Безработица и методика ее определения в условиях Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:48, контрольная работа

Описание

В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержания занятости, обеспечения социальной защиты граждан.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
Безработица и методика ее определения. Виды безработицы……………...8
Анализ безработицы в условиях Республики Беларусь……………………11
Основные направления снижения безработицы в Республике Беларусь...21
Заключение……………………………………………………………………23
Список использованных источников………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

контрольная по экономике.doc

— 216.00 Кб (Скачать документ)

     Скрытая безработица крайне невыгодна работодателю, так как предприятие вынуждено  нерационально расходовать средства; ограничивать по своей инициативе фонд заработной платы, добиваясь тем самым увольнения незанятых работников с целью удержания на предприятии основного кадрового звена, имеющего возможность выполнять уставные задачи и функции предприятия (работодатель таким образом  получает возможность лишь за счет уволившихся работников  увеличить материальную заинтересованность и сохранить ценных специалистов).

     Скрытая безработица отрицательно сказывается  на трудовой деятельности, социальной активности и психологическом состоянии работающих, так как они находятся «под давлением» возможного сокращения и перед связанной с этим необходимостью изменять установившийся уклад жизни.

     Скрытая безработица в отраслях экономики, создающих внутренний валовой продукт, способствует изменению характера занятости рабочей силы (населения) в секторах экономики. Работники производственной сферы, лишенные возможности трудиться в полную силу, вынуждены искать работу в непроизводственной сфере, например, в торговле,  сфере услуг.

     Заметно ухудшилась ситуация с обеспечением работы предприятий и занятости населения в государствах СНГ.

     Так, в ноябре прошлого года численность  безработных увеличилась по сравнению  с предыдущим месяцем в России на 5%, в Украине – на 21%. 
В январе 2009 г. многие предприятия в Российской Федерации работали не более 10 рабочих дней. Численность безработных, зарегистрированных в региональных службах занятости, составила более 1,5 млн. человек, или 2% от экономически активного населения.

     В Республике Беларусь один из самых  низких среди всех стран уровень регистрируемой безработицы.

Таблица 1

Уровень безработицы в странах мира, в %

к экономически активному населению

Государства СНГ 
(данные на конец ноября 2008 г.)
Другие  государства 
(данные на конец 2007 г.)
Азербайджанская Республика 1,0 Австралия 4,4
Республика  
Армения
6,2 Республика  
Болгария
6,9
Республика  
Беларусь
0,8 Германия 8,3
Республика  
Казахстан
0,7 Государство  
Израиль
7,3
Кыргызская  
Республика
3,0 Латвийская  
Республика
6,0
Республика  
Молдова
1,3 Литовская  
Республика
4,3
Российская  
Федерация
1,7 Республика  Польша 11,2
Украина 3,1 Словакия 11,5
    Соединенное  
Королевство  
Великобритании и Северной  
Ирландии
5,5
    США 4,6
    Франция 8,4
    Чешская  
Республика
6,5
    Эстонская  
Республика
4,7
    Япония 3,8
 
 
  1. Анализ  безработицы в  условиях Республики Беларусь.
 

     В Республике Беларусь показатель регистрируемой безработицы, достигший максимального  значения – 4% – в 1996 году, снизился до 0,8% в 2008 году.

     В январе–ноябре 2008 г. численность занятых в экономике достигла 4 519 тыс. человек, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 2,2%.

     В 2008 году было поставлено на учет 322 тыс. граждан, обратившихся за помощью в  трудоустройстве, из них признаны безработными 200 тыс. человек. Всего трудоустроено 199 тыс. человек, в том числе 131 тыс. безработных. Численность зарегистрированных безработных на конец декабря 2008 г. составила 37,3 тыс. человек, что на 15,4% меньше, чем в декабре 2007 г.

     В прошлом году создано 163 тыс. рабочих  мест; направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 23 тыс. безработных; предоставлены субсидии 2,7 тыс. безработных для организации собственного дела; обеспечено участие в оплачиваемых общественных работах 98 тыс. человек; организована временная трудовая занятость для 39 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи в свободное от учебы время.

     В 2008 году в развитие малых и средних  городских поселений инвестировано 4 660 млрд. руб., там создано 31 тыс. рабочих мест, из них 7,7 тыс. – в малых городах с наиболее сложным положением в сфере  занятости. В результате за прошлый год улучшилась и стабилизировалась ситуация с трудоустройством в 166 малых городах республики, численность безработных в них снизилась на 2,9 тыс. человек, или на 27%.

