Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ инфляции и безработицы в Кыргызской Республике, а также выявить взаимосвязь этих явлений.
Цель работы определила решение следующих задач:
Рассмотреть понятие и виды инфляции;
Описать причины возникновения инфляции;
Описать связь инфляции и безработицы;
Раскрыть содержание антиинфляционной политики;
Введение 3
§ 1. Теоретические основы инфляции и безработицы. Взаимосвязь этих явлений 5
§ 2. Инфляционные процессы в Кыргызской Республике. Антиинфляционная политика 15
§ 3. Динамика уровня безработицы в Кыргызской Республике, связь с
инфляцией 23
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Численность экономически активного населения в 2010 г. по сравнению с 2003 г. возросла на 14,3 процента, в том числе в городских поселениях - на 9,1 процента, сельской местности - на 17,9 процента. Более активны на рынке труда мужчины: доля и численность экономически активных мужчин значительно выше, чем женщин. В 2010 г. в экономически активном населении доля мужчин составляла 58 процентов (1427,8 тыс. человек), женщин - 42 процента (1028,2 тыс. человек). Удельный вес городского населения в экономически активном населении составил 35 процентов (863,2 тыс. человек), а сельского - 65 процентов (1592,8 тыс. человек).
Уровень экономической активности населения (отношение численности экономически активного населения определенной возрастной группы к общей численности населения данной возрастной группы) в возрасте 15 лет и старше в 2010 г. составил 64,2 процента. При этом, уровень активности мужчин значительно выше - 76,6 процента, против уровня активности женщин – 52,3 процента.
Уровень экономической активности населения достигает наименьших значений в самой младшей (15-19 лет) и в старшей возрастных группах (65 и старше). Если значительную часть младшей группы составляют учащиеся школ и студенты, то в старшие возрастные группы входят лица пенсионного возраста. Максимальный уровень экономической активности наблюдается в возрастной группе 40-49 лет (86 процентов).
Таблица 16.
Экономически активное население в возрасте 15 лет и старше
Ежегодно, порядка 100-110 тысяч молодых людей вступает в трудоспособный возраст, основная масса которых «выливается» на рынок труда, и без того, трудоизбыточный. Около 2 тысяч молодых людей, окончивших ВУЗы республики имеют затруднения в трудоустройстве по специальности.
Таким образом, одним из основных источников пополнения «армии» безработных остается молодежь, которая после завершения обучения в учебных заведениях республики не смогла самостоятельно трудоустроиться. Доля безработной молодежи составляет более 40 %. В свою очередь, сокращение количества крупных производственных предприятий в промышленности по сравнению с 2008 годом более чем на 21% , высвободило порядка 63 тысяч человек, занятых на них. Объем текстильного и швейного производства упал более чем на 41%, производство кожи на 5%, мебельное производство на 11%, химическое производство на 48%.
Таблица 2.
Тенденции создания
и ликвидации рабочих мест в Кыргызской
Республике
за период 2008-2010 гг.
Годы |
Создание |
Ликвидация |
2008г. |
121 205 |
26 068 |
2009г. |
116 718 |
47 452 |
2010г. |
111 761 |
36 490 |
Как видно, создание рабочих мест имеет
устойчивую тенденцию к падению. Так, в
2009 году количество созданных рабочих
мест составляло 97% к 2008 году, то есть на
3% было меньше создано рабочих мест, чем
в 2008 году, а в 2010 году только 93% к уровню
2008 года, или на 7% меньше, чем в 2008 году
и на 4% меньше, чем в 2009 году.
В то же время, пик процесса ликвидации
рабочих мест приходится на 2009 год. Создано
было в 2009 году рабочих мест на 4487 меньше,
а ликвидировано на 21384 рабочих мест больше,
чем в 2008 году. В 2010 году было создано меньше,
чем в 2009 году на 4957 рабочих мест, но и меньше
ликвидировано на 10962 рабочих места.
Безработица в Кыргызской Республике отражает структурные диспропорции, то есть между структурой спроса и предложения рабочей силы по квалификации, демографическим, географическим и иным критериям, что относится к структурной безработице. Исходя, из выше изложенного можно выделить следующие виды безработицы, присущие рынку труда республики: естественная, структурная и фрикционная безработица. Главной причиной их наличия в нашей стране является преобладание предложения труда над спросом, при котором повышение уровня безработицы неизбежно.
Ежегодно мероприятиями по содействию занятости охватывается около 55 тыс. и трудоустраиваются около 40 тыс. безработных граждан состоящих на учете в службе занятости. Однако, официальная безработица охватывает лишь небольшую часть граждан, находящихся в поисках работы. Основная часть зарегистрированных безработных – это представители рабочих специальностей, квалифицированные работники предпочитают не вставать на учет в службы занятости, а находят работу самостоятельно.
После апрельских событий
2010 года численность безработных
существенно возросла, хотя количество
безработных граждан, официально зарегистрированных
в государственных службах
Однако, официальная безработица учитывает лишь четвертую часть граждан, находящихся в поисках работы. Основная часть зарегистрированных безработных это представители рабочих специальностей, высококвалифицированные и «офисные» работники предпочитают трудоустраиваться самостоятельно.
Размер пособия варьирует от 356 до 700 сомов в месяц, что 4 - 6 раз меньше прожиточного минимума, и срок получения его составляет 6 месяцев. Так, на 1 января 2011 года количество получателей пособий по безработице составляло 1155 человек, что на 18% меньше чем в предыдущем году. Бюджетные средства на выплату пособий по безработице весьма незначительны, в 2010 году их размер составлял 7,5 млн. сомов.
