Безработица и занятость населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 23:16, курсовая работа

Описание

Безработица сегодня является одной из центральных проблем во всем мире. И обостряется в тех странах, где происходит переходный период к иной системе экономики.
Данная тема очень актуальна, т.к. в настоящее время такой переходный период к рыночным отношениям осуществляется в Республике Беларусь. С этим связаны большие трудности и возникновение многих социально-экономических проблем, которые влекут за собой болезненные процессы, обуславливающие возникновение безработицы.

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ АНДРЕЯ.doc

— 325.50 Кб (Скачать документ)

    Вторая  группа - регионы с высоким уровнем безработицы и большой напряженностью на рынке труда (показатели превышают среднебеларусские). Но темпы роста безработицы здесь средние или ниже средних.

    Третья  группа - уровень безработицы и напряженность на рынке труда ниже среднебеларусских, но темпы роста уровня безработицы выше среднебеларусских. Фактически по остроте безработицы эта группа средняя.

    Четвертая группа - регионы с наименее острой безработицей в стране. В них уровень безработицы ниже среднего, низка напряженность на рынке труда, темпы роста безработицы ниже среднебеларусских.

    Итак, в Беларуси острая безработица имеется  в регионах двух типов.

    Во-первых, это регионы с высоким естественным приростом населения. Здесь на рынок  труда постоянно выходит большое количество молодежи, тогда как количество рабочих мест в условиях экономического кризиса не только не увеличивается, но и сокращается. В особый подтип выделяются регионы, где высокий естественный прирост сочетается с массовым притоком беженцев. В регионах данного типа безработица существовала и в прошлом в виде аграрного перенаселения.

    Во-вторых, депрессивные регионы, т.е. с преобладанием  наиболее кризисных отраслей. На данный момент таковыми являются легкая промышленность и военно-промышленный комплекс, отличающиеся наибольшим сокращением объемов производства по сравнению с концом 80-х.

    Важен также вопрос сельской безработицы  в Беларуси. В прогнозах начала 90-х годов ожидался резкий всплеск  безработицы в городах в итоге  развала промышленности, сформировавшейся за советский период (гигантские предприятия, которые работали в основном на оборону, оказались неспособны адаптироваться к рыночным отношениям). Сельская же местность считалась крайне трудодефицитной, способной отвлечь большое количество безработных из городских поселений. Современная ситуация показывает, что и эти прогнозы не оправдались. Начиная с 1994 г. уровень безработицы среди сельского населения превышает аналогичный показатель для городского населения. Очень высока также напряженность на сельском рынке труда, т.к. свободных рабочих мест здесь практически нет. В основном сельская безработица наблюдается в регионах с высоким естественным приростом и в северных несельскохозяйственных регионах. Повышенной сельской безработицей отличаются также депрессивные сельские регионы со значительным развитием в прошлом маятниковых миграций из села в городские поселения.

    Уровень безработицы в Беларуси к концу 2010 года составлял 1,1-1,2% экономически активного населения, что предусмотрено Государственной программой содействия занятости населения на 2009-2010 годы.

    Итак, развитие безработицы в Республике Беларусь на современном этапе существенно  отличается от общемировых закономерностей. Уровень безработицы в сельской местности выше, чем в городских  поселениях. В причинах безработицы существует значительная региональная дифференциация. Существенными оказались и социальные причины (потоки беженцев и вынужденных переселенцев, высокий естественный прирост, значительный миграционный отток), и экономические (резкий спад производства в одних отраслях, незначительный - в других).

    Если рассматривать численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, и уровень зарегистрированной безработицы, то из приложения Б видно, что на конец июня 2009 года количество зарегистрированных человек было гораздо больше, чем на конец 2010 года, изобразим это графически: 

    Диаграмма 2. Общая численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, и из них безработные, которым назначено пособие по безработице (на конец периода).

    

    Примечание  – Источник [собственной разработки, на основании приложения Б, таблицы 3]. 

    По данному графику можно сказать, что в Беларуси за 6 месяцев 2009 года самый высокий уровень обратившихся и зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите (в 4 месяце 2009 года максимальное количество безработных) [Приложение Б, таблица 3].

    В настоящий момент уровень безработицы  в Республике Беларусь составляет 0,8% (программными документами предусмотрено 1,2-1,4%). Количество безработных в Беларуси постоянно сокращается. В настоящий момент на учете по безработице состоят 37,4 тыс. человек, в том числе 1,5 тыс. инвалидов, 500 освободившихся из мест лишения свободы. Около 62% безработных — женщины. При этом в Беларуси насчитывается порядка 60 тыс. вакантных рабочих мест. 77% из них — места по рабочим специальностям, тогда как среди безработных преобладают люди с более высокой квалификацией.

