Безработица и методика ее определения в условиях Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:48, контрольная работа

Описание

В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержания занятости, обеспечения социальной защиты граждан.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
Безработица и методика ее определения. Виды безработицы……………...8
Анализ безработицы в условиях Республики Беларусь……………………11
Основные направления снижения безработицы в Республике Беларусь...21
Заключение……………………………………………………………………23
Список использованных источников………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

контрольная по экономике.doc

— 216.00 Кб (Скачать документ)

     Также повышение уровня сельскохозяйственного  производства, обустройство агрогородков оказывают позитивное влияние на занятость сельского населения. Так в 2008 году за счет всех источников финансирования на селе создано более 19 тыс. рабочих мест, трудоустроено 27 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 371 безработному.

     Осуществлять  развитие агро- и экотуризма на селе, ведь у нас есть живописная природа, благодаря которой можно расширять возможности. Для содействия чего предоставлять гражданам, желающим заниматься этим видом бизнеса, всевозможные льготы. Оказывать сотрудничество владельцем агроусадеб с   туристическими фирмами.

     Например, в Могилевской области в 2008 году деятельность в сфере агроэкотуризма в 10 районах осуществляли 14 сельских усадеб. В перспективе планируется открыть еще 10 усадеб в Глусском, Мстиславском, Быховском, Осиповичском, Чаусском, Шкловском и Хотимском районах.

     Необходимо  регулировать внутреннюю трудовую миграции и перераспределять трудовые ресурсы по регионам с учетом их потребности в специалистах.

     Также необходимо в полной мере удовлетворять  потребности трудонедостаточных регионов и сфер экономики в рабочей  силе, интересы жителей территорий и населенных пунктов, в которых  сохраняется напряженная ситуация с обеспечением занятости. Поэтому следует активизировать усилия всех заинтересованных государственных органов по созданию необходимых условий, при которых трудовая миграция станет играть значимую роль в обеспечении эффективной занятости граждан.

     С целью снижения напряженности на рынке труда в условиях кризиса  в стране необходимо предусмотреть  организацию опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения (от 3 до 6 месяцев в зависимости  от необходимой квалификации). Предусмотреть создание временных рабочих мест в рамках организации общественных работ. Оказывать адресную поддержку, включая переезд в другую местность для замещения рабочих мест. Усилить поддержку развития малого предпринимательства и самозанятости граждан.

     Вместе  с тем в республике не наблюдается  и не ожидается массовых увольнений работников. Ситуация с занятостью населения находится на постоянном контроле Главы государства и  Правительства.

     Каждое  предприятие, допускающее неполную занятость, должно использовать весь арсенал имеющихся возможностей по стабилизации финансово-экономической ситуации и возвращению к нормальному режиму работы, в том числе с использованием государственной поддержки.

     Повышение фондоотдачи, освоение новых – высокотехнологичных  – видов продукции, последовательное улучшение качества выпускаемых товаров, активная позиция в их продвижении к потребителю, завоевание новых рынков сбыта – те рычаги, которые позволят упрочить положение предприятий, обеспечивая полную, эффективную занятость работников.

     О том, что реальные возможности для  этого имеются, свидетельствуют  примеры ряда флагманов национальной индустрии. БелАЗ, реализуя инвестиционную программу в размере 100 млн. EUR, надеется к 2012 году увеличить выпуск продукции на 88,5% к уровню 2007 года.  
 Осуществлению этих планов будут содействовать организация за рубежом собственной товаропроводящей сети с контрольными пакетами акций БелАЗа, проведение работы по созданию СП в Индии и Китае. В частности, предусмотрена организация серийного выпуска карьерных самосвалов грузоподъемностью 320 т, а также автомобилей – 90 т. Возможно создание нового торгово-сборочного производства с участием автоконцерна «Катерпиллар».

