Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ инфляции и безработицы в Кыргызской Республике, а также выявить взаимосвязь этих явлений.
Цель работы определила решение следующих задач:
Рассмотреть понятие и виды инфляции;
Описать причины возникновения инфляции;
Описать связь инфляции и безработицы;
Раскрыть содержание антиинфляционной политики;
Введение 3
§ 1. Теоретические основы инфляции и безработицы. Взаимосвязь этих явлений 5
§ 2. Инфляционные процессы в Кыргызской Республике. Антиинфляционная политика 15
§ 3. Динамика уровня безработицы в Кыргызской Республике, связь с
инфляцией 23
Заключение 32
Список использованной литературы 34
В условиях рисков возникновения системного кризиса в банковской системе и угрозы более глубокой стагнации на фоне умеренных темпов инфляции в течение первых после апреля месяцев действия Национального банка были направлены на обеспечение стабильности банковской и финансовой системы и стимулирование экономического роста. Принимая во внимание снижение ресурсной базы для кредитования экономики коммерческими банками, в течение второго квартала НБКР существенно снизил объемы изъятия избыточной ликвидности через операции на открытом рынке: объем нот в обращении на конец июня 2010 года составил 200 млн. сомов против 1,0 млрд. сомов на конец марта. Вместе с тем, был увеличен объем операций по рефинансированию банков и снижен размер обязательных резервов для коммерческих банков с 9,5 до 8 процентов. Одновременно Национальный банк, в условиях повышенного спроса на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке, увеличил объем продаж долларов США с целью недопущения резких колебаний обменного курса доллара США
Годовое значение инфляции в декабре 2011 года (к декабрю 2010 года) составило 5,7 процента, тогда как за аналогичный период 2010 года – 19,2 процента. Наибольший вклад в прирост индекса потребительских цен внес рост цен на непродовольственные товары (2,4 п.п.). Данная группа товаров в годовом выражении подорожала на 9,2 процента. Цены на продовольственные товары повысились на 3,5 процента, на алкогольные напитки и табачные изделия – на 9,8 процента, на платные услуги – на 11,1 процента. В 2011 году наблюдалось значительное замедление роста цен по основным продовольственным товарам (хлебобулочные изделия и крупы, фрукты и овощи, мясо, сахар), а также умеренный рост цен на непродовольственные товары и услуги, что стало одним из основных факторов, определившим динамику цен.
За четвертый квартал 2011 года индекс потребительских цен составил 101,2 процента (в четвертом квартале 2010 года – 105,9 процента). В том числе индекс цен на продукты питания составил 99,8 процента, на алкогольные напитки и табачные изделия – 103,6 процента, на непродовольственные товары – 103,5 процента, на платные услуги – 101,4 процента.
Рис. 7. Годовая динамика ИПЦ и его составляющих2.
Цены на продовольственные товары в годовом выражении по итогам декабря 2011 года повысились на 3,5 процента (за соответствующий период 2010 года цены в годовом выражении повысились на 27,0 процента), товарная группа «хлебобулочные изделия и крупы» снизилась в цене на 0,5 процента, в том числе мука пшеничная первого сорта – на 3,2 процента. При этом по итогам четвертого квартала 2011 года хлебобулочные изделия и крупы подешевели на 6,7 процента, в основном, под влиянием снижения цен на мировых товарно-сырьевых рынках на фоне богатого урожая зерновых культур в странах-производителях. Цены на молочные изделия в годовом выражении повысились на 8,9 процента, а на плодоовощную продукцию цены снизились на 14,9 процента.
Рис. 8. Годовая динамика цен на продовольственные товары
По итогам четвертого квартала 2011 года цены на плодоовощную продукцию выросли на 20,4 процента, в том числе цены на фрукты выросли на 13,9 процента, овощи подорожали на 23,1 процента. В годовом выражении товарная группа «фрукты и овощи» стала дешевле на 14,9 процента: цены на фрукты снизились на 12,6 процента, овощи подешевели на 15,7 процента.
На фоне мировой конъюнктуры продолжилось снижение цен на сахар (-17,9 процента за четвертый квартал). В годовом выражении цены на данный продукт снизились на 8,6 процента, в то время как в декабре 2010 года цены на сахар выросли в годовом выражении на 22,5 процента.
На фоне хорошего
урожая масличных культур в странах-
В четвертом квартале 2011 года отмечено повышение потребительских цен на молочную продукцию, которое составило 11,6 процента. В годовом измерении молочная продукция подорожала на 8,9 процента, что на 2,8 п.п. ниже аналогичного показателя сентября текущего года и на 3,2 п.п. ниже показателя декабря 2010 года. Замедление роста цен на молочную продукцию в 2011 году было во многом обусловлено снижением цен на импорт молочной продукции и снижением объема экспорта молока и молочной продукции.
Цены на мясную продукцию по итогам декабря 2011 года выросли в годовом выражении на 24,5 процента в результате роста экспортных цен (в январе-ноябре 2011 года средние экспортные цены на мясную продукцию выросли на 40,8 процента по сравнению с аналогичным показателем 2010 года). В течение 2011 года среднемесячный прирост цен на мясо составил 1,9 процента.
