Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 23:16, курсовая работа
Безработица сегодня является одной из центральных проблем во всем мире. И обостряется в тех странах, где происходит переходный период к иной системе экономики.
Данная тема очень актуальна, т.к. в настоящее время такой переходный период к рыночным отношениям осуществляется в Республике Беларусь. С этим связаны большие трудности и возникновение многих социально-экономических проблем, которые влекут за собой болезненные процессы, обуславливающие возникновение безработицы.
Вторая группа - регионы с высоким уровнем безработицы и большой напряженностью на рынке труда (показатели превышают среднебеларусские). Но темпы роста безработицы здесь средние или ниже средних.
Третья группа - уровень безработицы и напряженность на рынке труда ниже среднебеларусских, но темпы роста уровня безработицы выше среднебеларусских. Фактически по остроте безработицы эта группа средняя.
Четвертая группа - регионы с наименее острой безработицей в стране. В них уровень безработицы ниже среднего, низка напряженность на рынке труда, темпы роста безработицы ниже среднебеларусских.
Итак, в Беларуси острая безработица имеется в регионах двух типов.
Во-первых,
это регионы с высоким
Во-вторых, депрессивные регионы, т.е. с преобладанием наиболее кризисных отраслей. На данный момент таковыми являются легкая промышленность и военно-промышленный комплекс, отличающиеся наибольшим сокращением объемов производства по сравнению с концом 80-х.
Важен также вопрос сельской безработицы в Беларуси. В прогнозах начала 90-х годов ожидался резкий всплеск безработицы в городах в итоге развала промышленности, сформировавшейся за советский период (гигантские предприятия, которые работали в основном на оборону, оказались неспособны адаптироваться к рыночным отношениям). Сельская же местность считалась крайне трудодефицитной, способной отвлечь большое количество безработных из городских поселений. Современная ситуация показывает, что и эти прогнозы не оправдались. Начиная с 1994 г. уровень безработицы среди сельского населения превышает аналогичный показатель для городского населения. Очень высока также напряженность на сельском рынке труда, т.к. свободных рабочих мест здесь практически нет. В основном сельская безработица наблюдается в регионах с высоким естественным приростом и в северных несельскохозяйственных регионах. Повышенной сельской безработицей отличаются также депрессивные сельские регионы со значительным развитием в прошлом маятниковых миграций из села в городские поселения.
Уровень безработицы в Беларуси к концу 2010 года составлял 1,1-1,2% экономически активного населения, что предусмотрено Государственной программой содействия занятости населения на 2009-2010 годы.
Итак, развитие безработицы в Республике Беларусь на современном этапе существенно отличается от общемировых закономерностей. Уровень безработицы в сельской местности выше, чем в городских поселениях. В причинах безработицы существует значительная региональная дифференциация. Существенными оказались и социальные причины (потоки беженцев и вынужденных переселенцев, высокий естественный прирост, значительный миграционный отток), и экономические (резкий спад производства в одних отраслях, незначительный - в других).
Если
рассматривать численность безработных,
зарегистрированных в органах по труду,
занятости и социальной защите, и уровень
зарегистрированной безработицы, то из
приложения Б видно, что на конец июня
2009 года количество зарегистрированных
человек было гораздо больше, чем на конец
2010 года, изобразим это графически:
Диаграмма 2. Общая численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, и из них безработные, которым назначено пособие по безработице (на конец периода).
Примечание
– Источник [собственной разработки,
на основании приложения Б, таблицы
3].
По данному графику можно сказать, что в Беларуси за 6 месяцев 2009 года самый высокий уровень обратившихся и зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите (в 4 месяце 2009 года максимальное количество безработных) [Приложение Б, таблица 3].
В настоящий момент уровень безработицы в Республике Беларусь составляет 0,8% (программными документами предусмотрено 1,2-1,4%). Количество безработных в Беларуси постоянно сокращается. В настоящий момент на учете по безработице состоят 37,4 тыс. человек, в том числе 1,5 тыс. инвалидов, 500 освободившихся из мест лишения свободы. Около 62% безработных — женщины. При этом в Беларуси насчитывается порядка 60 тыс. вакантных рабочих мест. 77% из них — места по рабочим специальностям, тогда как среди безработных преобладают люди с более высокой квалификацией.
В 2009-2010 годах предполагается «охватить государственным содействием в трудоустройстве» большее число лиц, особенно социально уязвимых категорий граждан. За 2008 год такое содействие было оказано 200 тыс. безработных, в их числе около 5 тыс. инвалидов, более 90 тыс. молодых людей, почти 3 тыс. граждан, освободившихся из мест лишения свободы, порядка 33 тыс. длительно неработающих лиц.
В 2009-2010 годах также планируется обеспечить рост занятых в экономике. По результатам 2008 года он составил 4 млн. 535 тыс. человек, 2009-го — 4 млн. 650 тыс. человек, 2010 года — 4 млн. 775 тыс. человек. Этот показатель выполнить «достаточно сложно»: в связи с демографической ситуацией число людей трудоспособного возраста в Беларуси не увеличивается.