     На  МАЗе в 2009 году планируют достичь  темпов роста выпуска продукции  на уровне 114,6%. В текущем году столичное предприятие намерено ввести в строй новые производственные мощности для налаживания выпуска 1,2 тыс. автомобильных кранов в год. В повестке дня – освоение автомобилей с двигателями стандарта Евро-3 и Евро-4, наращивание действующих производственных мощностей для выпуска до 50 тыс. машин в год, удвоение продаж автобусов с объемом инвестиций 1,75 млрд. USD. Самостоятельно найти необходимые средства сегодня практически невозможно. Поэтому возможен альянс с кем-либо из конкурентов. Ранее были получены предложения об объединении с российскими заводами ГАЗ, КамАЗ и УралАЗ Предприятие «Белкоммунмаш», несмотря на сложную мировую конъюнктуру, имеет полный пакет заказов на нынешний год. Спрос  на белорусские троллейбусы и трамваи весьма высок, особенно со стороны России и Украины. Дело в том, что предприятие в кратчайшие сроки сменило сразу два поколения техники и сегодня на целое поколение опережает своих зарубежных конкурентов. Кроме того, здесь прорабатывается проект освоения комплексного обслуживания подвижного состава, включая обслуживание машин, поставку оборудования и запчастей, строительство и реконструкцию электросетей и трамвайных путей,  с привлечением серьезных иностранных инвесторов. Рассматриваются варианты покупки зарубежных предприятий, имеющих одинаковый профиль с «Белкоммунмашем», что позволило бы расширить присутствие белорусского производителя на внешних рынках

     В ближайшие годы количество выпускаемой  на предприятии техники может  быть увеличено в 2–3 раза. ОАО «Могилевхимволокно», которое до недавнего времени 70% своей продукции экспортировало в Россию, намерено провести диверсификацию рынков сбыта. На предприятии разработана антикризисная программа, закреплены ответственные за определенный регион.

     На  ОАО реализован ряд крупных инвестиционных проектов, что позволило повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции. В частности, организован выпуск полиэфирной основы для кровельных материалов, введены в строй цех по производству бикомпонентного волокна и композиционных материалов на заводе синтетического волокна, установка по производству технических нитей типа НТ и LS. Реализован крупный проект по созданию энерготехнологического комплекса, который полностью обеспечит собственной электроэнергией и теплом один из заводов и позволит значительно снизить себестоимость продукции.

     В 2008 году предприятие увеличило производство промышленной продукции в сопоставимых ценах на 12,3%

     В 2009 году гомельское СП «ОАО «Спартак»  планирует инвестировать в развитие производства более 6,2 млрд. руб. Предусмотрено закупить две машины по автоматической сборке коробок, что позволит механизировать упаковку изделий в потребительскую тару, а также увеличить производительность труда. Несмотря на то что «спартаковская» продукция пользуется устойчивым спросом в 19 странах мира, предприятие осваивает новые для себя рынки Армении, Азербайджана, Грузии. Прорабатывается вопрос поставки отдельных кондитерских изделий в Литву, а также на Ближний Восток.

     Расширение  экспорта стало возможным и необходимым  после того как на фабрике 10 декабря 2008 г. был запущен уникальный для Беларуси производственный комплекс мощностью 1 т в час. Для этого закуплено около 300 ед. оборудования, которое разместилось на 3,5 тыс. кв. м специально построенного цеха. Современное оборудование обеспечивает выпуск около 140 принципиально новых рецептур конфетной продукции. Итоговая стоимость проекта – 15 млн. долл. США.

     Необходимо  расширять экспортные поставки сельскохозяйственных  предприятий , так как в прошлом году получен хороший урожай основных видов сельскохозяйственной продукции. Необходимо грамотно воспользоваться складывающейся, в целом выгодной для нашей страны, конъюнктурой мировых цен на продовольственные товары и растительное сырье, обеспечив высокие доходы сельхозпроизводителям.

     В результате работы по улучшению делового климата, финансовой поддержки  организации бизнеса безработными количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в республике год от года возрастает. Однако не стоит останавливаться на достигнутом. Необходимо обеспечить полное государственное регулирование и  поддержку малого предпринимательства, несколько уменьшить уровень банковских и процентных ставок на открытие бизнеса. Т.е принять комплекс мер, направленных на создание привлекательных и простых условий для развития в стране частной инициативы и малого предпринимательства.