    В 2009-2010 годах предполагается «охватить государственным содействием в трудоустройстве» большее число лиц, особенно социально уязвимых категорий граждан. За 2008 год такое содействие было оказано 200 тыс. безработных, в их числе около 5 тыс. инвалидов, более 90 тыс. молодых людей, почти 3 тыс. граждан, освободившихся из мест лишения свободы, порядка 33 тыс. длительно неработающих лиц.

    В 2009-2010 годах также планируется  обеспечить рост занятых в экономике. По результатам 2008 года он составил 4 млн. 535 тыс. человек, 2009-го — 4 млн. 650 тыс. человек, 2010 года — 4 млн. 775 тыс. человек. Этот показатель выполнить «достаточно сложно»: в связи с демографической ситуацией число людей трудоспособного возраста в Беларуси не увеличивается.

    На  сегодняшний день можно говорить о положительных тенденциях в  области занятости: практически все предусмотренные показатели выполняются. В 2009 году на 0,6% выросла среднесписочная численность работников, на 5,8% больше принято людей на работу по сравнению с уволенными, снизилась численность высвобождаемых работников в общей численности уволенных [13].

    На 1 мая текущего года в 60 регионах страны уровень безработицы составлял 1% и ниже, в 58 регионах — от 1,1% до 1,5%, в девяти — от 1,6% до 2%, в трех районах  — выше 2% (Ганцевичский, Поставский, Речицкий — по 2,1%). В целом по Беларуси показатель безработицы на 1 мая нынешнего года составил 1% к численности экономически активного населения (задание на 2009 год — 1,1-1,2%).

    И в начале года, и сегодня в Беларуси наблюдается тенденция увеличения численности работников, занятых неполное время. В апреле численность таких работников составила 75,6 тысячи человек, что в 1,2 раза больше, чем в марте и в 8,3 раза больше, чем в апреле.

    На 1% увеличилась в апреле по сравнению  с мартом численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы — с 50,7 тысячи до 51,2 тысячи человек. По сравнению с апрелем 2010 года этот показатель увеличился в 6,6 раза. Таким образом, общий объем вынужденной неполной занятости в апреле 2009 года вырос по сравнению с мартом в 1,1 раза и составил 126,8 тысяч человек, или 3,8% к списочной численности работников против 3,5% в марте. При этом по сравнению с апрелем 2010 года, число не полностью занятых работников увеличилось в 7,5 раза.

    По  данным на 1 июля нынешнего года, в Беларуси на учете по безработице состояли 40 тыс. 662 безработных (для сравнения: на 1 июня текущего года их было 41,7 тыс., на 1 июля прошлого года - 37,3). При этом отмечается повышение спроса нанимателей на рабочую силу. Так, по сравнению с 1 июля 2007 года количество свободных рабочих мест в банке вакансий госслужбы занятости увеличилось на 20,5% - до 68,7 тыс. (причем за апрель вакансий стало больше на 3,1 тыс., за май - на 5,1 тыс., за июнь - на 9,3 тыс.).

    В Витебской и Брестской областях уровень безработицы на 1 июля 2010 года составил 1,3%. В Гомельской и Гродненской областях этот показатель равнялся 1,2%, в Могилевской - 1%, в Минской - 0,9%. В столице уровень зарегистрированной безработицы самый низкий - 0,3% к численности экономически активного населения Минска.

    Из-за относительно небольшого размера пособия  уволенные работники не спешат регистрироваться в качестве безработных. От этого  шага удерживает и то, что их могут  обязать трудиться на общественных работах на менее 22 рабочих дней. В итоге наличие незарегистрированных в службах занятости граждан дает уровень безработицы менее одного процента.

    Размышляя о причинах установления такой величины пособия по безработице, неизбежно  приходишь к выводу, что это  было сделано для предотвращения увольнения работников с предприятий. Ведь в условиях стабильного экономического роста в стране было достаточно рабочих мест. Могла не устраивать заработная плата, но она все равно была выше пособия. Повышение пособия по безработице приведет к тому, что большое количество работников может оказаться за воротами предприятий. Что лучше: чтобы работники получали невысокую, но стабильную и гарантированную зарплату или чтобы они пришли на биржу труда за повышенным пособием? Хорошо, если предприятия могут сохранить свои кадры в нынешние непростые времена. И работникам предпочтительнее сохранять свое место на предприятии даже при неполной занятости. Во-первых, у них есть работа и сам этот факт повышает самооценку людей. Во-вторых, они понимают, что в перспективе ситуация может поменяться к лучшему и заработки увеличатся. Средняя зарплата в декабре прошлого года составила — 1.000.002 рубля. В I квартале текущего года она несколько снизилась, в связи с мировым экономическим кризисом. Однако пособие по безработице в размере бюджета прожиточного минимума (сегодня 234,4 тыс. рублей) – сумма, из-за которой кто-то по собственной инициативе решит уволиться. А если какой-то работник получает меньше, то он наверняка предприятию не нужен. Поскольку в белорусских условиях всегда найдется источник для выплаты заработной платы.

