Безработица и методика ее определения в условиях Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:48, контрольная работа

Описание

В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержания занятости, обеспечения социальной защиты граждан.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
Безработица и методика ее определения. Виды безработицы……………...8
Анализ безработицы в условиях Республики Беларусь……………………11
Основные направления снижения безработицы в Республике Беларусь...21
Заключение……………………………………………………………………23
Список использованных источников………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

контрольная по экономике.doc

— 216.00 Кб (Скачать документ)

     Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. 
Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

     Создание  условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит  в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

Реализация  программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет  по пожилым (их уже никто не хочет  брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

     Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

1. экономическое  стимулирование молодежной занятости;

2. создание  специальных фирм, предлагающих  работу именно молодежи

3. создание  центров обучения молодых людей  тем профессиям, в которых шансы  на занятость наиболее велики.

Список  программ сокращения безработицы можно  продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

     Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.

     Вот наиболее важные меры такого рода:

1. Перераспределение  имеющегося спроса на труд  путем стимулирования перехода  предприятий на неполный рабочий  день, неполную рабочую неделю  и т.п. Такие предприятия должны  получить налоговые льготы, чтобы  компенсировать затраты на прием новых работников.

2. Бюджетное  субсидирование дополнительной (по  отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих  предприятиях. Оно может иметь  вид кредитования государством  зарплаты дополнительно нанятых  рабочих.

3. Снижение  фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.

4. Предоставление  рабочих мест, не ориентированных  на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

5. Переход  к созданию системы социального  партнерства, в том числе создание  механизма выработки трехсторонних  соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

6. Расширение  занятости в будущем зависит  и от иностранных инвестиций.

В целом  инвестиции в реконструкцию и  технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект.

Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

7. Значительно  сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, хотя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.

     Также значимым предложением в содействии сокращения безработицы является создание условий для развития  производственной и социальной инфраструктуры в населенных пунктов и районах. Наличие там лишь единичных предприятий крайне ограничивает для местного населения возможности в сфере приложения труда. Так, на протяжении многих лет сохраняются напряженная ситуация с обеспечением занятости населения и повышенный уровень безработицы в населенных пунктах: Ганцевичи, Иваново, Микашевичи Брестской области; Поставы Витебской области; Василевичи, г. п. Октябрьский Гомельской области; г. п. Уручье Минской области и многих других.

     Необходимо  предусмотреть реализацию системы  мер по созданию благоприятных условий  для обеспечения занятости населения  путем: повышения инвестиционной активности, обновления и улучшения структуры рабочих мест;  достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы; стимулирования развития самозанятости населения, расширения его деловой и предпринимательской инициативы; содействия профессиональной ориентации молодежи в выборе профессии и получении ею профессионального образования; усиления социальной защиты граждан от безработицы, смягчения и минимизации ее негативных социально-экономических последствий.

     К основным проблемам обеспечения  занятости населения относятся:

     -снижение  безработицы среди групп населения,  наиболее уязвимых на рынке  труда, и усиление мер по  их государственной поддержке; 

     -создание  условий для эффективной занятости  жителей проблемных населенных  пунктов и регионов;

     -достижение  соответствия профессионально-квалификационного состава работников потребностям развития национальной экономики;

     -повышение  территориальной мобильности рабочей  силы.

     Одной из ключевых задач является содействие в трудоустройстве граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и особо нуждающихся в социальной защите:

-молодежи;

-инвалидов;  
-лиц из числа детей-сирот;

-родителей  в многодетных и неполных семьях;

-граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД.

     Данным  категориям населения необходимо гарантировать занятость путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления брони для приема на работу, организации обучения по специальным программам.

     Весьма  остро стоит проблема трудоустройства молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения, дают 40,1% всего контингента безработных.

     С целью снижения молодежной безработицы  и повышения шансов молодых людей на рынке труда необходимо предоставлять им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации.

     Немаловажной  гарантией трудоустройства выпускников  высших, средних специальных и  профессионально-технических учебных  заведений является их государственное  распределение: в 2008 году распределено на работу 114,5 тыс. выпускников.

     Необходимо  увеличить возможность выпускникам, не подлежащим распределению и испытывающим проблемы с трудоустройством, а также  молодежи, прошедшей профобучение по направлению государственной службы занятости, получить возможность трудоустройства на специально созданные ученические места по программе «Молодежная практика», а также разработать и другие программы, способствующие трудоустройству незанятого населения.

     Предоставить  возможность подработать в свободное от учебы время в лагерях труда и отдыха, а также на временных рабочих местах в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских, в сельскохозяйственных и ремонтно-строительных организациях республики.

     Большое внимание уделить трудоустройств женщин. Так как в Беларуси, как и в большинстве других стран, безработица среди женщин выше, чем среди мужчин: женщины составляют 52,8% в экономически активном населении и 60,1% – в общей численности безработных.

     По  оперативным данным центров занятости больше всего безработных – представительниц слабого пола – насчитывается в Гомельской (4,2 тыс. человек) и Брестской (4,1 тыс. человек) областях.

     Необходимо  предоставлять возможность на профобучение матерей, которые длительное время  не работали в связи с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет. А также поощрять женскую инициативу, связанную с организацией самозанятости и предпринимательской деятельности. Предоставлять субсидии и денежные средства на благоприятных условиях для организации собственного дела безработным женщинам и нуждающемуся в трудоустройстве населению

     Для снижения остроты женской безработицы  по- возможности  проводить специализированные ярмарки вакансий с преимущественным использованием женского труда.

     Уделять повышенное внимание социально-психологической и трудовой реабилитации длительно неработающих граждан. Предоставлять больше направлений на профессиональную подготовку и переобучение преимущественно по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Организовывать не только временные оплачиваемые общественные работы. Ежемесячно проводить информационные мероприятия – «Ярмарка вакансий», «День предприятия» и др.

     Расширить возможности предоставления с помощью  государственных служб занятостей возвратных бюджетных ссуд предприятиям (не только государственным) для создания дополнительных рабочих мест .

     Например, в Витебской области активно  сотрудничает с государственной  службой занятости Оршанское  ПЧУП «Элуиз» ОО «БелТИЗ», которому в 2006–2008 гг. выделено три бюджетные ссуды на общую сумму 70 млн. руб. с целью создания девяти рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями.

     Взять под особым контроль трудоустройство граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

     Защищать  интересы детей из неблагополучных  семей, возвратить асоциальных родителей  к здоровому, трудовому образу жизни, добросовестному выполнению семейных обязанностей.

     Для обеспечения количественного и  качественного соответствия между предложением кадров и спросом на них службам занятости совместно с органами образования, отраслевыми министерствами и  местной властью осуществлять постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, прогнозировать возможные изменения потребностей в специалистах в обозримом будущем.

     Так например :по прогнозам Международного исследовательского центра The Economist Intelligence Unit (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии), в ближайшие 15 лет в развитых странах будут наблюдаться дальнейшее старение населения и повышение значимости роли женского труда в экономике; более востребованными на рынке труда станут работники с развитыми творческими способностями

     Ожидается, что к 2020 году наступит настоящая  борьба за талантливые кадры, легко адаптирующиеся к быстро меняющимся условиям, умеющие адекватно реагировать на поставленные задачи и принимать оптимальные решения.

     Среди наиболее востребованных профессий  будущего называют специалистов IT-технологий, работников в сфере финансов и  медицины.

      Особо значимую проблему составляет присущая ряду населенных пунктов и районов  неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие там лишь единичных предприятий ограничивает для местного населения возможности и сферу приложения труда.

     Для ускорения решения проблем социально-экономического развития таких административно-территориальных  единиц реализовывать комплексные программы развития регионов, малых и средних городских поселений. Предусматривать привлечение инвестиционных проектов, дающих предпосылки к организации новых производств, а также модернизации старых. В результате уровень безработицы должен снизиться , а качество жизни населения возрасти.

     Так например,  завершено осуществление инвестиционного проекта в филиале ОАО «Оршанский комбинат строительных материалов». В г. п. Копысь открыто деревообрабатывающее производство. В акционерном обществе «Лепельский молочно-консервный комбинат» начали выпускать мороженое, в г. п. Болбасово освоено производство гофрокартона, в г. п. Россоны – изделий из полимерных материалов, в г. Поставы – полистирольных плит . В Ганцевичском районе Брестской области в прошлом году  заработали 24 новых предприятия, что дополнительно обеспечило 351 рабочее место. Уровень безработицы в районе сократился с 3,6% до 2,2%.

Информация о работе Безработица и методика ее определения в условиях Республики Беларусь