     Необходимо  разработать и принять во внимание  перечень видов деятельности, при  осуществлении которых не требуется  регистрация физического лица в  качестве индивидуального предпринимателя, а только уведомляется налоговая инспекция и уплачивается единый налог.

     Для содействию легализации бизнеса, в  том числе  и среди скрывающих свою деятельность безработных и  малообеспеченных лиц необходимо упростить процедуры налогообложения, сертификации, таможенного оформления, лицензирования, аренды.

       Например, с 1 января 2009 г. субъекты малого предпринимательства, соблюдая определенные условия, по собственному желанию вправе перейти на упрощенную систему налогообложения. При этом в 185 малых городах, городских и районных поселках республики применяются пониженные ставки налога при упрощенной системе налогообложения.

     Для вовлечения в предпринимательскую  деятельность сельского населения  увеличить размер субсидии безработным сельчанам при организации ими собственного дела в форме частного унитарного предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства или регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

     Таким образом, создается  широкий спектр правовых, экономических и организационных  условий для сохранения, а в ряде случаев и роста производственного и кадрового потенциала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение : 

      В зависимости от величины временного интервала безработица может  быть продолжительной  (4-8 месяцев), длительной (8-18 месяцев) и застойной (более 18 месяцев) В случае застойной безработицы часто наступают необратимые изменения в отношении к трудовой деятельности; снижается желание искать другую работу самостоятельно; происходит общая дисквалификация, потеря трудовых навыков, привыкание к низкому уровню жизни. Эти явления характерны для тех слоев общества, от которых исходит угроза его социальной стабильности.

      Вышеизложенное  позволяет сделать вывод о  том, что безработица является одной  из главных социально- экономических проблем рыночного общества. Экономически безработицу можно считать закономерным явлением, так как она связана с нормальным действием механизма рынка: избыток (как и недостаток) рабочей силы ведет к развитию прогрессивных и эффективных видов деятельности и к исчезновению предприятий-банкротов. Однако с социальной точки зрения безработица является негативным явлением, поскольку ведет к обострению социальных проблем и общественной напряженности. Поэтому безработица -сложная и серьезная проблема даже для экономически развитых стран.

     В условиях мирового финансово-экономического кризиса резкое снижение потребительского спроса и спад производства в России и других государствах – наших  торговых партнерах, взаимная задолженность  по платежам, разбалансированность мировых цен и валютных курсов сказались на ухудшении условий работы белорусских экспортно-ориентированных предприятий. Отдельные производства вынуждены были перейти на сокращенный график работы.

     Вместе  с тем в республике не ожидается  массовых увольнений работников. Ситуация с занятостью населения находится на постоянном контроле Главы государства и Правительства.

     Результаты  еженедельного мониторинга обращений  граждан в органы по труду, занятости  и социальной защите, а также их регистрации в качестве безработных показывают, что текущая ситуация с безработицей в стране не выходит за рамки штатной и не требует принятия дополнительных мер.

     Руководством  республики принят план антикризисных  мер и осуществляются шаги по модернизации и либерализации экономики.  
Каждое предприятие, допускающее неполную занятость, должно использовать весь арсенал имеющихся возможностей по стабилизации финансово-экономической ситуации и возвращению к нормальному режиму работы, в том числе с использованием государственной поддержки.

     В январе т.г. ситуация на рынке труда области продолжает оставаться стабильной. За помощью в трудоустройстве в органы по труду, занятости и социальной защите обратилось 3530 человек, из которых 2832 были зарегистрированы безработными, что на 381 чел. меньше, чем в январе 2008 года.

     Количество  заявленных свободных рабочих мест и вакансий на 1.02.2009 г. составило 7059 против 7229 на соответствующую дату 2008 г.

Информация о работе Безработица и методика ее определения в условиях Республики Беларусь