    В службы занятости обращаются далеко не все граждане, потерявшие работу. Некоторые из них предпочитают искать себе занятие самостоятельно. Многих не устраивает размер пособия по безработице. В эту сумму должны входить расходы на питание, одежду, проезд, оплату жилищно-коммунальных услуг и т. д. [Приложение Б, таблица 4].

    С точки зрения Министерства финансов увеличение пособия по безработице  до минимального прожиточного уровня увеличит нагрузку на бюджет, а это недопустимо. Однако возможны варианты. Например, часть пособия по безработице может выдаваться хотя бы талонами на покупку белорусских товаров (тем самым будет стимулироваться еще и сбыт) или перечисляться целевым назначением на оплату жилищно-коммунальных услуг (что позволит снизить бюджетную поддержку этой сферы).

    Одним из важнейших элементов государственной  политики занятости должно стать  развитие законодательных и организационных  механизмов, обеспечивающих эффективное  взаимодействие между системой профессионального образования и предприятиями.

    Важной  целью является создание стабильной сети контактов между работодателями, учреждения профессионального образования  и государством. При этом объединениям работодателей и работников должна принадлежать решающая роль в формировании профессионально - квалифицированных стандартов, тогда как учебным заведениям – в переводе их на язык образовательных стандартов и учебных планов. Участие же государства в таких контактах позволит ему, помимо прочего, получать необходимую информацию о потребностях работодателей в рабочей силе различных профессий и квалификаций, а также о том, на сколько полно удовлетворяются эти потребности.

    Безработица молодежи является так же одной из острейших социально-экономических  проблем современности. Массовая безработица среди молодежи, в силу специфики, не устоявшейся еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности, является еще более глубокой проблемой.

    Безработица среди молодого населения ведет:

  • к углублению бедности и обнищанию бюджетов молодых семей (как следствие - увеличение разводов, абортов, снижение рождаемости, увеличение числа беспризорных и брошенных детей, детей-сирот, детей-инвалидов);
  • снижение социальной защищенности и неадекватная оценка молодежного труда способствует падению национального патриотизма, приводит к оттоку молодых специалистов в развитые капиталистические страны, прививает интерес к поиску альтернативных форм заработка в сфере неформальной экономики и теневого бизнеса, подрывает интерес к образованию;
  • усугубляется криминогенная обстановка в стране: увеличивается количество экономических и уголовных преступлений, расцветает алкоголизм и наркомания, увеличивается количество венерических и прочих заболеваний, сокращается уровень продолжительности жизни, увеличивается смертность - все это способствует естественному вырождению нации.

    Что касается проблемы увеличения непосредственной занятости молодежи, здесь наблюдаются  свои специфические сложности:

  • молодые специалисты в силу своей “незрелости”, недостатка профессионального опыта являются одним из наименее востребованных слоев населения на рынке труда;
  • наблюдается тенденция к эксплуатации молодежного труда со стороны частных предпринимателей (необоснованно низкая заработная плата, ненормированное рабочее время и дифференциация труда) по причине сложности трудоустройства и повышенной в связи с этим значимости рабочего места;
  • чрезмерная амбициозность выпускников современных вузов (особенно коммерческих) - завышенные требования к условиям и оплате труда, не желание строить карьеру с самых “низов”, постепенно поднимаясь по ступеням служебной лестницы, - усложняют ситуацию на рынке труда молодых специалистов, увеличивают количество безработных праздношатающихся молодых людей;
  • отсутствие четкой профессиональной определенности - зачастую образование, полученное в вузе, не является основным профессиональным ориентиром, молодой специалист не знает своих профессиональных склонностей и не имеет конкретных предпочтений ни к одной из профессий;
  • отсутствие практической подготовки с детства к любому реальному труду приводят к нежеланию менять размеренный уклад “легкой” жизни за “надежным родительским плечом”;
  • слабая социальная защищенность, необоснованно низкая система оплаты труда в стране, высокая текучесть кадров на российских предприятиях стимулирует молодого специалиста к поиску заработка на более благоприятной ниве зарубежных предприятий.

Информация о работе Безработица и занятость населения