Безработица и инфляция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:13, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ инфляции и безработицы в Кыргызской Республике, а также выявить взаимосвязь этих явлений.
Цель работы определила решение следующих задач:
Рассмотреть понятие и виды инфляции;
Описать причины возникновения инфляции;
Описать связь инфляции и безработицы;
Раскрыть содержание антиинфляционной политики;

Содержание

Введение 3

§ 1. Теоретические основы инфляции и безработицы. Взаимосвязь этих явлений 5
§ 2. Инфляционные процессы в Кыргызской Республике. Антиинфляционная политика 15
§ 3. Динамика уровня безработицы в Кыргызской Республике, связь с
инфляцией 23

Заключение 32

Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Взаимосвязь инфляции и безработицы.doc

— 524.50 Кб (Скачать документ)

В условиях рисков возникновения системного кризиса  в банковской системе и угрозы более глубокой стагнации на фоне умеренных темпов инфляции в течение первых после апреля месяцев действия Национального банка были направлены на обеспечение стабильности банковской и финансовой системы и стимулирование экономического роста. Принимая во внимание снижение ресурсной базы для кредитования экономики коммерческими банками, в течение второго квартала НБКР существенно снизил объемы изъятия избыточной ликвидности через операции на открытом рынке: объем нот в обращении на конец июня 2010 года составил 200 млн. сомов против 1,0 млрд. сомов на конец марта. Вместе с тем, был увеличен объем операций по рефинансированию банков и снижен размер обязательных резервов для коммерческих банков с 9,5 до 8 процентов. Одновременно Национальный банк, в условиях повышенного спроса на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке, увеличил объем продаж долларов США с целью недопущения резких колебаний обменного курса доллара США

Годовое значение инфляции в декабре 2011 года (к декабрю 2010 года) составило 5,7 процента, тогда  как за аналогичный период 2010 года – 19,2 процента. Наибольший вклад в прирост индекса потребительских цен внес рост цен на непродовольственные товары (2,4 п.п.). Данная группа товаров в годовом выражении подорожала на 9,2 процента. Цены на продовольственные товары повысились на 3,5 процента, на алкогольные напитки и табачные изделия – на 9,8 процента, на платные услуги – на 11,1 процента. В 2011 году наблюдалось значительное замедление роста цен по основным продовольственным товарам (хлебобулочные изделия и крупы, фрукты и овощи, мясо, сахар), а также умеренный рост цен на непродовольственные товары и услуги, что стало одним из основных факторов, определившим динамику цен.

За четвертый  квартал 2011 года индекс потребительских  цен составил 101,2 процента (в четвертом  квартале 2010 года – 105,9 процента). В том числе индекс цен на продукты питания составил 99,8 процента, на алкогольные напитки и табачные изделия – 103,6 процента, на непродовольственные товары – 103,5 процента, на платные услуги – 101,4 процента.

 

Рис. 7. Годовая динамика ИПЦ и его составляющих2.

Цены на продовольственные товары в годовом выражении по итогам декабря 2011 года повысились на 3,5 процента (за соответствующий период 2010 года цены в годовом выражении повысились на 27,0 процента), товарная группа «хлебобулочные изделия и крупы» снизилась в цене на 0,5 процента, в том числе мука пшеничная первого сорта – на 3,2 процента. При этом по итогам четвертого квартала 2011 года хлебобулочные изделия и крупы подешевели на 6,7 процента, в основном, под влиянием снижения цен на мировых товарно-сырьевых рынках на фоне богатого урожая зерновых культур в странах-производителях. Цены на молочные изделия в годовом выражении повысились на 8,9 процента, а на плодоовощную продукцию цены снизились на 14,9 процента.

Рис. 8. Годовая динамика цен на продовольственные товары

По итогам четвертого квартала 2011 года цены на плодоовощную продукцию  выросли на 20,4 процента, в том  числе цены на фрукты выросли на 13,9 процента, овощи подорожали на 23,1 процента. В годовом выражении  товарная группа «фрукты и овощи» стала дешевле на 14,9 процента: цены на фрукты снизились на 12,6 процента, овощи подешевели на 15,7 процента.

На фоне мировой  конъюнктуры продолжилось снижение цен на сахар (-17,9 процента за четвертый  квартал). В годовом выражении  цены на данный продукт снизились на 8,6 процента, в то время как в декабре 2010 года цены на сахар выросли в годовом выражении на 22,5 процента.