На сегодняшний день можно говорить о положительных тенденциях в области занятости: практически все предусмотренные показатели выполняются. В 2009 году на 0,6% выросла среднесписочная численность работников, на 5,8% больше принято людей на работу по сравнению с уволенными, снизилась численность высвобождаемых работников в общей численности уволенных [13].
На 1 мая текущего года в 60 регионах страны уровень безработицы составлял 1% и ниже, в 58 регионах — от 1,1% до 1,5%, в девяти — от 1,6% до 2%, в трех районах — выше 2% (Ганцевичский, Поставский, Речицкий — по 2,1%). В целом по Беларуси показатель безработицы на 1 мая нынешнего года составил 1% к численности экономически активного населения (задание на 2009 год — 1,1-1,2%).
И
в начале года, и сегодня в Беларуси
наблюдается тенденция
На 1% увеличилась в апреле по сравнению с мартом численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы — с 50,7 тысячи до 51,2 тысячи человек. По сравнению с апрелем 2010 года этот показатель увеличился в 6,6 раза. Таким образом, общий объем вынужденной неполной занятости в апреле 2009 года вырос по сравнению с мартом в 1,1 раза и составил 126,8 тысяч человек, или 3,8% к списочной численности работников против 3,5% в марте. При этом по сравнению с апрелем 2010 года, число не полностью занятых работников увеличилось в 7,5 раза.
По данным на 1 июля нынешнего года, в Беларуси на учете по безработице состояли 40 тыс. 662 безработных (для сравнения: на 1 июня текущего года их было 41,7 тыс., на 1 июля прошлого года - 37,3). При этом отмечается повышение спроса нанимателей на рабочую силу. Так, по сравнению с 1 июля 2007 года количество свободных рабочих мест в банке вакансий госслужбы занятости увеличилось на 20,5% - до 68,7 тыс. (причем за апрель вакансий стало больше на 3,1 тыс., за май - на 5,1 тыс., за июнь - на 9,3 тыс.).
В Витебской и Брестской областях уровень безработицы на 1 июля 2010 года составил 1,3%. В Гомельской и Гродненской областях этот показатель равнялся 1,2%, в Могилевской - 1%, в Минской - 0,9%. В столице уровень зарегистрированной безработицы самый низкий - 0,3% к численности экономически активного населения Минска.
Из-за относительно небольшого размера пособия уволенные работники не спешат регистрироваться в качестве безработных. От этого шага удерживает и то, что их могут обязать трудиться на общественных работах на менее 22 рабочих дней. В итоге наличие незарегистрированных в службах занятости граждан дает уровень безработицы менее одного процента.
Размышляя о причинах установления такой величины пособия по безработице, неизбежно приходишь к выводу, что это было сделано для предотвращения увольнения работников с предприятий. Ведь в условиях стабильного экономического роста в стране было достаточно рабочих мест. Могла не устраивать заработная плата, но она все равно была выше пособия. Повышение пособия по безработице приведет к тому, что большое количество работников может оказаться за воротами предприятий. Что лучше: чтобы работники получали невысокую, но стабильную и гарантированную зарплату или чтобы они пришли на биржу труда за повышенным пособием? Хорошо, если предприятия могут сохранить свои кадры в нынешние непростые времена. И работникам предпочтительнее сохранять свое место на предприятии даже при неполной занятости. Во-первых, у них есть работа и сам этот факт повышает самооценку людей. Во-вторых, они понимают, что в перспективе ситуация может поменяться к лучшему и заработки увеличатся. Средняя зарплата в декабре прошлого года составила — 1.000.002 рубля. В I квартале текущего года она несколько снизилась, в связи с мировым экономическим кризисом. Однако пособие по безработице в размере бюджета прожиточного минимума (сегодня 234,4 тыс. рублей) – сумма, из-за которой кто-то по собственной инициативе решит уволиться. А если какой-то работник получает меньше, то он наверняка предприятию не нужен. Поскольку в белорусских условиях всегда найдется источник для выплаты заработной платы.
В службы занятости обращаются далеко не все граждане, потерявшие работу. Некоторые из них предпочитают искать себе занятие самостоятельно. Многих не устраивает размер пособия по безработице. В эту сумму должны входить расходы на питание, одежду, проезд, оплату жилищно-коммунальных услуг и т. д. [Приложение Б, таблица 4].
С точки зрения Министерства финансов увеличение пособия по безработице до минимального прожиточного уровня увеличит нагрузку на бюджет, а это недопустимо. Однако возможны варианты. Например, часть пособия по безработице может выдаваться хотя бы талонами на покупку белорусских товаров (тем самым будет стимулироваться еще и сбыт) или перечисляться целевым назначением на оплату жилищно-коммунальных услуг (что позволит снизить бюджетную поддержку этой сферы).
Одним
из важнейших элементов
Важной
целью является создание стабильной
сети контактов между
Безработица
молодежи является так же одной из
острейших социально-
Безработица среди молодого населения ведет:
Что касается проблемы увеличения непосредственной занятости молодежи, здесь наблюдаются свои специфические сложности: