Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:29, курсовая работа
Рынок труда – совокупность социально-трудовых отношений в обществе по поводу найма и использования работников в сфере общественного производства, обусловленная многообразием форм собственности, неоднородностью рабочей силы и интересов субъектов производства. Рынок труда наряду с рынком благ, рынком денег и рынком ценных бумаг входит в фундаментальные совокупные макрорынки, которые изучаются учеными-экономистами в макроэкономике.
ВВЕДЕНИЕ 5
1. БЕЗРАБОТИЦА, ЕЕ ПРИЧИНЫ И ИЗМЕРЕНИЕ 8
1.1 Понятие безработицы и ее измерение 8
1.2 Причины безработицы 11
2. ВИДЫ И ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ. ТЕНДЕНЦИИ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 16
3. БЕЗРАБОТИЦА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: СОСТОЯНИЕ, ДИНАМИКА, ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ 22
3.1 Нормативно-правовая база в области занятости и безработицы 22
3.2 Анализ безработицы в Республике Беларусь 23
3.3 Основные направления сокращения безработицы 30
3.4 Итоги реализации Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ А 44
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 45
ПРИЛОЖЕНИЕ В 46
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 47
В отношении безработицы
Все методы и меры, с помощью
которых государство
Активные меры по сокращению безработицы нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер относятся:
Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума, политика занятости – также отражает тяготы, деформации и проблемы переходного периода. Главная из них – безработица.
При этом под политикой занятости понимается система принципов и мер, направленных на обеспечение и содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения. А занятостью считается такая деятельность граждан, которая не противоречит законам страны, направлена на удовлетворение потребностей личности или общества и приносит ее субъекту заработок (доход).
Политика занятости опирается на определенную систему принципов. В Республике Беларусь таковыми согласно Закону от 15.06.2006 №125-3 «О занятости населения» признаны[11]:
Опираясь на выработанные принципы, государство может использовать два типа регулирующего воздействия для реализации конкретной программы в сфере занятости:
Политика пассивного типа регулирования занятости ограничивается изысканием и использованием средств «терапевтического» или даже успокаивающего характера. Такая политика имеет две основные формы реализации. Первая – социальное страхование по случаю потери работы, предусматривающее выплату пособия по безработице, назначаемого обычно с учетом прежнего заработка и минимума заработной платы. Вторая – воспомоществование – материальная помощь, применяемая в отношении длительно безработных.
Активный тип регулирования занятости отличается тем, что государство оказывает влияние не на последствия происходящего, а на само явление – на состояние рынка труда. При этом могут использоваться два основных метода воздействия.
Первый метод – повышение спроса на рабочую силу, что осуществляется двумя основными способами:
1) общеэкономическим;
2) созданием нетипичной занятости.
Общеэкономическими мерами увеличения спроса на рабочую силу служат:
Меры по созданию нетрадиционной занятости включают в себя:
Второй из методов, составляющих активный тип регулирования занятости, представлен мерами по сокращению предложения рабочей силы на рынке труда. Эти меры состоят в следующем:
Такие и другие меры активной политики поддерживаются со стороны Международной организации труда (Конвенция № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» от 4 июня 1975 года).
В нынешних условиях можно предложить лишь некоторые меры, направленные на недопущение массовой безработицы, снижение напряженности на рынке труда и достижение наиболее полной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, как по объему, так и по структуре.
Определяющее место в
В условиях обострение ситуации на рынке труда особое значение приобретает деятельность по содействию самозанятости, предпринимательской инициативы безработных, что позволяет решать не только проблемы безработицы, но и насыщать рынок товарами и услугами. Однако высокий уровень налогов, несовершенство кредитно-денежной системы не стимулируют незанятое население к предпринимательству. Кроме того, в развитии негосударственного сектора экономики не проявляют особой заинтересованности и местные органы власти.
В качестве мер, стимулирующих самозанятость, в дополнение к существующим (выдача ссуд и субсидий), можно предложить гарантирование службами занятости совместно с фондом занятости кредитов, предоставляемых коммерческими банками безработным для открытия собственного дела. Заинтересованность банков в таких кредитах может поддерживаться при помощи налоговых льгот.
Также целесообразно установление льгот и по индивидуальному налогу на доходы, полученные этими гражданами от собственного дела сроком на 1-2 года.
Кроме того, при центрах занятости желательно расширить в региональном разрезе обучение безработных основам предпринимательства, оказывая помощь в разработке бизнес-планов, предоставляя консультации специалистов по организации собственного дела, юридическим вопросам и законодательству, а также налогообложения.
Еще одним из важнейших направлений
регулирования рынка труда явля
В условиях реформирования экономики система профессиональной подготовки и переподготовки безработных должны быть нацелена на:
Одним из направлений дальнейшего совершенствования подготовки кадров должно стать последовательное улучшение качества обучения, постепенный переход от отраслевого к территориальному принципу подготовки и распределения квалифицированных работников, прежде всего в профессионально-технических училищах. Необходимо также перейти от узкоспециализированной подготовки молодых рабочих к увеличению профессий широкого производственного профиля за счет интеграции трудовых операций в пределах смежных видов работ или слияния родственных профессий. На базе действующих ПТУ представляется целесообразной организация курсов ускоренной подготовки и переобучения незанятого населения по краткосрочной программе обучения, а также вечернего обучения рабочих смежным профессиям. Кроме того, необходимо организовать совместно со службой занятости на предприятиях, в организациях, где намечается высвобождение работников, их переобучение заблаговременно, например, за 3 месяца до их увольнения, исходя из потребностей рынка труда.
Организация оплачиваемых общественных работ, является также одним из направлений государственного регулирования рынка труда. Они, как правило, не требуют специальной, профессиональной подготовки. Для усиления заинтересованности незанятого населения в общественных работах необходимо, чтобы оплата труда занятых в них осуществлялась аналогично оплате труда на государственных и частных предприятиях. Кроме того, необходимо создать централизованный банк оперативной информации о вакансиях в работах, заранее выявлять потребность в общественных работах и определять объемы и условия их проведения, а также резервировать в местных бюджетах средства для финансирования общественных работ.