На фоне хорошего урожая масличных культур в странах-производителях отмечено снижение мировых цен на данный вид продовольствия, что, в свою очередь, обусловило замедление темпов прироста внутренних цен на масла и жиры. На внутреннем рынке масличных культур снизилось предложение отечественной продукции вследствие снижения на 3,2 процента урожая масличных культур 2011 года по сравнению с аналогичным показателем 2010 года. В целом, годовой темп прироста цен по группе «масла и жиры» по итогам декабря 2011 года составил 5,7 процента против прироста на 19,2 процента по итогам сентября 2011 года и на 37,8 процента по итогам декабря 2010 года.

В четвертом квартале 2011 года отмечено повышение потребительских  цен на молочную продукцию, которое  составило 11,6 процента. В годовом  измерении молочная продукция подорожала на 8,9 процента, что на 2,8 п.п. ниже аналогичного показателя сентября текущего года и на 3,2 п.п. ниже показателя декабря 2010 года. Замедление роста цен на молочную продукцию в 2011 году было во многом обусловлено снижением цен на импорт молочной продукции и снижением объема экспорта молока и молочной продукции.

Цены на мясную продукцию по итогам декабря 2011 года выросли в годовом выражении на 24,5 процента в результате роста экспортных цен (в январе-ноябре 2011 года средние экспортные цены на мясную продукцию выросли на 40,8 процента по сравнению с аналогичным показателем 2010 года). В течение 2011 года среднемесячный прирост цен на мясо составил 1,9 процента.

Прирост индекса цен на непродовольственные  товары в годовом выражении составил 9,2 процента, что на 5,0 п.п. ниже аналогичного показателя 2010 года. Так, цены на одежду и обувь повысились на 12,9 процента, в основном, за счет удорожания мужской и детской одежды на 10,8 процента и 11,9 процента соответственно. Зафиксировано повышение цен в группе «электроэнергия, газ и прочие виды топлива» в годовом выражении на 2,1 процента3.

Отмечался прирост цен по группе «предметы домашнего обихода и бытовая техника», который составил 11,6 процента. Основной причиной такой динамики стало удорожание мебели и напольных покрытий на 15,4 процента, а также бытовых текстильных изделий на 10,6 процента. Стоимость горюче-смазочных материалов в годовом выражении снизилась на 1,9 процента, в том числе цены на бензин снизились на 1,6 процента, цены на дизельное топливо выросли на 2,4 процента. За четвертый квартал 2011 года цена на ГСМ увеличилась на 1,4 процента, в том числе бензин подорожал на 1,5 процента, дизельное топливо выросло в цене на 1,3 процента.

Рис. 9. Годовая динамика цен на непродовольственные товары

 

Индекс цен на платные услуги за рассматриваемый период вырос  в годовом измерении на 11,1 процента (за аналогичный период 2010 года – на 11,9 процента). Рост индекса в данной группе произошел, главным образом, за счет удорожания услуг ресторанов и гостиниц на 14,8 процента, а также транспортных услуг (+10,8 процента) и услуг организации отдыха (+11,1 процента). С началом нового учебного года наблюдалось повышение стоимости услуг образования, которое составило в годовом выражении 16,3 процента. Услуги здравоохранения подорожали на 10,0 процента.

Рис. 10. Годовая динамика цен на платные услуги4.

 

 

Рис. 11. Годовая динамика ИПЦ в регионах (проценты)

 

По итогам декабря 2011 года наблюдалось  замедление темпов прироста общего уровня потребительских цен во всех областях республики. В Баткенской и Ошской областях цены повысились на 11,4 и 9,1 процента соответственно, в Джалал-Абадской области – на 10,0 процента, в Таласской области – на 10,8 процента. В Чуйской и Иссык-Кульской областях цены выросли на 6,4 и 2,8 процента соответственно. Основным фактором замедления роста общего уровня цен явилось снижение цен на продовольственные товары. В столице республики отмечался прирост цен на 4,0 процента, при этом продукты питания подорожали на 3,4 процента, алкогольные напитки табачные изделия – на 9,2 процента, непродовольственные товары – на 4,7 процента и платные услуги – на 7,0 процента.

Преодоление инфляции остается одной  из главных задач антикризисной  стратегии Национального Банка  КР. Уменьшение темпов инфляции до относительно «безопасного» уровня (15-20% за год, или 1-2% в месяц) без сокращения производства и падения жизненного уровня населения возможно лишь при повышении эффективности производства и качества управления. Эти цели могут быть достигнуты поэтапно, в течение длительного периода времени.

Целями антиинфляционной политики НБКР являются:

  • предсказуемость динамики инфляции: нельзя допустить ее ускорения дольше     2-5% в среднем за месяц;
  • создание институциональных и финансовых предпосылок для сокращения инфляционного потенциала.

