Безработица, ее виды, формы проявления и пути сокращения (на примере Республики Беларусь)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:29, курсовая работа

Описание

Рынок труда – совокупность социально-трудовых отношений в обществе по поводу найма и использования работников в сфере общественного производства, обусловленная многообразием форм собственности, неоднородностью рабочей силы и интересов субъектов производства. Рынок труда наряду с рынком благ, рынком денег и рынком ценных бумаг входит в фундаментальные совокупные макрорынки, которые изучаются учеными-экономистами в макроэкономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. БЕЗРАБОТИЦА, ЕЕ ПРИЧИНЫ И ИЗМЕРЕНИЕ 8
1.1 Понятие безработицы и ее измерение 8
1.2 Причины безработицы 11
2. ВИДЫ И ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ. ТЕНДЕНЦИИ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 16
3. БЕЗРАБОТИЦА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: СОСТОЯНИЕ, ДИНАМИКА, ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ 22
3.1 Нормативно-правовая база в области занятости и безработицы 22
3.2 Анализ безработицы в Республике Беларусь 23
3.3 Основные направления сокращения безработицы 30
3.4 Итоги реализации Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ А 44
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 45
ПРИЛОЖЕНИЕ В 46
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 47

Работа состоит из  1 файл

Павлович.doc

— 1.17 Мб (Скачать документ)

На момент написания курсовой работы была доступна полная статистико-аналитическая информация об итогах программы содействия занятости населению только за 2011 год.

В 2011 году Министерством труда и  социальной защиты, другими республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами, нанимателями осуществлялись меры, направленные на выполнение основных показателей Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2011 г. № 270 (с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 ноября 2011 г. № 1522) – (далее – Государственная программа)[11].

За 2011 год в органы по труду, занятости  и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 313,3 тыс. человек (95,3 процента к 2010 году), из них зарегистрированы безработными 188,4 тыс. человек (91,5 процента). Включая граждан, состоявших на учете в органах по труду, занятости и социальной защите на начало года, в трудоустройстве нуждалось 365,8 тыс. человек (94 процента), из них 221,5 тыс. безработных (90 процентов).

В целом основные показатели Государственной  программы выполнены всеми облисполкомами и Минским горисполкомом.

В 2011 году в соответствии с заданиями Государственной программы[11]:

  • республиканскими и местными органами государственного управления трудоустроено на созданные рабочие места 181,6 тыс. человек (103,7 процента к годовому заданию), в том числе 2,5 тыс. безработных – на рабочие места, созданные нанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд;
  • оказано содействие в трудоустройстве на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии 200,8 тыс. человек, из них 130,5 тыс. безработным (соответственно, 100,5 и 101,9 процента);
  • направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 20,4 тыс. безработных (97,4 процента), в том числе 9,1 тыс. – женщин, 12,6 тыс. – молодых людей в возрасте 16-29 лет, из них 2,3 тыс. - несовершеннолетних;
  • оказано содействие в трудоустройстве 1648 безработным из числа выпускников высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики» (100,2 процента к заданию);
  • оказано содействие в трудоустройстве 21,0 тыс. безработным, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда, из них 11,9 тыс. – в счет установленной брони;
  • организована адаптация к трудовой деятельности 499 инвалидов (105,9 процента);
  • профинансированы и компенсированы нанимателям затраты на приобретение специализированного оборудования для создания 145 рабочих мест и трудоустройства инвалидов;
  • оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 2 913 безработным (96,1 процента);
  • на новое место жительства и работы переселено 363 семьи безработных (106,8 процента);
  • в оплачиваемых общественных работах приняли участие 96,7 тыс. человек, в том числе 50,1 тыс. безработных (соответственно, 106,9 и 101,8 процента).

Всеми областными исполнительными  комитетами выполнены основные показатели Государственной программы по обеспечению занятости сельского населения. На созданные рабочие места трудоустроено 21,5 тыс. человек, в том числе 419 человек – на рабочие места, созданные нанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд.

В результате принятых мер количество безработных в сельской местности в сравнении с началом года уменьшилось на 1385 человек (с 7249 человек на 1.01.2011 до 5864 на 1.01.2012), или на 19,1 процента, количество вакансий увеличилось с 6,8 тыс. до 7 тыс. рабочих мест, или на 2,9 процента.

Оказано содействие в трудоустройстве на постоянное место работы 52,6 тыс. человек, в том числе 32,6 тыс. безработным, направлено на профессиональное обучение 4,1 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации предпринимательской деятельности 798 безработным, в оплачиваемых общественных работах приняли участие 28,1 тыс. человек, в том числе 12,4 тыс. безработных.

В результате принятых мер в малых  городах республики количество безработных  по сравнению с началом года уменьшилось  на 514 человек (с 6192 человек на 1.01.2011 до 5678 на 1.01.2012), или на 8,3 процента, количество вакансий увеличилось с 8,4 тыс. до 8,7 тыс. рабочих мест, или на 3,6 процента.

Напряженность на рынке труда малых  городов на 1.01.2012 составила 0,7 (в целом  по республике 0,5).

В 27 малых городах, включенных в Государственную программу, на созданные рабочие места трудоустроено 7309 человек (119,6 процента к заданию), в том числе 432 человека на рабочие места, созданные нанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд. Численность безработных в 27 малых городах уменьшилась на 224 человека, или на 11,4 процента (с 1968 человек на 1.01.2011 до 1744 человек на 1.01.2012).

Обеспечивалось трудоустройство  граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее – обязанные лица).

По состоянию на 1 января 2012 г. на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 28,2 тыс. безработных (85,2 процента к уровню 2010 года).

Напряженность на рынке труда снизилась  и составила в целом по республике 0,5 (в 2010 г. – 0,7). Самая высокая напряженность на рынке труда в Гомельской области – 1,1, самая низкая – 0,2 – в г. Минске.

Количество вакансий в сравнении  с началом 2011 года увеличилось на 5,9 процента и на 1 января 2012 г. составило 51,7 тыс. Рынок труда по–прежнему ориентирован на рабочие профессии, которые составили 77,6 процента от общего количества вакансий, заявленных нанимателями (в 2010 году – 77,2 процента).

Итоги текущего мониторинга показывают, что существенного ухудшения ситуации с регистрируемой безработицей не наблюдалось. Ситуация на рынке труда оставалась стабильной, управляемой, контролируемой и не выходила за рамки прогнозных показателей Государственной программы. Уровень безработицы стабилизировался и на 1.01.2012 составил 0,6 процента к численности экономически активного населения (при прогнозе на конец 2011 года 1,2 –1,5 процента).

Значительно уменьшилась дифференциация регионов по уровню безработицы. По состоянию на 1 декабря 2011 г. из 118 районов и 12 городов в 116 регионах уровень безработицы составил 1 процент и ниже, в 14 – от 1,1 до 1,2 процента.

По данным Белстата, численность  занятых в экономике в январе-декабре 2011 г. составила 4632 тыс. человек при  прогнозе на 2011 год 4670 тыс. человек, при  этом Минская область обеспечила выход на нижний уровень прогнозного показателя (681 тыс. человек при задании 674,7 тыс. человек).

Окончательные данные по численности  занятых за 2011 год будут представлены Белстатом в июне 2012 года по результатам  расчета баланса трудовых ресурсов за 2011 год.

Выполнение показателей Государственной  программы находилось под постоянным контролем Министерства, ход реализации ее мероприятий ежеквартально рассматривался на заседаниях коллегии.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одной из основных целей национальной экономики является достижение высокого уровня занятости населения. Под занятостью следует понимать такую деятельность граждан, которая не противоречит законам страны, направлена на удовлетворение личных или общественных потребностей и приносит ее субъекту заработок или доход. Понятие «занятость населения» можно также определить как совокупность экономических отношений, связанных с деятельностью трудоспособного населения по созданию общественного продукта. Следует отметить, что к трудоспособному населению относятся все, кто по возрасту и по состоянию здоровья способны работать.

Невозможность обеспечения занятости  трудоспособного населения приводит к безработице, представляющей собой  социально–экономическое явление, которое выражается в том, что определенная часть трудоспособного населения не может реализовать свой трудовой потенциал. Безработица – это особое состояние экономики, когда часть трудоспособного населения, желая трудиться, не имеет работы и становится вынужденно незанятой, избыточной. По определениям Международной организации труда, к безработным относятся лица, способные и желающие трудиться, активно ищущие работу, но не имеющие ее в данный момент.

