. Социально-экономическая дифференциация общества: основные проблемы регулирования. // Общество и экономика, 2005. №5. С.221
[22] Бурьянова Н.В. Россия в глобализирующемся мире: межстрановые сравнения бедности. – Ростов-на-Дону, 2008.
[23] Всемирный банк доложил дно // Газета.ru: : ежедн. деловая газета. 2009. 30 марта. URL: http://www.gazeta.ru/financial
[24] Ржаницына Л. Социальная политика: бедность и борьба с ней // Социальная политика в России: актуальные проблемы и перспективы их решения / Под ред. Н.А.Волгина и Л.П.Храпылиной. – М.:КНОРУС, 2005. С.281
[25] Социальное страхование и социальная защита. Доклад Генерального директора. // Международная конференция труда. Женева, 1997. С.30-32.
[26] Международный опыт организации программ адресной социальной помощи. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2001. С.22.
[27] У.Дж.Бомол, А.С.Блайндер. Экономикс. Принципы и политика: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. экономики и упр-я. / Пер. с англ. В.Н.Егорова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С.395
[28] Доклад о развитии человека 2005. Международное сотрудничество на перепутье: помощь, торговля и безопасность в мире неравенства. / Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь мир», 2005. С.66
Информация о работе Бедность и борьба с ней в развитых странах