Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:48, контрольная работа
В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержания занятости, обеспечения социальной защиты граждан.
Введение ……………………………………………………………………….3
Безработица и методика ее определения. Виды безработицы……………...8
Анализ безработицы в условиях Республики Беларусь……………………11
Основные направления снижения безработицы в Республике Беларусь...21
Заключение……………………………………………………………………23
Список использованных источников………………………………………..24
Некоторое
облегчение может принести, например,
предоставление возможности досрочного
выхода на пенсию работникам, еще не достигшим
пенсионного возрасти. В России, например,
при упразднении органов управления союзного
уровня работавшим в их штатам мужчинам
позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам
– в 53-54 года. Без этого пожилым служащим
пришлось бы искать работу. А поскольку
шансов на трудоустройство в этом возрасте
у них было немного. Они увеличили бы армию
безработных.
Досрочная пенсия позволила предотвратить
такое развитие событий. Вместе с тем этот
способ может использоваться только в
очень ограниченных масштабах, так как
он влечет существенное увеличение пенсионных
выплат.
Создание
условий для роста
Реализация
программ поддержки молодых работников.
Тяжелее всего безработица
Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
1. экономическое стимулирование молодежной занятости;
2. создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи
3. создание
центров обучения молодых
Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.
Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.
Вот наиболее важные меры такого рода:
1. Перераспределение
имеющегося спроса на труд
путем стимулирования перехода
предприятий на неполный
2. Бюджетное
субсидирование дополнительной (по
отношению к фактическому
3. Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
4. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
5. Переход
к созданию системы
6. Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций.
В целом
инвестиции в реконструкцию и
технологическое
Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.
7. Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, хотя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.
Также значимым предложением в содействии сокращения безработицы является создание условий для развития производственной и социальной инфраструктуры в населенных пунктов и районах. Наличие там лишь единичных предприятий крайне ограничивает для местного населения возможности в сфере приложения труда. Так, на протяжении многих лет сохраняются напряженная ситуация с обеспечением занятости населения и повышенный уровень безработицы в населенных пунктах: Ганцевичи, Иваново, Микашевичи Брестской области; Поставы Витебской области; Василевичи, г. п. Октябрьский Гомельской области; г. п. Уручье Минской области и многих других.
Необходимо
предусмотреть реализацию системы
мер по созданию благоприятных условий
для обеспечения занятости
К основным проблемам обеспечения занятости населения относятся:
-снижение
безработицы среди групп
-создание
условий для эффективной
-достижение
соответствия профессионально-
-повышение
территориальной мобильности
Одной из ключевых задач является содействие в трудоустройстве граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и особо нуждающихся в социальной защите:
-молодежи;
-инвалидов;
-лиц из числа детей-сирот;
-родителей
в многодетных и неполных
-граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД.
Данным категориям населения необходимо гарантировать занятость путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления брони для приема на работу, организации обучения по специальным программам.
Весьма остро стоит проблема трудоустройства молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения, дают 40,1% всего контингента безработных.
С целью снижения молодежной безработицы и повышения шансов молодых людей на рынке труда необходимо предоставлять им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации.
Немаловажной
гарантией трудоустройства
Необходимо
увеличить возможность
Предоставить возможность подработать в свободное от учебы время в лагерях труда и отдыха, а также на временных рабочих местах в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских, в сельскохозяйственных и ремонтно-строительных организациях республики.
Большое внимание уделить трудоустройств женщин. Так как в Беларуси, как и в большинстве других стран, безработица среди женщин выше, чем среди мужчин: женщины составляют 52,8% в экономически активном населении и 60,1% – в общей численности безработных.
По оперативным данным центров занятости больше всего безработных – представительниц слабого пола – насчитывается в Гомельской (4,2 тыс. человек) и Брестской (4,1 тыс. человек) областях.
Необходимо предоставлять возможность на профобучение матерей, которые длительное время не работали в связи с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет. А также поощрять женскую инициативу, связанную с организацией самозанятости и предпринимательской деятельности. Предоставлять субсидии и денежные средства на благоприятных условиях для организации собственного дела безработным женщинам и нуждающемуся в трудоустройстве населению
Для снижения остроты женской безработицы по- возможности проводить специализированные ярмарки вакансий с преимущественным использованием женского труда.
Уделять повышенное внимание социально-психологической и трудовой реабилитации длительно неработающих граждан. Предоставлять больше направлений на профессиональную подготовку и переобучение преимущественно по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Организовывать не только временные оплачиваемые общественные работы. Ежемесячно проводить информационные мероприятия – «Ярмарка вакансий», «День предприятия» и др.
Расширить
возможности предоставления с помощью
государственных служб
Например, в Витебской области активно сотрудничает с государственной службой занятости Оршанское ПЧУП «Элуиз» ОО «БелТИЗ», которому в 2006–2008 гг. выделено три бюджетные ссуды на общую сумму 70 млн. руб. с целью создания девяти рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями.
Взять под особым контроль трудоустройство граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.
Защищать интересы детей из неблагополучных семей, возвратить асоциальных родителей к здоровому, трудовому образу жизни, добросовестному выполнению семейных обязанностей.
Для обеспечения количественного и качественного соответствия между предложением кадров и спросом на них службам занятости совместно с органами образования, отраслевыми министерствами и местной властью осуществлять постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, прогнозировать возможные изменения потребностей в специалистах в обозримом будущем.
Так
например :по прогнозам Международного
исследовательского центра The Economist Intelligence
Unit (Соединенное Королевство
Ожидается, что к 2020 году наступит настоящая борьба за талантливые кадры, легко адаптирующиеся к быстро меняющимся условиям, умеющие адекватно реагировать на поставленные задачи и принимать оптимальные решения.
Среди наиболее востребованных профессий будущего называют специалистов IT-технологий, работников в сфере финансов и медицины.
Особо значимую проблему составляет присущая ряду населенных пунктов и районов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие там лишь единичных предприятий ограничивает для местного населения возможности и сферу приложения труда.
Для
ускорения решения проблем
Так например, завершено осуществление инвестиционного проекта в филиале ОАО «Оршанский комбинат строительных материалов». В г. п. Копысь открыто деревообрабатывающее производство. В акционерном обществе «Лепельский молочно-консервный комбинат» начали выпускать мороженое, в г. п. Болбасово освоено производство гофрокартона, в г. п. Россоны – изделий из полимерных материалов, в г. Поставы – полистирольных плит . В Ганцевичском районе Брестской области в прошлом году заработали 24 новых предприятия, что дополнительно обеспечило 351 рабочее место. Уровень безработицы в районе сократился с 3,6% до 2,2%.
Информация о работе Безработица и методика ее определения в условиях Республики Беларусь