     В прошлом году за счет всех источников финансирования на селе создано более 19 тыс. рабочих мест, трудоустроено 27 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 371 безработному.

     За  последние годы на национальном рынке труда  сложилась ситуация, когда спрос на работников и количество имеющихся вакансий превысили численность безработных. Но при этом почти 77% имевшихся вакансий связаны с рабочими  профессиями. Такое положение дел кардинально не меняется на протяжении ряда лет.

     В январе–ноябре 2008 г. белорусскими организациями (кроме субъектов малого предпринимательства) было принято на работу 895 тыс. человек, уволено по различным причинам 846 тыс.

     Численность занятых в экономике в январе–ноябре 2008 г. достигла 4 519 тыс. человек, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 2,2%.

     В 2008 году государственной службой занятости было поставлено на учет 322 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 200 тыс. человек. Всего трудоустроено 199 тыс. человек, в том числе 131 тыс. безработных.

     Численность зарегистрированных безработных на конец декабря 2008 г. составила 37,3 тыс. человек, что на 15,4% меньше, чем в  декабре 2007 г. 

Таблица 2

 
Численность зарегистрированных безработных и уровень безработицы в Республике Беларусь и регионах на конец декабря  2008 г.
 

  Численность  
безработных, 
тыс. человек
Тыс. человек Уровень безработицы, 
в % к экономически активному населению
зарегистрировано  безработных трудоустроено безработных
Республика  
Беларусь
37,3 13,9 8,3 0,8
Области:        
Брестская 6,6 2,3 1,5 1,1
Витебская 6,1 2,2 1,5 1,1
Гомельская 6,9 2,4 1,2 1,0
Гродненская 4,9 1,7 1,1 1,0
Минская 5,1 2,3 1,4 0,8
Могилевская 3,9 1,8 1,2 0,8
г. Минск 3,8 1,2 0,4 0,4

     Рассмотрим  состав безработных по уровню образования  согласно ниже приведенной схемы.

     Из  схемы видно, что наибольшее число  безработных с общим средним  образованием .

     Отметим, что средний размер пособия на одного безработного в декабре 2008 г. составил 45,4 тыс. руб.

     По  оперативным данным, в рамках реализации Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2008 год осуществлен ряд активных мер на рынке труда:   
создано 163 тыс. рабочих мест, на которые, а также имевшиеся вакансии, трудоустроено 199 тыс. человек, из них 131 тыс. – безработных; 
направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 23 тыс. безработных; предоставлены субсидии 2,7 тыс. безработных для организации собственного дела; обеспечено участие в оплачиваемых общественных работах 98 тыс. человек, в том числе 52 тыс. безработных; организована временная трудовая занятость в свободное от учебы время для 39 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи.
 
 
 

  1. Основные  направления снижения безработицы  в  Республике Беларусь.
 

     Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно  для самого человека. Поэтому разрабатываются  следующие законодательные и  экономические меры по ограничению безработицы:

1. политика  государства по стимулированию  роста занятости увеличению числа  рабочих мест через использование  таких рычагов, как льготное  налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной  мере инвестиций на прирост  новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;

2. стимулирование  самозанятости населения, особенно  женщин;

3. расширение  форм, сфер и условий профессиональной  подготовки работников;

4. разрешение  трудовой эмиграции;

5. активное  применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

     В целях увеличения занятости населения  совершенствуется нормативная база по содействию безработным в организации  предпринимательской деятельности.

     В настоящее время безработный, изъявивший желание начать собственное дело, имеет право на бесплатное обучение основам предпринимательской деятельности, получение субсидии и ссуды соответственно в размере 25 и 150 минимальных зарплат. Кроме этого из фонда занятости безработному компенсируются расходы в размере 15 минимальных зарплат по регистрации в качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печати и иных действий, связанных с организацией самозанятости.

     Многообразие  типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

     Уровень фрикционной безработицы может  быть снижен за счет:

- улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

- устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

а) создание развитого рынка жилья;

б) увеличение масштабов жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

     Сокращению  структурной безработицы более  всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.

     Наиболее  трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание  условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда  – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

     Способами увеличения спроса являются:

- стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;

- поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентноспособности продукции.

     Создание  условий для сокращения предложения  труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Информация о работе Безработица и методика ее определения в условиях Республики Беларусь