На формирование численности и  половозрастной структуры населения  определенное влияние оказывает миграция населения. Динамика численности населения страны определяется естественным и механическим приростом (убылью) населения.

В отношении безработицы государство  располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости. Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня. Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

В условиях обострения ситуации на рынке труда особое значение приобретает деятельность по содействию самозанятости, предпринимательской инициативы безработных, что позволяет решать не только проблемы безработицы, но и насыщать рынок товарами и услугами. Однако высокий уровень налогов, несовершенство кредитно-денежной системы не стимулируют незанятое население к предпринимательству. Кроме того, в развитии негосударственного сектора экономики не проявляют особой заинтересованности и местные органы власти.

Политика занятости опирается  на определенную систему принципов. В Республике Беларусь таковыми согласно Закону о занятости признаны:

  • обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь;
  • обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
  • предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
  • содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
  • принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;
  • участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости.

Ежегодно Министерством труда и социальной защиты, другими республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами, нанимателями осуществляются меры, направленные на выполнение основных показателей Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь .

В целом основные показатели Государственной программы выполнены всеми облисполкомами и Минским горисполкомом.

Следует отметить эффективность мер, принимаемых правительством для  содействия занятости. На протяжение пяти последних лет уровень безработицы не превышает 1%. Что является одним из самых низких показателей во всей Европе. Правительство активно содействует получению профильного образования, повышению квалификации  и, как следствие, трудоустройству.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Базылев, Н.И., Гурко, С.П., Базылева, М.Н. Экономическая теория. Учебник. – М.: Инфра – М, 2005. – 637с.
  2. Брасс, А. А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции: пособие для подготовки к экзаменам / А. А. Брасс. – Мн.: Современная школа, 2008. – 312с.
  3. Википедия - электронная энциклопедия [Электронный ресурс] – Минск 2012 – Режим доступа:  http://ru.wikipedia.org - Дата доступа: 17.01.2013.
  4. Войтов, А.Г. Экономика: общий курс (Фундаментальная теория экономики). Учебник. 5-е изд. – М.: ИВЦ Маркетинг, 2010. – 251с.
  5. Генкин, Б. М. Экономика и социология труда / Б. М. Генкин. – М.: НОРМА, 2007. – 179с.
  6. И.М. Лемешевский. Микроэкономика. Учебное пособие для вузов. – Мн.: ФУАинформ, 2006. – 277с.
  7. Ивашковский, С.Н. // Микроэкономика: Учебник, 2-е изд., М.:2009 – 230с.
  8. Карташова, Л. В. Управление человеческими ресурсами / П. В. Карташова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 183с.
  9. Клюня, В.Л., Новикова, И.В., Зеленкевич, М.Л. и др. Экономическая теория: Учебное пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 2010г. – 507с.
  10. Министерство статистики Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Минск 2012 – Режим доступа: belstat.gov/homep/ru/indicators/svodn_2000-2008.php Дата доступа: 17.01.2013.
  11. Министерство труда и социальной защиты населения [Электронный ресурс] – Минск 2012 – Режим доступа: http://mintrud.gov.by - Дата доступа: 17.01.2013.
  12. Национальный интернет портал Республики Беларусь/Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы [Электронный ресурс] – Минск 2012 – Режим доступа:  http://www.pravo.by - Дата доступа: 17.01.2013.
  13. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Минск 2012 – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ - Дата доступа: 17.01.2013.
  14. Совет министров Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Минск 2012 – Режим доступа:   http://www.government.by/ru/ - Дата доступа: 17.01.2013.
  15. Фальцман, В. К., Давыдова, Л. А. Основы управления предприятием. М. «Инфра-М». 2008.-360с.
  16. Экономическая теория: Основы. Вводный курс / И.М. Лемешевский. 2-е изд., доп. и прераб. – Мн.: ФУАинформ, 2006. – 481с.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите в 1995-2011 гг. в       Республике Беларусь

Информация о работе Безработица, ее виды, формы проявления и пути сокращения (на примере Республики Беларусь)