         В 2012-2014 гг. расширение конечного спроса потребует особого усиления антиинфляционных действий для того, чтобы удержаться на траектории плавного сокращения инфляции. В это время ключевой целью антиинфляционной политики становится снижение инфляции до уровня, не препятствующего росту инвестиционной активности, т.е. до 35-40% в год.

   Для решения этих задач необходимо осуществить комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.

  1. Следует регулярно устанавливать ориентиры («коридор») инфляции и денежной массы с разбивкой по кварталам, разработать систему действий, направленных против отраслей и предприятий, нарушающих установленные ориентиры.
  2. Целесообразно ввести прямые ограничительные меры, направленные против роста цен в отраслях-монополистах.
  3. Важно ограничить дефицит бюджета уровнем 4-5%. Наращивание государственных инвестиций должно происходить параллельно с расширением доходной базы бюджета.
  4. Необходимо поддерживать процентные ставки на уровне, незначительно превышающем темп инфляции, при этом стимулировать их дифференциацию с целью замедления оборота денежной массы.
  5. Для борьбы с сезонными всплесками инфляции следует стимулировать фьючерсную торговлю сезонными товарами.

Стратегия гашения адаптивных инфляционных ожиданий предполагает изменение психологии потребителей, избавление их от страха перед обесценением сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса. Решить проблему адаптивных инфляционных ожиданий желательно побыстрее и до того, как инфляция будет поставлена под контроль.

Судя по практике антиинфляционного регулирования, сделать это возможно при выполнении двух условий:

  • всемерное укрепление механизмов рыночной системы, которые способны снизить цены или хотя бы замедлить их рост. Лишь в этом случае вероятно изменение психологии потребителей, устранение из нее инфляционных мотивов. Потребитель должен убедиться, что колебания цен на сравнительно небольшое количество товаров и услуг происходят под влиянием спроса и предложения;
  • существование правительства национального согласия, пользующегося доверием большинства граждан и проводящего антиинфляционную политику. При этом правительств ставит перед собой вполне определенные, практически осуществимые и легко проверяемые антиинфляционные задачи, заблаговременно информируя об этом население.

Меры, которые необходимо предпринять КР в средне и долгосрочной перспективе с целью сдерживания уровня инфляции:

  1. Повышение процента по государственным облигациям, распространение акционерной формы собственности, приватизация, продажа земли могут привлечь значительные сбережения. Подобные меры дают реальный антиинфляционный эффект и позволяют приостановить разрушительный процесс гиперинфляции.
  2. Для понижения уровня ликвидности сбережений практикуется повышение нормы процента по срочным вкладам и иные приемы, рассчитанные на то, чтобы подольше удержать депозиты в банковской системе.
  3. Денежная реформа конфискационного типа нацелена на экспроприацию части принадлежащих населению доходов и снижение текущего спроса. Подобный радикальный вариант не имеет отношения к причинам и механизмам инфляции и способен лишь на короткое время уменьшить величину инфляционного разрыва.
  4. В качестве краткосрочного противоинфляционного средства может использоваться повышение курса национальной валюты. Если внутренние рынки достаточно конкурентны и отсутствуют разного вида внешнеторговые ограничения, эта мера вызывает тенденцию к снижению цен ан товары и услуги, ввозимые из-за рубежа, и, следовательно, подталкивает вниз и общий уровень цен в экономике.

Проанализировав сложившуюся ситуацию в стране можно сделать вывод, что инфляционные процессы в стране имеют продолжительный характер и эта ситуация может продлиться еще долго.

§ 3. Динамика уровня безработицы в Кыргызской Республике, связь с инфляцией

Современный рынок труда Кыргызской Республики сформировался в крайне тяжелых экономических условиях, сложившихся вследствие апрельских-июньских событий 2010 года в республике.  Спад, практически во всех областях экономики, заметное снижение спроса на рабочую силу, значительное количество утраченных рабочих мест в результате беспорядков на юге страны, вызвали резкий скачок роста общей  безработицы (в сентябре 2010 г. был отмечен уровень 12%, что на 4,4 % больше уровня 2009 года). При этом, наблюдалось сокращение объема внутреннего валового продукта на более чем на 52% по сравнению с объемом ВВП 2007 года и прирост экономически активного населения порядка более 100 тысяч человек5

Рынок труда Кыргызской Республики на протяжении 2003-2010 гг. характеризовался довольно высоким уровнем экономической  активности. Почти две трети населения республики в возрасте 15 лет и старше за рассматриваемый период являлись экономически активными.

Информация о работе Безработица и инфляция