Безработица и занятость населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 23:16, курсовая работа

Описание

Безработица сегодня является одной из центральных проблем во всем мире. И обостряется в тех странах, где происходит переходный период к иной системе экономики.
Данная тема очень актуальна, т.к. в настоящее время такой переходный период к рыночным отношениям осуществляется в Республике Беларусь. С этим связаны большие трудности и возникновение многих социально-экономических проблем, которые влекут за собой болезненные процессы, обуславливающие возникновение безработицы.

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ АНДРЕЯ.doc

— 325.50 Кб (Скачать документ)

    Решить  проблему увеличения занятости можно, но подходить к этому решению  следует комплексно:

    Во-первых, государство должно позаботиться о  создании атмосферы социальной стабильности и защищенности для рассматриваемого слоя населения (ведь молодежь - это  будущее нации):

  • пересмотреть и доработать законодательную базу;
  • откорректировать политику в области трудоустройства;
  • найти возможности дополнительного финансирования государственных программ и мероприятий в направлении занятости;
  • разработать систему поощрений, льготного инвестирования и налогообложения регионов с низким уровнем безработицы (тем самым стимулировать местную администрацию в приоритетности решения проблемы занятости) и др.

      Во-вторых, органы местной администрации  должны активно следить за  положением на рынке труда  своего региона:

  • способствовать созданию необходимого количества государственных и коммерческих специализированных институтов, занимающихся трудоустройством, профессиональным консультированием, психологической поддержкой (в частности, специализированных агентств для молодежи, кадровых агентств, центров социально-психологической помощи молодежи, бирж труда и т.п.);
  • следить за деятельностью государственных служб занятости и городской биржи труда, оказывая необходимую финансовую помощь и организационно-правовую поддержку (при выплате пособий, оплате стажировок, финансировании и организации профессионально-консультационных массовых мероприятий и т.п.);
  • формировать государственный заказ для вузов на такие специальности, которые соответствуют требованиям времени и условиям сложившегося рынка труда;
  • обеспечить тесную взаимосвязь в системе: местные органы самоуправления - вузы - рынок труда;
  • стимулировать предприятия и частных предпринимателей в увеличении количества молодых специалистов при формировании кадрового потенциала фирм (проводить на базе бирж труда и кадровых агентств консультационно-разъяснительные семинары с работодателями; выделять необходимые финансовые средства на начальном этапе апробации молодого специалиста, ввести квотирование численности молодых специалистов на предприятиях, организовывать курсы по планированию кадровой политики для частных предпринимателей).

      В-третьих, необходима перестройка  в образовательной деятельности  современных учебных заведений,  сегодняшний вуз должен выпускать  качественно иного специалиста:

  • выпускник должен иметь четкую профессиональную направленность (для этого необходимо ввести в любое высшее учебное заведение специальную дисциплину/курс - “Планирование профессиональной карьеры”);
  • выпускник должен быть уверен в востребованности своих знаний (специальности должны подбираться не только с целью коммерческой выгоды на сегодняшний день, но и с учетом перспективных тенденций на рынке труда; ввести в практику последипломную стажировку на предприятиях в течение, приблизительно, шести месяцев);
  • вуз должен быть нацелен не на набор, а на выпуск, т.е. на базе любого современного вуза должна работать своя кадровая служба по работе с выпускниками (либо заключен договор со специализированными агентствами), обеспечиваться устойчивые взаимосвязи с действующими предприятиями-работодателями, организовываться курсы дополнительной специализации и повышения квалификации, практиковаться распределение на предприятия хотя бы наиболее перспективных выпускников.

    Мировой экономический кризис серьезно изменит  систему мирохозяйственных связей. И уже сейчас нужно определять место Беларуси в новой системе международного разделения труда, выделять сферы деятельности, на которых будет специализироваться наша страна. Уже достаточно очевидно, что в стране необходимо опережающее развитие инновационной деятельности, строительства, сферы услуг (в том числе туризма) и т. д. И под эти специализации пора активнее переучивать кадры из менее перспективных отраслей.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

    Исходя  из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Республикой Беларусь, что не удивительно, т.к. состояние экономики Республики Беларусь сейчас плачевное. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда.

    Из  всего выше сказанного следует, по крайней  мере, два вывода. Первый вывод состоит  в том, что в Беларуси появляется массовая безработица, которая хотя и не достигла пиковых значений, но служит причиной ухудшения материального положения народного большинства. Согласно второму выводу, расширение сферы безработицы в Беларуси оказалось весьма сложным и противоречивым процессом с неоднозначными последствиями. С одной стороны, она, как и везде в обществах с рыночной экономикой стала своеобразной "резервацией", куда попадают те, кто в силу объективных причин (работники производств и предприятий, плохо адаптирующихся к рынку, жители депрессивных регионов и т.д.) или по субъективным обстоятельствам оказались лишними в трансформирующемся хозяйстве. Часть, по мере возрастания потребности в рабочей силе, возвращается в производство, другие окончательно выбывают из него. С другой стороны, безработица играет роль специфической школы приспособления к новым условиям, в особенности для молодежи, отчасти для среднего поколения. Роль "резервации" берет на себя само производство, с его избыточной занятостью. Наоборот, многие из тех, кто проходит подобную школу именно в составе безработных, в особенности тех, кого безработица заставляет активизироваться, овладевать навыками трудовой деятельности рыночного типа, нередко остаются невостребованными производством, реструктуризация которого задерживается. В результате безработные и занятые живут, так сказать, в едином социально-экономическом и социально-психологическом пространстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ 

  1. Абель Э. Макроэкономика. 5-е издание / Э. Абель, Б. Бернанке. –  СПб.: Питер, 2008 – 768 с.
  2. Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов по экон.спец. / В.В. Адамчук. – ВЭФЭИ – М,:ЮНИТИ, 1999. – 407 с.
  3. Арещенко В.Д. Рынок труда: проблемы безработицы и социальные гарантии: Учеб. -метод. пос. / В.Д.Арещенко, С.С.Дрозд, Г.К.Балтрушевич. – Гомель:Межд. Инженер.акад.,1992. – 127 с.
  4. Вечканов Г.С. Макроэкономика: Учебник для вузов. 3-е изд., дополненное / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – СПб.: Питер, 2009. – 560 с.
  5. Дорнбуш Рудигер, Фишер Стенли. Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ. / Р. Дорнбуш, С. Фишер. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА – М, 1997. – 783 с.
  6. Журнал: Статистика Беларуси, №3, 2009
  7. Лемешевский И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3). / И.М.Лемешевский. – Мн.: 2004. – 576 с.
  8. Макконел К.Р., Брю С.Л.. Экономикс: пер. 17-го англ. изд. / К.Р. Макконел, С.Л. Брю. – М.:ИНФРА-М, 2009. – XXVIII – 916 c.
  9. Национальный статистический комитет Республики Беларусь: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2009, Минск 2009
  10. Плотницкий М.И. Макроэкономика / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов. М.: Новое издание 2002 – 462 с.
  11. Сакс Джеффри Д., Ларрен Фелипе Б. Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ. АНХ при прав. РФ. / Д. Д.Сакс, Л. Б. Фелипе. – М.: Изд-во «Дело», 1996. – 847 с.
  12. Тодаро Микаель П. Экономическое развитие: Учебник для экономических вузов: Пер. с англ. / М.П.Тодаро. – М.: Экон. Фак.МГУ, ЮНИТИ, 1997. – 666 с.
  13. ПРИЛОЖЕНИЕ А
 

     Рис 1. Кривая Филипса

       

     Примечание  – Источник: [11, c.48] 

     Рис 2. Основные концепции безработицы

       

     Примечание  – Источник: [8, с.254]

 

      Рис 3. Основные виды безработицы и их соотношение

       

     Примечание  – Источник: [8, с.247] 

     Рис 4 Структура населения страны

       

     Примечание  – Источник: [8, с.240]

 

     Рис 5. Изменение фактического уровня безработицы и обнаружение циклической безработицы 

       

     Примечание  – Источник: [8, с.249] 

     Рис 6. Кривая Оукена

     

     Y 

     Y*

     Y1

     Y2

                u*      u1               u2                            u 

     Примечание  – Источник: [12, с.181]. 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ Б 

     Таблица 1

     Численность и естественное движение населения

Периоды Численность населения на конец периода, тыс. человек Человек Число
родилось умерло естественный прирост, убыль(-) браков разводов
2009 9671,9 107876 133879 -26003 77201 36679
2010 I 9669,6 9305 12620 -3315 4438 2764
II 9668,2 17742 23486 -5744 11382 5342
III 9665,8 26887 35860 -8973 14027 8700
IV 9664,5 35581 47177 -11596 19574 11156
V 9663,5 44712 58339 -13627 22983 14066
VI 9662,4 53579 69233 -15654 30594 16965

     Примечание  – Источник: [6, с.50]. 

     Таблица 2

     Численность занятого населения по отраслям экономики

Периоды Всего В том числе
промышленность сельское хозяйство Строитель- ство транспорт связь
2009 4594,4 1222,4 435,1 398,6 288,3 63,5
2010 I 3516,2 962,8 411,5 283,7 203,0 61,2
II 3515,6 958,6 412,5 284,7 203,1 61,2
III 3543,1 960,0 414,6 292,5 203,6 61,1
IV 3532,8 954,7 418,3 294,8 201,9 60,9
V 3524,3 949,9 420,3 296,4 201,6 60,7
VI 3523,3 943,7 421,9 301,8 201,6 60,7

     Примечание  – Источник: [6, с.50]. 

 

     Диаграмма 1

     Численность всего населения и численность занятого населения по отраслям хозяйствования 

Информация о работе Безработица и занятость населения