Прирост индекса цен на непродовольственные товары в годовом выражении составил 9,2 процента, что на 5,0 п.п. ниже аналогичного показателя 2010 года. Так, цены на одежду и обувь повысились на 12,9 процента, в основном, за счет удорожания мужской и детской одежды на 10,8 процента и 11,9 процента соответственно. Зафиксировано повышение цен в группе «электроэнергия, газ и прочие виды топлива» в годовом выражении на 2,1 процента3.
Отмечался прирост цен по группе «предметы домашнего обихода и бытовая техника», который составил 11,6 процента. Основной причиной такой динамики стало удорожание мебели и напольных покрытий на 15,4 процента, а также бытовых текстильных изделий на 10,6 процента. Стоимость горюче-смазочных материалов в годовом выражении снизилась на 1,9 процента, в том числе цены на бензин снизились на 1,6 процента, цены на дизельное топливо выросли на 2,4 процента. За четвертый квартал 2011 года цена на ГСМ увеличилась на 1,4 процента, в том числе бензин подорожал на 1,5 процента, дизельное топливо выросло в цене на 1,3 процента.
Рис. 9. Годовая динамика цен на непродовольственные товары
Индекс цен на платные услуги за рассматриваемый период вырос в годовом измерении на 11,1 процента (за аналогичный период 2010 года – на 11,9 процента). Рост индекса в данной группе произошел, главным образом, за счет удорожания услуг ресторанов и гостиниц на 14,8 процента, а также транспортных услуг (+10,8 процента) и услуг организации отдыха (+11,1 процента). С началом нового учебного года наблюдалось повышение стоимости услуг образования, которое составило в годовом выражении 16,3 процента. Услуги здравоохранения подорожали на 10,0 процента.
Рис. 10. Годовая динамика цен на платные услуги4.
Рис. 11. Годовая динамика ИПЦ в регионах (проценты)
По итогам декабря 2011 года наблюдалось замедление темпов прироста общего уровня потребительских цен во всех областях республики. В Баткенской и Ошской областях цены повысились на 11,4 и 9,1 процента соответственно, в Джалал-Абадской области – на 10,0 процента, в Таласской области – на 10,8 процента. В Чуйской и Иссык-Кульской областях цены выросли на 6,4 и 2,8 процента соответственно. Основным фактором замедления роста общего уровня цен явилось снижение цен на продовольственные товары. В столице республики отмечался прирост цен на 4,0 процента, при этом продукты питания подорожали на 3,4 процента, алкогольные напитки табачные изделия – на 9,2 процента, непродовольственные товары – на 4,7 процента и платные услуги – на 7,0 процента.
Преодоление инфляции остается одной из главных задач антикризисной стратегии Национального Банка КР. Уменьшение темпов инфляции до относительно «безопасного» уровня (15-20% за год, или 1-2% в месяц) без сокращения производства и падения жизненного уровня населения возможно лишь при повышении эффективности производства и качества управления. Эти цели могут быть достигнуты поэтапно, в течение длительного периода времени.
Целями антиинфляционной политики НБКР являются:
В 2012-2014 гг. расширение конечного спроса потребует особого усиления антиинфляционных действий для того, чтобы удержаться на траектории плавного сокращения инфляции. В это время ключевой целью антиинфляционной политики становится снижение инфляции до уровня, не препятствующего росту инвестиционной активности, т.е. до 35-40% в год.
Для решения этих задач необходимо осуществить комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.
Стратегия гашения адаптивных инфляционных ожиданий предполагает изменение психологии потребителей, избавление их от страха перед обесценением сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса. Решить проблему адаптивных инфляционных ожиданий желательно побыстрее и до того, как инфляция будет поставлена под контроль.
Судя по практике антиинфляционного регулирования, сделать это возможно при выполнении двух условий:
Проанализировав сложившуюся ситуацию в стране можно сделать вывод, что инфляционные процессы в стране имеют продолжительный характер и эта ситуация может продлиться еще долго.
§ 3. Динамика уровня безработицы в Кыргызской Республике, связь с инфляцией
Современный рынок труда Кыргызской Республики сформировался в крайне тяжелых экономических условиях, сложившихся вследствие апрельских-июньских событий 2010 года в республике. Спад, практически во всех областях экономики, заметное снижение спроса на рабочую силу, значительное количество утраченных рабочих мест в результате беспорядков на юге страны, вызвали резкий скачок роста общей безработицы (в сентябре 2010 г. был отмечен уровень 12%, что на 4,4 % больше уровня 2009 года). При этом, наблюдалось сокращение объема внутреннего валового продукта на более чем на 52% по сравнению с объемом ВВП 2007 года и прирост экономически активного населения порядка более 100 тысяч человек5.
Рынок труда Кыргызской Республики на протяжении 2003-2010 гг. характеризовался довольно высоким уровнем экономической активности. Почти две трети населения республики в возрасте 15 лет и старше за рассматриваемый период являлись экономически активными.