Уровень занятости населения в
2003-2010 г. был достаточно высоким и
составлял в среднем от 58 до 60
процентов. В городских поселениях
уровень занятости был
Таблица 3.
Уровень занятости населения в возрасте 15 лет и старше (в процентах)
В общей численности занятого населения доля работников предприятий, учреждений и организаций за восемь лет уменьшилась с 34 до 31 процента, и, напротив, преобладающее число рабочих мест было создано в сфере индивидуальной трудовой деятельности, а также значительно возросло (в 2,3 раза) число лиц, работающих по найму у отдельных граждан.
Таблица 47.
Занятое население в возрасте 15 лет и старше по месту основной работы,
месту проживания и полу (тыс.человек)
Наибольшее распространение
Другую значительную группу среди самостоятельно занятого населения составляют лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью. Их численность за последние восемь лет выросла почти на 11 процентов. Индивидуальная трудовая деятельность получила широкое распространение в торговле, ремонте автомобилей и предметов домашнего пользования, транспорте, строительстве, предоставлении личных услуг, производстве одежды и продуктов питания.
Численность безработных, по итогам обследования рабочей силы в 2010г., составила 212,3 тыс. человек, из них 52 процента составляли мужчины и 48 процентов – женщины.
Таблица 59.
Безработные по возрасту, месту проживания и полу (тыс. человек)
В 2003-2010 гг. наблюдалось снижение численности безработного населения в городских поселениях, в то время как численность безработного сельского населения увеличилась. Уровень общей безработицы в 2010 г. сложился в размере 8,6 процента. Ее масштабы среди женщин (9,9 процента) были более значительными, чем среди мужчин (7,7 процента).
Более напряженная обстановка на рынке труда в городах, где уровень безработицы составил 10,9 процента, тогда как в сельской местности - только 7,4 процента. Проведение земельной реформы, когда практически каждая сельская семья смогла получить в пользование земельный надел, позволило в определенной мере решить проблему с занятостью на селе.
Таблица 6.
Уровень безработицы по возрасту, месту проживания и полу
(в процентах)
Проведение активной государственной политики занятости населения Кыргызской Республики осуществляется путем подготовки и реализации программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития. Кроме того, учитываются территориальные особенности, национальные и исторические традиции, планы экономического и социального развития.
Государственная политика содействия занятости населения финансируется из средств фонда содействия занятости и обучения. Фонд содействия занятости и обучения является государственным внебюджетным фондом и используется для финансирования мероприятий по реализации политики содействия занятости населения и эффективной деятельности органов государственной службы занятости населения.
Фонд содействия занятости и обучения играет в стране ту же роль, что отдел кадров на крупном предприятии, поскольку ее цель — управление занятостью, но в масштабах государства.
Фонд содействия занятости и обучения помогает:
Сегодня деятельность Фонда содействия занятости и обучения весьма многообразна. Государство возложило на них следующие основные задачи10:
К традиционным функциям Фонда содействия занятости и обучения относятся, такие как выплата пособий по безработице, выявление свободных рабочих мест и трудоустройство, распространение информации о вакансиях и профессиональная ориентация, занятость иностранных рабочих и возможности трудоустройства в приграничных районах;
К новым функциям, которые возникают с изменением социально-экономической обстановки, относят: специализированное трудоустройство (трудящиеся-инвалиды, управленческий персонал, временное трудоустройство); профориентация; самозанятость (поощрение самостоятельных поисков работы); содействие самозанятости, особенно в некоторых развивающихся странах; устройство на курсы профессиональной подготовки на предприятиях; помощь в смене профессии; особые программы содействия занятости.
Средства Фонда содействия занятости и обучения расходуются исключительно:
- на выплату пособий
по безработице, стипендий
- на медицинское страхование безработных;
- на финансирование затрат по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных;
- на финансирование проектов содействия занятости безработных;
Анализ финансирования мероприятий по содействию занятости населения ежегодно с 2008 года наблюдается на одном уровне 100 млн. сомов. В 2008 году потребность в финансировании на основе индикативных показателей составляла 132,6 млн. сомов, в то же время профинансировано было на 95 млн. сомов, в данном случае финансовый разрыв составлял 37,6 млн. сомов, аналогичная картина наблюдается и в 2009 и 2010 годах. В 2010 году потребность составляла 149,5 млн. сомов, финансовый разрыв составил 50,3 млн. сомов. Для расширения возможностей трудоустройства граждан и оказания услуг работодателям в подборе необходимых работников органы служб занятости во всех регионах республики на постоянной основе ведут работу по информированию населения и работодателей о положении на рынке труда путем пополнения банка вакансий (имеющихся свободных рабочих мест).
Таблица 711.
Количество вакансий в региональных банках вакансий
Регионы |
Количество вакансий |
Трудоустроено |
Остались невостребованными |
г. Бишкек |
14 418 |
10 543 |
3875 |
Джалал-Абадская область |
4018 |
3887 |
131 |
Иссык-Кульская область |
2077 |
2620 |
57 |
Нарынская область |
659 |
652 |
7 |
г. Ош |
2486 |
2354 |
132 |
Ошская область |
5518 |
5464 |
54 |
Баткенская область |
3218 |
3070 |
148 |
Таласская область |
2200 |
2026 |
174 |
Чуйская область |
8036 |
7892 |
144 |